Wolfenstein
Дневник впечатлений или Неделя счастья
Сразу скажу, что описывать такую игру – это большая ответственность. Ведь это, без малого, третья часть первого в мире 3D-шутера, давшего название целому жанру игр (для справки: фраза «3D» из названия игры 1991 года Wolf 3D, вошло в состав понятия «3D-Action» -- так изначально назывались все шутеры от первого лица, и только потом их стали называть FPS (First-person shooter), чтоб не было путаницы, т.к. все игры, стали, по сути, экшенами в 3D.) Эта игра – прямой потомок той самой игры, что вдохновила Кармака на создание Doom-a, Quake-a, и всех последующих мегахитов. Да-да, Half-Life-a, Far Cry и Crysis-а не было бы, не появись когда-то Wolf-3D. Все современные FPS – дети твои и внуки, о великий WOLF!
Да, кстати, должен заметить, что я резался ещё в первый Вульф и в игры до него, когда они ещё грузились с аудиокассет, а про компакт-диски никто и слыхом не слыхивал… да, я знал команды ДОСа наизусть ещё до того, как появился Windows 3.1… помню защитные сетки на 14-дюймовых ЭЛТ-мониторах, и что было реально опасно для зрения смотреть в них более двух часов в сутки… и скажу я Вам, молодым, как это здорово -- наблюдать за прогрессом и быть непосредственным его участником!
Ну вот, теперь, отдав дань истории, я чувствую, что имею право препарировать Эйнштейна… тьфу… Вульф-Эйнштейна…
Начало (16.09). Купил я игру, кажется, 14 сентября 2009 года. Устанавливать начал 16,-ого т.к. до этого делал дефрагментацию харда (длится она, как известно, довольно долго). Итак, подготовив комп к принятию на борт шедевра, а также подготовившись к нему морально, я вставил диск и открыл его содержимое (потому как автозапуск у меня отключён, т.к. я его не люблю). На диске оказалось два файла, запускающие одинаковый процесс установки. Один «setup.exe» в корневом каталоге, а второй «install.exe» в папке Setup. Я решил запускать корневой. И сразу же столкнулся с проблемой: установщик не давал выбрать свою папку для игры, хотя кнопка «Обзор» с соответствующими комментариями там была. Это серьёзный удар по репутации локализатора – такой позорный глюк с первых же секунд установки. Но, почитав форумы, я выяснил, что игруха не цепляется к папке, и, сразу после установки, переместил её куда мне было надо. Скачал патч, установил (предварительно запустив игру, чтобы она прописала себя в реестр уже с правильными путями). Больше проблем не было.
Запустил, с удовольствием посмотрел высококачественный ролик заставки (довольно красивый мундир там у Блажковича, кстати). Первым благодатным шоком стало меню: вот каким оно должно быть! В нём идеально всё. Первое, что бросается в глаза: его удивительное удобство и простота. Всё красиво и прекрасно работает. Я очень быстро, как ни в одной другой игре, провёл все настройки. Один только маленький момент я бы улучшил: в главном меню пункты могли бы открываться по первому нажатию на них, но это мелочь. Третьей радостью (после ролика и меню) стала графика. Она очень хороша, она плавная! Этого сейчас так не хватает в современных играх, в погоне за качеством текстур и спецэффектов очень у многих (да почти у всех) современных игр страдает плавность картинки (а ведь это самое главное для достойного восприятия). Так вот, здесь всё на высоте: и плавность, и текстуры с эффектами. Отдельно упомяну воду, реалистично стекающую по экрану. Вообще, графика сильно напоминает Fallout 3.
Порадовали высокие прыжки (да, герой может запрыгнуть на ящик, а не бессмысленно перемещаться по оси Y рядом с ним (как это было, например, в Doom 3)). Это чисто психологический момент: когда игрок видит перед собой невысокую преграду, он может захотеть на неё запрыгнуть, и если высота его прыжка этого не позволяет, игрок чувствует себя некомфортно.
Поначалу я был немного расстроен медленным курсором в самой игре (выставил чувствительность в игре на максимум, а прицел двигался медленно). Причём, по оси Y прицел двигался медленнее, чем по горизонтали. Это странно. Но я вовремя вспомнил, что у меня замечательная мышь, у которой можно менять уровни чувствительности. Я поднял чувствительность с обычных для меня 1800 cpi до 2200 по иксу и до 3100 по игрику (и привязал эти настройки к вульфу), и играть стало комфортно.
