Новый игровой год набирает обороты. Недавно мы увидели несколько громких релизов, и об этих играх поговорим в ближайшее время. Но пока хотелось бы вернуться к одному знаковому проекту, вышедшему в конце 2017 года. Это продолжение известной серии SpellForce, реанимированной компанией THQ Nordic. Третья часть получила неоднозначный прием из-за технических проблем на старте, но сейчас SpellForce 3 точно порадует фанатов жанра. Своим мнением об игре мы поделимся в данном обзоре. Заодно сравним возможности разных видеокарт при максимальных настройках графики.
События SpellForce 3 происходят задолго до первой части в привычном фэнтезийном мире, где люди соседствуют с эльфами и гномами, а магия играет ключевую роль. Попытки обуздать и запретить магию приводят к конфликтам, и в итоге разворачивается крупная война. Наша история начинается с одного из моментов этого военного противостояния. Генерал Сентенций Норий организует военный удар по базе повстанцев и преследует их главаря, могущественного мага. Злодея настигают в момент, когда он готовится к казни своего собственного сына. В итоге лидер повстанцев сбегает, а сын попадает на государственную службу, вступая в ряды Волчьей стражи.
Именно ему, герою по имени Альрик Тахар, предстоит в будущем стать ключевой фигурой. Спустя годы, когда затихли войны, на страну обрушивается новая напасть — странная пандемия «кровного жара». Протагонисту поручено разведать обстановку в одном из селений, где якобы возникла очередная вспышка болезни. Но тут интересы людей сталкиваются с эльфами, всплывают внутренние интриги и встает моральный выбор, который вынуждает героя пойти на предательство. Расплатой становится темница и ожидание скорой казни, от которой героя снова спасает случайное стечение обстоятельств и неожиданная помощь.
Вырвавшийся на свободу Тахар постепенно сколачивает отряд из соратников и пытается разобраться в причинах эпидемии. Сюжет ведет нас по линии древних тайн, попутно предлагая взаимодействие с разными фракциями и силами. Обосновавшись в заброшенном городе, мы начинаем создавать свою коалицию, помогая разным группировкам и получая их поддержку. По ходу этого возрастает масштаб и эпичность происходящих событий.
История SpellForce 3 постоянно развивается и двигает повествование вперед. Важную роль тут играет и проработка игрового мира, где каждая локация предлагает что-то новое, есть свои секреты и свой маленький мирок со своими особенностями. Есть эффект приключения и ощущение большого путешествия по необычным местам.
Ключевой особенностью серии SpellForce является сочетание жанров RTS и RPG. Первые несколько миссий игра больше напоминает партийные ролевые игры, где группа героев изучает локации, зачищая их от врагов. В нашем распоряжении до четырех бойцов, но в зависимости от обстоятельств иногда приходиться действовать с меньшим количеством напарников, вплоть до одиночных эпизодов. Каждый герой имеет свою специализацию: кто-то является умелым воином, кто-то маг или лучник. Классов несколько, и они сочетают разные направления и разные школы магии. Поэтому являясь матерым лучником, герой может задействовать специфичную магию стрел, а воин ближнего боя не лишен магических навыков другой специальности.
Как и положено ролевой игре, все зависит от верной комбинации умений всей команды. Пока бойцы отсекают ближних врагов, их поддерживают издали маги или лучники. Зачистка территории от врагов сочетается с поисками лута и выполнением разных квестов. На каждой карте развивается определенная сюжетная история, но есть небольшие побочные задание. С точки зрения ролевого жанра дополнительных заданий крайне мало. Да и сам мир не имеет глубокого смыслового наполнения. Свернув с основной дороги, вы редко когда встретите что-то интересное. Часто это лишь группы разбойников или монстров, которые охраняют сундук. Добыча тоже не всегда имеет высокую ценность, лишь иногда попадается что-то действительно полезное.
Прокачка не отличается большим разнообразием. Мы вкладываем по одному очку в дерево скилов, прокачивая магию и специфические умения. Их набор ограничен и зачастую вы просто улучшаете уже открытые умения. На определенных уровнях героям открываются новые навыки. Также периодически мы получаем возможность повысить основанные характеристики, которые влияют на здоровье, атаку и требования к оружию.
