Light Tank M2A2
ТТХ
Название
Light Tank M2A2
Страна
США
Тип машины
Лёгкий танк
Ранг машины
I
Боевой рейтинг
1,0
Масса
8700 кг
Мощность двигателя
262 л.с.
Макс. скорость
72 км/ч
Преодолеваемый подъем
41 град.
Скорость поворота башни
10.5 град./с
Вертикальные углы наводки
-10/20 град.
Бронепробиваемость
на расстоянии
3/3/3 мм
100/500/1000 м
Толщина брони корпуса
15/12/6 мм
Толщина брони башни
15/15/15 мм
Время перезарядки
10,4 с
Максимальная цена ремонта
Бесплатно
Цена машины
0 с.л.
Заметность
78%
Описание
Лёгкий танк М2А2 разработали и производили в Rock Island Arsenal (RIA), где после сборки 19 танков М2А1,компоновка вооружения которого оказалась, как и следовало ожидать, не слишком рациональной. Вместо рубки у танка М2А2 были установлены две башни, обеспечивавшие круговой обстрел и вращаемые с помощью ручного привода. Всего произведено 239 танков в 1935 году.
Плюсы
Минусы
Скорость передвижения
Высокий эффект БЗ ленты 12,7 мм
Ограниченные углы горизонтального поворота башен
Слабое бронирование корпуса.
Отсутствие крупнокалиберного вооружения
Вооружение
12,7-мм пулемет М2НВ
7,62-мм пулемет М1919А4
Основное вооружение
1 12,7-мм пулемёт М2НВ(боекомплект- 1400)
1 пулемета калибра 7,62-мм М1919А4 ( боекомплект- 19000 )
Ленты
Универсал
Бронебойно-зажигательная
Бронебойная
Бронебойно-зажигательная трассирующая
Бронепробиваемость:
10м - 28мм
500м - 19мм
1000м - 14мм
2000м - 4мм
Бронепробиваемость:
10м - 28мм
500м - 26мм
1000м - 12мм
2000м - 5мм
Бронепробиваемость:
10м - 28мм
500м - 19мм
1000м - 14мм
2000м - 5мм
Бронепробиваемость:
10м - 27мм
500м - 18мм
1000м - 12мм
2000м - 5мм
Бронезащита
Броня корпуса (мм)
Броня башни (мм)
Лоб
15
15
Борта
12
15
Корма
6
15
Модули
Подвижность
Защищенность
Огневая мощь
История создания и боевого применения
Танки серии М2 ведут свой начало от серии экспериментальных машин Т2. Первый опытный образец Т2 был спроектирован и построен Рок Айлендским Арсеналом в 1933 г. Даже при беглом осмотре в нём ощущалось влияние британского “пехотного” танка Vickers 6 tonn, имевшего хороший коммерческий успех и ставший основой для советского танка Т-26 и польского 7ТР. Американцы решили взять от британской машины только элементы ходовой части и подвески, подогнав их под собственные требования.
В 1935-1937 гг. собрали 237 серийных М2А2. К 1939 году стало ясно, что в таких танках больше не воюют, а точнее - опыт войны в Испании, который американские военные пристально изучали, показал двухбашенные танки вышли из моды. К тому же выяснилось что у М2А2 слабоваты бронирование и вооружение, танку вооруженому пулеметами на поле боя будущей войны делать было нечего. В боевых действиях танк участие не принимал и использовался для обучения танкистов за что и получил прозвище «Мэй Уэст»- в честь пышногрудой звезды Голливуда.
Тактика использования в игре
Не имея бронирования и более мощного вооружения можно использовать на поле боя только одно приемущество- это скорость. Быстрый захват баз и фланговые маневры наш единственный шанс принести хоть какую-то пользу команде. В реалистичных боях можем отвлечь противника на себя или «подсветить» его для союзников.
Не стоит атаковать в лоб, всегда старайтесь подкрасться с кормы или на крайний случай с борта. Так нам удастся поджечь, а при везении и не один раз, технику игрока противоположной команды. И помните, это командная игра. А в команде даже «картонный» М2А2 что-то может… или могёт.
Удачи в случайных боях!
