У игры не бывает пола - необычное интервью с сотрудницами Wargaming

В это прекрасный и светлый весенний праздник нельзя обойти стороной тех девушек, которые трудятся в игровой индустрии. Особенно участвуют в разработке такой “мужицкой” игры как World of Tanks. Такое начало ожидали? Ну уж нет. Если уж праздновать международный женский день и брать интервью к нему приуроченное, то по всем исконным канонам праздника. Дружно откладываем в сторону токсичную мускулинность, выбрасывает пять тюльпанов в целофанке и внимаем. 8 марта — не день чествования женщины за один факт её существования, а день в который все человечество вспоминает, как небольшая группа женщин изменила основы общества.

За подробной исторической справкой маршируем в Википедию. Кратко — 8 марта является днем солидарности борьбе женщин за равные права и эмансипацию. Удивительно, но совсем недавно, в пору когда слово “феменизм” не несло в себе столько негативного подтекста, у домашней кошки прав было больше чем у женщины. Но благодаря силе духа, смелости и настойчивости им удалось сделать первый шаг в сторону равноправия. Которого, увы, все ещё нет.

И так, давайте уже ближе к теме. В компании Wargaming нам удалось найти 4-х смелых девушек, которые решились ответить на 5 необычных вопросов (ладно, 4, одни банальный, но он был нужен). Их ответы, опыт и ценные рекомендации могут помочь некоторым парням пересмотреть свои взгляды и отношение к, Слаанеш прости мне это выражение, “слабому полу”. Ну а девушкам, коих среди нашей аудитории в достатке, поверить в свои силы и сделать шаг к мечте! Самые интересные вопросы и ответы на них мы скрыли под спойлерами, так что прошу потрудиться лишний раз кликнуть мышкой.

Вот наши прекрасные собеседницы:

Надежда Коновалова, менеджер социальных сетей.

PG: Игры для вас — это только работа или и одно из ваших хобби?

Надежда: Я играла в компьютерные игры с 12 лет (кажется, первой была Diablo II), и, когда появилась возможность поработать в этой сфере, я ею немедленно воспользовалась. За годы работы в геймдеве многие вещи в играх начинаешь рассматривать с точки зрения «как это сделано», каким-то вещам отдаешь должное, потому что они сделаны хорошо. В итоге, я бы сказала, получился такой сплав из работы и хобби.

Спойлер

PG: Вы изначально были нацелены на работу в игровой индустрии или так совпало, что работаете в ней?

Надежда: Работала в разных сферах, но в конце концов оказалась с набором навыков, которые пригодились именно для работы с World of Tanks. Это был и игровой опыт, и работа с социальными сетями, и маркетинг, и многое другое.

PG: В сознании укоренилась мысль, что игры — это мужское занятие и увлечение. Как часто сталкиваетесь с вопросами вроде «И каково это быть женщиной в игровой индустрии?», «Неужели тебе это интересно?». Как обычно реагируете на такое?

Надежда: Ой, мне кажется, девчонок в сфере IT и разработки игр сейчас так много, что это уже ни у кого не вызывает удивления — ну, или это мне так повезло. Думаю, мои друзья и близкие давно привыкли, что от компьютера меня не оторвать, так что моя сфера деятельности для них не новость. Ну а малознакомым людям я скромно сообщаю, что работаю маркетологом — и почти не лукавлю при этом.

PG: Как к вам относятся коллеги-мужчины? Получаете повышенное внимание или «на одной волне» с коллективом?

Надежда: Иногда закрадывается подозрение, что ребята меня берегут, но в целом мы скорее на одной волне. Ну, кроме 8 Марта — в этот день повышенное внимание обеспечено — однажды подарили такой огромный букет тюльпанов, что пришлось купить под него не вазу, а целое ведро :)

PG: Многие девушки считают, что если они хотят связать свою жизнь с играми, то единственный путь — это блоги, косплеи или стримы, а в самой разработке или продвижении будет сложно работать из-за предвзятости. Что вы можете сказать или посоветовать им?

