В былые времена популярную серию игр Mortal Kombat ждали большие изменения. Если говорить конкретнее то переход в 3D, который должен был обновить игровой процесс и впечатления от игры, однако чуда не произошло, по мнению большинства игроков. Ведь все считают первую трехмерную игру в серии, которой является Mortal Kombat 4, одной из худших, на ряду с такими частями как MK Special Forces, MK Mythologies, MK Armageddon и MK vs DCU. Но так ли это на самом деле, или люди в то время просто недооценили игру, ожидая от неё прорыва по всем фронтам, получив неоправданные ожидания? Давайте разберемся!
Начну как обычно с даты выхода. А вышел Mortal Kombat 4 в октябре 1997 года для аркадных автоматов, которые тогда ещё были в ходу и приносили разработчикам кучи денег. А позже, в 1998 году состоялся выход на Nintendo 64 и PlayStation 1, включая ПК и даже портативную консоль Game Boy Color. Созданием же оригинала занимались сами Midway Games, но порт отдали разрабатывать нескольким студиям. Так, на PS1, N64 и ПК игру выпустила студия Eurocom а для Game Boy Color портом занималась студия Digital Eclipse. И надо сказать что, если версии для аркадного автомата и больших домашних платформ сделаны полностью в 3D, то вот версия для GBC сделана в 2D, с использованием спрайтов с трёхмерных моделей. Да и сама версия для GBC является урезанной, но имеет свои дополнительные отличия.
Сюжет данной игры рассказывает о возвращении из преисподней некоего падшего бога по имени Шиннок, с которым Рейдэн когда-то сражался за судьбу миров, в результате чего сверг Шиннока и заточил его в аду. Теперь же этот падший бог жаждет мести, а посему вернулся, перебил половину богов, а вот Рейдэн и ещё один бог, по имени Фуджин, выжили и теперь собирают земных воинов, чтобы победить Шиннока и не дать тому захватить миры, включая землю.
Что касается игрового процесса то он здесь такой же как в UMK3, однако пытается привнести что-то своё. Например, в МК4 появилась фишка с возможностью придумывать свои комбо атаки на ходу, используя готовые стандартные приёмы и удары, которые для всех персонажей одинаковые но имеют визуальное отличие. И это, как по мне, является довольно интересным нововведением, которое позволяет разнообразить игровой процесс ещё больше, нежели это было в UMK3, где у нас были только заготовленные комбо атаки. Здесь же тоже есть заготовленный список комбо, однако их можно превращать в что-то своё, на ходу придумывая разную цепочку атак, с джаглами и использованием спец приёмов. Посему, как по мне, именно этот пункт является неправильно понятым со стороны большинства игроков и критиков, которые просто не хотели углубиться в эту систему, чтобы изучить её досконально. Отсюда и вытекает проблема того, почему данную игру считают плохой, но об этом детально поговорим в конце.
Кроме обычных комбо ударов, пинков и хуков кулаками в челюсть, у каждого персонажа появилось теперь оружие, которое разное и имеет разные характеристики. Например, Джекс со своей битой может размазать соперника по экрану, в буквальном смысле этого слова, в то время как тот же Рептилия или любой другой персонаж, у которого есть меч или топор, может вращаться на месте, размахивая топором, таким образом делая себя недоступным для ударов соперника. Кроме того, атаки оружием и комбо удары можно комбинировать в одну цепочку, начав, например, проделывать эту самую цепочку с комбо ударов а закончив смачным ударом оружия, попутно подбросив соперника в воздух и сделав джагл. И всё выше описанное можно комбинировать по разному, придумывая разные цепочки и составляя свои комбо удары такого объема, что урон нанесённый сопернику будет ровняться 100%. Однако, чтобы избежать отсутствия баланса, разработчики придумали этакий ограничитель по количеству урона, и после нанесения сопернику определённого количества урона, ваше комбо прервётся игрой, а на весь экран вылезет надпись MAXIMUM DAMAGE. И казалось бы, зачем тогда все эти финты с комбами, если игра не даёт вам их сделать? Ну, так-то оно так, однако этот ограничитель можно обойти, дав противнику упасть на землю и тут же атаковать его снова, что обнуляет счётчик Maximum Damage но не саму цепочку комбо. Да, урон начнёт начисляться заново, потому что мы его сбили, но зато цепочку комбо можно будет продолжить. Не долго конечно, но если постараться то соперника можно будет завалить, не дав тому что-то сделать. Однако всё это требует идеального тайминга, и если чуть-чуть просчитать и дать полностью сопернику упасть на землю, то вы полностью обнулите счётчик комбо и придётся делать всё заново.
