на главную
об игре

"Смута" через полгода - какой стала игра после выпуска финального обновления

Спустя более десятка исправлений после апрельского релиза «Смуты» мы снова собираемся здесь, чтобы поразмышлять, какой стала игра через семь месяцев после выхода, получившая от нас «4.5» балла. Забываем уныние и на холодную голову пытаемся разобраться, можно ли наслаждаться игрой сейчас.

На релизе «Смуту» не ругал только ленивый. За более-менее красивым визуальным стилем и аутентичной атмосферой даже не пытались скрываться геймплейные проблемы, а многие задуманные разработчиками из Cyberia Nova механики не работали должным образом. Даже без детального разглядывания каждого уголка мира можно было заметить все недостатки: скудные боевые анимации, посредственный стелс, унылая боевая система, низкокачественная озвучка и обилие мелких огрехов. Да ещё и игра не запускалась или постоянно вылетала. Такой себе старт для самой ожидаемой отечественной игры. Не правда ли?

Теперь всё изменилось, а многие аспекты игры приобрели должный облик. И начнём, пожалуй, с изменений в сюжете и полной переработки пролога. Урезаны скучные фрагменты, изменились кат-сцены для достижения логичного повествования без занудства. Появился и новый контент, в виде набора заданий о сыскных грамотах в каждом из крупных городов. Общее впечатление от сюжета почти не меняется — он также воспринимается в качестве исторической сноски из учёбника, но цельность композиции стала намного увлекательнее. Не Kingdom Come: Deliverance, но и не электронное издание Большой Советской Энциклопедии. Происходящие в игре события начинают казаться интереснее, и как игрок начинаешь понемногу даже проникаться историей. Более глубокой и закрученной она не стала, но лишилась атмосферы лекции, которую обязательно нужно отсидеть, чтобы получить зачет.

Этому способствуют не только сюжетные правки, но и проработка озвучки — на этот раз голоса главных героев принадлежат именитым профессионалам. Юрий наконец-то заговорил толково, благодаря работе Ивана Жаркова — одного из самого узнаваемого голоса страны после выхода серии фильмов о Торе и Мстителях. Также нормальные голоса появились у Анастасии, Кирши, Князя Пожарского, Ирены и Стремоухова. В сравнении получилось намного чище и точнее по эмоциям. Персонажи стали немного живее и понятнее, чего и ждёшь от игры этого десятилетия.

Стелс перестал существовать просто “для галочки” — теперь бродить безнаказанно между противников не получится. Все задания с упором на скрытность были полностью переделаны. Изменилась индикация видимости, да и противники перестали быть бездумными болванчиками и теперь получили хотя бы минимальный интеллект. Юрию далеко до Снейка или 47-го, да и противников рано ставить охранять сверхсекретные объекты, но общее впечатление положительное. Чем-то стелс даже напомнил последние Assassins Creed. Он вменяем, понятен и даже бросает небольшой вызов разбавляя неспешный темп игры.

Боевые стычки лоб в лоб с оппонентами тоже преобразились и стали динамичнее. Каждый из врагов действует строго с определённой тактикой, пытается защититься от выпадов Юрия и использовать свои сильный стороны. Это, конечно, приводит к тому, что дальнобойные персонажи попросту начинают бегать от героя, но хотя бы что-то. Возможно дело и в улучшении оптимизации и плавности анимаций, но устанавливать первый рабочий билд и сравнивать кадр к кадру — это работа для людей с особым складом ума и характера. Гораздо более щадяще к себе и зрителю будет просто отметить, что теперь в Смуте есть простая, но вполне бодрая боевая система. Желания обходить всех противников десятой дорогой не возникает, и все сражения в игре встречаешь если не с радостью, то без негативных эмоций.

Из глобальных изменений, значительно влияющих на игровой процесс или погружение, можно обратить внимание на исправление многочисленных багов, ломающих прохождение. Теперь работает намного чётче — ранее вылетало каждые сорок минут, а теперь хотя бы не выкидывает в середине квеста. Оптимизация стала заметно лучше, для ультра-настроек больше не нужны суперкомпьютеры NASA. Рваные кадры и дропы больше не преследуют игру по пятам. Совсем бюджетного железа для проверки не нашлось, но Смута вполне сносно работает даже на видавшим лучшие годы игровом ноутбуке с мобильной GTX 1050.