Надежда: За годы работы в компании я видела у нас очень много крутых девчонок, которых ценили именно за профессиональные навыки и знания. У них была одна общая черта: они горели тем, что делали, и прекрасно справлялись. А вот косплееров в офисе я не встречала :) Выводы делайте сами.

Людмила Григорова, Cybershare в World of Tanks, 32 года, проектный менеджер World of Tanks.

PG: Игры для вас — это только работа или и одно из ваших хобби?

Людмила: Это часть жизни. Будучи совсем ребенком, я вместе с друзьями по улице рисовала целые локации мелками на асфальте, с точками захвата, магазинами оружия, зонами отдыха. Когда локация была готова, мы проговаривали правила: например, вот на этой улице нужно пробежать максимально быстро, если остановишься, то все — ты умер, так как это улица Вязов, и там ты получишь урон от Фредди Крюгера. И начиналась игра. Так мы пытались разнообразить стандартную игру в догонялки.

А когда получила на день рождения свою первую приставку, с этого момента началась моя геймерская история. Я любила не только играть, но и смотреть, как играет брат или сестра в те игры, которые я не могла пройти на собственном скиле. Очень часто в моей комнате собиралось много друзей, мы запускали приставку — и начиналось веселье: играли по очереди, многие смотрели. Получалась такая версия стрима, но в офлайне.

Моими любимыми играми были «Алладин», Tiny Toon Adventures и, конечно, Battle City.

Где-то в классе 7-м родители убедили, что игры — это все ребячество и нужно думать про учебу. С этого момента я на достаточно продолжительное время приостановила, так сказать, активную геймерскую карьеру.

Спойлер

PG: Вы изначально были нацелены на работу в игровой индустрии или так совпало, что работаете в ней?

Людмила: Начиная со старших классов я не думала, что когда-нибудь моя жизнь снова плотно переплетется с играми. После школы поступила в университет на специальность «экономическая кибернетика», а чтобы оплачивать учебу, подрабатывала в «Макдональдсе», времени на игры совсем не было. Будучи студенткой, я поняла, что программирование мне не очень по душе, а вот объяснять программистам задачу и разбираться, как работает система и зачем она была создана, мне нравится. Поэтому к 4-му курсу решила попробовать поработать бизнес-аналитиком и пошла работать в EPAM. После 2 лет работы аналитиком по направлению корпоративных порталов и документооборота я поняла, что все одинаково: одни и те же проблемы у заказчиков, одни и те же задачи, типовые решения. И я начала поиск новой работы. И как результат этого поиска — 8 лет назад я пришла в Wargaming на должность игрового аналитика, связала свою жизнь с танками, а с 2018-го, набравшись опыта, стала проектным менеджером.

PG: В сознании укоренилась мысль, что игры — это мужское занятие и увлечение. Как часто сталкиваетесь с вопросами вроде «И каково это быть женщиной в игровой индустрии?», «Неужели тебе это интересно?». Как обычно реагируете на такое?

Людмила: Поначалу да, бывало, конечно. Знаете, у старшего поколения есть некая предвзятость к играм, мол, это несерьезно. Но у меня мама и даже бабушка уже нормально стали относиться к моей работе. Так что давно не сталкиваюсь с такими вещами, так как игры — часть не только моей жизни, но и многих окружающих меня людей. Дома с мужем часто играем вместе, он на компе в «Танки» или «Контру», я на приставке в RDR, а можем и в Mortal Kombat вместе зарубиться.

Также в моем окружение много девушек играют. Это интересно и отличный способ получить новый опыт, не выходя из дома, особенно в пандемию. Границы закрыты, а ты можешь загрузить «Ведьмака» — и вот ты на Скеллиге, покоряешь горы или работаешь доставщиком грузов в Death Stranding.

PG: Как к вам относятся коллеги-мужчины? Получаете повышенное внимание или «на одной волне» с коллективом?

Людмила: В онлайн-играх, конечно, сталкиваюсь с дополнительным вниманием, чего не всегда хочется. А вот на работе не чувствую никакой разницы. Все-таки мы все нацелены на работу, более важны профессиональные отношения. Мы все (ну или практически все) любим игры и хотим создавать их.

