на главную
об игре

Pathfinder. "Картонка" vs "цифра"

После того как я начал играть в Pathfinder: Kingmaker, то дичайше захотел поиграть в какую-нибудь настолочку, основанную на данной механике. Проведя некие манипуляции в интернете, мои поиски закончились, а через пару дней я получил заветную коробочку с кубиками и карточками.

Меня в первую очередь интересовало - насколько разработчики из Москвы дотошно и правильно (на мой взгляд) перенесли механику и дух “картонки” (Pathfinder: Возвращение рунных властителей, но, скорее всего, они опирались на другую игру по Pathfinder) в “цифру” (Pathfinder: Kingmaker). Но весь эксперимент закрутилось очень неожиданно и захватывающе.

Это вам не мафия или дурак. Разбирался 4 часа, так до конце не вкурил.
Это вам не мафия или дурак. Разбирался 4 часа, так до конце не вкурил.
Для начала, необходимо расставить все точки над ‘i’. Я никогда не играл в серьезные настольные игры. Т.е. дальше “Монополии”, “Мафии” или подкидного “Дурака” я не заходил, и “Pathfinder: Возвращение рунных властителей” для меня оказалась неким входом в мир серьезных и комплексных настольных игр.

Первое с чем я столкнулся — это количество карт (а я еще купил дополнительное приключение, что вышло боком).  После расфасовки и изучения, у меня уже болели и глаза, и мозг. Вот просто представьте, вы нашли некий артефакт с рунами, пошли в библиотеку (книга правил, он же rulebook) или к учителю (ролики на YT, форумы и т.д.), чтоб он пояснил, что это за руны и как они действуют. И разбираясь со всем этим, я провалился на 4 часа в изучение 23-х страничного rulebook-а (в обзоре на Pathfinder: Kingmaker я отсылался на правила в 600+ страниц, но как оказалось, что и 20 страниц достаточно, чтоб понять базовые(!) моменты механики Pathfinder).

Далее, чтоб закрепить изученное я решил поиграть партию, благо игра рассчитана на 1-4 человек. И я столкнулся с такими понятиями как гейм-мастер и 4-х гранный кубик/кость d4. Вам может быть смешно, но я никогда не видел кубик d4, а тем более как им играть.

Но перейдем к гейм-мастеру и к основной теме “картонка vs цифра”. Как я понял, гейм-мастер — это человек, который составляет все колоды (локаций, персонажей, монстров, оружия и т.д.), зачитывает все описания т.е. является рассказчиком и вообще делает все, чтоб игра была увлекательная (или нет, все зависит от мастера).

Когда увел девушку у гейм-мастера
Когда увел девушку у гейм-мастера

Мой первый опыт гейм-мастеры был плачевный. Я решил поддаться полному рандому и замешал все карты в одну кучу. Ну и ожидаемый результат - я слился на четвертом ходу. Сыграв еще пару раз, я начал понимать, что “работа” гейм-мастера очень важна для удачной игры. И первое, что я сделал - разбил все колоды на уровни и нарисовал таблицу сложности.

Почему я это сделал? Все из-за рандома и того, что я играл один. Небольшой пример. Я играл за вора и наткнулся на монстра “Тень”. Мне так повезло, что я прохожу проверку победы и побеждаю, НО читаешь его способности, а там “Если у вашей проверки победы нет атрибута “магия”, тень не будет побеждена”. Все логично, все честно. Обычным кинжалом не затыкаешь собственную тень.

И тут мы подобрались к первому сравнению “картонки и цифры” - честность. Как по мне, перенесли все честно. Я не буду утверждать, что просто взяли все карточки и перенесли. Нет. У видеоигр свои паттерны построения игр, и просто перенести картонку тупо и скучно, как для разработчиков, так и для игроков. Но оставить одних из первых монстров, которых не можешь убить мечом, а надо закидывать кислотой и огнем, это очень смелый, а самое главное честный поступок.

Вернемся к моей партии в “картонный” Pathfinder. После составления “таблицы сложности”, я решил поиграть в самый легкий. Но на 12-15 ходу я опять слился. То, что я продержался настолько дольше, вызвало у меня дикий восторг. Но тут сыграла “магия картонки”, которую я хотел обмануть.

Та самая таблица. Точнее ее первый вариант, со временем ее придется дорабатывать или вообще выкинуть
Та самая таблица. Точнее ее первый вариант, со временем ее придется дорабатывать или вообще выкинуть

В самом начале игры, каждый игрок составляет свою колоду персонажа. Я, как “самый умный”, накидал вещей с пометкой “продвинутый уровень” и радовался. Но когда надо было проходить разные проверки, то я не мог нормально пользоваться вещами и, по сути, сам себя убивал.

К разговору о “цифре”, то разработчики постарались над тем, чтоб сохранить баланс вещей, способностей и монстров. Иногда, даже “подкидывают” необходимые предметы (по характеристикам может и хуже, но имеют некую способность), все во славу баланса. В “картонке” может так получится, что попадется та же “Тень”, а в пати нет мага или ни у кого нет зачарованного оружия - выход есть, но очень сложный.

Так же про сюжет и гейм-мастера. В “цифре” все сделано последовательно и спланировано. Все твои ходы записаны и просчитываются автоматически (хотя признаюсь, что кидать кубики и самому все подсчитывать намного интересней и есть в этом своя “магия”). В этом может быть и минус “цифры” - невозможно захоумрулить, т.е. обойти правила, в угоду фана и веселья. Например, ты не выкинул нужное количество очков победы, и монстр наносит тебе смертельное количество урона, но гейм-мастер решает оставить тебе жизнь и говорит “Но в последний момент Валерос подставляет свой щит под удар и весь урон делится на двоих, тем самым спасая жизнь Эзрену”. Ну или полностью рикошетит, все зависит от гейм-мастера.