Light Tank M2A4
ТТХ
Название
Light Tank M2A4
Страна
США
Тип машины
Легкий танк
Ранг машины
I
Боевой рейтинг
1,0
Масса
11500 кг
Мощность двигателя
262 л.с.
Макс. скорость
57 км/ч
Преодолеваемый подъем
41 град.
Скорость поворота башни
14.3 град./с
Вертикальные углы наводки
-6/19 град.
Бронепробиваемость
на расстоянии
76/59/43 мм
100/500/1000 м
Толщина брони корпуса
25/25/25 мм
Толщина брони башни
25/25/25 мм
Время перезарядки
3,7 с
Максимальная цена ремонта
0 с.л.
Цена машины
0 с.л.
Заметность
78%
Описание
Разработка наиболее массовой и самой удачной модификации М2А4 началась в 1939 г. после проведения сравнительных испытаний легких танков предназначенных для пехоты и кавалерийских “боевых машин” серии М1. За основу по прежнему был взят “пехотный” М2, подвергнувшийся новым доработкам. Так, толщину бронирования башни и лобовой части корпуса довели до 25 мм, что позволяло выдерживать обстрел из легких пушек и крупнокалиберных пулеметов. Вооружение танка также усилили. В единственной башне теперь устанавливалась 37-мм пушка М5 со спаренным 7,62-мм пулеметом. Это орудие имело весьма неплохие характеристики бронепробиваемости, так что теперь М2 мог эффективно бороться с равноценными себе танками противника. Кроме того, один 7,62-мм сохранился в лобовом листе корпуса, а ещё два пулемета такого же калибра разместили в бортовых нишах. На крыше башни предусмотрели возможность установки зенитного пулемета. В целях улучшения обзора были введены дополнительные смотровые лючки в башне и командирской башенке.
Поскольку с сентября 1939 г. военные заказы резко возросли Арсенал уже не мог в одиночку справиться с поставками военной техники армии США. Тогда был объявлен тендер, победителем которого стала фирма American Car & Foundry. В октябре 1939 г. был подписан контракт на поставку 329 танков, но очень скоро он вырос до 365. Большая часть танков комплектовалась двигателями Continental W-670-9A мощностью 360 л.с., позволявшими развивать максимальную скорость до 56 л.с. Несколько танков этой серии оснащались дизельными моторами Guiberson Т1020, а последние 10 машин были собраны к апрелю 1941 г. фирмой Baldwin Locomotive Works. Общий выпуск танков М2А4 сосотавил 375 экземпляров всех вариантов.
Плюсы
Минусы
Приемлемая броня для своего ранга
Скорость передвижения
Хорошая скорострельность и точность орудия
Недостаточное бронепробитие
Плохая устойчивость танка при поворотах
Вооружение
37-мм орудие М5
7,62-мм пулемет М1919А4
Основное вооружение
1 37-мм орудие М5(боекомплект 103)
5 пулеметов калибра 7,62-мм М1919А4 ( боекомплект- 24000 )
Снаряды
БС-М74 Бронебойный остроголовый сплошной снаряд
БС-М51 Бронебойный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком
Масса снаряда:0.87 кг
Начальная скорость:792 м/с
Бронепробиваемость:
10м - 78мм
500м - 59мм
1000м - 43мм
2000м - 22мм
Масса снаряда:0,84 кг
Начальная скорость:792 м/с
Бронепробиваемость:
10м - 67мм
500м - 58мм
1000м - 50мм
2000м - 37мм
Бронезащита
Броня корпуса (мм)
Броня башни (мм)
Лоб
25
25
Борта
25
25
Корма
25
25
Модули
Подвижность
Защищенность
Огневая мощь
История создания и боевого применения
В 1940 году американские военные эксперты тщательно изучили последние сражения с участием танков во время войны в Испании и пришли к выводу, что броня их танков М2А2 была слишком тонкой, а оружие низкоэффективным. М2А4 был оснащен более толстой броней, а кроме того убрали вторую турель. Оставшуюся в башне турель оснаастили пушкой калибра 37 мм.