PG: Многие девушки считают, что если они хотят связать свою жизнь с играми, то единственный путь — это блоги, косплеи или стримы, а в самой разработке или продвижении будет сложно работать из-за предвзятости. Что вы можете сказать или посоветовать им?

Людмила: Напрасно считают. В современном геймдеве никому не важен твой пол — важны умения и навыки, прямо как в RPG. Учитесь, программируйте, изучайте управление, бизнес, английский язык и, конечно же, играйте в игры.

Следуйте своим желаниям и не слушайте скептиков, что, мол, не сможешь, не твое и так далее. Если чего-то хочешь, то надо пробовать.

Анна Мордовина aka Tortik, Community Team Lead World of Tanks Blitz

PG: Игры для вас — это только работа или и одно из ваших хобби?

Анна: Хобби, которое стало работой и при этом осталось хобби :) Сперва я стала фанатом World of Tanks, после чего приняла решение работать в Wargaming, а уже потом перешла в команду World of Tanks Blitz. Я не перестаю играть в «Танки», потому что мне нравится, а не потому, что это мои рабочие обязанности :)

Спойлер

PG: Вы изначально были нацелены на работу в игровой индустрии или так совпало, что работаете в ней?

Анна: Когда я поступала в Белорусский государственный экономический университет, я не думала, что буду работать с играми. Но игры всегда были частью моей жизни. Когда я узнала о вакансии в Wargaming, то соотнесла свои умения и требования, поняла, что в целом подхожу, и быстро приняла решение.

PG: В сознании укоренилась мысль, что игры — это мужское занятие и увлечение. Как часто сталкиваетесь с вопросами вроде «И каково это быть женщиной в игровой индустрии?», «Неужели тебе это интересно?». Как обычно реагируете на такое?

Анна: Часто сталкивалась раньше с этим вопросом. Всегда объясняла и рассказывала, что это крутой вызов. Когда тебе это интересно, то открывается море возможностей для личного и карьерного роста как для парня, так и для девушки. И в конечном счете все сводится к твоей целеустремленности, а не к тому, какой праздник ты отмечаешь: 8 Марта или 23 Февраля. Сейчас таких вопросов все меньше и меньше, близкие уже всё успели спросить, ну и отрасль развивается, самых разных примеров уже очень много.

PG: Как к вам относятся коллеги-мужчины? Получаете повышенное внимание или «на одной волне» с коллективом?

Анна: Если у меня хорошее настроение или погода за окном отличная и я решаю обуть на работу туфли вместо кроссов, то ребята делают комплименты. С другой стороны, когда парень надевает на работу пиджак или крутые кроссы, он тоже получает комплименты… Так что стараемся быть на одной волне.

PG: Многие девушки считают, что если они хотят связать свою жизнь с играми, то единственный путь — это блоги, косплеи или стримы, а в самой разработке или продвижении будет сложно работать из-за предвзятости. Что вы можете сказать или посоветовать им?

Анна: Хм, я, например, не была стримером, а стала им уже после того, как устроилась на работу и поняла, как и о чем говорить, чтобы стрим был интересным. Стрим — это хороший и очень наглядный способ показать, что ты за человек: как ты смотришь на игру, как понимаешь ее, как работаешь с аудиторией, что и как говоришь. Совет простой: если чувствуешь, что имеешь навыки и любишь игры, то бояться предвзятости не нужно.

Татьяна Островская, системный дизайнер, фичаоунер или продюсер по совместительству, 32 года.

PG: Игры для вас — это только работа или и одно из ваших хобби?

Татьяна:Для меня игры — это и работа, и хобби. Я люблю игры: и настолки (из любимых: «Агрикола», «Шакал», «Колонизаторы», MTG... у меня есть небольшая коллекция), и квесты (квест-румы), и компьютерные игры (Apex Legends, «Герои» — 3, 5, 6-я части, Divinity), и консоли (Bayonetta).

Для профессионального развития очень важно играть не только в те игры (жанры), которые нравятся, но и те, которые сейчас в тренде или в которых есть потенциально интересные фишечки. Так что иногда приходится себя заставлять или пересиливать, чтобы быть «на плаву» в игровой индустрии.

