Потратив многие годы на обсуждение игр в Интернете, я выработал небольшой список слов-триггеров, дающих понять, что оппонент в споре ничего толкового, скорее всего, не скажет. Почетное место в этом списке занимает слово «философия», которым юные фанаты были готовы разбрасываться налево и направо, зачастую применяя его к пустейшим продуктам японского ширпотреба. Поэтому когда я услышал, что свою новую игру Croteam называет не иначе как «философским паззлом», я отнесся к этому заявлению с крайним скептицизмом. Сама претензия на подобное, впрочем, не могла меня не заинтересовать; я решил дать The Talos Principle шанс меня удивить. И она удивила.
Не так много развлекательных произведений достаточно глубоко рассматривают вопросы, актуальные для современного человечества; если брать видеоигры, то и вообще единицы. The Talos Principle перемежает по-настоящему умные головоломки (о них чуть позже) с возможностью прочесть разрозненные файлы (связь между ними, впрочем, нащупать несложно), в которых цитаты из античных текстов и научных журналов сменяются чат-логами и электронными письмами. Они не только рисуют картину грандиозного проекта, стартовавшего в последние годы существования человечества, но и ставят ряд нелегких вопросов. Что есть личность? Можно ли считать личностью достаточно развитый искусственный интеллект и каковы у этого моральные последствия? Насколько сильно люди зависимы от машин – и насколько независимыми от людей могут быть машины? Что есть смерть? Что мы оставим после себя – как каждый из нас, так и все человечество в целом? The Talos Principle поднимает эти и многие другие проблемы, не диктуя при этом собственных решений; практически каждый обрывок информации, который она предоставляет игроку, – это пища для ума, повод рассмотреть тот или иной вопрос или же еще одна крупица информации о предыстории игры.
The Talos Principle не преподносит ответы на блюдечке с голубой каемочкой, но и не пытается их скрывать: понять, о чем именно игра, внимательный геймер сможет недалеко от ее начала. Она не полагается на сюжетные повороты и в целом более чем последовательна. Механический аватар игрока появляется в странном месте, в котором древние руины сочетаются с лазерными отражателями и компьютерными терминалами. Голос, называющий себя Элохим (ивр. «Бог»), приветствует игрока как свое дитя и наставляет проходить вперед, решая головоломки и собирая сигилы, и при этом заклинает ни в коем случае не забираться на огромную башню, стоящую в центре здешнего странного мирка. Несложно догадаться, как получить две основные концовки игры, не правда ли?
Роль змея-искусителя здесь играет Milton Library Assistant, искусственный интеллект, призванный упорядочивать все те файлы, что разбросаны по различным компьютерным терминалам, но свою изначальную цель очевидно переросший. Диалоги с Милтоном доступны лишь раз за несколько головоломок, и они сами по себе являются непростым испытанием: дотошный и заносчивый ИИ задает вопросы об этом мире, о морали и о природе личности, запоминает ответы и умело оборачивает их против игрока. Как The Walking Dead использовала принятые игроком решения, чтобы давить на эмоции, так же и The Talos Principle своими неудобными вопросами подталкивает к переосмыслению своих взглядов и моральных установок – оставаясь при этом в рамках своего сеттинга и сюжета.
При этом ее нельзя назвать сухой, опирающейся лишь на рассуждения. Как и в Gone Home, помимо большого количества повсеместно раскиданных клочков информации, тут есть и аудиодневники, в которых Александра, ведущий разработчик того самого грандиозного проекта, излагает свои мысли и переживания. И, как и в Gone Home, восхитительная актерская игра заставляет по-настоящему проникнуться этими дневниками, прочувствовать эмоции стоящего за ними персонажа. Из огромного количества сыгранных Эрин Фитцджеральд ролей эта, на мой взгляд, ей удалась лучше всех.