В отличии от многих образцов американской бронетехники танку М2А4 удалось понюхать пороху. Около 50 танков в составе 1-го танкового батальона морской пехоты участвовали в битве за Гуадалканал и даже случались стычки с японскими танками, но без особых успехов. Насчет боевого применения британских М2А4 показания разнятся. Считается, что эти танки использовались только как учебные. Другие же источники утверждают, что в составе 7-го гусарского полка британской армии в Африке воевали М2А4 и в составе 2-го Королевского танкового полка эти танки использовать в боях против японцев в Бирме.
Тактика использования в игре
Высокий силуэт и "многоугольная" башня не делают его защищенным, поскольку противники имеют при себе совсем неплохое орудие, такое как советская 45-мм 20-K или немецкая пушка калибра 50-мм Kwk38. Но не смотря на это М4А2 отлично чувствует себя в качестве захватчика точек, а его пушка М5 не уступает немецким и советским образцам за счёт бронепробития и быстрого темпа стрельбы.
Рекомендуется вести бои с одиночными целями, поскольку от игрока потребуется немалые усилии для удачного и правильного ведения огня по противнику. Зная пробитие и уязвимые места противника, М2А4 может дать фору даже самому опытному игроку, а также застать врасплох.
Удачи в случайных боях!
Light Tank M3 Stuart
ТТХ
Название
Light Tank M3 Stuart
Страна
США
Тип машины
Легкий танк
Ранг машины
I
Боевой рейтинг
1,3
Масса
12600 кг
Мощность двигателя
262 л.с.
Макс. скорость
50 км/ч
Преодолеваемый подъем
41 град.
Скорость поворота башни
14.0 град./с
Вертикальные углы наводки
-10/20 град.
Бронепробиваемость
на расстоянии
76/59/43 мм
100/500/1000 м
Толщина брони корпуса
38/25/25 мм
Толщина брони башни
38/25/25 мм
Время перезарядки
3,7 с
Максимальная цена ремонта
207 с.л.
Цена машины
700 с.л.
Заметность
88%
Описание
Light tank M3 Stuart — американский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Широко известен также под названием «Стюарт» , данным ему в войсках Великобритании в честь генерала Гражданской войны в США Джеба Стюарта. M3 был создан в 1938—1941 годах на базе лёгкого танка M2. «Стюарт» серийно выпускался с марта 1941 по июнь 1944 года, неоднократно подвергаясь модернизациям по ходу выпуска. Всего было построено 23 685 танков этого типа, что сделало «Стюарт» самым многочисленным лёгким танком в истории мирового танкостроения.
Компоновка танка с задним расположением двигателя и передним — агрегатов трансмиссии. Экипаж танка состоял из четырёх человек — механика-водителя и стрелка, расположенных в отделении управления, и заряжающего с командиром, выполнявшим также функции наводчика, размещавшихся в двухместной башне. Устанавливался авиационный 7-цилиндровый радиальный бензиновый двигатель воздушного охлаждения «Континенталь» W-670-9A.
Плюсы
Минусы
Неплохая броня для своего ранга
Максимальная скорость
Хорошая скорострельность и точность орудия
Хорошие углы вертикальной наводки орудия
Недостаточная скорость поворота
Низкая скорость поворота башни
Плохая устойчивость танка при поворотах
Вооружение
37-мм орудие М5
7,62-мм пулемет М1919А4
Основное вооружение
1 37-мм орудие М5(боекомплект 103)
4 пулемета калибра 7,62-мм М1919А4 ( боекомплект- 12600 )
Снаряды
БС-М74 Бронебойный остроголовый сплошной снаряд
БС-М51 Бронебойный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком
Масса снаряда:0.87 кг
Начальная скорость:792 м/с
Бронепробиваемость:
10м - 78мм
500м - 59мм
1000м - 43мм
2000м - 22мм
Масса снаряда:0,84 кг
Начальная скорость:792 м/с
Бронепробиваемость:
10м - 67мм
500м - 58мм
1000м - 50мм
2000м - 37мм
Бронезащита
Броня корпуса (мм)
Броня башни (мм)
Лоб
38
38
Борта
25
25
Корма
25
25
Модули
Подвижность
Защищенность
Огневая мощь
История создания и боевого применения
М3 Stuart и его советский экипаж
Несмотря на успешную эксплуатацию M2A4, танк явно нуждался в переработке устаревшей ходовой части и увеличения бронирования. Модифицированный вариант танка 5 июля 1940 года получил обозначение light tank M3. В ходе серийного выпуска с июня 1941 года до августа 1942 года, с дополнительными 4 машинами, выпущенными в январе 1943 года, было произведено 1285 «Стюартов» M3 с дизельным двигателем «Гайберсон», получивших официальное обозначение light tank M3 (diesel).
