Сначала я открою вам страшную тайну! Внимание! Rise of the Tomb Raider — это моя первая игра во франшизе! Да-да, увлечения треугольной грудью ужасным и непростительным образом прошло мимо меня :) Почему же я всё-таки решил попробовать легендарную серию?
На самом деле основную часть игры я прошёл ещё в январе, потом последовал про-о-одолжительный перерыв и вот теперь, наконец, я покончил с финалом. А началось всё с того, что январь в этом году вышел откровенно такой себе, то есть практически без снега и с ртутным столбиком у нулевой отметки. В общем, зима была, но где она была я не знаю. Точно не европейской части России и не в Саратове. И что мне делать, если душа моя жаждет снега, вьюги и русского-народного мороза, но в реальности на дворе то ли конец октября, то ли начало ноября? Успешный человек помашет унынию ручкой, да улетит на горно-лыжный курорт или в Лапландию, а простой человек найдёт утешение в книгах, фильмах, да играх.
И что же я мог посмотреть и во что мог сыграть, чтоб прям почувствовать лютый мороз, услышать свист вьюги и хруст снежного наста? К слову, я открыт для предложений и, если кто-нибудь сейчас что-нибудь вспомнит, черкните мне в комментариях, чтоб я при случае знал, что искать. Потому что в январе я подумал-подумал и загрузил сохранения «Ведьмак 3» на Скеллиге, а потом клюнул на обзор Rise of the Tomb Raider, в котором автор как раз хвалил и даже восхищался воссозданной разработчиками Сибирью и Ларой Крофт, которая сражается со злом и смотрится, как драгоценность в морозной, ледяной, сверкающей и ослепительной оправе! ОК. Уговорили. Загружаю, запускаю и…
Всё хорошо, но только поначалу. Вернее, нет. Сначала игра не просто хороша, а попросту великолепна! Как минимум пролог и приключения в заснеженном лесу до выхода на советскую базу дали мне как раз и ровно то, что я хотел увидеть и услышать! А вот потом прекрасные снега берут и смешивают с ржавчиной построек в одном давным-давно оставленном местечке. И дальше больше, потому что весь снег и весь мороз уходит, чтобы оставить нам унылый, блёклый лес с обломанными ветками. Да ну вас нафиг! Я не за этим игрушку запускал!
Короче, если бы вся Rise of the Tomb Raider была такой же, как и её реальное начало, я бы её пожурил, но в тоже время и расцеловал бы! Исключительно в щёчку, потому что нельзя так просто взять и подойти вдруг к мисс Крофт с сомнительными планами на ночь или вечерок :D
Сюжет.
Нет, я не буду и даже не хочу хоть как-то критиковать сюжет. Проблемка в том, что, если объективно, Рианна Пратчет сочинила полный бредЪ! Именно так, с дореволюционный знаком в конце слова. При этом её бредЪ легко и запросто способен раскатать как обыватель, так и тем более историк. Да, западные сценаристы в который уже чёртов раз взялись писать историю про русских и выдали… Эпичнейший абзац!
Смотрим на фото Распутина, смотрим на композицию в целом и представляем как же ж там всё намешано…
Всё так, но… Зачем? Зачем мне придираться, когда франшиза Лары, как, например, и приключения её мужского побратима Индианы Джонсы, да и вообще весь жанр приключений ни разу не про логику и историческую достоверность. Поэтому, с душевным скрипом и тяжёлым, очень тяжёлым вздохом я признаю, что в целом Рианна Пратчет знает своё дело. И я уж не берусь судить о том, могёт ли она больше.
Вот как-то так. И тут я должен пойти дальше, но… Мне нужно вставить пять копеек про дополнение о противостоянии с той самой страшной и ужасной, костлявой и коварной, Бабой Ягой из сказок! Секунду. Лара Крофт, Сибирь, зима, град Китеж, злобные фанатики и… Баба Яга.
Не перебор? Ни капли! Я даже скажу, что это дополнение получше основной игры. Без шуток! Я ожидал тотальной наркомании, а получил сюжет, который даже атмосфернее и вроде бы, как будто чуточку логичнее, чем основной сценарий А теперь давайте перейдём к вещам, которые немножко поважнее. Например, я хочу поговорить о проблемах уровня сложности под названием...
Выживание.
Не знаю что там и как было в игре, с которой стартовала перезагрузка, но в сиквел приманил меня системой выживания Лары в просторах суровой, русской Сибири. Прекрасно! Обожаю симуляцию выживания. Начинаем новую игру и… И вот мы с Ларочкой исследуем сибирский лес, чтобы найти и собрать как можно больше веток, ягод, птичьих перьев и шкур с невинно убиенной дичи. Естественно, всё собранное мы тут же конвертируем в боезапас и улучшения для снаряжения.
