на главную
об игре

"Правда о девятой роте". Симулятор подвига

Известный скепсис, вызванный самим словосочетанием «документальная игра про подвиг 9-ой роты от о/у Гоблина», быстро улетучивается уже после первого, беглого знакомства с этим проектом. А еще через пару часов, оторвавшись, наконец, от раскаленной «мышки», приходит понимание, что именно Гоблин сотоварищи сумели сделать то, о чем мечтали многие из нас, в сотый раз разя виртуальных русских солдат в западных экшенах: оказаться по ту сторону баррикады, почувствовать себя одним из наших, простым пареньком из Оренбурга или Орла, призванным весной, чтобы уже зимой, обсыпанный кровавым песком, каменной крошкой и гильзами, с вжатыми до крови в грудь пластинами бронежилета в одиночку нагонять страх на сотни врагов.

Гоблин-документалист

Пафосно? Ну и пусть: это как раз тот случай, когда здоровый пафос уместен и оправдан. И главное, что удалось авторам «Правды о девятой роте» - раскрыть этот пафос не через дешевые панегирики и эффектные ракурсы, а через детальную реконструкцию боев, происходивших 7-8 января 1988-го года на высоте 3234 Джирданского хребта на юге Афганистана. В итоге здесь мы чувствуем себя не актерами на съемочной площадке у Бондарчука, а соучастниками реального подвига.

Прежде всего, «Правда о девятой роте» действительно оправдала данное ей авторами определение «документальная игра»: на изучение всех открытых в ходе прохождения документов можно потратить пару часов реального времени. И это будет очень насыщенное, интересное чтение: здесь есть и воспоминания участников событий, и биографии бойцов 9-ой роты 345-го отдельного парашютно-десантного полка, и детальные исторические справки как в целом о причинах и ходе советской кампании в Афганистане, так и о конкретной операции «Магистраль». Свидетельства даны с разных сторон: и со стороны рядовых бойцов, и со стороны командующих. Расписаны даже характеристики и особенности оружия, применявшегося в тех памятных боях. Все это дополняется ксерокопиями написанных от руки писем домой и уникальным фотоархивом: здесь есть даже фотографии жен и дочерей, найденные у погибших ребят. Но мало просто перенести в игру документы (хотя многие из них, уверен, было непросто достать), нужно еще суметь сделать их частью игрового процесса, заставить работать на наш интерес. И с этим авторы тоже справились: информация подобрана и скомпонована очень грамотно, она открывается постепенно, причем на доступ к документам непосредственно влияют наши успехи в бою.

И Витька с Моховой

Сам игровой процесс – это тоже именно реконструкция, тотальная, пошаговая и максимально приближенная к действительности. На протяжении семи миссий мы в основном занимаемся тем, что отстреливаем толпы штурмующих высоту «духов», свободно перемещаясь между укрепленными «кладками». Кроме того, периодически через бинокль наводим удары артиллерии и корректируем автоматный огонь десантников, прицельно работаем из винтовки Драгунова по снайперам и гранатометчикам врага и, наконец, разносим боеприпасы под аккомпанемент минометных обстрелов. На бумаге это может показаться занятием скучным и однообразным, на деле же вас буквально захлестывает волна адреналина, смешанного с чувством загнанного зверя: отчаянно отбиваясь, он понимает, что, скорее всего, ему суждено умереть, но продолжает вгрызаться во врага.
Авторы сделали беспроигрышный ход: буквально по минутам восстановили хронологию боя, заставив игрока выполнять только те задачи, что в реальности стояли перед бойцами девятой роты. Конечно, с точки зрения современного кинематографа и игровой индустрии было бы кстати, если бы рядовой Андрей Мельников, сержант Вячеслав Александров или старший лейтенант Бабенко не только «тупо» поливали свинцом подступы к высоте или наводили на них огонь поддержки, но и проводили дерзкие рейды в тыл врага, а потом с красным флагом и оголенной грудью бежали вниз на ошалевших душманов, чтобы, захватив трофейный вертолет, обратить в бегство коварного неприятеля.