108 M3 192-го и 194-го танковых батальонов, прибывших на Филиппины в ноябре 1941 года, стали первыми американскими танками, принявшими участие во Второй мировой войне.
СССР явился вторым по численности, после Великобритании, получателем M3 по программе ленд-лиза. Первые «Стюарты» прибыли в СССР в январе 1942 и продолжали поставляться до апреля 1943 года(было отправлено 340 M3). Всего в другие страны было поставлено около 3130 танков М3, что составило 69.1 % от общего выпуска.
Факты из истории:
В феврале 1943 года «Стюарты» приняли участие в уникальной операции – высадке морского десанта под Новороссийском. Это был единственный случай в Великой Отечественной, когда советским танкам пришлось высаживаться в первой волне десанта. Из участвовавших в высадке 30 танков бо́льшая часть была уничтожена при высадке, но 12 «Стюартов» сумели выбраться на берег и три дня поддерживали огнем «черных бушлатов».
Танки этого типа первыми вступили в бой с немецкой бронетехникой на Курской дуге, и даже успели принять участие в танковом побоище под Прохоровкой.
Тактика использования в игре
Орудие М5, как мы уже заметили, не уступает другим аналогам по бронепробитию. Хотя нужно отметить , что ваншотов ждать от него не стоит- ведь у нас только сплошные бронебойные снаряды, да еще и 37-мм. А это значит ,что первым выстрелом мы должны лишить противника дать ответный выстрел, то есть повреждаем ствол или казенку, приводы орудия или наводчика. И уже дальше планомерно его добиваем .
«Подвижность танка МЗ поистине изумительна. В районе боевых действий как при движении по дорогам, так и по пересеченной местности танк МЗл оказался наиболее быстроходным из всех известных колесных и гусеничных машин» - генерал-майор инженерно-танковой службы, д.т.н., профессор Н.И. Груздев (1945 г.). Помните это и используйте в игре на всю катушку.
Удачи в случайных боях!
Light Tank M3A1 Stuart
ТТХ
Название
Light Tank M3А1 Stuart
Страна
США
Тип машины
Легкий танк
Ранг машины
I
Боевой рейтинг
1,3
Масса
12600 кг
Мощность двигателя
262 л.с.
Макс. скорость
58 км/ч
Преодолеваемый подъем
41 град.
Скорость поворота башни
14.0 град./с
Вертикальные углы наводки
-10/20 град.
Бронепробиваемость
на расстоянии
89/69/50 мм
100/500/1000 м
Толщина брони корпуса
50/32/32 мм
Толщина брони башни
38/25/25 мм
Время перезарядки
3,7 с
Максимальная цена ремонта
519 с.л.
Цена машины
2100 с.л.
Заметность
88%
Описание
Light tank M3А1 Stuart — первая модификация американского лёгкого танка М3 периода Второй мировой войны. С апреля по август 1942 года производство танков М3А1 велось параллельно с М3. Всего до февраля 1943 года был построен 4621 танк М3А1, из них 211 с дизелем Guiberson T-1020-4.
Основные изменения затронули конструкцию башни- она лишилась командирской башенки. Для посадки членов экипажа служили два треугольных люка в крыше башни. В распоряжении наводчика и заряжающего имелись перископические приборы наблюдения. Вращение башни осуществлялось с помощью электропривода, в отличие от М3, снабжавшегося только ручным приводом.
Помимо этого, до начала серийного выпуска M3A1 было произведено 4 так называемых «гибридных» варианта «Стюартов», получивших новую башню вместе с другими улучшениями, накопившимися в ходе серийного производства, с целью как можно скорее внести их в серийные машины. Однако зачастую частичные изменения лишь усложняли танк, не давая желаемого эффекта, и особой популярностью у экипажей «гибридные» «Стюарты» не пользовались.
