Спустя более десятка исправлений после апрельского релиза «Смуты» мы снова собираемся здесь, чтобы поразмышлять, какой стала игра через семь месяцев после выхода, получившая от нас «4.5» балла. Забываем уныние и на холодную голову пытаемся разобраться, можно ли наслаждаться игрой сейчас.
На релизе «Смуту» не ругал только ленивый. За более-менее красивым визуальным стилем и аутентичной атмосферой даже не пытались скрываться геймплейные проблемы, а многие задуманные разработчиками из Cyberia Nova механики не работали должным образом. Даже без детального разглядывания каждого уголка мира можно было заметить все недостатки: скудные боевые анимации, посредственный стелс, унылая боевая система, низкокачественная озвучка и обилие мелких огрехов. Да ещё и игра не запускалась или постоянно вылетала. Такой себе старт для самой ожидаемой отечественной игры. Не правда ли?
Теперь всё изменилось, а многие аспекты игры приобрели должный облик. И начнём, пожалуй, с изменений в сюжете и полной переработки пролога. Урезаны скучные фрагменты, изменились кат-сцены для достижения логичного повествования без занудства. Появился и новый контент, в виде набора заданий о сыскных грамотах в каждом из крупных городов. Общее впечатление от сюжета почти не меняется — он также воспринимается в качестве исторической сноски из учёбника, но цельность композиции стала намного увлекательнее. Не Kingdom Come: Deliverance, но и не электронное издание Большой Советской Энциклопедии. Происходящие в игре события начинают казаться интереснее, и как игрок начинаешь понемногу даже проникаться историей. Более глубокой и закрученной она не стала, но лишилась атмосферы лекции, которую обязательно нужно отсидеть, чтобы получить зачет.
Этому способствуют не только сюжетные правки, но и проработка озвучки — на этот раз голоса главных героев принадлежат именитым профессионалам. Юрий наконец-то заговорил толково, благодаря работе Ивана Жаркова — одного из самого узнаваемого голоса страны после выхода серии фильмов о Торе и Мстителях. Также нормальные голоса появились у Анастасии, Кирши, Князя Пожарского, Ирены и Стремоухова. В сравнении получилось намного чище и точнее по эмоциям. Персонажи стали немного живее и понятнее, чего и ждёшь от игры этого десятилетия.
Стелс перестал существовать просто “для галочки” — теперь бродить безнаказанно между противников не получится. Все задания с упором на скрытность были полностью переделаны. Изменилась индикация видимости, да и противники перестали быть бездумными болванчиками и теперь получили хотя бы минимальный интеллект. Юрию далеко до Снейка или 47-го, да и противников рано ставить охранять сверхсекретные объекты, но общее впечатление положительное. Чем-то стелс даже напомнил последние Assassins Creed. Он вменяем, понятен и даже бросает небольшой вызов разбавляя неспешный темп игры.
Боевые стычки лоб в лоб с оппонентами тоже преобразились и стали динамичнее. Каждый из врагов действует строго с определённой тактикой, пытается защититься от выпадов Юрия и использовать свои сильный стороны. Это, конечно, приводит к тому, что дальнобойные персонажи попросту начинают бегать от героя, но хотя бы что-то. Возможно дело и в улучшении оптимизации и плавности анимаций, но устанавливать первый рабочий билд и сравнивать кадр к кадру — это работа для людей с особым складом ума и характера. Гораздо более щадяще к себе и зрителю будет просто отметить, что теперь в Смуте есть простая, но вполне бодрая боевая система. Желания обходить всех противников десятой дорогой не возникает, и все сражения в игре встречаешь если не с радостью, то без негативных эмоций.
Из глобальных изменений, значительно влияющих на игровой процесс или погружение, можно обратить внимание на исправление многочисленных багов, ломающих прохождение. Теперь работает намного чётче — ранее вылетало каждые сорок минут, а теперь хотя бы не выкидывает в середине квеста. Оптимизация стала заметно лучше, для ультра-настроек больше не нужны суперкомпьютеры NASA. Рваные кадры и дропы больше не преследуют игру по пятам. Совсем бюджетного железа для проверки не нашлось, но Смута вполне сносно работает даже на видавшим лучшие годы игровом ноутбуке с мобильной GTX 1050.
А ещё можно гладить котиков — очевидно лучшее, что могли сделать разработчики в одном из предыдущих обновлений. И на этом и стоит остановиться — привлекательнее этого в игре ничего не получится найти, а всё перечисленное выше теряет свой смысл. Любая игра в которой есть котики — это хорошая игра. А если в этой игре их можно гладить — почти шедевр. Вот вспомните хоть одну плохую игру, в которой можно гладить котиков? То-то и оно.