Но, к сожалению, ничего такого в действительности не было. Мы просто получили реальный бой, где оборона укрепленных «кладок» - это не виртуальный тир с методичным отстрелом картонных фигурок, а натуральная игра со смертью. Призрачное выживание здесь зависит от каждого выстрела, от вовремя замеченной тени на склоне, от поворота головы в нужном направлении, наконец, от способности не потерять концентрацию в хаосе криков, оглушающих разрывов, дыма и огня. Авторы очень точно передали этот хаос: все эти взрывы ракетных снарядов и мин, свист пуль, осветительные вспышки, содрогающаяся под действием артиллерии земля, следы запусков из гранатометов откуда-то из долины воссозданы без лишней показухи, но зато точно и с должным вниманием к деталям. Особенно порадовала озвучка десантников и «духов». Все получилось не грубо, чего можно было бы ожидать от проекта под патронажем Гоблина, а именно правдиво, пугающе-точно: кажется, что это вот кричат реальные ребята, живые, с которыми только что ржали над сальными анекдотами, а не актеры в какой-нибудь студии звукозаписи. Графика носит столь же прикладной характер: да, тут все достаточно простенько, местами явно не хватает полигонов, но картинка по цветовой гамме, по каким-то деталям и спецэффектам точно соответствует реалиям того боя. И это в данном случае самое главное.
Возбуждающий реализм многократно усиливается собственно игровым процессом: отдача при стрельбе, возможность задержать дыхание, чтобы зафиксировать «ствол», плотнейшее взаимодействие с поверхностью при передвижении, острый дефицит боеприпасов, отсутствие «столбика» здоровья. Добавьте сюда дразнящую точность врагов, их способность постоянно менять направление атак и выбрасывать в бой многочисленные подкрепления – и вы поймете, почему эти семь, казалось бы, однообразных миссий превращаются в одно из самых ярких игровых впечатлений последнего времени. Уникальность этого впечатления во многом объясняется еще и тем, что во всем этом хаосе отчаянного, дикого боя мы чувствуем себя не виртуальным автоматом по выдаче девяти граммов в сердце, а реальным человеком: со своей судьбой и историей, с письмами родным, с фото жены и дочки, которые греют грудь под формой где-то слева.

Авторы очень правильно сделали, что позволили нам не просто играть за разных десантников в разные моменты боя, но и наблюдать со стороны те действия, которые мы совершали раньше: например, в одной миссии мы наводим через бинокль огонь артиллерии, а в другой уже сами «работаем» по склону, слыша позади указания этого самого наводчика. Некоторые задания позволяют последовательно почувствовать себя в роли разных десантников: в конечном итоге это создает максимально полную картину произошедшего. Очень кстати тут оказалась и введенная в игру система стимуляции, заставляющая выполнять миссии с той же самоотдачей и умением, как это делали реальные бойцы девятой роты.

***

Напоследок скажем, что все вышесказанное актуально только в том случае, если вы проникнитесь атмосферой игры, если все то, что старательно воссоздали авторы, затронет какие-то струны в душе. В противном случае «Правда о девятой роте» может показаться лишь не шибко симпатичным виртуальным тиром с прямолинейным искусственным интеллектом и однообразным игровым процессом. Хотя на самом деле это уникальный симулятор подвига.


Рейтинги:

Геймплей: 8.0
Графика: 6.5
Звук и музыка: 8.0
Интерфейс и управление: 7.0
Оценка автора: 9.0

Общий рейтинг: 8.0

Комментарии: 45
Ваш комментарий

2Миха Скорость: советую зайти на сайт Гоблина, и на сайт этой игры. Там прекрасно разъясняется, почему фильм бондарчука нельзя называть иначе, чем "9 Рвота". Такой фильм - это плевок на могилы наших солдат, погибших в Афганистане, и никаким "художественным вымыслом" его нельзя оправдать. А такие игры нужны. Игры, где можно (и нужно) играть, и побеждать за наших.

2

Графика: 6.5 Много!!! А так игрушка норм...

1

Интересно, что ж такого "многообещающего" сделал Бондарчук -младший ? Я согласен, что что бы делать фильмы "как американские" нужно обладать определённым талантом, но у меня в этом отношении болше надежд ( уже оправданных ) на А. Учителя. Мне кажется нельзя оценивать по одной шкале игру про двух шизонутых моргиналов и игру , которая пытается восстановить историческую справедливость. Опять же не будем забывать о бюджетах этих проэктов. Я не призываю никого завышать оценку из патриотических соображений ( если есть у кого), но этот проэкт (не только игра, проэкт целиком) действительно заслуживает внимания. Всё что написал- моё личное мнение.

1

*amator* - ты чё ваще придурок! Люди зделали игру о подвиге наших солдат, которые не пожалели своих жизней, чтобы спасти товарищей! Чтобы все узнали как это было на самом деле и не забывали! Наши солдаты были настоящими героями! ОНИ ПОГИБЛИ - а для тебя это "редкий фуфел" , о чем тогда с тобой говорить! Эту игру нельзя оценивать обычными оценками - она уникальна. Автору спасибо за статью ( хоть мне в ней не всё понравилось) - думал, что вообще никто так и не напишет. *Миха Скорость* - у тебя целая книга получилась - " Правда о Иване Грозном". Ты бы лучше что-нибудь по теме написал ( про войну в Афгане, например ). Кстати, сейчас будет выходить стратегия "9 рота" - так вот то действительно 3 сорт(зато пиарят эту игрульку красиво)! "Правда о 9 роте" - это первый и единственный патриотический экшен, зделанный нашими людьми для наших людей! Возможно у игры есть недочеты, но ведь она сделана с душой ( спасибо Д.Пучкову)! Поздравляю всех с 23 Февраля - Днем Защитника Отечества!

