Для начала тест. Зайдите на maps.google.com, найдите там на первом выскочившем континенте штат Калифорния и наведите камеру на участок трассы где-нибудь между Окснардом и Вентурой. На экране появится располосованная дорога, ржаное поле слева и выжженный лес справа. Или городок из одноэтажных панельных домиков, совершенно одинаковых на вид, в полном соответствии с представлениями Голливуда об американской мечте. Хотите там побывать? Сегодня для этого необязательно не только покупать билет, но и лезть в интернет: в «Дальнобойщиках 3» Калифорнию можно увидеть из окна мощного грузовика, груженного солониной.
Беспечный ездок
Люди из студии Softlab NSK решили воссоздать в игре отдельно взятый штат и взялись за дело едва ли не серьезнее, чем представители Google: прибыли в Америку, тщательно объездили Калифорнию, снимая ее сразу на две установленные по бокам машины видеокамеры, а также сделали миллионы фотографий. На все предприятие ушло около трех месяцев. После этого разработчики удалились на семь лет в свои мастерские. В результате «Дальнобойщики 3: Покорение Америки» из осязаемого симулятора грузоперевозок превратились в долгострой-громадину. Дату выхода переносили из года в год, поклонники от скуки играли в богопротивный сериал 18 Wheels of Steel от ValuSoft, а новых «Дальнобойщиков» успели мысленно поставить на одну доску с прочими «ждалкерами».
А вот как раз это совсем неправильно. От обычных долгостроев «Дальнобойщики 3: Покорение Америки» отличаются подходом: когда создатели S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl судорожно меняли названия и концепции, приспосабливая игру ко все растущим требованиям жанра, новосибирцы медленно ехали к давно намеченной цели. Поэтому, если вы сейчас перечитаете интервью по игре за 2003 год и сравните с тем, что получилось, невыполненных обещаний почти не найдете. Разве что пешеходов на одном из этапов разработки решили убрать, потому что уж слишком корявыми они выходили, а на доработку времени не хватало.
Самое главное, за что любили вторую часть, окрыляющее чувство свободы, поэтика уходящего вдаль дорожного полотна осталось. Все, кто в 2002 году ночами возил грузы по русским дорогам на КамАЗе, брал заказы и устраивал встречи с бандитами под аккомпанемент группы «Ария», при запуске третьей части испытают дежавю.
Мир узнаваемый, хоть действие и перенесено в будущее. Март 2014 года. Наш герой загорелый дальнобойщик Ник Перепелов, который приехал в Калифорнию из России в поисках счастья, американской мечты и всего такого. Его приятель Мэтью Тирсон в благодарность за былые заслуги помог организовать компанию по грузоперевозкам «Ник тракинг». Свой офис, секретарша, 200 тысяч начального капитала все условия. Поэтому дело за малым сделать компанию крупнейшим перевозчиком штата и заработать кучу денег.
Смысл жизни по «Дальнобойщикам 3» развоз грузов. Поэтому первым (а также вторым, третьим и десятым) делом едем на базу, выбираем понравившийся заказ (цена за доставку зависит от хрупкости товара и расстояния) и стараемся доставить фуру какой-нибудь белокочанной капусты раньше соперников. Это непросто крутых поворотов много, груз легко повредить, да и фура может отцепиться. Ездить довольно интересно благодаря адекватной физике машин они здесь, как и положено, тяжелые, ленивые. Поэтому действовать приходится осторожно даже на низком уровне сложности у вас может в какой-то момент заглохнуть двигатель, а уж на высоком можно просто взорваться от удара об стену.
Всего видов заработка три: простая перевозка грузов, гонка на расстояние или тендер заезд до базы, победитель которого получает право на «золотой заказ» (с увеличенным в два-три раза гонораром). Можно подобрать на дороге автостопщика и подбросить его куда-нибудь в Санта-Барбару. Также герою периодически названивают на мобильный, предлагая отвести груз сторонней компании в какой-нибудь Барстоу или спасти подстреленного собрата по профессии. Это несколько помогает отвлечься от однообразных грузоперевозок. Обратная сторона огромного мира третьих «Дальнобойщиков» за красочным фасадом тут нет ничего интересного. Во всех барах, СТО и мотелях всегда одинаковый интерьер, одинаково приветливый человек за стойкой, одинаковые ролики. Даже в барах можно только почитать о предстоящих тендерах или взять попутчицу. И никаких стейков, виски и задушевных разговоров под кантри.
