на главную
об игре

Взломщики сердец: рецензия на Persona 5

Работа над Persona 5 началась почти десять лет назад и ни разу не останавливалась, хотя до 2011 года и шла вполсилы из-за поддержки Persona 4, создания спин-оффов к ней и творческого отдыха под названием Catherine. И, кажется, мы оказались в той версии вселенной, где все это пошло не во вред, а на пользу. Новая Persona получилась гигантской, очень богатой, а в деталях как будто совершенной, став эталоном сразу для нескольких жанров.

Она верна старому концепту и отчасти повторяет предыдущие игры Кацуро и компании, от сюжета и локаций до обычных врагов (например, в виде зеленого члена). Снова главный герой — переведенный в новую школу пацан, максимально усредненный и даже в очочках, чтобы простые хикки спокойно ассоциировали его с собой. Только теперь пацан в опале. Однажды он бросился на защиту незнакомой девушки и попал в полицию. Как итог, родители спихнули его своему далекому другу в Токио, владеющему маленьким уютным кафе. Там он и селится — прямо над кафешкой. А заодно становится главным объектом сплетен в новой школе. На мой взгляд, пацан только выиграл.

Сюжетно Persona 5 долгое время напоминает переосмысленного то ли «Гарри Поттера», то ли «Покемона» — те же типажи главных героев (плюс говорящий кот-маскот, потому что это японская игра), те же цели, конфликты и образ жизни. Только спустя десятки часов концепт вырастает в японских мстителей, а локальные злодеи сменяются заговором.

Суть мета-реальности осталась прежней: темные желания материализуются в монстров, а в запущенных случаях — в огромные дворцы. Только теперь мы попадаем туда не сквозь телевизоры, а через приложение в смартфоне, и вместо карт Таро, олицетворяющих покемонов-персон — карнавальные маски. Причем персоны не только крафтятся у старого знакомого Игоря (путем довольно жуткой процедуры — гильотины), но и снова получаются в бою — с недобитыми монстрами можно торговаться на деньги, предметы и силу, но некоторые взамен на жизнь предлагают самих себя (и потом все равно умирают на той самой гильотине — вот такая ирония).

Atlus ничего радикально не поменяла, решив просто довести все до совершенства. Persona по-прежнему представляет собой наполовину dungeon crawler c пошаговыми боями, наполовину — сложносочиненную визуальную новеллу. А вместе обе половины объединяет социальная ролевая система. И все так же игровая свобода ограничена календарем и строгими квотами на то, чем можно заняться в свободное время.

Снова большую часть дня супергерои проводят в школе, отвечая на дурацкие вопросы учителей вместо того, чтобы круглыми сутками спасать мир. А после школы разрываешься, куда пойти: поработать в магазине/кафе, сходить в кино/ресторан/бургерную, поучаствовать в медицинских экспериментах, помочь кому-нибудь из друзей/знакомых, пойти на свидание, прибраться в комнате, сделать пару отмычек или еще что-нибудь. Это я перечислил только то, что занимает игровое время, которое строго ограничено. А ведь есть еще мелочи, за которые, к счастью, не карают потраченным временем — это, в основном, разный шопинг, от покупки старого телевизора и боевого шмота до игры в лотерею (покупаешь билет — приходишь через неделю его проверить).

Тайм-менеджмент рано или поздно превращает тебя в расчетливую скотину, которая, допустим, говорит другу «нет» просто потому, что «на данный момент наши отношения некуда улучшать». И если сильно втянуться в игру, то можно не заметить, как однажды она втянется в тебя.

Как и раньше все действия, любые знаки внимания и даже правильные ответы на уроке прокачивают определенные качества. Трата времени зря может привести к обидным ситуациям. Например, вдруг не хватит скилла на романтическую линию или на крутую реплику в диалоге. При этом соцнавыки открывают дополнительные навыки и бонусы. В основном это касается напарников и друзей.