1

я с вас в шоке люди :) хавать то гогно шо прикрывают именем афганской фойны это по меньшей мере... шо фильм - шо игра. все из одной оперы. вобщем мне пох кто там в что играет, но оценки последние время паражают.. а в печатных издниях так вобще :) лишний раз убеждаюсь что доверять можно только себе ;)

1

Правильно говорил Д.Корнеги: "Лучший способ победить в споре с дураком - это не начинать такого спора"! Такое впечатление, что на Playgrounde собрались одни литераторы и те, которым "всё пох", а не геймеры. Никто обьективно игры не обсуждает. Авторы пишут весёленькие статейки, в которых самое главное это литературные пассажи, а не рассказ о достоинствах и недостатках игры. А потом все до хрипоты спорят - какую же оценку поставить за статью и игру - 6 , 7 или 8( а что от этого меняется? )! "Правда о 9 роте" - это документальная игра, которую также делали и РЕАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ тех исторических событий. Игра рассказывает о подвиге настоящих героев. Так что ребята? Какую вы поставите оценочку за подвиг - 6-чку или 7-чку? Эту игру можно только прочувствовать душой, у кого она есть! Если начиная играть ты чувствуешь мороз по коже , как сами по себе начинают наворачиваться слезы, как подкатывает к горлу ком , когда ты чувствуешь, что от твоих действий зависит жизнь товарищей - значит не всё потеряно. Если тебя переполняют эмоции - то это и есть твоя оценка игры! Очень жаль, что находятся безграмотные "супер-аматоры", которые не могут написать, например: "Игра мне не понравилась потомуто и потомуто, там не правильно тото и тото, нужно было зделать такто и такто". А зачем , ведь проще обгадить хорошее начинание. Написал "игра гоГно" - и типа крутой. Надеюсь, когда-нибудь, они повзрослеют и поймут свою ошибку. Еще раз убеждаюсь, что мне на Playgrounde делать нечего! P.S. Автор - если у тебя есть хоть капля уважения к погибшим солдатам - измени название. Это не " симулятор подвига " , это рассказ о " НАСТОЯЩЕМ ПОДВИГЕ "! ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ!!!

1

2Миха Скорость: что касается любви к гламурному Бондарчуку, то ваш случай, видимо, клинический. Если вам нравятся фильмы, в которых испражняются на нашу историю, то спорить с вами нет смысла, как и разговаривать. Почему - подумайте.

1

Излишне много игре дали...

1

Эт точно... Такой игре как Kane & Lynch Dead Men и то поставили 7.6

0

Камрад, исправь то, что сказал Гоблин. Ошибка достаточно грубая. Игре, кстати, можно было оценку вообще не ставить. С другими играми её сравнивать бессмысленно.

0

2Миха Скорость На сколько я помню, своё высказывание я завершил замечанием, что всё выше сказанное является моим личным мнением. И оно ни чуть не меньше аргументировано чем заявление "снял отличный фильм". Кому то нравится, мне нет. А Учителя смотрят, и для многих он он давно является режисёром показавшим что в России умеют снимать качественное кино. Но сейчас же речь не об этом и даже не о том что Бондарчук взялся снимать фильм по Стругацким, по этому не будем тут оффтопить по вопросам вкуса. +1 за замечание по отношению к Ивану Грозному. На фоне более 10 тысяч зарезанных гугенотов только за одну варфоломеевскую ночь в париже, Иван Грозный кажется совсем не таким уж и грозным. Кстати, ""когда папа получил известие о событиях той ночи, он приказал осветить Рим иллюминацией, выбить в честь этого события медаль и отправил в Париж кардинала с поздравлением «христианнейшего» короля Франции и его матери Екатерины Медичи"". Во де нравы то дикарские ).

0

Меня глаза подводят или это правда цифра 8?!

0

2Миха Скорость: дабы просветить тебя, что снял гламурный... гм... Бондарчук (на этот раз напишу его фамилию с большой буквы), советую изучить эту заметку на сайте Гоблина: http://oper.ru/torture/print.php?t=1045689085 После ее ВНИМАТЕЛЬНОГО изучения, я надеюсь, у тебя отпадут вопросы, почему вышла ЭТА игра, и какое отношение должно быть к таким "режиссерам" у жителей России. Надеюсь, также станет ясно, что "сделал и делает Бондарчук". Без обид, это тебе в качестве общего образования.

0

Миха Скорость простите за оффтоп. Насколько я знаю после Ливонской войны при Иване Грозном Россия, а точней тогда Московия, потеряла множество земель на западных границах. По многим книгам Грозный был настоящим шизофреником. Особенно мне понравилась Пикуля "Псы господни", очень красочно товарищ пишет. Да и когда при командывании Ивана Грозного мы вели победные воины? Взятие полтысячью казаков с Ермаком Тимофеевичем Сибири - это конечно ДА! Но причём же сдесь Иван? Дай пожалуйста наводку на литературу если не трудно.

0

Господи, читать комменты невозможно, сидят детсадовцы, не знающие родного языка. Как вы вообще можете что - то оценивать в таком случае?! Так и вижу как админы ПГ смотрят на вас, как на юродивых, и переписываются в аське в очередной раз: - RavenCrowleR aka Тощяк: "В который раз говорю, забей ты на этих юзверей, они то если и покупают журналы игровые, то смотрят в них картинки сидя на толчке" . - demigot: "Да я понимаю, всё равно обидно за наш геймерский контингент" . Уважаемые админы, ваши аськи я честно не взламывал, просто сработала госпожа логика... Кстати, по моему на иностранных сайтах такой необразованности поменьше, это так?

