Наверное, каждый игрок имеет представление о рыцарях: высокие, сильные, в стальных доспехах и верхом на белом коне. Но как много игр дают нам именно ощутить себя рыцарем-воином, а не любоваться на него со стороны? Можно вспомнить Kingdom Come… Хорошо, а если хочется сразу ворваться в битву? Mount and Blade… Ладно-ладно, а если от первого лица и без тактики? Skyrim… Нужно без магии и с мультиплеером? Тут мы и добрались до двух основных представителей нишевой категории средневекового файтинга от первого лица, иными словами hack and slash: Mordhau и Chivalry.
Справедливости ради стоит отметить, что само направление данного жанра зародилось еще в 2007 году, когда на базе движка Source для Half-Life 2 выходит мод Age of Chivalry. Совмещая в себе развитую систему ближнего боя из Dark Messiah of Might and Magic и убрав магию… Получилась игра, в которую всё еще кто-то заходит. Судя по графику, целых 6 человек. В своё время мод был тепло встречен игроками и там действительно было что полюбить: неплохие модели, детальная система повреждений, летящие во все стороны конечности и хороший выбор оружия - от ножа до копья со щитом. Тогда же начинала зарождаться и специфичная игровая механика, которую не встретишь в простых файтингах или том же Mount and Blade. Речь про “дрэг”, когда с помощью мыши, в момент нанесения удара, ты можешь управлять камерой и намеренно замедлить или ускорить сам удар, подлавливая противника на оплошности.
Логичным продолжением для любительского мода стал выпуск полноценной игры в 2012 году, а именно, Chivalry: Medieval Warfare. В среднем критики и издания оценили проект на солидные 7.0-8.0 / 10, отмечая, что можно получать удовольствие от игры и не прибегая к каким-то профессиональным манипуляциям или стараясь обманывать соперника при первом удобном случае. Но, в то время как одни игроки просто играли ради самого процесса, другие изучали самые незаметные и изощренные техники дуэлей. В результате разрыв между игроками увеличивался, простые любители со временем покинули проект, освободив место по большей части только для заядлых “профи”. После прохождения пика популярности, Chivalry Medieval Warfare, уже не привлекала новых игроков, а старые со временем начинали задаваться вопросом: а дальше что? Если не брать в расчёт DLC the Deadliest Warrior, то можно сказать, что ничего нового не происходило… Пока не начали появляться новости про Mordhau.
Изначально команда разработчиков Mordhau представляла… Ничего. На самом деле, разработка - заслуга Марка Гргуровича. Он один занимался разработкой, пока к нему не присоединились другие специалисты и позже они создали компанию Triternion.
Mordhau вышла в 2019 году, получив очень положительные отзывы и оценки от 7.5 баллов и выше. Игру хвалили за внимание к деталям, понятную боевую систему и, как уже положено, самую настоящую средневековую брутальность. В дневниках разработчиков то и дело упоминалось, что они оптимизируют систему поведения оружия, чтобы оно ощущалось настоящим и внимательно относятся к проблемам Chivalry Medieval Warfare, чтобы избежать повторения ситуации, когда в игре остаются одни профи, которые не дают новичкам спокойно играть. Что же представляет собой Mordhau…
Начать стоит с того, что нельзя точно сказать, симулятор это или нет. Да, ты можешь создать свой класс и персонажа, у тебя есть разные характеристики, вес брони влияет на скорость, а антураж целиком и полностью отправляет тебя в средневековье. Но стоит тебе зайти на сервер и вступить в бой, как ты осознаешь какой хаос происходит вокруг: кто-то лупит из катапульты, кто-то расставляет капканы, а кто-то… Играет тему Барби на лютне. Да, сейчас игра больше похожа на VR Chat, но в этом её плюс. Никто не принуждает тебя играть по правилам. Теперь обо всём по порядку…
НАЧАЛО
Mordhau встречает тебя достаточно дружелюбно, тебе предлагают пройти обучение и ознакомиться с базовыми механиками игры: передвижение, боевая система, езда верхом и стрельба из лука. Выполнив обучение, ты получаешь немного золота, которого хватит, чтобы купить что-то базовое – меч, топор, щит, копье или броню. Нет, здесь нет платной игровой валюты или скинов за 60$ (привет EA и Activision). Вы зарабатываете золото в боях и тратите его на одежду, оружие или разные варианты внешнего вида уже купленного инвентаря. Справедливости ради отмечу, что DLC тут всё же есть, но сами материалы не влияют на игровой процесс и стоят по 240 рублей. Можно купить более красивый набор доспехов или нестандартный набор голосов для твоих персонажей.
