История мира SpellForce началась в далеком 2003 году, когда вышла первая часть серии – SpellForce: The Order of Dawn. Она сочетала элементы RPG и RTS и стала ярким представителем популярных в то время ролевых стратегий. Благодаря уникальным геймплейным элементам игра завоевала большую популярность среди игроков и хорошие отзывы критиков.
Вторая часть – SpellForce 2: Shadow Wars – была выпущена в 2006 году и снискала свою долю славы. Однако в том же году студию Phenomic Game Development купило издательство Electronic Arts. В 2007 году вышло последнее дополнение ко второй части, и по настоянию нового руководства немецкие разработчики перестали трудиться над прославленной серией. И со временем та была незаслуженно забыта.
Спустя почти десятилетие после этого печального события за возрождение серии взялась компания THQ Nordic, к которой перешли права на имя. Она поручила разработку SpellForce 3 малоизвестной студии Grimlore Games, и в начале декабря 2017 года миру была представлена новая часть фэнтезийной саги.
Игровой процесс
SpellForce 3 является приквелом к первой части серии и рассказывает о событиях, произошедших за несколько лет до старта сюжетной линии SpellForce: The Order of Dawn.
Не буду рассказывать о начале, поскольку сюжет изобилует множеством неожиданных поворотов, завязок и развязок. Если раскрывать все хитросплетения, то обзор можно будет смело делить на две равнозначные части: сюжетную и геймплейную.
Скажу лишь одно: начало SpellForce 3 довольно затянутое и длится несколько часов. Да, оно интересное, однако не у всех хватить терпения его осилить. Наградой прошедшим это «испытание» станет интересное продолжение и геймплейные элементы, соответствующие канонам серии.
Приступим к рассмотрению ролевой составляющей SpellForce 3. Игрок может управлять отрядом героев, в который входит до четырех существ, включая его самого. Боестолкновения с вражескими юнитами происходят в реальном времени. Здесь проявился первый недостаток игры – полное отсутствие паузы во время боя. Дело в том, что управление умениями членов отряда привязано к горячим клавишам и очень неудобно в суматохе сражения (а они очень динамичные) раздавать команды сразу четырем персонажам.
В игре реализован компромиссный вариант: при зажатии клавиши «Alt» выпадает круговое меню быстрого доступа к навыкам героя и в этот момент происходит замедление времени. По идее можно успеть переключиться между персонажами отряда и раздать нужные команды. Однако это мало чем помогает во время жарких сражений и лишь увеличивает количество действий, выполняемых игроком.
Интерфейс в SpellForce 3 разбит на несколько составляющих. В нижнем левом углу расположена классическая мини-карта, на которой можно отобразить маркеры заданий, подконтрольные, союзнические и вражеские войска, ресурсы и контролируемые секторы. При нажатии клавиши «О» открывается полноэкранная версия карты с теми же настройками, которые были указаны выше.
В нижней центральной части экрана находится интерфейс персонажа, в котором отображается аватар героя, хитпоинты здоровья и концентрации, ударный урон, наносимый оружием, а также значения сопротивления доспехов. В левой верхней части экрана размещено меню быстрого доступа к навыкам героев отряда. В свою очередь в правой части экрана находится очень удобный и интерактивный интерфейс основных и побочных квестов.
В меню предметов можно посмотреть лут, собранный на полях сражений в мире игры. В свою очередь его можно рассортировать по следующим категориям: доспехи, оружие, расходные материалы, предметы для заданий, документы и чертежи, ключи. Примечательно, что меню предметов едино для всего отряда и нет необходимости долго и нудно перебрасывать необходимое между его участниками.
Кроме того, в данном меню можно снаряжать оружием, доспехами и артефактами всех подконтрольных героев, а также распределять их очки характеристик при повышении уровня.
В меню способностей при повышении уровня персонажей происходит распределение очков умений для открытия новых талантов.
В книге заклинаний можно назначить активные заклинания у членов отряда и посмотреть преимущества того или иного направления развития героев.
По мере прохождения в SpellForce 3 сюжетной линии появилось некоторое подобие открытого мира. Выглядит это как большая карта мира, на которой отображены основные и побочные миссии. Игрок может выбирать ту, которая ему интересна, и отправляться в локацию для выполнения задания.
