Несколько лет назад выдумщик Мишель Ансель, оставивший, по-видимому, попытки реанимировать Beyond Good & Evil, вдохнул вторую жизнь в Реймана — долговязого дуралея с руками-ногами вдоль орбиты. Origins, и в особенности Legends, напомнили о таком явлении, как «французский креатив» — это когда безумие, карнавал и ярмарка смешивается в единой гирляндной ветке, переливаясь всеми цветами. Рейман вновь вернулся в большую игру, на которую, казалось, он теперь в лучшем случае сможет смотреть только из-за плеча придурковатых кроликов. Видимо, в рамках кампании по реабилитации героя, на iOS выпустили самую первую часть, снабдив её подзаголовком Classic.
Как играется?
После шустрой Legends (и совсем уж амфетаминовых раннеров вроде Fiesta Run) с лёгким ужасом смотришь, какой в 1995-м Рейман был медленный. Он вальяжно ходит, с натугой отрывает ноги от земли и уверенно делает вид, что быстрый геймплей — это ко всяким ежам. Ветерана поначалу хочется пнуть под причинное место для придания скорости, но вскоре втягиваешься — окей, побудем черепахами.
Вы в ритме Тарковского раздаете тумаков бандитам, собираете люмов, прыгаете по ускользающим облакам, катаетесь на сковородке и, закрутив челку пропеллером, летаете от островка к островку. Нерасторопность компенсируется драконовскими правилами, присущим всем играм старой школы. Упал в воду — от чекпоинта. Получил по шапке — минус шкала здоровья (из трех). Три раза погиб — весь уровень заново. Благодаря этим порядкам не самый сложный, в общем-то, платформер превращается в пинбольный аппарат, выбивающий из пользователя проклятия и бесконечные лучи ненависти ко всему.
К поколенческим проблемам добавляются и современные. Есть несколько жанров, на которых играть с сенсорным управлением не стоит никогда и старорежимная аркада про прыжки — из этих. Оригинальный Rayman был хорош тем, что каждое движение давалось кровью и потом — детские ручонки физически отправляли улыбчивого парня под небеса посредством остервенелого жмаканья по джойстику. На сенсоре такой обратной отдачи нет и в помине, но и это лишь полбеды. Скорее всего вы просто будете промахиваться по нарисованным клавишам или засаленный экран вовремя не обсчитает нажатие. Для игры, где одна ошибка может стоить часовой работы при взвинченных оборотах это просто преступно.
Это касается, на самом деле, не только Rayman, а вообще всех отправленных на пенсию платформеров, но зачем-то вытащенных на смотрины сейчас. У игры прекрасная история и хрестоматийный дизайн нелинейных уровней, но вы этого не увидите. Потому что на втором часу плюнете, ткнув мимо кнопки прыжка. Потому что воспламенитесь, в очередной раз проиграв боссу. Потому что после десяти поражений приложение весело улыбнется и отправит вас к стартовой точке.
Видеоиграм сильно не повезло в плане обращения к собственной истории. Чтобы посмотреть культовое кино 70-х вам надо первые пятнадцать минут подавить в себе назревающий зуд. Чтобы прочитать книгу XVII века — оградить себя хотя бы на полчаса от Интернета. Чтобы насладиться игрой прошлого столетия — выделить несколько суток, принять буддизм и мысленно выкинуть из головы все достижения видеоигровой индустрии последних двадцати лет.
Как смотрится?
Из вываливающихся пикселей можно городить частокол, а анимация накрывает ностальгией почище клипов с MTV. Нет, поймите правильно: художественно Rayman всё ещё чудесен и прекрасен, но графику 1995-ого даже не пытались замаскировать. Кажется, даже наоборот, выпячивали — на давно привыкшем к HD «Айпаде» столь откровенно низкое разрешение кажется даже каким-то смелым вызовом: «Да, могу, и что ты мне сделаешь?».
Итоги
Переиздание первого «Реймана» — это как если бы признанного классика похоронили и отпели, а он восстал, надавал тумаков младой поросли и, разваливаясь, пошел дебоширить в бар — под осуждающие взгляды публики. В Rayman Classic крайне сложно играть, она колючая, неповоротливая, старая и гундит, но после первого же часа очевидно: глыба. Что с этой глыбой делать, впрочем, не понятно — предаваться ностальгии дороговато (379 рублей), а делать вид, будто ты ещё в беззаботном детстве, а Ансель в талантливой молодости — так себе расклад. Единственный рабочий вариант — показывать детям: вот смотрите, что у меня было. Они наверняка не поймут и уйдут гонять подкрашенного челкаря в Fiesta Run — и попробуй их упрекнуть.
Достоинства:
- чудесный дизайн с искоркой французского безумия;
- по-настоящему нелинейные уровни;
- в наличии русскоязычная локализация;
- это наш любимый Рейман, чёрт возьми!
Недостатки:
- техническая часть устарела безбожно, и её не стали менять;
- сенсорное управление — не для платформеров, тем более 1995 года выпуска;
- местами нудно;
Вообще не представляю, как играть в неё на телефонах. Там после музыкальной локации начинается адовый хардкор, где нужны идеальные прыжки в духе super meat boy. Рекомендую, для всех страждующих, сыграть в GOG Rayman Forever на PC. Лучше Heart of Darkness и Captain Claw портировали бы.
Определенно Да!