У каждого героя три активные ячейки навыков и три ячейки для активных зелий. В первые ячейки назначаются как активные, так и пассивные навыки. И выбор порою бывает непрост. Можно выбрать только атакующие заклинания, но при определенных условиях будет востребована и другая магия. Это один из факторов, определяющих роль героя в бою и его взаимодействие с товарищами. Поэтому при показной простоте подходить к прокачке нужно продуманно.
Важное значение имеет амуниция — броня и оружие. Повышая основные характеристики, мы получаем возможность использовать новые предметы, улучшая свою защиту и силу атак. Лучшие вещи обладают дополнительными свойствами, к примеру, мечи могут вызывать кровотечение или наносить урон магией. Во многих ролевых играх лучшие предметы добываются в бою, но тут часто приходится облизываться на ассортимент торговцев в крупных городах. И весь накопленный хлам идет в продажу для приобретения одного меча или щита.
Ролевая игра сочетается со стратегией и массовыми сражения. Вначале идет разведка местности группой героев, потом обустройство поселения и крупные стратегические действия на карте. Это может быть подано так, что ваша группа помогает местным, а потом возглавляет их. Все это строго дифференцировано, но вписано в сюжет, поэтому воспринимается логично и связно. Иногда игра предлагает более хитрое сочетание жанров, позволяя освобождать заключенных или как-то иначе наращивать свои силы. Но в основном есть строго фиксированный момент, когда нам позволяют возвести городской центр, и тогда начинается стратегический этап задания.
Стратегическое доминирование связано с получением преимущества на карте и верным управлением ресурсами. Нам доступно несколько типов хозяйственных построек, которые приносят разные ресурсы. Попутно надо захватывать новые точки, основывая посты и выстраивая новые здания для пополнения ресурсов. Такая экспансия заодно повышает лимит юнитов, позволяя наращивать численность армии.
Первые миссии в плане стратегических нюансов не вызывают сложностей и просто вводят в курс дела. Потом противостояние на общей карте становится все напряженнее. Наша экспансия сталкивается с вражеской экспансией, труднее контролировать разные направления и выдерживать баланс добычи ресурсов и снабжения. Последние факторы зависят от распределения рабочих по строениям и по линии доставки. После нападения и разрушения части инфраструктуры стройная система начинает давать сбой и требует ручного вмешательства в разные хозяйственные объекты.
В казарме мы заказываем бойцов разного типа, список которых зависит от общего уровня селения. Интересной находкой являются чертежи, которые могут улучшить характеристики определенных юнитов. Достаточно один раз найти и изучить чертеж, чтобы потом иметь эти бонусы на протяжении всей кампании. Неплохой стимул для того, чтобы заглянуть в каждый уголок карты и не игнорировать ни одного опасного места.
Набор юнитов зависит от расы. Поначалу мы используем только человеческих бойцов, но со временем откроются и другие возможности. Самые простые воины рекрутируются быстро и требуют мало ресурсов, бронированные бойцы стоят дороже, но эффективнее в бою. Есть разные разновидности пехоты, стрелков и кавалерии со своими особенностями. Поэтому лучшей тактикой традиционно является быстрое управление разными группами для уверенного маневрирования на поле боя.
Основные герои играют важную роль в любой крупной стычке даже при большой армии. Это связано не только с их живучестью и мощными атаками. Герои могут накладывать магические эффекты и лечить всех юнитов. Определенные предметы или навыки создают ауру с позитивными свойствами, и даже истощенный герой усиливает позиции отряда.
Виртуальный противник действует весьма агрессивно. Если на первых этапах игры у нас есть время неторопливо заниматься строительством и собирать армию, то потом обстоятельства заставляют действовать быстрее. Развитие приходиться сочетать с защитой и совершать ответные рейды сразу после нападений. Все это держит в постоянном напряжении. Попытки схитрить могут обернуться крахом. Решили быстро обойти вражескую территорию и нанести основной удар по ключевой точке? Враг быстро соберет подкрепление из окрестных зон и устроит кровавый прием. Да и карты построены довольно грамотно, хитрый дизайн стимулирует к возникновению некоторых точек напряженности, где разные армии обречены сталкиваться друг с другом при попытках экспансии.