Так дни и проходят. Возим грузы, участвуем в гонках, спим в мотелях. Регулярно сталкиваемся с полицией. Периодически заправляемся чтобы не заглохнуть посреди дороги с пустым баком. Конечно, ржаветь под дождями мы не останемся в любой момент можно вызвать аварийную службу, которая эвакуирует (если машина перевернулась), подзаправит и отремонтирует. Вот только и возьмут за это втридорога. Выгодней чиниться в СТО. Там же можно проапгрейдить тягач, поставить двигатель помощней, новые колеса, дополнительные зеркала, круиз-контроль, нитро. Сразу нацепить все самое мощное не получится ассортимент деталей для тюнинга постепенно пополняется во время игры.
Когда просто колесить по штату надоест, можно заняться обустройством собственной фирмы. Купить пару грузовиков (если хватит денег), нанять водителей, открыть филиалы в Палмдейле, Сакраменто или еще где-нибудь, а после наблюдать, как ежедневно на счет капает прибыль. Экономическая система здесь несложная, но управлять бизнесом интересно.
Кантри навсегда
Графика в «Дальнобойщиках 3» контрастная. Такое чувство, что Softlab NSK в какой-то момент намеренно решили обезобразить людей чтобы на их фоне смотрелось лучше все остальное. Поэтому проработка двуногих здесь на уровне дешевых пластиковых игрушек корявые, угловатые, двигаются дергано, будто батарейки сели. Зато пыльные городки с яркими вывесками, высоченные небоскребы, хайвеи все это буквально пропитано атмосферой дорожной Америки. Когда рассекаешь политое дождем шоссе, любуешься на высохшие деревья, подернутые облаками горы, когда на твоих глазах начинается красивейший закат начинаешь понимать, на что ушли эти долгие семь лет.
И все-таки так долго тянуть было нельзя. Да, в начале статьи мы ставили в заслугу разработчикам тот факт, что все это время они упорно двигались к намеченной цели, но в этом же и основная слабость игры. «Дальнобойщики 3» честно выполняют свою основную функцию достоверно симулируют езду на тяжеловесных грузовиках, но не более того. Смоделировать в рамках компьютерной игры немаленький штат это достойный уважения труд, но мало просто перерисовать карту местности, чтобы заставить игроков поверить в ее реальность. А беда в том, что за пределами кабины тягача ничего выдающегося не происходит: второстепенные персонажи все на одно лицо, с пешеходами извините, да и с дорожной романтикой случаются перебои: поговорить по душам и послушать последние сплетни не с кем и не у кого. Остается разве что слушать радио кроме издевательских заявлений местных диджеев об опасности калифорнийских хорьков, играет несколько неплохих станций со своим набором песен в жанрах кантри, метал, поп, хип-хоп.
Кроме того, «Покорение Америки» страдает от банальной небрежности программистов ошибок здесь, как на пиратском корабле крыс. Причем самых разных. Игра вылетает на Рабочий стол, движок капризничает то персонаж повиснет в воздухе, то из сюжетных роликов пропадет модель главного героя. Есть ошибки и посерьезней. Например, ситуация: подбираем у дороги усатого хитчхайкера, тот просит довести до базы фуру замороженных фруктов. Мы было соглашаемся, но возникшая из воздуха фура скатывается по холму, делает в воздухе кульбит и исчезает за забором. А хуже всего то, что «Дальнобойщики 3» при включенном трафике беспросветно тормозят, скатываясь до 5-6 кадров в секунду. Надеемся, в патчах это исправят.
* * *
Несмотря ни на что, «Покорение Америки» все еще лучшая игра в своем жанре. Не в последнюю очередь потому, что весь этот жанр, по сути, представлен двумя играми, а 18 Wheels of Steel никто давно всерьез не воспринимает. На ее фоне «Дальнобойщики 3» выглядят очень выгодно: и графика получше, и машины посимпатичнее, и даже про сюжет не забыли (см. врезку). Да и вообще, пока вы не задаете лишних вопросов, игра Softlab-Nsk тоже ведет себя предельно корректно, радостно рисует новые поля и реки и весело гудит в гудок.
С одной стороны, есть масса людей, которые все эти годы только того и ждали. С другой вторая половина игроков резонно возразит, что доставкой грузов можно заняться в десятках других игр, где и мир проработаннее, и занятий побольше. И вот как развлечь этих вторых в Softlab-Nsk за семь лет, кажется, так и не придумали, а очень жаль. Отдаленную надежду на улучшение ситуации вселяет только грядущий аддон «Лас-Вегас» (азартные игры, распутные женщины). Возможно, душа виртуального дальнобойщика обретет покой именно там.