В боях снова есть разные виды атак: атаки персоной, личное оружие и ограниченные в патронах пистолеты. Сложного ничего нет. Достаточно делать редкие перерывы на школьную рутину и как можно чаще покупать медикаменты/еду (и особенно то, что возвращает «убитых» обратно в бой). Тогда не должно быть проблем даже с боссами. Persona 5 старается быть очень разнообразной, но сложной — никогда. Комнаты сохранений — почти на каждом шагу, а возможность вернуться дают почти всегда. Игра сурова в плане прокачки и последствий, но так и должно быть, иначе неинтересно. Вообще Atlus удалось добиться невероятного: среди японских RPG почти не найти игр, у которых до такой степени стильный и, главное, удобный, понятный интерфейс. То же можно сказать о музыке. Здесь она идеальна — может играть на повторе часами и не раздражать. Когда прохождение занимает 100 часов, это очень важно.

Но, как и многие японские игры, она постоянно развивается, что может быть непривычно. Нет такого, чтобы первые полчаса — обучение, а потом все опции оказались открыты. Ощущение туториала пропадает только на четвертом часу, сайдквесты открываются на двенадцатом, а симулятор свиданий — спустя десятки, и так далее. Точно так же с непривычки сложно принять постоянные и затяжные перемены геймплея. Сначала три часа в одном жанре, где мало свободы и 80% времени читаешь диалоги, нажимая всего одну кнопку, а потом три часа в другом жанре, где много движухи — прыжки по крышам, кот-машина, тайные комнаты и напряженные драки. Иногда экшен можно прервать и вернуться к урокам, но если на босса поставили счетчик, то часто делать паузы опасно — повседневность имеет свойство затягивать в водоворот собственных событий. Так и скачешь: очень много аниме, потом очень много экшена, снова очень много аниме, снова очень много экшена. Бывает, это утомляет.

В драки со временем проникает рутина, потому что на каждый тип локации придумана всего одна арена. Когда проводишь тридцать сражений подряд на одной и той же карте, от нее начинает тошнить. Это одна из двух вещей, которые меня действительно расстроили. Вторая — скучный главный герой. Все вокруг него — прикольные, броские личности, как это всегда бывает у Шигенори Соеджимы, но ты сам — нет. Понятно, что сделано это намеренно, но у главного героя даже реплики в диалогах — полная скука. Часто смотришь на три варианта ответа и ничего не хочешь выбирать.

Но в общей картине оба пункта нивелируются до уровня придирок. Persona 5 все равно бесподобна. Незаметно и не сразу, но ты проваливаешься в ее комфортную и непредсказуемую реальность и не хочешь ее покидать никогда.


Persona 5

Рецензируемая версия игры: PlayStation 4

Плюсы:

  • Персонажи;
  • Ролевая система;
  • Боевая система;
  • Музыка;
  • Стиль;
  • Очень продолжительно;
  • Очень увлекательно;

Минусы:

  • Однообразие арен;
  • Нестабильное повествование;
  • Скучный главный герой;

Оценка: 9.0

Вердикт: японцы продолжают спасать индустрию.

Комментарии: 52
Ваш комментарий

Инквизитор нубов Японщина это не плюс и не минус, это чисто на любителя. Как и например американщина(есть люди, которые хейтят всю эту супергероику например).

33

Инквизитор нубов А Гоша Берлинский по твоему анимешник или сонибой?

31

FemshepN7 судя по оценке, двойное сочетание в одном флаконе

-30

О-о-о, уже начинаются платформосрачи. Я скажу как ПКарь до мозга костей, игра годная и интересная, была бы на пк поиграл бы с удовольствием. Инквизитор нубов В масс дефекте: гейдромеде неплохой графон и красивый дизайн, только толку от этого ноль. В Tales of Berseria, например, постановка сюжета и проработка персонажей в разы лучше, и эти две составляющие вызывают интерес к прохождению, несмотря на специфический геймплей и визуальный стиль. Я с большим удовольствием поиграю в такую "японщину", чем в гнилые западные конфетки в красивой обертке.

