The Tomorrow Children – многопользовательская игра разработки Q-Games и SIE Japan Studio, сочетающая элементы ролевой игры, стратегии и боевика для PlayStation 4. С 26 октября стала для всех бесплатной, до этого, начиная с 6 сентября она была доступна только покупателям «Набора основателя». Игра с хорошим чувством юмора стилизована под эстетику СССР 1930-х, что выражается не только во внешнем оформлении, но и в звуковом, песни стилизованы под советские и исполняются на русском языке, NPC говорят на славяноподобном языке, в котором проскакивают и русские слова; а также в названиях, например, местное пойло называется Voidka. Основные цели игры – развитие, обеспечение ресурсами и оборона городов, или коллективный труд ради общественного блага.
В начале игры обладатель гадкой рожи вводит нас в курс дела: после неудачного эксперимента произошла катастрофа, мир превратился во всё поглощающее серое болото Void, а люди в матрёшек. Со временем нашли способ стабилизировать поверхность в некоторых местах, где стали образовывать города. Далеко отойти на своих двоих от города нельзя, Void, как и натуральное болото, засасывает.
Между городами свободно перемещаются на метро. Города строят клоны, они же игроки. Клоны выглядят одинаково, этакие комсомолки конца 20-х – начала 30-х, впрочем, наличествуют разные наряды. В начале территория городка невелика, но по мере достижения различных целей город получает монументы, которые появляются на окраине, и количество стабильной территории увеличивается. Монументы выполнены в типичной советской стилистике. Новый городок обладает минимальным количеством сооружений, постройка новых лежит на плечах игроков. Когда возрождение города заканчивается, игроку необходимо переместиться в любой другой.
Для успешного функционирования городка, постройки новых сооружений и создания предметов требуется собирать ресурсы: еда (яблочки), дерево (дрова), уголь, стекло, металл. Матрёшки при помощи специального агрегата превращаются в людей (NPC).
В городах ресурсов нет, зато в них можно вырастить деревья и дождаться созревания яблочек, или спилить и получить дрова, но экономически переводить выращенные деревья на дрова крайне невыгодно. Для создания саженца, из которого вырастет плодоносящее дерево, нужно несколько яблочек, а значит, для создания запаса яблочек потребуется отправиться за пределы города. Ресурсы добываются на островах, по ним можно свободно передвигаться, не боясь увязнуть в топи, но они непостоянны, появляются и пропадают. Матрёшек также нужно искать на островах. До островов ходит автобус с платформой для грузов, для перемещения подойдёт и персональный транспорт или реактивный ранец.
Во время поездки на автобусе пассажиров развлекают песнями на русском языке.
Довольно часто острова всплывают в непосредственной близости от города. Некоторые острова выглядят как обычные, но при создании многих разработчики, видимо, вдохновлялись произведениями сюрреалистов.
Постройки в городе игроки могут размещать произвольно. Кроме функциональных построек присутствуют средства пропаганды: экраны и плакаты.
Мирному созидательному труду мешают местные монстры – «изверги», периодически они заходят в город. Их несколько видов, названия мои: жирная летающая тля, пауки, летающие скаты, годзиллы. Удивительно, но пешеходные монстры не тонут и могут свободно передвигаться по болоту.
Жирная летающая тля способна убивать клонов, легко уничтожается носимым оружием или рабочим инвентарём, сгодится и лопата. Остальные изверги гораздо более серьёзные противники, они способны наносить ущерб городскому имуществу, для их уничтожения лучше всего использовать стационарные турели, транспорт с пушками, из носимого оружия подойдёт ракетница (РПГ).
Летающие скаты бомбят города, но бомбёжки редки.