Есть в The Talos Principle и другие NPC – точнее, следы того, что они проходили ранее все те же испытания. То тут, то там на стенах можно увидеть QR-коды, содержащие послания – от недоумения до приободрения, от мыслей о том, что происходит в этом странном мире, до сообщения о прекращении существования автора послания. К этим персонажам привязаться, конечно, не получится, но наблюдать за тем, как они проделывают тот же путь и что они при этом думают, все же любопытно.
Русскую версию игры я похвалить, увы, не могу. Видно, что локализаторы старались, однако калька с англоязычного построения предложений довольно часто бросается в глаза, а количество опечаток и ошибок – как орфографических, так и (особенно) синтаксических просто неприлично. Без перевода остался и ASCII-код, которым игра периодически шифрует свои секреты. В целом русская версия терпима, но при возможности я бы настоятельно рекомендовал играть на языке оригинала.
Игровой процесс The Talos Principle состоит преимущественно из прохождения изолированных комнат, в которых за множеством препятствий лежит заветный сигил. Препятствиями могут быть как двери (в данном случае выполненные в виде силовых полей), так и защитные системы – мины и пулеметы – и даже включенные вентиляторы. В распоряжении игрока же – традиционные кубы, чтобы класть на открывающие двери кнопки; отражатели лазерных лучей, способные соединить их источники с многочисленными приемниками, активирующими двери или вентиляторы; собственно вентиляторы, которые можно использовать и как транспортное средство, и как груз, когда кубиков не хватает; копии самого игрока, поведение которых записывается им заранее; наконец, универсальные глушители, способные «погасить» любое устройство, включая двери и защитные системы. Игра умело вводит в игру все новые и новые элементы механики, давая постепенно разобраться со сферой их применения, а затем комбинирует их в каждой новой комнате по-разному, заставляя прибегать к порой совершенно неординарным решениям.
А еще в ней тонна секретов и пасхалок. На уровнях, помимо сигилов, сбор которых необходим для прохождения, находятся еще и звезды, порой лежащие на виду и заставляющие изрядно поломать голову над тем, как их достать, а порой запрятанные так, что диву даешься, как кто-то вообще их находит. Многие звезды еще и требуют от игрока мыслить шире, захватывая элементы решения головоломок из разных комнат и нарушая тем самым их изоляцию. Простое прохождение The Talos Principle и так займет немало времени (на это запросто может уйти больше, чем на все три кампании обеих частей Portal): для него требуется решение более чем сотни головоломок. Но помимо него на поиск всех секретов и завершение открывающихся за них сверхсложных бонусных этапов можно потратить не меньше. Для пытливого игрока, любящего выискивать все пасхалки и разгадывать безумные загадки, The Talos Principle – настоящая находка.
И напоследок немножко о плохом. Две основные составляющие The Talos Principle – головоломки и тексты – друг с другом не взаимосвязаны никак. Лудонарративного диссонанса тут и в помине нет, однако основные элементы игры все же существуют в отрыве друг от друга. Поэтому The Talos Principle напоминает те игры, в которых преодоление геймплейных испытаний награждалось крохами сюжета – тут реализована фактически такая же схема. Опять же, текста в игре все же слишком много, и с восприятием большого количества разрозненной информации у и без того утомленного головоломками игрока могут возникнуть некоторые трудности. Да и в целом один лишь текст выглядит слишком скупо (аудиодневников по сравнению с ним слишком мало). Визуальная же составляющая игры преимущественно абстрактна – как многие ассеты для Portal были позаимствованы из заготовок для Half- Life 2, так и The Talos Principle, появившаяся на свет в результате экспериментов с Serious Sam 4, использует материалы своего еще не вышедшего прародителя. Причем первый мир, по которому многие игроки сложат свое впечатление, смотрится гораздо хуже других.