А ещё можно гладить котиков — очевидно лучшее, что могли сделать разработчики в одном из предыдущих обновлений. И на этом и стоит остановиться — привлекательнее этого в игре ничего не получится найти, а всё перечисленное выше теряет свой смысл. Любая игра в которой есть котики — это хорошая игра. А если в этой игре их можно гладить — почти шедевр. Вот вспомните хоть одну плохую игру, в которой можно гладить котиков? То-то и оно.

Если серьёзно — то от нас лишь похвала разработчикам, которые не забросили игру после релиза, значительно улучшили оптимизацию и подтянули многие механики. Не абсолютно всё, конечно, кое-где всплывают разнообразные второстепенные огрехи, но за них можно, разве что, погрозить пальцем, а не ругать. Игра выглядит сейчас так, какой ей стоило быть в уже далеком апреле этого года. Немного больше времени, утихший хайп, и игра начинает раскрываться с иной стороны.

От Смуты ожидали много, даже слишком. Взглянув на игру сейчас, уже не ожидая какой-то “Наш ответ” на все подряд, понимаешь, что на уровне самого концепта игра выглядит и работает отлично. Интерактивное приключение внутри исторического произведения, с отличной атмосферой и достаточно приятным, хоть и простым геймплеем. Возможно людям чуть старше Смута понравилась куда больше, будь она point-and-click адвенчурой, но более молодой аудитории могло стать скучно без схваток и экшена. Желания и стремления разработчиков становятся куда понятнее сейчас.

Это, конечно, не означает, что игра стала самой лучшей в жанре или текущая версия проекта полностью лишена недостатков. Зато у обычного среднестатистического геймера появляется понимание, что студия умеет работать над ошибками и создавать интересные и красивые игры. Да, немного не хватило времени на релизе, но сейчас к игре куда меньше вопросов и претензий. Такое мы всегда ценим, уважаем и поддерживаем. Думаем, что напоминать о якутских похождениях не стоит…

Именно поэтому такие истории, всегда находят отклик у сообщества. Игра не идеальная и вряд ли стала проектом, который понравится всем и каждому. Но Смута избавилась от проблем имевшихся на релизе, и теперь может предложить целостный игровой опыт. Играют же люди в визуальные новеллы и получают от них удовольствие. Вот и здесь фактически представлена интерактивная книга, которая через виртуальное развлечение знакомит с важным периодом в истории российского государства.

Мы снова дали «Смуте» шанс и, не сказать что получили удовольствие, а скорее удовлетворение. Смута всегда была игрой, в которую хотелось верить. И сейчас мы видим, пусть и не то, что ожидали, но неплохо работающий экскурс в литературу, сдобренный историческими фактами и атмосферой. Со своей стороны поднимаем проект выше среднего, ведь найдутся те, кому игра может понравиться в силу сеттинга или размеренного геймплея, но пока только карандашом. Cyberia Nova — ждём следующую игру, и эта оценка может уже пойти в журнал.

Комментарии: 17
Ваш комментарий

Это не CDPR, тут второго шанса не будет, особенно если назвался "ответом западу/США".

3

Многие игрульку хейтят, сам не играл, но как по мне, если продукт вышел сырой, но его все равно исправляют со временем, это лучше чем ничего.

А еще можно гладить котиков)

1

Да сколько изменений они бы не сделали, игра все равно полный кал, только графика вывозит, и то это спасибо Unreal Engine 5 и купленным ассетам.

0

Да, увы и ах. Сейчас такое сплошь и рядом, нейросетевой Сталкер-2 такой же как и "Смута".

3

Ну тут не скажы. В сталкер играют потому что там геймплей есть и он интиресный. А смута что...Если розработчики уже надумали делать игру в таком сетинге ( блин если чесно я хз как ево розбавить можна, чтоб интиресно играть ) В призрака цсусимы почему интиресно играть - потому что самурай, потому что ниндзя, потому что паркур...Нада было делать как Кингдом Кам - это единственная на моей памяти историческая игра про средневековую европу

0

Не понимаю, а почему нельзя было изначально было выпустить её в нормальной готовности?

0

на что хоть игра то похожа по гейм плею? // Вот Он

0

На хромую лошадь, что пытается быть Ведьмаком 3 и немного Отсосином, но получается коряво.

3

Первый блин всегда комом, и пусть равнять его лопаткой поле жарки еще можно, но первоначальный вкус это уже не изменит, особенно, когда у игры такие серьезные конкуренты.

0

Хм... интересно, но почему после статьи очень острый привкус заказухи??)

0

Знаете, калопроекту карандашом средненько? Ну, ок!

-1

Мы либо с лупой смотреть будем, либо з#лупой👀 // Немой Ник

-2