Ну как? Отлично? Хорошо? Ну да, но, к сожалению, не в Rise of the Tomb Raider. Почему? Потому что никакой системы выживания тут нет! Вот нет и всё! Тут есть обычный гринд, который существует ради крафта, но это, блин, не выживание! Выживание — это необходимость искать еду и воду, чтобы потом периодически есть и периодически пить. Это как минимум! Еда, вода и сон. ОК, забудем про сон. Можно даже и про воду забыть, но оставить зависимость от пищи, чтобы в процессе охоты Лара добывала не только шкуру, но и необходимое для выживания мясо.
Перебор? Хорошо, тогда я предлагаю вспомнить о том, что мы не просто выбрались в дикую природу, но прибыли в суровую, морозную Сибирь! И уж хотим мы того или нет, но под нашими ногами снег, на растущих вокруг деревьях иней, а прямо перед нашим носом обледеневшая скала, на которую нам нужно забраться. И вот мы стоим перед скалой и ёжимся! Лара изо всех сил обнимает себя и стучит зубами. Ну и… Ну вот же! Ну же! Нет, сплошные спецэффекты без последствий.
А что, разве нельзя было сделать так, чтобы в режиме «Выживание» Лара, кхм, выживала в том числе за счёт тепла от костра? Посидели мы у огня и вот нам дали время, чтобы немножко побродить по стылому и заснеженному лесу. Сменили одну одёжку на другую и вот у нас не три минуты для бродилок, а целых пять, а, может быть, и десять! Не удержались и упали в воду? А ну-ка брысь к костру, а то замёрзнешь, упадёшь без сил, а там уже помрёшь!
И, знаете, возможно, сравнение будет глупым, но в страшно топорной «Mass Effect: Andromeda» была система, благодаря которой я чувствовал зависимость протагониста от лютого инопланетного мороза и иссушающей жары. Только там в роли костра был вездеход и кое-какие объекты на местности, но суть вы поняли. А вот в Rise of the Tomb Raider на заветной сложности «Выживание» такого нет и всё тут! Наверное, разрабы посчитали свой подход золотой и гармоничной серединой между маркетингом про реализм и риском перегнуть палку, лишив поклонников той самой, привычной и имбовой героини.
Паркур или боевик, боевик или паркур?
Да-да, я знаю, что суть франшизы не только в акробатической гибкости протагонистки, но и во множестве перестрелок пополам с простеньким стелсом. Но у нас же не просто игра про Лару Крофт, а дерзкая перезагрузка которая должна пор-рвать шаблоны, превратив клишированный секс-символ в живую, сильную, но уязвимую женщину!
Долой треугольные груди! Даёшь приземленность, драму, страдания мятущейся души и изнуряющую боль! Сюда же обязательно добавим ссадины, ожоги, кровоподтёки, синяки и раны! От клыков, когтей, ножей и пуль! Короче, все награды, какие можно получить в бою с безжалостной судьбой. С той самой злой судьбой, борьба с которой должна превратить обычный приключенческий сюжет в правдоподобную и жестокую схватку буквально не на жизнь, а на смерть!
ОК, затею одобряю, но... Какая нафиг суровая правдоподобность, если чем дальше, тем больше Лариса наша Ивановна становится не только и не столько горячей (о да, детка!) поклонницей экстремальных походов, сколько настоящим и оверсуперкрутым бойцом элитного спецназа! И ладно бы вся крутость нашей Лары была бы её в стелсе и в меткости, чтоб побеждать буквально одним выстрелом, но точно в цель. Ан нет! Чем ближе мы подбираемся к финалу, тем больше миссии на точность, внимание и ловкость сменяются баталией из Call of Duty.
А вот теперь прибавим к этому комплект из постоянных разрушений. О-о да, вокруг нас и под нами всё постоянно рушится! Скалы разлетаются на осколки, прочнейшая сталь ломается, доски превращаются в щепки, гремят взрывы, верёвки обрываются в самый неподходящий момент и... Получается не здорово, а перебор. Для меня, естественно, перебор. Потому что я сглупил и раскатал губу на несколько иной подход.
Чего я ждал? Я ждал, что, если и не в первой, то во второй игре разрабы сделают упор на стелс с проверкой на находчивость, чтоб перестрелки стали исключением из правил и жарким апогеем, но не более! А вместо половины пропитанных адреналином неприятностей нам запросто могли бы показать мисс Крофт бывалым профи экстремальных экспедиций с расширенным набором навыков и снаряжения для преодоления практически каких угодно естественных или искусственных препятствий.
И кое-что в игре и, правда, есть. По факту. Поэтому мы начинаем практически без ничего и побеждаем с целым арсеналом. Мы развиваемся, но всё это развитие уходит на тридесятый план под яростным напором шутера. Всё правильно, а я тут пишу ересь? Возможно. Я и не отрицаю, что вся франшиза просто не моё. Но, чтоб закончить, я всё-таки продолжу.