0

amator, игра не гавно, просто это не тот жанр, это не ФПС в стандартном представлении. Для наглядности проведу параллель с кино. Ты же не сравниваешь документальные фильмы с художественными? Художественные служат в основном для развлечения зрителя, там есть спецэффекты, красивые планы и т.п., в то время как документальные - это попытка показать как все было на самом деле, там не найти модных спецэффектов и прочих примочек, главные герои там - реальные люди. К чему я ? Да к тому, что, например, CoD4 - это как раз "художественный фильм", "блокбастер". А "Правда о 9-й роте" - это как раз "документальный фильм". И сравнивать 2 этих игры по меньшей мере неразумно. Assassins_Creed, чо за бред?

0

SPeaker99 amator , ждали, надеялись, переживали. А вдруг не появитесь ? Появились. В семье не без "геймеров", как говорится. TIGERRRhoff , да вроде Миха в тему про Ивана Грозного запостил, речь ведь об исторической достоверности того что нам преподносит массмедиа. Миха Скорость +2, просто молодца ).

0

supasheff + многа! самый умный камент под этим гавенным креативом, нагло именуемом автором как " обзор "

0

_amator_^ советую принюхаться к собственному лексикону - это единственное, что здесь действительно пахнет на протяжении всего обсуждения. что касается всего остального, то советую еще раз перечитать последний абзац статьи. при должном старании смысл дойдет и вопросы отпадут сами собой.

0

2Миха Скорость: дитё, ты меня лично знаешь? Если нет, то какого ты про меня такую х**ню написал? Уж кому-кому, а не тебе судить о патриотизме, тем более, не тебе судить о моих интересах, отношении и пристрастиях. Радуйся, чудо, что в Интернете морду тебе набить нельзя, да и не стоишь ты того, чтобы руки об тебя марать - слишком уж сильно воняет от твоих сообщений и от тебя лично.

0

demigot^ а не написать ли тебе свои советы на бумажке, не пойти ли с ней в туалет, ен вернуть ли её в трубочку?:) в последнем абзаце фигурирует бомба-слово " старательно" вот оно как ! что бы слепить из говна говно нужно постаратсо? все покидаю эту дегиниративную тему. тут правдо ваняет. махровым патриотизмом.

0

supasheff 26.02.08 13:28 золотые слова, юрий венедиктович

0

ХЕХ! - Надо начать с того что это разговор двух сторон 1) - Чисто каста ФАНОВ Пучкова - готовых за него любого порвать 2) - Просто не принужденных геймеров которым просто нужна хорошая игра - Правда о 9-той роте это ЧИСТО как ИГРА - продукт врятли вызывающий хотя бы внимания брать в руки с прилавков в магазине ЧИСТО как ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ выражение - заслуживающий внимания продукт, но при этом если над озвучкой работал все тот же Пучков - врятли вызовет восторг у простого человека. Любимая дикция и интонация в последнее время его слишком режет слух - создается впечатление что каждой фразой он подчеркивает "Круто я это сказал! О как выразительно! Это я !. Это его личное право. По этому если вы не явный фанат творчества Пучкова - врятли стот обращать внимание на весь этот пеар. Дело в том что определенная прослойка общества на столько вжилась в сайт oper.ru и примой беседой с ХОЗЯИНОМ - что готова съесть абсолютно все что выходит из под уст/пера хозяина. Это редкое явление! Фанатеть можно хоть от кого мало-мальско популярного человека. А вот жить в прямой беседе каждый день с народом - видно дано только Дмитрию Юрьевичу. В какой то мере это напоминает клуб или хотите секту. :) Если бы не весь этот балаган об нем бы давно уже все забыли оставив только в памяти "да быт такой матершинник перевел хороше ряд матерных фильмов" Реально такой расклад Пучкову не по душе по этому для всех он вывел некую легенду "Правильных переводов и только его" так как на одном закрученном мате не ощущаеш себя полноценной персоной. По большему счету его "Правильные переводы" никому то и не нужны, по делу "привлек внимание лиш мат". По сути это переводчик работавщий на пиратов. Как только пираты начили дербанить пиратов - и тавар уже пошол мимо почтового распространения через интернет а оптом по 10 фильмов на одном DVD в переводе Гоблина за 60 рублей - весь этот бизнес загнулся. Плюс ужесточились законы и Пучков стал сишком заметен. На том вся лавочка и свернулась. Выпустив пару настоящих коммерчиских продуктов Антибумер и Шрек -видно не принес особого оптимизма. И падался Пучков в Игровую индустрию на нашу голову. Давно заметил по обзорам в интернете/журналах - если статья связанная с Пучковым начинается словами "опер уполномоченный" - дальше можно не читать. Писал либо фанат. Либо писал фанат по просьбе редакции. Если бы такой жизнью жила Мария Семёнова и у нее был бы такой же зубастый контингент, + Достаточное количество единомышленников в компании "1С" думаю Вся серия Волкодавов" была бы чуть ли не лучшей RPG всех времен и народов. Оно бы все ничего = ТОЛЬКО реклама навязчиво постоянно режет глаза. Скромней надо быть. Опять же ладно бы - может хорошее дело докапаться там до истину да только удостоился почитать те помои какими Пучков в в своем огороде начал поливать Бондарчука. Вволю высморкавшись на него и приняв аплодисменты от улюлюкающей публики гордо отдал ей свое воинское приветствие. За такое вообще-то и пахаре не грех было бы отхватить. Всегда так и напрашивается вопрс "А ты то кто такой?". Давно вывел такое "Гоблиновское заболевание" - "Есть только одно единственно верное правильное мнение - мое. Да были еще умные люди но они давно умерли" Кстати некоторые смотрю даже тут начали несколько о#ть - крича "Куда смотрят модераторы" "Удалить этот комент" Это вам опять же не oper.ru где под четким руководством - не будет пропущен ни один камень летящий в свой огород. Хочеш ты рассказть правду - пиши в газету. А не выпускай коммерческий продукт сомнительного содержания завернутый в красивую обертку с названием ИГРА. Из хороших работ видел только КрутойСем в переводе Гоблина с голосом похожим Джигурду. Можете закидать меня тухлыми помидорами с любимым диким улюлюканьем "идиот" "тупой" "жадный ребенок" и прочими гоблиновскими штампами.