Говоря о персонажах. В данной игре вернулись некоторые старые знакомые персонажи на пару с появившимися новыми. Так, из старых вернулись: Рейдэн, Лю Кенг, Рептилия, Скорпион, Джекс, Джонни Кейдж, Саб-Зиро и Соня, включая двух секретных персонажей в виде Нуб Сайбота и Горо которого в аркадной версии игры не было, и который в домашней версии выступает в качестве под-босса! А из новых персонажей впервые в данной игре появились: Шиннок, Кай, Рэйко, Джерек, Таня, Фуджин и Куан Чи вместе с ещё одним секретным персонажем по имени Мясо. И нет, это не кусок бифштекса на двух ножках а скелет, покрытый кусками человеческого мяса и весь в крови с выпученными глазами. И не отходя от темы хочется сказать что, если Кай и Рэйко - это клоны Лю Кенга и Нуб Сайбота но со спец приёмами наоборот, то Таня и Джерек это буквально Китана и Кено, а Шиннок это местный Шанг Тсунг, у которого нет своих способностей но он может использовать способности других персонажей, если нажать соответствующую комбинацию клавиш чтобы их активировать. Единственными действительно новыми персонажами являются Фуджин и Куан Чи, которые действительно не являются клонами предыдущих персонажей и имеют что-то своё.
А теперь давайте кое-что проясним, ведь когда я сказал что некоторые из выше перечисленных персонажей имеют схожие приёмы с другими но наоборот, то я имел ввиду что тот же Кай, например, тоже мечет огненные шары, но делает он это по другому. Ведь если Лю Кенг стреляет огнём в противника по прямой, прямо в лоб так сказать, то Кай стреляет ими вверх или вниз. Так, стреляя вверх, огненный шар приземлится на противника сверху а стреляя вниз, соответственно шар прилетит снизу из под земли и так далее. И тут же интересный факт, который заключается в том что, изначально весь МК4 должен был состоять только из классических персонажей, включая: Лю Кенга, Рейдэна, Шанг Тсунга, Рептилию, Скорпиона, Джекса, Нуб Сайбота, Джонни Кейджа, Кено, Китану, Кунг Лао, Саб-Зиро, Бараку и Соню но без Горо. Однако, некоторых персонажей заменили в угоду новизне, сделав похожего на Лю Кенга персонажа по имени Кай, переделав Шанг Тсунга в Шиннока а Нуб Сайбота в Рэйко, попутно сделав то же самое с Кено, который стал Джереком а Китана внезапно превратилась в Таню. Кунг Лао же и Бараку выбросили, заменив их на новичков в виде Фуджина и Куан Чи, но вернули при этом Нуб Сайбота, сделав его секретным. А вот Горо добавили в игру только в версии для домашних платформ, в то время как в аркадной версии под-боссом являлся Куан Чи а боссом Шиннок.
Сами же по себе все выше упомянутые персонажи классные. У каждого есть свои спец приёмы и за каждого интересно играть. Да и фаталити выглядят довольно интересно, хоть им и не хватает немного вариативности. Да, ещё было переиздание данной игры для Sega Dreamcast, в виде MK Gold, где вернули ещё больше классических персонажей, но это уже тема для отдельного разговора.
Но за что действительно я могу понять хейт в сторону МК4 так это за графику. Ведь домашние платформы получили ужасный порт из аркадных автоматов, с урезанной графикой, с отсутствием кучи визуальных эффектов, кучей багов и нехваткой полигонов. Посему в этом плане негодование большинства игроков я могу понять. Однако, более имение хорошо выглядит версия МК4 для Nintendo 64, в которой худо бедно хватает и полигонов, и визуальных эффектов и всего прочего, но всё равно даже эта версия не дотягивает до аркадного оригинала.
В остальном же Mortal Kombat 4 является довольно уникальным проектом, который решил не отходить от заданных прежде основ, привнеся в игровой процесс и ростер персонажей что-то новое. И в этом является причина того, почему данную игру так сильно возненавидели. Ведь люди, в первую очередь, посмотрели на данную игру в виде порта для домашних платформ и его проблемы, из-за чего не стали углубляться в тонкости игровых механик данной игры, просто облив её помоями с головы и до ног. Но если копнуть глубже то данная игра оказывается не такой уж и плохой как её все малюют, несмотря на её страшноватый внешний вид на домашних платформах. Именно поэтому я считаю данную игру недооценённой. Но, как говорится, каждый решит всё сам для себя, и какой игра будет для вас, зависит только от вас самих и ваших ожиданий. А на этом я заканчиваю данный разбор. Всем приятной игры и хорошего времени суток!