По кругу ходим мы, по кругу ходим мы…
Чего хочет игрок, добравшись до локации N? Открытия невероятных пейзажей? Ошеломляющие повороты сюжета? Геймплейные возможности? Стоп! Мне бы хотелось, чтобы, прокачавшись на локации N, я получил доступ ко всем гробницам, которые там есть. Но нет, нельзя так. Одну гробницу я открою запросто, ради я другой я должен идти дальше по сюжету, чтобы покинуть, оставить за спиной локацию с гробницей, добраться до новой карты, пройти там приключение, добыть там снаряжение и лишь потом вернуться на старую локацию, чтобы открыть гробницу. Наконец-то! Но нафига петля? Зачем и почему мне нужно метаться от карты к карте и возвращаться туда, откуда я уже ушёл, чтобы добраться до вишенок на торте?
На одном сайте я вычитал, что такая структура в принципе характерна для серии. Не знаю, может быть и так. Но мне оно не нравится. Потому что в других, хороших играх на локации возвращаются, чтобы увидеть их в новом свете! Потому что по мере продвижения по сюжету что-то происходит, что почти неузнаваемо меняет привычный нам пейзаж. И перед финалом Rise of the Tomb Raider, действительно, выдаёт кое-что, отчего привычное нам место становится совершенно иным! Но все остальные возвращения к гробницам проходят по местам, с которыми уже хочется распрощаться, но нельзя, потому что они манят тем самым, фирменным для серии геймплеем.
Клюква, сэр!
Не-ет, дело совсем не в том, что здесь есть клюква, то бишь очередная, набившая уже оскомину эксплуатация злодЭйского образа советской власти. Фиг с ней! Это ж классика жанра! Нельзя же так просто взять и сделать игру, да про Сибирь, про русских, но без ГУЛАГа? У нас ведь тут не абы какой тайтл, а игра о приключениях и о борьбе отчаянной и смелой, сильной и независимой, неукротимой и волевой Лары Крофт супротив фанатичных, кровожадных и беспринципных убийц, которые, конечно же, и без сомнений ночей не спят, чтобы вот прям всегда и вечно бредить про аб-со-лют-ную вла-а-асть! Как же ж в таком случае, да без злых красных и русских как таковых?
ЛШТШФУМ / Kiniaev Ашьф / Foma, Джейсон Борн подтвердит!
ОК, простим великодушно и посмеемся :) Но кое-что не вяжется… Точнее, в игре есть пара достижений, которые по моему противоречат логике сценария. Да-да, мы получаем заветные ачивки за разные разгаданные тайны в гробницах, изученные пещеры, запрятанные под камушком припасы, добычу заячьих, медвежьих и волчьих шкур, но причём тут тонкий намёк на толстую возможность сжечь десять штук плакатов с советской пропагандой и не спустить, а сбросить с гордой высоты флагштоков десяток красных полотнищ с серпом и молотом?
Кгхм, я оскорблён? Разгневан? Возмущён? Скорее, я... озадачен. У нас же вроде как игрушка про экстрим, экшон и... одержимость. Наш бесконечно злой антагонист одержим комплексом бога и никакой других мыслей в его извилинах не бывает. Его союзница и правая рука одержима поиском спасительного круга и соломинки для выхода из личного кошмара. А наша Лара... тоже одержима! Одержима жаждой доказать всему огромному и закостнелому в своём скепсисе миру правоту покойного отца!
О чём же может думать Лара во время пребывания в заброшенном лагере ГУЛАГа? Она может судорожно искать ресурсы для выживания. Она может поморщиться от попавшейся на глаза советской символики. И, наконец, она может потратить минутку на сочувствие заключённым, изображённым на попавшемся под руку фото. Но она точно не будет скакать по лагерю, чтобы низвергать остатки диктатуры! Ей попросту не до того!
Все три части понравились. Люблю игры такого плана.
Почему про прекрасный визуал (тем более на то время) ни слова?
Потому что прекрасный визуал порадовал меня только вначале о чём я и сказал, а потом он радовал меня лишь время от время и тут уже не до объективной похвалы в сторону графики.
Тут на скрине если что не тарабарщина аля Борн - а на Болгарском языке написано
Болгарский в Сибири, прекрасно.
я как бы больше удивился если бы было написано на английском, французом или эсперанто
Это напоминает мне ситуацию с Гюнтером О Димом из "Каменных сердец" Witcher 3. Если Геральт волей игрока обыграет этого дьявола, тот уходит, приговаривая на трёх разных языках и в том числе на грузинском и осетинском. Естественно, я, как и многие, этих языков не знаю, поэтому долгое время думал, что там просто специально созданный фантастический язык ака абракадабра.
из новой трилогии самая нормальная часть, но предыдущая трилогия была лучше
Раза 3 начинал играть и все время забрасывал в этом лесу , не знаю почему. А 1 часть и Шадов можно сказать прошел на 1 дыхание