0

О! Святая Война! Ты с нами или против нас! Я против. Обещалось «Документальную Игру». Я хочу документальную игру. Я хочу ВЕСЬ подвиг. Хочу долго сидеть за укреплением и до боли в глазах следить за тенями. Окопы рыть хочу. Мне дают мелконарезанные самые казуальненькие кусочки. Про тайное желание, хоть сколько маленького, но своего, вклада, забываем сразу. Кликай на кнопки в нужной последовательности. Игру утопило жесткое продюсирование с трех сторон: Гоблинской, КранХовской и 1Совской. Печально.

0

А коды к ней есть ?????????????

0

есть. специально для поклонников бондарчука. код "белоснежка" (бонусный уровень. прими участие в оргии с поголовным курением анаши и группенсексом с местной шлюшкой) код "дикий прапор" (игрок должен имитировать истерики а-ля пореченков) код "тупой геймер" (играбельность резко повышается. по полю боя разбрасываются аптечки, бфг, у духов появляестя главный монстр, убив которого можно сразу победить)

0

Графике 5 баллов максимум! Геймплей максимум 6,5

-1

Черезчур высокая оценка, ИМХО игра тянет на стандартные 7.0 ...

-1

2Пяткин """Интересно, что ж такого "многообещающего" сделал Бондарчук-младший ?""" Хотя бы то что снял отличный фильм в то время реально показавший, что вкус и умение снимать кино в России не потерян, при всём моём уважении к Михалкову его монархический взгляд на историю мне лично близок не был, да и фильмы он снимал скучноватые, а второе то что взялся за экранизацию отличных русских фантастов и по моему у него это получается... больше можешь узнать здесь http://forums.playground.ru/movies/182893/ Чем запомнился Учитель, ну режисёр, ну снимает, что-то что не кто не смотрит =))

-1

2Пяткин Я не в коей мере не пытался как то оскарбить... или выказать не уважение к чужому мнению, я лишь напостил ответ на вопрос, что же ""сделал и делает Бондарчук"", что по моему мнению этот режисёр один из немногих режисёров который умеет снимать кино для России, качественое и кассовое кино, и при этом снимает его не для того, что б свалить в Голивуд или показаться в гламурных Канах или ещё где...

-1

2-Zlodey- Ты видимо пропустил вот это: """Короче. Смотреть фильм нужно обязательно. Снято действительно неплохо, для нашего кино, повторюсь, прорыв.""" Особено вот это: """Однако при просмотре следует помнить о том, что на самом деле произошло с девятой ротой на высоте 3234.""" И хочу тебя так же отослать вот к этой ссылке: """Выше было сказано, что никто не смог победить нас силой оружия. Победили нас идеологией. И только на стартовом этапе для этого понадобились деньги.""" То есть если хочешь проигрывать в идеологии проигрывай... лучше снимать такие фильмы как Бондарчук, чем снимать такие которые приводят к поражению! Я лично про афган знаю и то что расказывали не на камеру и не журналистам, то есть не по цифрам статистики, и уверяю тебя Бондарчук снял потрясающе идеологически выдержаный фильм! Это тебе в качестве поучения =)))