Главный герой & Ко нашли древний город Муландир, который впоследствии стал их базой. На ней игрок может общаться с участниками своего отряда, получая дополнительные задания. Например, гном поручил протагонисту модернизировать его броню.
Со временем по мере выполнения миссий в городе появляются разные второстепенные персонажи. Например, эльф-кузнец, у которого можно купить оружие и доспехи, а также чертежи улучшения эльфийских юнитов.
При отправлении на очередную миссию с территории Муландира возникает меню выбора участников отряда. В начале игры их количество незначительное и особого выбора нет. Однако по мере прохождения сюжета отряд протагониста будет расти и появится вариативность прохождения того или иного задания.
Данную фишку разработчики SpellForce 3 позаимствовали у знаменитой студии BioWare, применивших ее в сверхпопулярных сериях Mass Effect и Dragon Age.
Большинство локаций в игре обладают поистине исполинскими размерами, и путешествие по ним занимает много времени. Эту проблему решают так называемые Божьи Камни, в изобилии разбросанные по всему миру Эо.
Для начала их нужно активировать, а затем связать между собой, формируя удобные маршруты. В результате отряд главного героя без больших затрат времени может телепортироваться в любую точку локации.
Теперь рассмотрим стратегическую составляющую SpellForce 3.
Важнейшую роль в экономике играет городской центр. Именно в него свозятся все ресурсы из окружающих областей, и именно он распределяет их между подконтрольными районами.
Расширение территорий, подконтрольных игроку, происходит за счет захвата секторов, причем захватом занимаются исключительно персонажи, входящие в отряд.
На месте завоеванного флага отстраивается аванпост, который служит базой для расширения экономического или военного влияния в новом районе. Данное строение является связующим звеном с городским центром, в который он отправляет и из которого получает ресурсы.
Добычей ресурсов занимаются следующие здания: домик лесоруба, охотничий домик, рыбацкая хижина, каменотесня, железный рудник и ферма. Ресурсы в SpellForce 3 не бесконечные и со временем заканчиваются.
Поэтому необходимо грамотно планировать строительство зданий в подконтрольных секторах. Например, если охотники выбили всю дичь, вместо их хижины можно построить домик лесорубов, которые будут валить лес.
Помимо добывающих строений в игре есть и перерабатывающие здания. Железо, добытое в руднике, необходимо переплавлять в слитки в плавильне. Они необходимы для набора продвинутых солдат в армию главного героя.
Для защиты подконтрольных территорий в SpellForce 3 можно строить дозорные вышки. Это очень эффективные сооружения, которые необходимо строить по две-три штуки на наиболее опасных участках вторжения вражеских войск. В этом случае они способны самостоятельно отбить атаку довольно крупных отрядов, укомплектованных парой офицеров (мини-боссов).
За набор войск и их укомплектованность продвинутым вооружением отвечают казарма и кузница. Для найма и улучшения солдат требуются дерево, камень, провизия и слитки железа.
Для бесперебойного пополнения войск протагониста необходимо, чтобы в казарму и кузницу в необходимом количестве вовремя доставлялись все вышеперечисленные ресурсы.
Важнейшей частью экономики SpellForce 3 стали людские ресурсы. Численность рабочих рук увеличивается при строительстве городского центра и аванпостов, а также последующей их модернизации. Данные сооружения помимо курьеров повышают количество солдат, доступных протагонисту в армии.
Освоение территорий выглядит следующим образом. Сначала строится городской центр, у которого есть ограничение на количество курьеров и рабочих. Курьеры необходимы для доставки ресурсов к строящимся зданиям и аванпостам, рабочие являются добытчиками ресурсов. В начале любой миссии можно построить два, максимум три здания, добывающих провизию, лес и камень.
Дальше необходимо расширять подконтрольную территорию, поэтому в дело вступает отряд главного героя, который захватывает районы и возводит на них аванпосты. Но не стоит торопиться и захватывать как можно больше секторов. Дело в том, что враг не дремлет и постоянно атакует территории протагониста в разных местах. Поэтому необходимо укрепить аванпосты сторожевыми вышками и параллельно модернизировать городской центр. Это позволит увеличить количество рабочих рук и, как следствие, построить новое здание. Например, казарму для войск. Данный аргумент серьезно повышает возможности игрока в экспансии на окружающие территории.