Второй игровой день (17.09). Продолжил играть, проходить кампанию. Игровой процесс понравился. Порадовала возможность собирать золото и тратить его на улучшение оружия. Понял, что буду играть во второй раз, на самом сложном уровне («Нормальный» это просто детский сад). Пройдусь более тщательно по карте, постараюсь найти все спрятанные предметы.
Смутила одна вещь: пойманный немцами русский сказал, что он из организации «Золотой Рассвет», известной по истории как промасонский орден. И я должен быть на его стороне! Чёрт, да я лучше буду играть за фашистов, чем помогать масонам!
Под конец дня дошёл до первого противника-колдуна (в оригинале: scribe, книжник), разглядеть его не смог, т.к. мочил его потихоньку из снайперки. Очень порадовала его озвучка: незабываемая классическая латынь (кстати, не имеющая ничего общего с происходящим) и прочие звуки. Вот что он говорит: «Magna res est vocis et silentii temperamentum (Великая вещь – знать когда говорить, а когда молчать). Aspice post te, mortalem te esse memento (Посмотри вокруг себя, помни, что ты смертный). Acerrimus ex omnibus nostris sensibus est sensus vivendi (Самое острое из наших чувств – это зрение).».
Более интересен один из его кличей: «Indivisibiliter ac inseparabiliter» (Неразделимо и неразрывно). Чем интересно? А догадайтесь… Нет, не тем, что слова по сути одинаковые, только корни разные. А дело в том, что эта фраза – не что иное как официальный девиз государства Австро-Венгрии, основанного в противовес Германии задолго до начала второй мировой войны. А к 1943 году (когда происходит действие игры), Австро-Венгрии уже 25 лет как не существовало. Так что, книжники, которым, судя по виду, более 25 лет от роду, являются патриотами противного Германии государства? Почему тогда они сражаются на стороне Германии? Интересно было бы увидеть объяснение этого в сиквелах игры.
Его (книжника) возглас «Amen!» (аминь по-латыни) – теперь мой любимый звук в игре. Ну и ещё крылатая фраза «Aut vincere, aut mori» (Победа или смерть). Голос у него вообще как мантра, бальзам для ушей J
Не удивляйтесь, откуда я знаю перевод фраз (в интернете применительно к этой игре его нет нигде), просто мы в институте учили латынь. Вот, таки пригодилась J
Третий игровой день (18.09). Сразу же взял амулет тулийский, и увидел мир Вуали (её почему-то перевели как Тень; в оригинале там было «veil», что значит «вуаль», «завеса», «пелена», но никак не «тень», так что это второй камень в огород локализаторов). Мир вуали мне понравился, сама идея хороша, она так и просилась в игру про оккультные исследования. Ведь это, по сути, третий глаз, только с бонусами (путешествия сквозь стены, например, или замедление времени).
Встретил новых противников: тяжёлого пехотинца и одного светящегося фашиста (видимо, это был босс). Босс меня напугал тем, что стрелял метко и часто, но всё же я его завалил с первого раза. Вовремя сообразил использовать замедление. А ну и ещё взбесившиеся козявки с энергией, но это что за противники, так, смех один.
В миссии на складе собрал всё золото и все данные. Бонусов, вроде бы, за это не дали. Посмотрел статистику, оказалось, что прошёл уже аж 28% игры. И это за два то дня! Первый день не в счёт, я там особо не играл. Значит если по 14% в день, то это получается, что игра рассчитана на неделю… и два дня из этой недели уже прошло! Какой кошмар! Ещё пять дней всего-навсего. Маловато будет. Может, создатели планируют выпускать дополнения?
Ещё заметил, что в игре переизбыток боезапаса. Земля остаётся усеяна упавшими автоматами, а брать их не получается – и так максимум. Может, это только на этом уровне сложности? Надеюсь что так, обязательно поиграю на самом сложном.
А ещё отметил качество звуков. Все вместе они создают правильную атмосферу. Это и звуки противников, и шум вуали (Тени), и выстрелы, и удары, и шаги, в общем всё. Очень понравилось.