Вердикт
The Talos Principle – игра очень умная. И в игровом процессе, и в своем подходе к нарративному дизайну, и в плане преподносящихся в ней идей. Она очень богата на контент, который подойдет для самого широкого спектра игроков: ее простейшие задачки решит кто угодно, а до самых потаенных секретов доберутся считанные единицы. Это игра, которая, без сомнения, выдержит испытание временем и, в отличие от многих других, не устареет и через много лет.
я после 2го предложения перестал читать
Замечательная игра
Ради неё поставил стим и купил игру. Она стоит того, правда.
Обзор написан от лица очень странного нерда-задра ....Но всё бы нечего я бы считал обзорщика просто умным человеком но он же позволил себе проехаться по чужой культуре состроив из себя всезнайку .А ещё обзор так и кричит:я знаток прекрасного а вы гуано....Всё печально ,весь интеллект обзорщика слился на втором предложении....
Ладно, убедили купить в будущем
Headbangbang Опять твою любимую Японию обидели? Ты хочешь сказать, что все, что сделано там - исключительные шедевры? Ты как бык кидаешься на слова "Япония и не шедевр 10/10". Как маленький обиженный ребенок. Даже больше похоже на фанатика, вера которого непоколебима. Как люди, которые в номерных знаках машины признают дату анонса ХЛ3 или прочая хрень. Всегда найдется тот, кто припишет очевидному какой-то сакральный смысл, которого там нет и не задумывалось. Но у тебя всегда печет, когда говорят, что в Японии, как и везде, иногда делают откровенный треш. И судить человека, будучи таким упоротым, не много на себя берешь?
ПрохожуМимо Прочитай автора и попробуй мне доказать что он не напрасно обобщил этой фразой всё Японское: Почетное место в этом списке занимает слово «философия», которым юные фанаты были готовы разбрасываться налево и направо, зачастую применяя его к пустейшим продуктам японского ширпотреба....То есть автор считает всё японское ширпотребом без "философии" .Ну ей богу давайте я буду в обзоре японской РПГ говорить что в Западных РПГ нет нечего кроме убийств и крови а игра которую автор описал в обзоре вооще "говно без души "...Понравиться ?А автору я бы посоветовал посмотреть анимешки Кланнад и Баракамон....Просто пересилить свои заблуждения и посмотреть а потом попробовать обобщить сказать что Японское это пустое
Headbangbang у тебя жуткая паранойя и японофилия головного мозга. То есть автор считает всё японское У любого адекватного человека такое высказывание автора, вызовет ассоциацию именно с трешем, но никак здесь не похоже на то, что автор считает всё японское ширпотребом без "философии" Ну ей богу давайте я буду давайте...давай ты не будешь додумывать что-то за людей. Из абсолютно безобидной фразы, ты сделал какие-то свои выводы, явив чудеса какой-то женской логики. "Ага, он сказал, что японскому трешаку приписывают глубокий философский смысл и считает это неправильным, значит он не любит Японию - ОН МОРАЛЬНЫЙ УРОД И ИДИОТ, ЭТО ЖЕ ЯПОНИЯ!!!!111!" Получается именно так. Вот только нигде не сказано, что автор считает, что все японское - треш. Это уже твои влажные фантазии и мечты. Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы догадаться, что ввиду имеется именно бессмысленный треш. Просто, нормальному человеку не нужно, каждый раз говоря о Японии, разжевывать для неадекватных японофилов, что говоря о японском треше, он не считает все японское трешем, а говорит именно о японском треше. И только для "юных фанатов" важно, чтобы говоря о Японии и треше в одном предложении, обязательно упомянули, что не все японское - треш. Так что-ли?
Headbangbang Если вы там что-то видите, то это не значит, что там что-то есть. Удачи. Все-таки, точно автор сказал про юных фанатов и их поиски смысла во всем буквально.)
Headbangbang хамло.
ПрохожуМимо Я всё написал если до вас моя мысль не дошла не собираюсь разжёвывать её вам.Если вы в написанном чего-то не видите это не значит что этого нет...
ПрохожуМимо Шёл бы ты мимо