Отдельно стоит рассмотреть ИИ и состав вражеских войск. На уровне сложности «Классика» игрок не сможет не спеша попивая чаек отстроить мощный городской центр и экономически развить подконтрольные районы. Отряды противника постоянно беспокоят героя, умело выбирая для атак слабые зоны. Особой напастью являются офицеры (мини-боссы), обладающие россыпью умений (в том числе магических) и ничуть не уступающие компаньонам. С подконтрольными им простыми юнитами они с легкостью могут разбить любой отряд главного героя, не усиленный отборной когортой. Поэтому протагонисту и Ко приходится мотаться по огромной карте, отражая нападения оппонента.
Чтобы нивелировать эти неприятности, игроку необходимо тщательно планировать развитие своих территорий. Самой лучшей тактикой является завоевание пары секторов, богатых ресурсами, и укрепление их передовыми оборонительными районами, укомплектованных максимально возможным числом сторожевых вышек. С постепенным развитием экономики герой сможет накопить достаточное количество войск, чтобы отвоевать у врага новый район. После этого он укрепляется новыми вышками, а оставшуюся в тылу территорию можно перестроить под текущие экономические потребности.
И так, выгрызая у противника сектор за сектором, и достигаются победы в основных миссиях.
В начале сюжетной кампании игроку доступно минимальное количество зданий и войск. По мере прохождения в разных локациях главный герой находит чертежи, открывающие доступ к новым постройкам и юнитам, а также улучшениям и тех и других. Будут появляться и второстепенные персонажи, которые после выполнения несложных заданий переселятся на базу. К слову, у них можно купить драгоценные чертежи.
Главный герой не бессмертный и может погибнуть, впрочем, как и любой из компаньонов. Все участники ближнего круга могут возродить павшего партнера, однако бывают случаи, когда гибнет весь отряд. Во всех классических RPG и стратегиях после этого необходимо загрузить последнее сохранение и попытать счастье по-новому. В SpellForce 3 весь отряд возрождается у ближайшего активированного Божьего Камня. Правда, количество воскрешений ограничено. Однако и этот «недостаток» можно устранить, назначая рабочих молиться у Божьих Камней. И тогда количество возрождений становится безлимитным.
Заключение
Игра SpellForce 3 оставила сугубо положительные впечатления, благо немецкая студия Grimlore Games сумела создать продолжение знаменитой саги, ни на шаг не отойдя от ее канонов. Новый проект по-прежнему умело сочетает элементы RPG и стратегии, фактически возродив умерший жанр ролевых RTS. С другой стороны, по брутальности и атмосфере он проигрывает первой части – SpellForce: The Order of Dawn, однако лучше ее продолжения SpellForce 2: Shadow Wars. На мой взгляд, для новых и, повторюсь, малоизвестных разработчиков это большой успех.
В числе достоинств SpellForce 3 отметим условно открытый мир, возможность выбора героев в свой отряд для разных миссий, глубокую проработку стратегической составляющей и огромные, детально проработанные локации. К минусам можно отнести только затянувшуюся завязку сюжетной линии. Но все это субъективно. Я провел в игре около двадцати часов и понял, что за это время приоткрыл лишь верхушку айсберга. Новый мир настолько огромен и сюжет нетривиален, что по моим прикидкам в третью часть SpellForce можно играть еще как минимум пятьдесят часов.
Отдельно стоит отметить работу дизайнеров и художников студии Grimlore Games. Все локации продуманы до мелочей и блещут высокой детализацией. При этом вновь открытые территории выглядят очень красиво и соответствуют духу игры.
SpellForce 3 вышла качественной и атмосферной игрой, которая не оставит равнодушными ни поклонников RPG, ни любителей классических стратегий.
Загрузил чтобы посмотреть что представляет собой игра, в чём суть rpg+стратегия, - пропал на 3 дня... Куплю игру, когда скидка будет.
Krechet79 Аналогично, как раз к тому времени игра выйдет из раннего доступа.
Krechet79 сделаю точно также, без скидки стремно как то брать)
Надо подождать патчи. Там почти каждую неделю игру обновляют, довольно много проблем исправляют.
Игра глючная в первых версиях её вообще невозможно было пройти из-за критичесих ошибок когда сюжетные нпс отказывались говорить.
Третья часть, по настоящему радует игроков, которые полюбили эту игру с самой первой части. Да есть недостатки, но все-таки вышла. Мне лично продолжение нравится.