Если серьёзно — то от нас лишь похвала разработчикам, которые не забросили игру после релиза, значительно улучшили оптимизацию и подтянули многие механики. Не абсолютно всё, конечно, кое-где всплывают разнообразные второстепенные огрехи, но за них можно, разве что, погрозить пальцем, а не ругать. Игра выглядит сейчас так, какой ей стоило быть в уже далеком апреле этого года. Немного больше времени, утихший хайп, и игра начинает раскрываться с иной стороны.
От Смуты ожидали много, даже слишком. Взглянув на игру сейчас, уже не ожидая какой-то “Наш ответ” на все подряд, понимаешь, что на уровне самого концепта игра выглядит и работает отлично. Интерактивное приключение внутри исторического произведения, с отличной атмосферой и достаточно приятным, хоть и простым геймплеем. Возможно людям чуть старше Смута понравилась куда больше, будь она point-and-click адвенчурой, но более молодой аудитории могло стать скучно без схваток и экшена. Желания и стремления разработчиков становятся куда понятнее сейчас.
Это, конечно, не означает, что игра стала самой лучшей в жанре или текущая версия проекта полностью лишена недостатков. Зато у обычного среднестатистического геймера появляется понимание, что студия умеет работать над ошибками и создавать интересные и красивые игры. Да, немного не хватило времени на релизе, но сейчас к игре куда меньше вопросов и претензий. Такое мы всегда ценим, уважаем и поддерживаем. Думаем, что напоминать о якутских похождениях не стоит…
Именно поэтому такие истории, всегда находят отклик у сообщества. Игра не идеальная и вряд ли стала проектом, который понравится всем и каждому. Но Смута избавилась от проблем имевшихся на релизе, и теперь может предложить целостный игровой опыт. Играют же люди в визуальные новеллы и получают от них удовольствие. Вот и здесь фактически представлена интерактивная книга, которая через виртуальное развлечение знакомит с важным периодом в истории российского государства.
Мы снова дали «Смуте» шанс и, не сказать что получили удовольствие, а скорее удовлетворение. Смута всегда была игрой, в которую хотелось верить. И сейчас мы видим, пусть и не то, что ожидали, но неплохо работающий экскурс в литературу, сдобренный историческими фактами и атмосферой. Со своей стороны поднимаем проект выше среднего, ведь найдутся те, кому игра может понравиться в силу сеттинга или размеренного геймплея, но пока только карандашом. Cyberia Nova — ждём следующую игру, и эта оценка может уже пойти в журнал.
Это не CDPR, тут второго шанса не будет, особенно если назвался "ответом западу/США".
с ждалкером будет так же // Александр Чацкий
Ну народ в нем носится, многим нравится)) // Константин Игоревич
Многие игрульку хейтят, сам не играл, но как по мне, если продукт вышел сырой, но его все равно исправляют со временем, это лучше чем ничего.
А еще можно гладить котиков)
// Max Shadrin
Да сколько изменений они бы не сделали, игра все равно полный кал, только графика вывозит, и то это спасибо Unreal Engine 5 и купленным ассетам.
Да, увы и ах. Сейчас такое сплошь и рядом, нейросетевой Сталкер-2 такой же как и "Смута".
Ну тут не скажы. В сталкер играют потому что там геймплей есть и он интиресный. А смута что...Если розработчики уже надумали делать игру в таком сетинге ( блин если чесно я хз как ево розбавить можна, чтоб интиресно играть ) В призрака цсусимы почему интиресно играть - потому что самурай, потому что ниндзя, потому что паркур...Нада было делать как Кингдом Кам - это единственная на моей памяти историческая игра про средневековую европу
Не понимаю, а почему нельзя было изначально было выпустить её в нормальной готовности?
на что хоть игра то похожа по гейм плею? // Вот Он
На хромую лошадь, что пытается быть Ведьмаком 3 и немного Отсосином, но получается коряво.
Там геймплея нет // Александр Муравьедов
// Константин Игоревич
Первый блин всегда комом, и пусть равнять его лопаткой поле жарки еще можно, но первоначальный вкус это уже не изменит, особенно, когда у игры такие серьезные конкуренты.
Хм... интересно, но почему после статьи очень острый привкус заказухи??)
Знаете, калопроекту карандашом средненько? Ну, ок!
Мы либо с лупой смотреть будем, либо з#лупой👀 // Немой Ник