БОЕВАЯ СИСТЕМА
На бумаге боевая система выглядит просто:
Движения мышью – выбор направления удара
ЛКМ - простой удар (swing)
ПКМ – блок
Колесо мыши вниз – рубящий удар
Колесо мыши вниз – пронзающий удар
Пробел – увернуться (если есть перк)
Q – отмена удара
F – удар ногой
R – сменить стойку или бросить оружие
Но дьявол кроется в деталях. Блок длится меньше секунды. Ударь ногой в прыжке и пробьешь блок. Поставь блок слишком поздно или рано – пропустишь удар. Замахнешься слишком высоко – противник нырнет под удар. Часто блокируешь – устанешь и выронишь оружие. Часто пугаешь отменой удара – потеряешь выносливость. Вариантов развитий событий и нюансов слишком много, чтобы вместить их в один абзац, для этого нужна отдельная статья.
Базовые бои выглядят следующим образом: кто-то атакует, кто-то блокирует. Всё. Да, настолько просто. Более хитрые используют отмену удара. Нажимают ЛКМ, происходит замах, потом отменяют удар на Q, но соперник уже потратил блок и остаётся незащищённым для следующего удара. Смелые (или быстрые) ныряют под удар: если ты бьешь слишком высоко, то противник просто присядет и ответит тебе в корпус. Самые продвинутые игроки, используют весь арсенал доступных хитростей:
Chamber – если противник только начал наносить удар, а ты его зеркалишь (бьешь под таким же углом и такой же атакой), то есть шанс ударить в разрез и перехватить инициативу.
Drag - намеренно замедлить удар. Начинаешь атаку на ЛКМ и сразу тянешь мышью в обратную от удара сторону. Меч летит в одну сторону, корпус смотрит в другую, противник ставит блок слишком рано и пропускает удар.
Accelerate – начинаешь атаку и тянешь мышью в сторону удара для более быстрой атаки.
Riposte – начинаешь атаку сразу после успешного блока.
ПЕРСОНАЖИ И КАСТОМИЗАЦИЯ
Сначала тебе доступны готовые пресеты персонажей. Там есть и лучник, и рыцарь, и варвар… Но пользоваться ими ты всё равно будешь не долго, ведь можно создать своего персонажа с нуля. Кастомизация – то немногое к чему действительно нельзя придраться. Сервера ломятся от самодельных Джокеров, Геральтов, Вин Дизелей и всех прочих персонажей. Можно настроить голос, черты лица, рост, вес, мускулатуру, одежду, доспехи, элементы доспехов, оружие и элементы оружия. Игроку доступны множество перков, которые влияют на способности персонажа. Хочешь сделать Гору или Игры Престолов? Возьми перк «гигант». Да, ты будешь наносить больше урона, но будешь медленнее, заметнее и потребуется больше времени на восстановление. Хочешь сделать Гимли? Бери перк «карлик». Теперь ты ниже, по тебе сложнее попасть, но и здоровья меньше.
Доспехи делятся на 4 категории:
Одежда – не влияют на вес, только внешний вид
Доспехи 1 уровня – тканевые варианты брони. Защищают совсем немного, но не влияют на скорость
Доспехи 2 уровня – ткань / кожа / металл. Защищают уже лучше, среднее влияние на скорость
Доспехи 3 уровня – кольчуга / латы / металл. Дают больше всего защиты, но максимально замедляют персонажа.