Также, не нашёл как делать скриншоты силами самой игры. Жаль. Ну что ж, придётся использовать Fraps.
Четвёртый игровой день (20.09). Пройдено 48%. Убито 943 врага. По сюжету приходится якшаться с масонским Золотым Рассветом. Противно.
Отметил, что атмосфера, создаваемая игрой выше всяких похвал. Определённо, это достойное продолжение великой игры. И полное соответствие духу серии. Я бы даже сказал, эта часть обогатила этот самый «дух серии».
Заметил, что фоновая музыка напоминает вторую часть игры. Взята оттуда и переработана. Это радует, навевает приятные воспоминания о второй части, которую я очень уважаю.
Насобирал кучу золота (более 10 тысяч долларов), улучшил почти всё что хотел. В подсказках написано, что денег на всё не хватит, поэтому есть смысл выбирать только те улучшения, которые подходят под ваш стиль игры: один из двух – либо идти на пролом и всех крушить, либо стать ассассином и точечно аккуратно вырезать силы противника (у меня второй путь). Кроме того, улучшать желательно те оружия, которыми часто пользуешься. МР-40 я советую вообще не улучшать, а то потом продать улучшение можно будет только за полцены (и тут барыги!), вместо него куда лучше подойдёт 43-ий, который появляется чуть позже. Кстати, заметил, что в игре нет пистолета и ножа. И ещё: сначала надо увеличить магазин, а потом обновлять боезапас. И вообще магазин увеличивать надо сразу, особенно у редкого оружия (фотонная пушка, Тесла, гранатомёт, если он вам нужен).
О пути ассассина: кто-то из сопротивления подсказывал, что можно использовать канализации и крыши, чтобы не сталкиваться с немцами, но канализация там всего одна, короткая, да и на крыши залезть можно далеко не везде. Проще и быстрее пробежаться по улицам, отстреливая «кроликов» из снайперки.
Встретился новый противник – быстрый убийца, умеющий исчезать и бегать. Жуткий зверь. Долго его валил, много раз умирал. Кстати, в Вуали его видно, но когда вы в Вуали он нападает очень шустро: подбегает и мочит светящимися кинжалами. У него много жизни. Против него хорошо работает Тесла и МР-43.
Жаль, что нельзя полностью продавать оружие. Я бы отдал МР-40 и гранатомёт. Снайперка, фотонная пушка и Тесла, все прокаченные – что ещё нужно для счастья?! Ну и гранаты.
Интересная фишка: один из торговцев чёрного рынка, если его долго спрашивать, в конце концов скажет фразу: «Интересно, почём сейчас можно продать копьё судьбы?». Копьё судьбы – это копьё, которым Кассий проткнул сердце Иисуса, чтобы убедиться, что он мёртв, считается одним из величайших артефактов истории, наравне со святым граалем. Именно так называлось продолжение первой части Вульфа: Spear of Destiny.
Пятый игровой день (21.09). Протестировал звук и замерил fps. Звук в формате 7.1 на самом деле не идёт, идёт только 5.1, боковые колонки молчат. Вообще, стерео понравилось больше (особенно, если играть в студийных наушниках закрытого типа, перестаёшь различать звуки в игре и те, что идут снаружи).
FPS порадовали, 60 стабильно, больше не даёт, хотя видюха явно способна на большее, да и частота мерцания экрана позволяет это увидеть (кажется, до 85). Там стоит ограничитель.
Замочил генерала Цетту. Интересный босс. Совет: не используйте способности артефакта до уничтожения последнего подпитывающего луча, чтобы осталась мана для добивания генерала.
Лично я из трёх способностей использую, в основном, только замедление. Оно прекрасно заменяет щит, а усиление использовать просто пока не было надобности.
Появилось ещё новое оружие. Огнемёт и мини-пушка, стреляющая сгустками энергии чёрного солнца. Будет на что тратить деньги. Вообще, я эту тему хочу получше изучить и ниже напишу (на какие улучшения стоит тратиться).
А те светящиеся фашисты, оказывается, не боссы, и элементарно мочатся из прокаченной Теслы. Да и невидимки легко убиваются из фотонной пушки и, как ни странно, из МР-43 с крупным калибром.