30

Жаль что изза очередного жирного минуса консолей в нее не поиграть, как и в ремейк якудзы (а ведь одни из самых высокооцененных игр на плойку). А все изза того что нужны сабы и без петиций тут можно разве что соснуть.

16

надо обратить внимание спасибо

13

- слишком затянутые диалоги - местами мало геймплея

12

Очень жаль, что эксклюзив.

10

Хорошо хоть не мохнатых сейфов

6

Stepanchick1 Сам ты гей,аниме это такой же вид искусства,как и кино-это только быдло русские считают иначе,так как еще с советских времен уверенны,что мультипликация только для детей,к счастью в другом, цивилизованном, мире аниме любят и смотрят миллионы людей,да и в России ситуация с быдлохейтерами меняется в лучшую сторону.

6

Инквизитор нубов Ты сам себя упираешь в стену своего надуманного упрямства, лишая тем самым себя же новых ощущений. Психо-паспорт глянь первый сезон, без предвзятости на мой взгляд годная вещь. Алхимиков глянь там такие темы подымают, что если ты человек думающий или просто живой тебя прошибет. Аниме есть хорошее есть плохое, как и все в этой жизни. Игры тоже могут выглядеть глянцево и привлекательно, а по сути быть жвачкой приевшейся. Японщина или американщина там дело другое, внутри игра а она хороша независимо от оболочки, или плоха...

5

Дядя_Стёба поверь я много раз чего пробовал смотреть. и шаман кинг, и наруто когда то смотрел, и ванпачмена пробовал, и тетрадь смерти начинал. я не просто хейтер, который хейтит просто чтобы влиться в стадо. я не отрицаю что содержание может быть лучше обложки но, как я уже говорил, эта обложка выводит меня из себя я могу смотреть интересные фильмы в плохом качестве, играть в игры с пиксельной графикой, главное чтобы интерес был и интрига присутствовала. но аниме что то совсем не лезет, я честно пытался сложить о нём хотя бы нейтральное мнение, но как гляну на их рожи и на их "кия!!! я тебя победю!" с отвратной деревянной анимацией, аж не по себе становится

-6

Инквизитор нубов Довольно трудно не быть сони-боем, когда кроме японцев в индустрии никто, по сути, ничего больше интересного и не делает. Особо ничего не имею против всех этих бесконечных европейско-американских шутанов, выживастиков и псевдо action-RPG, но они делаются настолько по одним и тем же лекалам, что в какой-то момент становится аж тошно. А стиль...хз. По мне так, пусть он не всем зайдет, но хотя бы будет. Всяко лучше погони за апогеем безвкусицы, гордо сейчас именующейся фотореалистичной графикой.

5

Инквизитор нубов Зря ты так на самом деле, просто чтобы как следует заинтересовало надо очень много серий просмотреть, т.к. сюжет довольно сложен. Я сначала тоже аниме хейтил, но потом посмотрел и очень завлекло. Это тоже самое как не любить бэтмена из комиксов, но посмотреть на рыцаря Нолана. В каждом жанре есть шедевре и мусор, типо гаремников. Меня такая рисовка тоже очень сильно раздражает своей анимешностью, но вот что я не пойму чем тебе не понравились те довольно реалистичные скрины. Да и шаман кинг класика, вызывает чувство ностальгии.

3

Очень на любителя игра с мегазаштампованым сюжетом про школьника,попавшего в другой мир и довольно специфичной графикой,не каждому зайдет,я на плойке 3(чипованной) погонял 2часа и возвращаться не тянет+полностью английск язык напрягает,покупать бы точно не стал.

4

jarlight За мегазаштампованый сюжет мне будет не стыдно тебе не то что подзатыльник дать...

-2

Balor4eg Ну да, это крайне редко, где встретишь сюжет про школьника, попавшего в параллельный мир, особенно в аниме. Про подзатыльник позабавил, давно мне школьники не угрожали, может еще по айпи меня вычислишь?

2

jarlight Вот это маняпроекции про школьника, браво! Проецируй, проецируй=)

-8

Stepanchick1 Это шож в стране восходящего солнца все содомиты получается ?