Плюсы
Минусы
Неплохая броня башни
Максимальная скорость
Хорошая скорострельность и точность орудия
Хорошие углы вертикальной наводки орудия
Плотная компановка
Плохая устойчивость танка при поворотах
Вооружение
37-мм орудие М6
7,62-мм пулемет М1919А4
Основное вооружение
1 37-мм орудие М6(боекомплект 106)
2 пулемета калибра 7,62-мм М1919А4 ( боекомплект- 6200 )
Снаряды
БС-М74В1 Бронебойный остроголовый сплошной снаряд
БС-М51В1/В2 Бронебойный остроголовый снаряд с бронебойным наконечником.
Масса снаряда:0.87 кг
Начальная скорость:883 м/с
Бронепробиваемость:
10м - 90мм
500м - 69мм
1000м - 50мм
2000м - 27мм
Масса снаряда:0,87 кг
Начальная скорость:883 м/с
Бронепробиваемость:
10м - 79мм
500м - 69мм
1000м - 59мм
2000м - 43мм
Бронезащита
Броня корпуса (мм)
Броня башни (мм)
Лоб
38
50
Борта
25
32
Корма
25
32
Модули
Подвижность
Защищенность
Огневая мощь
История создания и боевого применения
Легкий танк М3А1 на улице освобожденного Белгорода. 1943 год
Приказ от 27 марта 1941 года требовал скорейшей замены собиравшейся из поверхностно закалённых броневых плит башни. Вскоре M3 получили новую полностью сварную башню из гомогенной стали характерной подковообразной формы; борта и корма башни изготавливались из единой гнутой детали. Танки этой версии получили новую башню подковообразной формы с утолщённым до 32 мм бортовым и кормовым бронированием, вращающимся полом башни, известным как башенная «корзина», электроприводом башни, стабилизатором орудия в вертикальной плоскости и многими другими усовершенствованиями. Кроме того, M3A1 получили новый корпус, собиравшийся в основном при помощи сварки, и переработанное боевое отделение без пулемётов в спонсонах корпуса. В маск-установке М23 была смонтирована новая 37-мм пушка М6, стабилизированная в вертикальной плоскости, что позволяло значительно повысить точность огня с ходу. Всего танков модификации М3А1 в период производства с мая 1942 по январь 1943 было выпущено 4410 штук, а с дизельным двигателем с августа 1942 по октябрь 1942- 211штук.
Наравне с М3 М3А1 поставлялся в Великобританию и Советский союз. В Английской армии Стюарты использовались в северной Африке. Англичане, постоянно мучавшиеся со своими капризными танками, были в восторге. Английские танкисты дали «Стюарту» кличку «Ноnеу». На русский это слово переводится как «милый», причем по отношению к мужчине. Но, скорее всего, для перевода прозвища столь полюбившегося британским танкистам танка больше подойдет по-солдатски грубоватое «миляга». Но после сражения у Эль-Газалы англичанам стало ясно, что «стюарты» способны эффективно бороться лишь с легкими немецкими танками Pz.II и с итальянскими боевыми машинами.
В Красной армии в 1942 году большинство танков М3А1 было сосредоточено в частях и соединениях Северокавказского, а затем Закавказского фронта. М3А1 не пользовался особым успехом у наших танкистов. Несмотря на прекрасные динамические качества и неплохую бронезащиту, машина отличалась довольно большими габаритными размерами, затруднявшими ее маскировку, и была оснащена авиационным бензиновым двигателем, работавшим на дефицитном высокооктановом топливе. Кроме того, танк требовал регулярного и тщательного технического обслуживания, что было не в традициях наших зампотехов. Причины же довольно высоких потерь танков М3 и М3А1 кроются не столько в их конструктивных недостатках, сколько в неграмотном тактическом применении танковых частей и подразделений, характерном для Красной Армии в этот период.
Факты из истории
С мая 1943 года по инициативе советской стороны поставки танков «Стюарт» прекратили. Тем не менее, в ряде танковых частей их продолжали использовать на Советско-германском фронте в 1943, 1944 и даже в 1945 годах. Так, например, по состоянию на 25 марта 1945 года в составе 1-й конно-механизированной группы 2-гo Украинского фронта имелось 20 танков М3А1.