-1

Ну если тебе интересно почитай для начало общие сведение, а не так называемые исторические книжки в которых много преувеличений домыслов, =))), и кстати я выше изложил причины прямо таки переверания не которых фактов связаных с Грозным... http://ru.wikipedia.org/wiki/Иван_Грозный Если кому-то ещё интересен этот офтоп, но лень читать википедию: вот самые значимые выдержки: При вступлении на престол Иоанн унаследовал 2,8 млн кв. км, а в результате его правления территория государства увеличилась почти вдвое — до 5.4 млн кв. км — чуть больше, чем вся остальная Европа. За то же время население выросло на 30-50% С конца 1540-х годов правил с участием Избранной рады. При нем начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 года. Проведены реформы суда и управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). Безоговорочно титул уже с 1554 года предоставлялся Ивану Англией. Сложнее стоял вопрос о титуле в католических странах, в которых крепко держалась теория единой «священной империи». В 1576 году император Максимилиан II, желая привлечь Грозного к союзу против Турции, предлагал ему в будущем престол и титул «всходного [восточного] цесаря». Иоанн IV отнесся совершенно равнодушно к «цесарству греческому», но потребовал немедленного признания себя царем «всея Руси», и император уступил в этом важном принципиальном вопросе. С 1549 года вместе с Избранной радой (А. Ф. Адашев, митрополит Макарий, А. М. Курбский, протопоп Сильвестр) Иван IV провел ряд реформ, направленных на централизацию государства: Земскую реформу, Губную реформу, провел преобразования в армии. В 1550 году был принят новый судебник, который подтвердил право свободного перехода крестьян. В 1549 созван первый Земский собор, в 1551 — Стоглавый собор, принявший сборник решений о церковной жизни „Стоглав“. В 1555—1556 Иван IV отменил кормления и принял Уложение о службе. Поголовное вооружение стрельцов огнестрельным оружием ставило их выше пехоты западных государств, где часть пехотинцев (пикинеры) имела только холодное оружие. Следовательно, в образовании пехоты Московия, в лице царя Иоанна Грозного, намного опередила Европу. Артиллерия Грозного Царя была разнообразна и многочисленна. „К бою у русских артиллеристов всегда готовы не менее двух тысяч орудий…“ — доносил императору Максимилиану II его посол Иоанн Кобенцль. Более же всего впечатляла тяжелая артиллерия. Московская летопись без преувеличения пишет: „…ядра у больших пушек по двадцати пуд, а у иных пушек немного полегче“. Самая крупная в Европе гаубица — „Кашпирова пушка“, весом 1200 пудов и калибром в 20 пудов, — наводя ужас, принимала участие в осаде Полоцка 1563 года. Также „следует отметить еще одну особенность русской артиллерии 16 столетия, а именно — ее долговечность“, — пишет современный исследователь Алексей Лобин. „Пушки, отлитые по повелению Иоанна Грозного, стояли на вооружении по нескольку десятилетий и участвовали почти во всех сражениях 17 века Казанские походы поход 1547—1548 был неудачен, под лед на Волге ушла вся осадная артиллерия и часть войска; поход был прерван; поход 1549—1550 — Казань снова не взята; однако при отходе русского войска недалеко от Казани, при впадении в Волгу реки Свияги было решено поставить крепость. В 1551 году крепость, получившая название Свияжск, была собрана за 4 недели; она послужила опорным пунктом для русского войска во время следующего похода в 1552 году. поход 1552 (июнь — октябрь) — завершился взятием Казани. В походе участвовало 150-тысячное русское войско, вооружение включало 150 пушек. Казанский кремль был взят штурмом. Астраханские походы первый поход 1554 года был совершен под командованием воеводы Ю. И. Пронского-Шемякина. В сражении у Черного острова русское войско разбило головной астраханский отряд. Астрахань взята без боя. В итоге к власти был приведен хан Дервиш-Али, обещавший поддержку Москве; второй поход 1556 года был связан с тем, что хан Дервиш-Али перешёл на сторону Крымского ханства и Турции. Поход возглавил воевода Н. Черемисинов. Сначала Донские казаки отряда атамана Л. Филимонова нанесли поражение ханскому войску под Астраханью, после чего в июле Астрахань вновь взята без боя. В результате этого похода Астраханское ханство было подчинено Московской Руси. Войны с Крымским ханством В 1541 году Крымский хан Сахиб I Герай совершил поход, закончившийся безуспешной осадой Зарайска. Его войско было остановлено у реки Оки русскими полками под командованием Д. Ф. Бельского. В июне 1552 года хан Девлет I Герай совершил поход к Туле. В 1555 году Девлет I Герай повторил поход на Московскую Русь, но, не доходя до Тулы, спешно повернул назад, бросив всю добычу. При отходе вступил в сражение у села Судбищи с уступавшим ему по численности русским отрядом. На результат его похода это сражение не повлияло. 1570 — разорительный набег на Рязань; 1571 — поход на Москву — закончился сожжением Москвы. После этого похода хан Девлет потребовал от Ивана IV безоговорочного возврата Казанского и Астраханского ханств, но не был удовлетворен ответом; 1572 — последний поход крымского хана в царствование Ивана IV, закончился поражением крымско-турецкого войска в битве при Молодях. Война со Швецией 1554—1557 Война была вызвана спором о приграничных территориях. В апреле 1555 года шведская флотилия адмирала Якоба Багге прошла Неву и высадила войско в районе крепости Орешек. Осада крепости результатов не принесла, шведское войско отступило. В ответ русские войска вторглись на шведскую территорию и 20 января 1556 года разбили шведский отряд у шведского города Кивинебб. Затем произошло столкновение у Выборга, после чего эта крепость была осаждена. Осада длилась 3 дня, Выборг устоял. В итоге в марте 1557 года в Новгороде было подписано перемирие сроком на 40 лет (вступило в силу 1 января 1558 года). Русско-шведская граница восстанавливалась по старому рубежу, определенному еще Ореховским мирным договором от 1323 г. По договору Швеция возвращала всех пленных русских вместе с захваченным имуществом, Русь же возвращала шведских пленных за выкуп. Ливонская война. В январе 1558 Иоанн IV начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря. Первоначально военные действия развивались успешно. Несмотря на набег на южнорусские земли стотысячной крымской орды зимой 1558, русская армия вела активные наступательные действия в Прибалтике, взяла Нарву, Дерпт, Нейшлосс, Нейгауз, разбило орденские войска у Тирзена под Ригой; к весне 1559 армия Ливонского ордена была окончательно разгромлена, а сам Орден фактически перестал существовать. Московское государство приняло предложение о перемирии, исходящее от Дании, которое длилось с марта по ноябрь 1559. В это время земли Ордена переходят под покровительство Польши, Литвы, Швеции и Дании. Опричнина Положительного мнения об опричнине придерживается митрополит Иоанн Ладожский. «Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли заметную роль в отражении набегов Девлет-Гирея в 1571 и 1572 годах… с помощью опричников были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от Московии под власть Литвы… Московское государство окончательно и бесповоротно встало на путь служения, очищенная и обновленная Опричниной». По мнению православного историка Леонида Болотина, образ Опричнины, конечно, связан не только и не столько с политическими моментами государственного строительства, сколько с защитой Православной Церкви и русского народа от рассадников ересей.