Самый опасный враг годзилла, его прогулка по городу приводит к большим материальным потерям, а чтобы его завалить, нужны сотни попаданий из стационарной турели, также годзилла в ответ может послать мощную бомбу, которая выводит турель из строя, но подготовка к бомбометания видна заранее, есть время отбежать, а затем отремонтировать турель и продолжить неравный бой. В одиночку задача почти невыполнима, но при наличии нескольких турелей можно справиться. После смерти годзилла кристаллизируется и становится источником ресурсов.
Годзилла атакует
Ещё одним врагом клона является темнота, и если в городе найти источник света не проблема, то отправляясь за его пределы лучше запастись фонариком. Есть и ещё одна опасность, не стоит залетать слишком высоко и отрываться от коллектива. В отрыве от коллектива клон гибнет.
«Так выпьем же за то, чтобы никто из нас, как бы высоко он не летал, никогда не отрывался бы от коллектива». (из к/ф «Кавказская пленница»)
В игре два вида валюты, талоны – можно заработать, фримены – купить за реальные деньги, максимальная пачка в 12000 фрименов обойдётся в 6239 рублей.
За любое полезное действие игрок получает трудовые баллы, которые при посещении Министерства труда конвертируются в талоны, ну как тут не вспомнить про трудодни, для тех кто не в курсе: в славном советском прошлом с 1930-го до середины 1960-х учёт труда колхозников вёлся в трудоднях, а зарплату они зачастую получали не деньгами, а в натуральной форме.
Министерство труда
Трудовые баллы и фримены можно просто найти, но появляются они в незначительных количествах. К сожалению, доступ к некоторым важным возможностям приобретается только за фримены, например, доступ к постройке зданий даёт удостоверение буржуа, а для управления транспортным средством нужна специальная лицензия. 500 фрименов обойдутся в 311 рублей, именно столько нужно на покупку удостоверения буржуа. В игре присутствуют официальные магазины, где товары продаются за талоны, а чёрный рынок берёт фримены. Для приобретения Voidka нужны медали за трудовые подвиги, они выдаются за выполнение особых поручений партии и правительства, которые сообщаются по трансиверу или выдаются милиционером. И, наконец, по завершении восстановления города среди сотни игроков, сделавших наибольший трудовой вклад, распределяются партийные знаки, они обменивается на особые товары из партийного каталога.
Уровень клона повышается по мере накопления трудовых баллов, с каждым уровнем выпадают бонусные баллы, которые тратятся на улучшение одной из следующих характеристик: ловкость, стойкость, энергия, патриотизм, подвижность, сила. Создание предметов происходит на рабочем верстаке, нужно решать простые головоломки, вариации «пятнашек», одна из них ей и является, а можно заплатить взятку фрименами и получить предмет сразу.
Головоломка
Ремонт зданий можно осуществить, перебирая комбинации кнопок на геймпаде, а можно заплатить взятку фрименами и отремонтировать мгновенно. За дачу взятки начисляется больше трудовых баллов, чем за честное создание предметов. Баллы вычитаются: за воскрешение клона (расходов можно избежать, если клона оживит другой клон), за попадание в ГУЛАГ, за порчу имущества. В общем, нелёгкое это дело – создание города. Строй, защищай, добывай.
Прочитав всё, что было написано выше, можно решить, что игра удалась, но…
В игре есть интересная сюжетная завязка, есть чем заняться, и она увлекает первые несколько часов. Однако, затем однообразный и рутинный игровой процесс отбивает желание продолжать, звуковое сопровождение начинает раздражать, несколько агитационных песен повторяются раз за разом. Она неспособна увлечь исследованием окружающего пространства, так как количество типов островов довольно ограничено, а путешествие по пустым пространствам серых болот не выглядит привлекательным. Сюжетная завязка не получает развития, например, кто этот мерзкий тип в начале игры, и чего это он командует. И очень скоро происходящее вызывает зевоту.
Проект в начале пути, возможно, в будущем разработчики предложат что-то интересное, а пока скучно, но попробовать определённо стоит.
Да любая игра вызывает зевоту через 10+ часов!