Не всегда противостояние на карте сводится к явной цели по доминированию и уничтожению другой группировки. Мы можем оказаться среди орд нежити и будет выживать, отбивая атаки демонов и пытаясь разрушить определенные цели. В игре есть разнообразие и определенные условия, которые влияют на ход стратегического противостояния в каждой отдельной миссии.
В дополнение к сюжетной кампании есть сетевые сражения и возможность играть с компьютерными противниками на разных картах. Тут тоже все базируется на знакомой системе с захватом точек для конвертации своего преимущество в военное доминирование. Присутствует система героев с разными классами. А карты позволяют использовать разное количество фракций, вплоть до четырех противоборствующих сторон.
В визуальном плане игра выглядит великолепно. SpellForce 3 радует красивыми панорамами с сочной цветовой гаммой.
Уровень проработки локаций и детализация на высочайшем уровне. Это приправлено хорошей игрой света, красивой водой с отражениями, динамическими тенями от предметов вокруг и другими эффектами.
Отлично смотрятся яркие спецэффекты от магии, огня и разных стихий.
Визуальные впечатления дополняет отличная работа со звуком. При изменении положения камеры меняется локализация звуков, а на большой высоте воет ветер. Все это позволяет лучше вжиться в атмосферу виртуального мира. Музыкальное сопровождение тоже приятное, есть пафосные оркестровые мелодии.
Красивая графика SpellForce 3 требует производительных GPU. Поэтому играть с максимальными настройками можно только на мощных видеоадаптерах. Мы решили провести полевые испытания в игре, протестировав группу графических ускорителей от AMD и NVIDIA.
Тестирование проводилось на локации «Серая Цитадель». Это крупный детализированный уровень с множеством деталей и густым туманом у подножия скал. Выполнялась прогулка по небольшому маршруту относительного первого портала при ручном движении камеры. Совершалось дополнительное вращение камеры вокруг одного из объектов.
Все ползунки качества в предельном значении, включены дополнительные эффекты. Только разрешение теней оставлено в том значении, что предлагает игра.
Ниже результаты в разрешении 1920x1080.
Как видим, бюджетные видеокарты с трудом справляются с игрой, хотя в более простых сценах могут выдавать лучший fps. О полном комфорте можно говорить в случае использования GeForce GTX 1050 Ti или более мощных решений. В целом ускорители NVIDIA показывают лучшие результаты. GeForce GTX 1060 и GeForce GTX 780 Ti быстрее Radeon RX 580/480.
Дополним приведенные данные тестами в разрешениях 2560x1440 и 3840x2160.
GeForce GTX 1060 и GeForce GTX 780 Ti еще позволяют играть в режиме 2560x1440. Соотношение в пользу старого видеоадаптера выглядит весьма интересным, ведь даже в Full HD игра использует до 4 ГБ видеопамяти и более. Разрешение 4K под силу только GeForce GTX 1080 Ti. С Radeon RX Vega 64 можно комфортно играть в режиме WQHD.
SpellForce 3 является красивой игрой в ярком фэнтезийном мире, неплохо сочетая элементы партийной RPG со стратегией в реальном времени. Игра не расширяет рамки жанра, а просто комбинирует разные элементы и разные игровые этапы. Не стоит ожидать от SpellForce 3 глубины и проработки больших ролевых игр. Сюжетная кампания выстроена интересно, в ней есть разнообразие, но мало нюансов и побочных заданий. За шикарными детализированными пейзажами есть некая пустота, мало активных персонажей и элементов дополняющих сюжет. Но как декорации для RTS — воспринимается отлично. В итоге получается действительно увлекательно приключение, в котором есть и пафос, и размах и большие сражения. Ничего подобного уже давно не было. Если вы хотели что-то похожее на Warcarft 3 или ранее играли в старые части SpellForce, не пропустите новую игру.
Музон в ней тоже эпичен
Не люблю кукарекать "Раньше было лучше". Но все-же Spellforce 3 мне понравился меньше чем Первая и Вторая.
Хорошая вещь , на самом то деле. По началу была дико забагованной, сейчас уже лучше значительно. Значительно лучше многих распиаренных инди проектов.
Проект каких мало,история персы всё на уровне.Багов правда куча была,но баги правят патчами,а хреновую историю ты ни чем не исправишь.Теперь жду Banner Saga 3.
тест не на предельных ультрапекабдыщах стало быть а тени в основном про видеокарту