-1

полностью согласен с постом выше! игра редкий фуфел! от фирмы "горячий пирожок" склепали из того что было ( а было какой-то из бесплатных движков) и выкинули сеё отсыр на просторы нашего рынка. а пипл хавает громкое название. оценка - верх необьективности! игра еще хуже чем санитары подземелий ( помните работу гоблина7) маздай.

-1

http://www.playground.ru/articles/20182/ лишнее тому подтверждение :)

-1

я не придурок, я лишь геймер. и безмерно уважающий воинов афганцев, и их поддвиги. но не надо мешать павидло с гавном! есть история, а есть игра. и еслии первая заслуживает уважения, то втарая - убожество. если ты такой красавец и играеш в любую игру где присутсвует война, подвиг солдат и тд - то я могу дать тебе тону игровогго гавна - шо б ты время скоротал. если игру оценивать нельзя, то не фиг было и рицензию писать. а ставить за геймплей 8 , что чутокк не дотяггвает до КоД4 - это ужасная необьективнооость.

-1

каменты жесть... фанатизм просто пугает. но товарищи фантики, давайте на секунду забудем о сюжетной линии сей игры (афганистан, подвиги и т.д.) и посмотрим на нее объективно. что мы видим? хлам. никакая графика, полудохлый геймплэй, скука. т.е. сделано плохо, левой задней ногой сделано, за три копейки. теперь взглянем на розничную цену сабжекта - ух ты, всего то на 50р. меньше чем CoD4! круто друзья! а вот теперь если отринуть на секундочку весь фанатизм то вы поймете что на этом подвиге, на гибели солдат просто наживаются. сначала Бондарчук со сборами 25 млн $ по России, теперь пучков и 1с. плевать им на правду. правду не продают по таким ценам. и если фильм Бондарчука (забудем на минутку о сценарии) продукт качественный, то рассматриваемая игра - просто хлам, завернутый в обертку "подвиг наших ребят" и используемый для наживы. даже если предположить то что данная интерпретация событий наболее близка к действительности - ни коем образом не улучшит бездарность игроделов над игрой работавших. кстати господа фанатики, можете не трудится поливать грязью данный коммент. не отвечу.

-1

2-Zlodey- А чисто выпендриваться, что ты что-то кому-то сделал бы, если б не интернет, это вабще последняя тупость и трусость, так как если не чего сделать не можешь зачем угрожать-то... ты ж не в яслях, что б кидаться словами за которые ответить не можешь, а то я что-то написал это чистая правда... которая следует из твоих постов... и запомни каждый человек имеет право судить как о тебе так и о игре и вабще обо всём вокруг, и отвечать как считают нужным после не коректных постов в их адрес, не можешь спорить коректно, а главное хоть что-то оспорить аргументировано не лезь в интернет споры. Чего ты тут забыл если двух слов в свою защиту связать не можешь или проста аргументировать свою точку зрения, поверь если нет у тебя ума, и ты не умеешь спорить, значит интернет общение это не твоё, своё бе.. ме.. можешь высказывать у себя дома, и в ответ не получать овета, а здесь свободное пространство, и своей не самой умной показухой ты выкаживаясь трусость и низость, о чём я лично тебе не замедлю сказать, так как отнюдь не обязан скрывать свое мнение о теме разговора. =))

-1

Чистилище - вот отличный фильм! Здесь есть ВСЁ, и чуть-чуть больше! А "9 рота" - вольная вариация на тему... хотя янки тоже такуюже хрень на тему войн в Ближнем Востоке и Въетнаме снимают, яркие тому примеры Апокаллипсис сегодня Копполы и Королевство!