Одним из “фейлов” которые я допустил было то, что я замешал несколько приключений в одну большую колоду. Когда ты проходишь первое приключение про, допустим, конокрадов в деревне, где локации - деревня, город и площадь, а тебе попадается монстры - гоблины или орки из 2-ого приключения. Это даже не совсем фейл (а может быть он и есть, поправьте в комментариях), но немного разрушил магию.
Пример персонажа из настолки. Не думайте, что нет карточки, этот листок взят с сайта HobbyWorld, т.к. рисовать на карточках все же не стоит
Пример персонажа из настолки. Не думайте, что нет карточки, этот листок взят с сайта HobbyWorld, т.к. рисовать на карточках все же не стоит

Как я уже писал выше, что при переносе “картонки” в “цифру” необходимо соблюдать некие паттерны. И, наверно, самый сложный - прокачка и характеристики персонажа. В отличии от видеоигр, в настолках с навыками и способностями намного скуднее. Это и понятно, ведь за всем необходимо следить и подсчитывать. Но в угоду баланса, у вас нет привязки заклинаний к уровням или школе (максимум к способностям). В “цифре” это более расширенно - больше навыков и характеристик, разные школы заклинаний, куча видов и подвидов оружия/брони и т.д. Конечно, это все сложнее (спорно, ведь вы не играете сразу всеми способностями, а выбираете что-то одно и придерживаетесь этому курсу), но и интереснее.

Практически во всех настолках есть ограничение на количество ходов. Относится к этому можно по-разному, но для меня это оказалось самым мотивирующим показателем. Мотивация проста - быстрее достичь цели пока не закончилось время. В “картонке” закрыть N локаций за 30 ходов. И чем больше персонажей в игре, тем больше локаций. И тут начинается мозговой штурм. Кто куда пойдет; кто пойдет вместе, кто в соло; в одной из локаций обнаружил мразь, но убить не смог, другой приходит и вваливает ей - т.е. идет командная работа, и в комнате творится шум-гам, всем весело (если, конечно, гейм-мастер не обижен на вас чем-то). Рай.

К сожалению, в “цифре” все намного скучнее. Да, и возможности как в Divinity  проходить все с компанией друзей тоже нет. И ограничение по времени, не то, чтоб дает мотивацию действовать, по крайней мере большую часть, но когда видишь, что из 90 дней на основную миссию осталось только 10, тогда начинаешь паниковать и действовать.

Под конец хочу сказать, что всем любителям RPG рекомендую поиграть или хотя бы разобраться в том, как RPG-механики работают в настольных играх. Ну а по теме - Owlcat Games очень хорошо перенесли механику “картонки”, естественно с изменениями, но все же очень хорошо.

Комментарии: 5
Ваш комментарий

Аналогичное желание попробовать настолку появилось после игры в Кингмейкер, но я Forever Alone и у меня нет таких друзей с которыми можно было бы сыграть. Играть одному не вариант, это как то слишком странно, даже для меня)))) Вообще сама вселенная Pathfinder'а оказалась довольно интересной, хоть как-то отличающаяся от приевшихся уже Неверлэнд/Тамриэль и т.д)))

11

Спасибо, интересный рассказ. Помню как в детстве до компьютеров сами выдумывали и рисовали настольные игры, когда все купленные были перепройдены по десять раз. Кстати в DivinityOS-2 есть режим гейм-мастера с редактором, где можно создавать приключения для нескольких игроков.

4

Ну, в отличии от компьютерного pathfinder, в настольке очень много-много всяких историй\сюжетов. Посему есть чем заняться. особенно радует d20 в настолке. Вас могут затащить мелкие крысы )

1

Попробуй мастер игру. Там по типу D&D, отличается от карточных в корне и гораздо веселее.

0
К сожалению, в “цифре” все намного скучнее. Да, и возможности как в Divinity  проходить все с компанией друзей тоже нет. И ограничение по времени, не то, чтоб дает мотивацию действовать, по крайней мере большую часть, но когда видишь, что из 90 дней на основную миссию осталось только 10, тогда начинаешь паниковать и действовать.

Ну не знаю, первый квест, на который собственно и дается 90 дней, я проходил за 30 дней игрового времени, это при том, что весьма многое исследовал и очень много умирал, но последнее понятное дело время не учитывает. Тем более если быстро проходишь проходишь первую главу, это отмечается в прохождении, мол быстро со всем бардаком разобрался. Да и не вижу, ничего такого там, что могло бы занять много времени даже при первом прохождении. Королевством еще не управляешь, следовательно время там разве на длительные перемещения можно потратить, но в самом начале игры это бессмысленно. Вот то, что нельзя с другами пройти, хотя бы с одним, это правда обидно, подобная игра точно завлекла бы надолго, хотя и одному скучать не приходится. Настолки это конечно, но такие вещи как например расчет вероятности попадания в зависимости от броска кубиков, как по мне нельзя запихивать в компьютерную игру, ибо превращает процесс в корейский рандом похлеще корейского рандома, ибо этих самых кубиков ты не видишь. В настолке оно ощущается по другому, ибо ты держишь кубики в руках и ты их бросаешь.

0