4

Last_Soldier да это быдло. у таких одно мнение аниме-говно,аниме для геев, а аргументов ноль. Спросишь обычно, а ты смотрел хоть одно аниме? ЭМм нет,это ж говно-ответят они. Ну типичное быдло(повторюсь) с низким интеллектом. С такими людьми даже спорить не надо, их нужно тупо игнорировать и все.

7

По стилю рецензии сразу узнается, что это Гоша.

3

9? Серьезно? А Сибирии 5? Пг такой пг

3

UltimatumPC93 Ну сибирь же реально скукотищей вышла, да еще и невероятно забагованной. Как бы никто ж не виноват, что разрабы так бездарно 3 часть сделали.

1

Инквизитор нубов Я в пятый еще не успел поиграть, стоит брать, если предыдущие понравились?

2

Alckor ну если есть бокс бери я оценивал по ютубу и насколько можно было судить, игра норм.

6

Отличное жрпг, давно таких не было. Каким-то образом Персона оказалась лучше ФФ15.

Спойлер

А еще андромеды

Жалко консольки нет для нее.

2

Я люблю аниме、но вот jrpg не очень、Пробовала играть пару игр。。。не сказать что г。Но до конца не прошла、я привыкла в рпг к свободе、а не к вождению за ручку、а в тойーже берсерии или зестерии так и было+персонажа за тебя сделали уже:с характером、целями и пр。 Но я думаю игры такие все равно на любителя。Мне не оч。зашло、но от этого игра Г。не становится。

2

на мой взгляд очень хорошая игра ,поначалу показалась скучной и далек я от японской аниме ,но потом втянулся и оторваться не смог после первого прохождения сразу начал второе

2

умеют японцы делать игры не то что американцы на сегодняшний день.

1

Назовите хотя бы одну популярную японскую игру, которой ПГ еще не вылизал задницу?

0

Визуальный стиль действительно на любителя. Но после Зельды я готов на эксперименты. Порой они приносят приятные открытия. Тут к примеру вроде как сюжет недурственный. Надо пробовать.

0

первая и вторая части самые лучшие!

0
Однообразие арен; Нестабильное повествование; Скучный главный герой;

столько минусов и 9, по моему статья ангажирована)

-1

При таких минусах, такая большая оценка!

-1

Бомбардировщик Осторожно, дерьмом закидают...

0

Знак качества Убейсофт в этом треде удалили сотни комментариев уже!

-2

Бомбардировщик Ха, а я-то думаю, куда все коменты подевались! А это лемон постарался! Ты шо, опять хочешь уйти париться на 3 месяца за провокации?

-1

Бомбардировщик Да не-не, ты продолжай, авось прокатит.

0
rei321 написал: умеют японцы делать игры не то что американцы на сегодняшний день.

умеют японцы делать игры не то что русские на сегодняшний день *fix

-3

стоит ли купить племяннице на восьмилетие, или же лучше самому упороться этим де__мом?

-4

Всегда умиляли девятки и десятки с упоминанием многочисленных минусов, причем тут аж целых три. Но при этом девять баллов. Игра шик блеск, а вот недостатки высосаны не то что из пальца, а даже из чего то потолще.

-9

И ЭТО мне приводили в пример, что типа годнота вышла а на ПК игор нет? Да чем в такое играть, то лучше уж не играть ни во что вообще. У японцев всегда были проблемы с головой, достаточно какой-нибудь хентай загуглить. А те, кроме японцев, которые тоже прутся от подобного, недалеко ушли от них самих. Я даже не понимаю как за такое деньги платят. Полный дебилизм Лучше дальше пойду в фолыч садить картошку с морковкой. Это и то интересней будет, чем играть в сие поделие

-11

Консольный хейтер Слишком жирно, попробуй потоньше.

0

Перед тобой Джараксус Слишком тонко, попробуй пожирнее

-4

Двуличные пк бомжи уже кукарекают про японщину и аниме.А нормальные люди будут играть.

-38

Lighting178 Да многие бы не отказались от этой игры на пк, че уж греха таить.

38