В 1970-х годах в Бразилии была предпринята модернизация всё ещё стоявших на вооружении танков M3A1. Новая машина получила обозначение X1A. Танки были серьёзно переоборудованы, получив, среди всего прочего, новую башню с 90-мм пушкой DEFA D-92A 90F1. К 1978 году было переоборудовано 80 экземпляров этого танка, но его служба в бразильской армии оказалась недолгой. Продукт дальнейшего развития этого танка — X1A2 — по сути являлся полностью новой машиной, не имевшей ничего общего со «Стюартом».
Тактика использования в игре
Орудие М6- новый козырь Стюарта, и именно модификации М3А1. Повысилось бронепробитие, в основном за счет увеличения скорости полёта снаряда. Ну а основной плюс данного орудия- стабилизация в вертикальной плоскости, что даёт нам возможность прицельной стрельбы в движении.
По подвижности и маневренности М3А1 полностью идентичен родоначальнику серии М3 так как изменений в трансмиссии и ходовой не претерпел. Исходя из этого, можно заключить – скорость наш конёк, а с маневренностью надо держать «ушко востро»- заносы и вероятность опрокидывания на неровных поверхностях.
Ну а в целом неплохой танк для своего уровня.
Удачи в случайных боях!
Light Tank M5А1 Stuart
ТТХ
Название
Light Tank M5А1 Stuart
Страна
США
Тип машины
Легкий танк
Ранг машины
II
Боевой рейтинг
2,3
Масса
15600 кг
Мощность двигателя
296 л.с.
Макс. скорость
56 км/ч
Преодолеваемый подъем
37 град.
Скорость поворота башни
20.3 град./с
Вертикальные углы наводки
-12/20 град.
Бронепробиваемость
на расстоянии
89/69/50 мм
100/500/1000 м
Толщина брони корпуса
28/28/25 мм
Толщина брони башни
50/32/32 мм
Время перезарядки
3,4 с
Максимальная цена ремонта
623 с.л.
Цена машины
10000 с.л.
Заметность
78%
Описание
М5 (модификация легкого танка М3) был запущен в производство в апреле 1942 года. Всего до окончания серийного производства в декабре того же года было выпущено 2074 танка этой модификации, в том числе 1470 на заводах «Кадиллак» в Детройте и Мичигане, 354 на заводах «Дженерал Моторс» в Саутгейте и 250 на заводах компании Мэсси Харрис (Massey Harris Co.).
Тем временем, было начато производство модификации M3A3, которая помимо корпуса по типу M5 получила множество других нововведений, включая новую башню с кормовой нишей. Вариант M5, оснащённый ею, 24 сентября 1942 года получил обозначение M5A1 и вскоре начал заменять M5 на сборочных линиях. До окончания серийного производства в апреле—июне 1944 года было выпущено 6810 танков этой модификации, ставшей самой массовой версией «Стюарта».
Плюсы
Минусы
Неплохая броня башни
Максимальная скорость и манёвренность.
Хорошая скорострельность и точность орудия
Отличные углы вертикальной наводки орудия
Зенитный пулемет
Слабая броня корпуса
Частые заносы при повороте
Вооружение
37-мм орудие М6
7,62-мм пулемет М1919А4
Основное вооружение
1 37-мм орудие М6(боекомплект 147)
3 пулемета калибра 7,62-мм М1919А4 ( боекомплект- 6000 )
Снаряды
БС-М74В1 Бронебойный остроголовый сплошной снаряд
ОФС-М63 Осколочно-фугасный снаряд
БС-М51В1/В2 Бронебойный остроголовый снаряд с бронебойным наконечником.
Масса снаряда:0.87 кг
Начальная скорость:883 м/с
Бронепробиваемость:
10м - 90мм
500м - 69мм
1000м - 50мм
2000м - 27мм
Масса снаряда:0.73 кг
Начальная скорость:807 м/с
Бронепробиваемость:
10м - 2мм
500м - 2мм
1000м - 2мм
2000м - 2мм
Масса снаряда:0,87 кг
Начальная скорость:883 м/с
Бронепробиваемость:
10м - 79мм
500м - 69мм
1000м - 59мм
2000м - 43мм
Бронезащита
Броня корпуса (мм)
Броня башни (мм)
Лоб
28
50
Борта
28
32
Корма
25
32
Модули
Подвижность
Защищенность
Огневая мощь
История создания и боевого применения
Танкист «Стюарта» M5A1 ведёт огонь из зенитного пулемёта по позициям снайперов в лесах близ Дессау, 17 апреля 1945.