-1

есть. специально для поклонников бондарчука. код "белоснежка" (бонусный уровень. прими участие в оргии с поголовным курением анаши и группенсексом с местной шлюшкой) код "дикий прапор" (игрок должен имитировать истерики а-ля пореченков) код "тупой геймер" (играбельность резко повышается. по полю боя разбрасываются аптечки, бфг, у духов появляестя главный монстр, убив которого можно сразу победить)

-1

есть. специально для поклонников бондарчука. код "белоснежка" (бонусный уровень. прими участие в оргии с поголовным курением анаши и группенсексом с местной шлюшкой) код "дикий прапор" (игрок должен имитировать истерики а-ля пореченков) код "тупой геймер" (играбельность резко повышается. по полю боя разбрасываются аптечки, бфг, у духов появляестя главный монстр, убив которого можно сразу победить)

-1

Согласен, графике надо было 5.0; игровой процес не больше 6.0. а вот за звук и музыку имхо: 10.0 С обзором в целом согласен... не согласен на счёт придирок к Бондарчуку =)) всё таки на мой взгляд один из самых успешных и талантливых современых Российских режисёров, взять хотя бы фильм Обитаемый Остров над которым он сейчас работает, очень многообещающая картина =/

-2

2-Zlodey- Был я на сайте игры, ещё только как садился за игру, не чего по-поводу наездов от реально уважаемого мной Гоблина, на фильм "9 рота" и тем более Бондарчука не нашёл! Так и знал, что сейчас будут пытаться не коректно оспорить моё мнение =)) Единственое, что можно там прочесть это-то, что сегодня: """У нас в стране намеренно уничтожается историческая память народа, внедряются совершенно идиотские стереотипы. Наша игра — как раз такой ответ на оголтелую ложь по поводу нашей недавней истории. Наша задача — показать реальные события, реальных людей. Показать, что наши военные — это в первую очередь граждане своей страны, профессионалы, грамотно выполняющие поставленные задачи.""" Так используя твое оружие: не занимаешься ли ты тем же самым , пытаясь выдать за правду навязываемую западом и комунистами идеологию. Из которой следует, что Россия страна дураков и спобна только на уравниловку, так сказать не цивилизованый народ который за свою историю, а особено новейшию не сделал, не чего стоящего, а чуть человек высунится и сделает раельно стоящее его начинают поприкать этим, типо люди не понимают, чем отличается подвиг от предательства или чем художественый фильм отличается от документального... или чем-то хуже подиг 300 спартанцев? я конечно понимаю для них хорошо бы если б в России все ходили строем или пели деферамбы западу забывав про свою исключительность и достижения, но извини меня Россия за всю свою историю много раз доказывала, что она в любое время способна воспитывать и талантливых и не похожих на других, и умных, и ответсятвеных, самое главное людей со своим мнением, способных создать, что-то действительно стоящее. И способна воевать професионально и без потерь, и героически самоотвержено как древних эпосах, ты думаешь Суворов приучил Россию воевать малой кровью и професионально, нет он конечно герой и великий полководец, но успешные войны вёл например и Иван Грозный, да и вабще намного раньше велись, Дмитрий Донской и Александ Невский и т.д. но видишь ли комунистам он не понравился потому, что царь, а запад, воспринял его как хороший повод заявить о кровавых бесчинствах и вырезании лучших людей, в конечном итоге за то что русский царь =) Реально Иван Грозный человек своего времени жестокость которого обьясняется нравами времени, и даже его трагедией заставившея его загрубетб после гибели любимой =)) но тут же не надо забывать, что он был отличный полководец и умелый политик. То есть я хочу сказать, что искуственно навязывая людям ту или иную крайность не надо. Время само выбирет своих героев.

-2

Уже месяц как не читал продажных статей и вот оно, приятно удивлен! Спасибо автору за нулевую объективность

-2

2-Zlodey- ржалнемог, ты видимо провокатор работающий на запад... =) а вабще тебе бы неплохо заиметь хоть немного мозгов, что б ты смог хоть что-то оспорить из того что я напостил! =)) По -Zlodey- видно к чему приводит тупое следование идеологии и настаивание на отсутствие в фильмах художественой цености... а приводит оно к деграданству =)) из-за таких лже-патриотов как -Zlodey- которому глубоко пох как на афган так и на подвиги афганцев, а пытающиеся проста насрать на всё вокруг из-за своей тупой злобы ко всему окружающими, афганская война и была проиграна, такие как -Zlodey- отсиживались дома и ругали всё подряд или пытались в штабах навязать идеологию бездарными фильмами, а благодаря правдивым фильмам вроде 9 Роты, Войны и др. удалась вторая Чеченская компания, когда поняли что воевать по-принципу "рычаги на себя и вперёд, за холмом хитрый коварный враг" и "за родину, за сталина" нельзя... так что иди промывай мозги своей тупой лжепатриотичной идеологией кому нибудь другому, а у меня принцип я на вещи смотрю так как они есть!

-2