Ещё очень понравилось, как сделан Замок (вид с улицы).
Шестой игровой день (22.09). Дошёл до аэродрома. Появились новые враги: шустрая тётя с сюрикенами, летающие люди в бушлатах (довольно опасные) и ходячие существа, похожие на больших муравьёв в Вуали. Порадовала битва с призраком королевы. Особенно понравилось, что когда вроде уже всё закончено, оказывается, что не всё, и битва продолжается уже в другом месте. Я такого не видел ещё со времён приставки Денди. Сдаётся мне, я здесь намучаюсь, когда буду проходить на максимальном уровне сложности.
Понял, что любимым оружием для меня является фотонная пушка. Шикарная вещь. Пользуюсь ей почти всё время. Ну и ещё пользуюсь снайперкой (когда шуметь не надо). А вот в Тесле малёк разочаровался, что-то она мимо всё мажет, только на ближних дистанциях, когда много врагов, есть смысл (например, в узких коридорах).
Собрал 64 данных и открыл тем самым возможность купить увеличенный боезапас для огнемёта.
Пришлось мочить танк. Здесь то и понадобилось усиление (плюс гранатомёт). Кстати, недалеко от того места, где стоит танк, появляется светящийся фашист, но потом он исчезает (я раз пять проверял), т.е. я его не убиваю, но он куда-то девается – отступаешь немножко, возвращаешься – а его нет.
Каролину жалко.
Седьмой игровой день (23.09). Прошёл игру. Грустно.
Порадовал последний босс (Ганс). Аж 4 захода для сражения с ним.
А после титров ролик, где Тотенкопф вылезает из груды мусора и кричит от досады.
В конце написали, что открыто меню кодов. Это, наверно, сделали чтоб во второй раз проходить интересней было. Не, ну всё-таки, хотел бы я знать, будут ли делать сиквелы по горячим стопам (не через 9 лет, то бишь).
Вообще, хочу сказать, что игра удалась на славу. Она выше всяких похвал. Наконец я увидел, что игровая индустрия всё-таки ещё на что-то способна. Да, это безусловный шедевр, как и две предыдущих части. И не будь он таким коротким, возможно, был бы лучшим. А так, я считаю, что из трёх игр первенство делят две последние. Ну а первый Вульф, чуточку похуже, соответственно.
Ещё раз замечу, что «Нормальный» уровень сложности показался мне чуть слабее нормы. Но может это и хорошо. Игра должна приносить радость, прежде всего.
Ну и про оружие, как обещал. Думаю, имеет смысл прокачивать полностью огнемёт, фотонную пушку, и ляйхенфауст 44; снайперку тоже, но штык не нужен. Из способностей: сам тулийский медальон полностью, по возможности; полностью замедление, и первый уровень (а может и полностью) усиления. Для МР-43 надо увеличить магазин и калибр. МР-40, Тесла и гранатомёт меня не порадовали. Можно вполне обойтись без них, деньги сэкономить. Ну разве что улучшить управляемость ракет.
Замер FPS: минимум: тридцать один, среднее значение: пятьдесят девять, максимум: шестьдесят два.
Оценки по 10-бальной шкале:
Графика: 9,5 (небольшие ошибки в некоторых текстурах, в основном – в одежде персонажей, которая иногда смотрится плосковато, плюс кастрюли кажутся как-будто натёртыми салом, но лично меня это не напрягает: салом так салом, может у немцев так принято…)
Звук: 10
Атмосфера: 10+
Возможности, новинки, фишки и т.п.: 10
Русская озвучка: 9,8 (есть ошибки с интонацией, актёр, читающий текст данных, иногда переигрывает)
Локализация: 8 (невозможность выбрать папку установки; неправильный перевод одного из ключевых слов – Veil)
Соответствие духу серии: 100%
Управление: 9 (курсор изначально почему-то медленный, к тому же по осям разная чувствительность)
Игровой процесс: 9 (переизбыток боезапаса; слишком короткая игра)
Итоги. Общая оценка игры без учёта локализации – 9,6 баллов из 10. С учётом – 9,4. Что сказать, это мегахит, ультима-шедевр, одно слово – это – Wolfenstein!
Отличный обзор! Автору - респект! гоше берлинскому поучиться объективности и понятному языку!