К 1941 году промышленность уже не справлялась с обеспечением M3A авиационными двигателями, что заставило искать им подходящую замену. 6 июня 1941 года было одобрено производство прототипа, оснащённого двумя автомобильными двигателями «Кадиллак» с автоматической коробкой передач. Корпус M5 был схож с корпусом M3A3, отличаясь утолщённой до 29 мм верхней лобовой деталью, строго вертикальными бортовыми листами и изменёнными углами наклона верхней и нижней кормовых деталей — 60° и 17° соответственно. Корпус M5A1 отличался от M5 новой литой нижней лобовой деталью переменной толщины, от 38 до 64 мм, а также вновь изменённым углом наклона кормовых деталей — 49° и 17°.
К моменту высадки в Нормандии в армии США в основном использовались машины М5А1. Им пришлось нелегко преодолевать живые изгороди Нормандии. Даже будучи оснащенными специальными устройствами для их преодоления, легкие танки часто застревали (не хватало мощности двигателя) и становились легкой добычей немецкой противотанковой артиллерии.
После окончания Второй мировой «Стюарты» вскоре были сняты с вооружения США и Великобритании, но в других странах они прослужили намного дольше, всё ещё оставаясь в строю в некоторых из них на начало 2000-х. Некоторое их количество было продано в конце 1940-х в Бельгию, Нидерланды, Турцию и другие европейские страны.
Полученные по программе ленд-лиза Гоминьданом в ходе Второй мировой 100 M3A3 активно использовались в ходе Гражданской войны в Китае в 1946—1949 годах. В те же годы M3A3 и M5A1, полученные Францией также по программе ленд-лиза, использовались французскими войсками во время Индокитайской войны.
Факты из истории
На вооружении индийской армии полученные ими от англичан M3A3 и M5A1 оставались на службе заметно дольше и использовались во время Первой индо-пакистанской войны 1947—1948 годов. 11 танков M5A1 были использованы индийскими войсками во время штурма перевала Зоджила 1 ноября 1948 года. Превосходные ходовые характеристики «Стюартов» сыграли здесь свою роль, позволив им успешно действовать в труднодоступном районе, находящемся на высоте 3500 метров над уровнем моря. Пакистанские войска были совершенно не готовы встретить танки в такой местности и оставили в тылу противотанковое вооружение, что позволило индийским войскам одержать уверенную победу. До сих пор этот эпизод считается рекордом высоты, на которой танки когда-либо действовали в боевых условиях. Сняты с вооружения «Стюарты» были только в 1965 году, незадолго до начала Второй индо-пакистанской войны.
Тактика использования в игре
По подвижности и маневренности М5А1 полностью идентичен родоначальнику серии М3 так как изменений в трансмиссии и ходовой не претерпел. Исходя из этого, можно заключить – скорость наш конёк, а с маневренностью надо держать «ушко востро»- заносы и вероятность опрокидывания на неровных поверхностях. Ну а в целом неплохой танк для своего уровня.
М5А1 не является танком прорыва или штурмовым танком. Но благодаря своим ходовым качествам не отстанет от команды во время атаки и сможет в полном объёме показать себя как машина поддержки. Особенно хорошо раскрываются способности Стюарта в таких режимах как "Захват" или "Превосходно". Здесь он сможет намного быстрее противника прибыть на точку и даже захватить её, а также оборонять до прибытия основных сил союзников.
С легкими танками справляемся на ура, хотя стоит отметить, что чаще всего одного выстрела для уничтожения будет мало. Благо это не критично, ведь у нас шикарно быстрая перезарядка. Средним же танкам целесообразнее всего заходить в борт или корму, так как пробить в лоб шансы малы, что при нашей маневренности и хорошей скорости поворота башни (и прямых руках) не составляет труда.
Удачи в случайных боях!