Для 1998 года графика игры была достаточно посредственной, в сравнении с 2d файтингами вроде street fighter и предыдущими МК.
ПК-игроки (которых не считали покупателями в контексте файтингов) не обладали в большинстве 3д-ускорителями. Авторы целились в Nintendo 64, Dreamcast, Game Boy, PlayStation и аркадные автоматы. И везде графика скакала от невыносимо плохой с жуткой пикселизацией из-за низких разрешений, до просто плохой. Да и в целом после более-менее плавной 2д-графики авторы перешли к рванному 3д с просадками фпс.
Опять же, ориентироваться нужно на оригинал а не домашние порты. В этом-то ошибка многих и заключается. Вы берёте за основу версию для домашних платформ, в то время когда нужно брать аркадный оригинал. Там графика лучше чем в том же Tekken или DOA,.
Потому что это обще принято, брать во внимание именно домашние порты игры, а не то что выходило изначально.
Лично я считаю, что Mortal Kombat 4 является одним из лучших представительниц серии, поскольку она концептуально освежила игру, которая спустя три своих 2D итераций уже малость поднадоела своей "плоскостью". За счёт трёхмерности файтинга появились новые возможности и тактики для расширения геймплея, которые позволяют получить дополнительное удовольствие от проекта, вплоть до незначительного ребаланса поднимаемого оружия; пользоваться - одно удовольствие!
ИМХО, замечательный проект для своего времени!
Я как настоящий фанат из ранних миллениалов, росших в 90-е полностью согласен. МК4 - один из самых лучших МК. Топ 3 точно.
согласен 👍🏻
Хорошая статья, всё по делу. Но в активы МК4 стоит добавить ещё немаловажные особенности:
1) Это полноценное продолжение культовой трилогии о вторжении Шао Кана. И все персонажи выглядят почти также как в UMK3. Но теперь в 3D;
2) Атмосфера, стиль и антураж настоящего Mortal Kombat. С фэнтези, магией и боевыми искусствами, возведенными в абсолют;
3) Отсутствие дурацкого до блевоты пафоса, присущего перезагруженной хронологии. Отсутствие толерастной политкорректности, когда всё не было "проблематичным";
4) Отсутствие акцентов на жестоких фаталити. Фаталити здесь - это эффектное дополнение к бою и фактор юмора, каким и должен быть фаталити - трешевым юмором, а не чем-то серьёзным как в перезагруженной трилогии;
5) Лучший саундтрек из всех МК.
Ага,особенно выкрики эти несуразные у персов "шедеврально" звучали, и катсцены кривые до безобразия, фаталити полное фуфло по сравнению с МК3, головешки эти и булыжники, разбросанные по аренам пипец какие шедевральные. Очнулся бы ты уже наконец
Типичные слова зумера. Пойди что-ли в дотку поиграй или в фортнайт. Похоже ты вообще не знаешь что такое и о чём Mortal Kombat
Типичные слова заведомо слившевося, не способного аргументированно ответить на мнение другого. Особенно с доты и форточки кекнул))) Слишком ограничено твоё понимание зумеров видимо
Т.е. всё, что я указал выше, по твоему мнению, "истинный мортал комбат"? Ну и что же такого особенного, кроме неуместного 3D (хрен с ним, у Рейко мне нравится спецприем, когда он по кругу за секунду забегает за противника), который не влияет особо ни на что? В остальном это был мк3 без комбо, вменяемых фаталити и неуместным оружием у всех персонажей - барака за место своих запястных лезвий доставал какой-то левый меч, фуджин арбалет лазерный, умора вообще))))
Сейчас походу стрелочка перевернется, потому что я скажу, что теккен 3 лучше МК4
Если всё это у тебя вызывает вопросы, и притензии к "кривым" катсценам, "разбросанным головешкам", можешь не напрягаться, тебе не понять.
Ну так аргументация будет или что? Сдулся что ли? Всё ясно с тобой
А какая лучше версия? Аркадная или дримкаст?
Думаю что Дримкаст, потому что там ещё больше контента.
а в плане графона что там? Ради интереса.
По моему графика такая же как в аркадном МК4. Да, арены улучшены и добавлены новые, включая экстра детали на них, но в целом, как по мне, она выглядит точно так же как и аркадная версия. Вот скриншоты:
p.s - На тени не обращай внимания, ибо это возможно проблемы эмуляции.
спс за ответ.