Стоит отметить, что доспехи не обязательно надевать полностью. Они подразделяются на: голову, туловище, ноги. Никто не мешает надеть шлем 3 уровня и кожаную броню. Или оставить голову открытой, но взять кольчугу. Тут всё ограничено только системой баланса.
Да, кастомизации много, но и баланс необходим. На создание персонажа выдается определённое количество очков. Нельзя взять все перки, лучшее оружие и доспехи 3 уровня. Игра просто не позволит. Хочешь лучшую броню и оружие? Тогда забудь о сильных перках. Вложил всё в перки и оружие? Бегаешь без брони. Система достаточно сбалансирована и не вызывает какого-либо дискомфорта, если подходить к созданию персонажа с умом – очков хватает на всё.
ОРУЖИЕ И ПЕРКИ
Оружия много, оно разное, у всего есть свои плюсы и минусы. На описание уйдёт очень много времени, потому просто пройдёмся по категориям:
Одноручное – ножи, кинжалы, малые топоры, строительный молоток
Двуручное – большие мечи, боевые топоры, боевой молот
Длинное – короткое копье, длинное копье, цвайхендер, длинный меч, эсток и прочее
Особое – дымовая граната, огненная граната, капкан, бинты, аптечка
Строить – набор инструментов
Дистанционное – луки, арбалет, метательные ножи и топоры, камни
Перки дают игроку разные способности, среди которых:
Быстрое восстановление здоровья
Гигант
Карлик
Кошка – меньше урона при падении с большой высоты
Драчун – больше урона кулаками
Стервятник – можешь забрать весь инвентарь противника
Огнеупорный
Крестьянин – открывается доступ к инвентарю крестьянина, но не дают выбрать обычное оружие
И прочие...
КАРТЫ И ЗАДАЧИ
Карт не так и много, но они разнообразны. Есть осада замка, бои в лесах, арабская тематика и много другое. Каждая карта имеет два варианта и режима:
Стандарт – одна команда защищается, другая атакует
Реверс – тоже самое, но стороны меняются
Фронтлайн – захват точек
Задач в игре всего 3:
Захвати точку
Докати таран или башню
Убей вражеских VIP (Нобели)
Звучит не очень, но этого вполне хватает на фоне происходящего хаоса.
MORDHAU В 2024
Новым игрокам будет не просто. Очень много людей уже изучили механики игры, но получать удовольствие от проекта все еще можно. Обучение требует времени и практики, но в целом никто не заставляет просто общаться или играть на своих условиях. Да, в Mordhau вполне реально нарваться на игроков, которые не видят солнца и их стиль игры можно описать как «потрогай траву», но это случается крайне редки и комьюнити у проекта достаточно доброжелательно. Опытные игроки с радостью научат продвинутым механикам, барды сыграют любую музыку на выбор, а кто-то поставит капкан тебе под ноги. Но это всё часть шарма игры, у которой осталось всего 1500 игроков. Это не много, хотя и не так мало.
Стоит ли играть в Mordhau в 2024 году? Да. За 2 часа вполне реально понять, зацепила тебя игра или нет. В ней много контента, достаточно серверов, есть чем заняться и цена всего 1100 рублей, бывают бесплатные выходные. При средней цене проектов от 70$, 1100р это не так и много.
Но стоит понимать, что игра не будет развлекать тебя, ведя за руку. Нужно уметь получать удовольствие от процесса. Если заходить в игру с настроем «что сделают для меня», а не «чем я могу себя развлечь», то на долго проекта не хватит.
Перешёл на Chivalr 2 и овнодонную мордаху забыл как страшный сон.
Я пока в процессе перехода
а чем чив лучше?
во всём от нормальных блоков- до заряжённых ударов и т.д могу перечислить по полной программе если захочешь.
мордхау лучше