Хэке и три его брата отправились на лодках далеко в море с целью наловить огромное количество рыбы. То ли день был неудачный, то ли рыба в тех краях не водилась, однако остались братья без улова и, расстроенные, легли спать. Но не Хэке. И вот закинул он удочку, и попался на крючок… остров Тороми. Вытянул Хэке невиданную землю со дна морского, а братьям это не понравилось – и из зависти утопили они родную кровинушку. Взбесило Хэке предательство братьев – и наслал он на них страшное проклятье. Утеряли братья землю, высадились на Тороми, но остров был пустым и безответным к мольбам – и, один за другим, умерли братья от голода. А их беспокойные души, равно как и дух Хэке, по сей день бродят по острову и буянят, что выражается в частых подземных толчках и неадекватном поведении животных. Пусть топоним Тороми полностью вымышлен – легенда реальна и восходит к мифам народа маори, коренным жителям Новой Зеландии. Где и располагается студия Rainbite, авторы обозреваемого сегодня пиксельного приключения Reverie.
Вторая сюжетная ветка Reverie – история школьника по имени Таи. Известно о парнишке совсем немного. Его не очень любят родные братья и много над ним подшучивают, потому на летние каникулы отправляет мать Таи подальше от их гоп-компании – на остров Тороми, где живут и здравствуют его дедушка с бабушкой. Выясняется, что семейка у них непростая – они, из поколения в поколение, пытаются угомонить древних духов повздоривших родственников и Хэке. И такая миссия, после небольшой прелюдии, падает на плечи Таи, так сказать, по наследству. Пацан начинает своё приключение с довольно неожиданного местечка – с подвала дедушки, где за годы скопилось много крыс, шершней размером с голову и прочей дряни, а боссом разминочной зоны выступает одержимая злым духом сушилка для белья. Как можно было так запустить подвал – отказываюсь понимать.
Пожалуй, главным плюсом Reverie должен был стать новозеландский колорит, но, если особо не заострять на нём внимание, то чувствуется он слабенько. Да и колорит, честно говоря, на уровне стереотипов. Что мы знаем о Новой Зеландии? Ну, регби там любят, а из главных символов – киви (и птица, и фрукт), коалы и гигантские эвкалипты. Эти темы создатели игры эксплуатируют и над ними подшучивают – то наткнёмся на регбистов, помешанных на тренировках, то встретим пытающуюся взлететь киви, то заглянем в санаторий для коал. В общем, чтобы вы понимали: если бы это была игра про Россию, то вместо регбистов, киви, коал и эвкалиптов были бы алкоголики, матрёшки, медведи и берёзки.
Reverie мог бы стать полезным проектом в образовательном смысле: дело в том, что Таи в своем путешествии находит перья новозеландских птиц, большинство из которых – эндемики Новой Зеландии и прилегающих островов, то есть это уникальные виды и подвиды, которых не найти нигде больше на земном шаре. Но в журнале героя даются только краткие текстовые описания пернатых, без картинок, что портит всю идею – какое бы у вас ни было воображение, визуально представить себе данных птиц вряд ли получится.
Игровой процесс Reverie состоит из двух главных компонентов: путешествие по миру, разговоры с персонажами и изучение территории – первый; подземелья, полные врагов и головоломок – второй. Как правило, чтобы в нужное подземелье попасть, тоже нужно немного пораскинуть мозгами и побегать по простым квестам – сходи туда и принеси то. В награду получаем предметы, которые необходимы для продвижения по миру: игрушка йо-йо, чтобы переключать рычаги на расстоянии, лопатка для песка, дабы раскапывать проходы в грязи, и тому подобное. Самое полезное – дыхательная маска, позволяет плавать в воде и под водой, что является большим подспорьем для изучения всех самых удаленных уголков Тороми. Эти же предметы работают как вспомогательное оружие. Переключаться между ними нужно часто, но это реализовано довольно неудобно – через меню и только.
По территориям вне данжей спокойно побегать не дадут – уже известные крысы, шершни, духи и хищные птицы будут Таи мешать, но уворачиваться от схваток, к счастью, нетрудно. Подземелья же строятся по классической схеме: добываем ключи путем решения пазлов и сражений в закрытых комнатах, а затем топаем к боссу. Головоломки, в большинстве своем, довольно простые, но внезапно могут появиться такие, что мозг натурально начнёт закипать. Боссы – духи погибших от голода братьев – сделаны интересно, правда, победить их не составит никакого труда. Каждая территория и подземелье имеет собственную музыкальную восьмибитную тему – и иногда они очень навязчивые. В целом, геймплей Reverie повторяет таковой из двухмерных частей Zelda и ее клонов.
Сайд-квестов, интересных историй и мини-игр здесь не особо много. Из заметного и удачного – игровой автомат с космической стрелялкой а-ля Galaga. На моей памяти, это первый проект, в котором основная игра и «игра в игре» не отличаются друг от друга графическим исполнением. А ещё можно сыграть с одержимой микроволновой печью в аналог аэрохоккея, и это действительно круто. Магазинчики в Reverie пустые (из покупок – только дартс и лечилки), улучшать что-либо нельзя, основное оружие – бита – остается неизменной, и сменить ее на что-то другое невозможно. Та же проблема и с пост-геймом: он нужен только для того, чтобы дособирать перья птиц и побить бонусное подземелье, которое проверит ваши комбат-умения во множестве схваток с полубоссами. За полный сбор орнитологического журнала бабушка сплетёт Таи особую одежду с защитой от урона. Правда, применить её не на чем, ведь последнее перо спрятано в бонусном подземелье – после его прохождения никаких челленджей в Reverie не остается, что делает одежду приятной, но абсолютно бесполезной наградой.
Reverie сделана добротно, без технических огрех и с уважением к восьмибитному прошлому, но проект ощущается весьма посредственно, блекло и пустовато. Игра полностью проходится за 7-8 часов и не оставляет после себя каких-либо особых впечатлений. Стоит отметить, что Reverie доступна в версиях как на PS4, так и на PS Vita (cross-buy по какой-то причине не завезли). Если уж встанет выбор, то приобретать на старшую консоль не рекомендую – на портативке такого рода игры смотрятся гораздо уместнее, удобнее, привлекательнее и попросту правильнее.
Reverie – игра неплохая, но слишком уж безликая и малосодержательная, хотя разработчики определенно старались. Rainbite Limited хватало идей, но не хватило опыта для их грамотной реализации. Если вы соскучились по зельдоклонам, да еще и с опцией знакомства с иноземной культурой, то игре можно дать шанс, и она вас наверняка не разочарует, но и вряд ли чем-то сильно порадует. Поэтому готовьтесь к тому, что проект не оставит после себя никаких эмоций – ни позитивных, ни негативных.