Спойлер

PG: Вы изначально были нацелены на работу в игровой индустрии или так совпало, что работаете в ней?

Татьяна: Я никогда не намеревалась работать в гейм-индустрии, но задержалась тут уже на 10 лет :) Так получилось, что после 3-го курса нам с однокурсником предложили попробовать себя в роли QA в небольшой игровой конторе. Я согласилась — и понеслось :) В качестве QA предлагала гейм-дизайнерские решения, и мне дали попробовать себя в роли гейм-дизайнера. С тех пор и занимаюсь проектированием игр и функциональностей.

PG: В сознании укоренилась мысль, что игры — это мужское занятие и увлечение. Как часто сталкиваетесь с вопросами вроде «И каково это быть женщиной в игровой индустрии?», «Неужели тебе это интересно?». Как обычно реагируете на такое?

Татьяна: Мне такого вопроса по поводу игровой индустрии никто не задавал, а вот по поводу того, каково делать такую брутальную, чисто мужскую игру, как World of Tanks, вопросы идут постоянно. Я когда-то сама и подумать не могла, что после типичных казуальных игр буду работать над «Танками». Поначалу было очень непривычно и сложновато въезжать, игра не самая простая, но потом втянулась и достаточно быстро пересекла рубеж в 20 тысяч боев. А работать над игрой, которая самой нравится и которую хочется развивать, — одно удовольствие. Это именно тот случай, когда хобби не является работой :) Мне в этом плане нравится следующее утверждение: «Найдите работу, в которую влюбитесь, и вам больше не придется трудиться ни одного дня в жизни».

PG: Как к вам относятся коллеги-мужчины? Получаете повышенное внимание или «на одной волне» с коллективом?

Татьяна: Никогда не чувствовала себя как-то отдельно от коллектива. Даже на разных проектах с разными людьми удавалось быстро наладить контакт и сформировать дружную команду, ведь у нас общие интересы и легко найти что-то, что нас объединяет: например, вместе играть взводами в «Танки», Apex или другие игры. Это позволяет всем быть на одной волне.

PG: Многие девушки считают, что если они хотят связать свою жизнь с играми, то единственный путь — это блоги, косплеи или стримы, а в самой разработке или продвижении будет сложно работать из-за предвзятости. Что вы можете сказать или посоветовать им?

Татьяна: Посоветую не делить коллег на мальчиков и девочек, оставлять это за дверями офиса. Все коллеги — профессионалы со своим опытом и мнением. Также очень важно четко и уверенно доносить свои мысли и идеи, уметь их обоснованно защищать, не давать волю лишним эмоциям, не поддаваться «обидкам» и прочему эмоциональному мусору.

Ну и, конечно же, любить то, что ты делаешь, развиваться и не стоять на месте, играть во что-то новое, смотреть обзоры, читать статьи, общаться!

Вот так вот просто и без особых сложностей девушки трудятся в игровой индустрии. Никакой магии, никаких предрассудков и прочего мракобесия родом из средневековья. Ведь, и правда, у игровой индустрии нет пола, как и у самих игр!

Комментарии: 3
Ваш комментарий

"Ведь, и правда, у игровой индустрии нет пола, как и у самих игр!"

боюсь в наше время это ваще неправда\

5
менеджер социальных сетей.... проектный менеджер .... Community Team Lead ... фичаоунер (яндекс не нашел это слово)
У игры не бывает пола

Судя по всему у игры есть пол, раз ни одного норм программиста не смогли найти для интервью.

1
Ведь, и правда, у игровой индустрии нет пола, как и у самих игр!

Спорное утверждение. И неправда. Пол есть всегда - мальчики и девочки. ТОЧКА. Хотя... нынче в играх, как и в игровой индустрии в целом, навязывается эпоха толерантности - понятие "пол" пытаются стереть. Убрать. Удалить. Упразднить. Типа все равны! Но ведь именно поэтому в современных ААА играх вместо адекватных персонажей часто получаем некую субстанцию - "оно". Ни рыба, ни мясо. И это печально.

Короче... не берите в голову... просто мысли в слух!

1