Мне он по динамике нравится, да он медленней чем предыдущие 2Д версии, но в сравнении с ребутом и последующими сиквелами МК4 намного динамичней, а так в целом игра провальная. Мало бойцов, слитый сюжет с кринжовыми катсценами/роликами с живыми актёрами, такое ощущение что их снимали те же люди что и Annihilation. И да это важно, впервые игра перешла в 3Д, у неё появился потенциал для развития глубокой и интересной вселенной, в которой история развивалась бы не только в биографиях бойцов и финальных титрах.
Как по мне уже тогда им следовало делать игру в 2.5, вместо этого они обкекались с МК4 и полнымми 3D аренами, и потом ещё и сиквелов наклепали где арены так же были в полном 3Д, при этом динамика упала ещё больше. Посмотрите ролики с геймплеем MK:Deception или Armageddon, бои выглядят как бои инвалидов...
МК4 вообще отличная часть, быстрая и динамичная, в ней одни из лучших образов скорпа и саба, по-прежнему красивые удары, хоть мне и нравятся следующие части, но там уже пошло кунг-фу безумной обезьяны и одноногого петуха, Бун походу слишком загнался за это в то время и почему то посчитал что это круто, даже в MK9 и MKX это присутствовало хоть и меньше значительно, но в MK11 и 12 наконец то от этого совсем избавились, удары стали красивыми и реалистичными как это было в первых частях
Мда, видимо гугл что-то путает. Считай уже исправил дату.
Потому что спрайты сжаты до такой степени, чтобы поместиться в эту маленькую портативную консоль. Точнее в её картридж с малым объемом памяти. Отсюда и такое качество.
Не рисовались они там с нуля. Их просто сжали до нужного качества, вот и всё.
Оценили вполне справедливо - на фоне любого из уже вышедших на консоли к июню 1998 года файтингов он был откровенно убогим, скучным и устаревшим даже на фоне первого теккена, что уж говорить о втором и тем более третьем. Да и доа.
На домашних консолях. Оригинал же имеет визуальную составляющую, которая превосходит даже Tekken или тот самый DOA. Так что ориентироваться нужно именно на оригинал а не ужасные домашние порты.
Потому что выглядят плохо. И ты ошибаешься, в аркадной версии были ролики и концовки, однако это были полноценные катсцены на движке игры, а не пререндер записанный на видео и вставленный в игру. И опять же ошибаешься. В аркадную версию играют сейчас многие, кто может позволить себе заиметь настоящее аркадное железо, или хотя бы современную его копию.
Это неправда. Я чекнул аркадный мк4 и ему до аркадного же теккен 3 как до Китая пешком. Анимации, детализация, динамика, задники - во всём мк4 ощутимо хуже. Что до домашних версий - как бы ужасное качество мк4 на консолях не делает таковыми другие файтинги, которые так же портировали с аркады. Почему-то тот же теккен 3 или ehrgeiz на консолях ничуть не хуже, чем на автоматах. А можно и обратный пример найти - тот же теккен таг 1 на аркаде просто смешон, а на консоли выглядит отлично. Ты просто зациклился на аркаде и пытаешься вытянуть откровенно слабый продукт оправданиями типа "ита всё кинцоли виноваты а на аркаде это не такое говно!!"
Честно говоря я просто пытаюсь людям указать на их ошибки в обращении к данной игре. Ведь все её за визуал поливали, не пытаясь вникнуть в саму игру. Лично же мне до графики особого дела нет. Я не ради неё в игры играю.
А я и не говорил что другие файтинги на консолях тоже плохо выглядят. Посему не нужно прибавлять лишнее к моим словам.
Я не виню домашние платформы ни в чём, ибо ПК тоже домашняя игровая, и не только, платформа, которой многие обладают, включая меня, и он тоже относится к числу домашних платформ равно как и консоли. А посему мне винить именно саму платформу не за что. Я виню самих разработчиков, которые занимались портом игры. Именно в них вина того что МК4 выглядит убого на домашних платформах.
Хорошая статья, согласен с автором.
Ну хоть кто-то меня поддерживает. Спасибо!
нормальное рубилово было, во всяком случае на компе конкурентов не было на тот момент... особенно заходило с пиратской озвучкой xD
Больше 20 лет не играл в mortal Kombat, за это время успел наиграть пару тысяч часов в tekken 7. Купил на распродаже встиме мк11, смотрю все тоже самое что и 20 лет назад, после Tekken убогое 2д с видом с боку и невозможностью уклонения в сторону кажется убогим. Мк до сих пор 2д файтинг только потому что мк комьюнити мыслит в 2д парадигме, тормозя развитие игры. Ждем мк в