на главную
об игре

Ничего ты не знаешь, Джон Сноу: рецензия The Beginner's Guide

В прошлом году одним из настоящих открытий стала The Stanley Parable — коммерческая версия необычного мода для Half-Life 2, ломавшая привычное представление об игровом нарративе. По сути, это был моноспектакль на основе симулятора ходьбы, где с игроком велся непрерывный диалог. Где-то за кадром присутствовал рассказчик, который очень скоро превращался в комментатора, а после и в собеседника. Мы могли соглашаться с ним или спорить, выполняя или не выполняя какие-либо действия. Все наши поступки вызывали не только ответную реакцию, но и меняли сюжет — у сценария были десятки развилок, каждая из которых приводила к совершенно новой истории. Были пятиминутные комедии и просто геймдизайнерские приколы, сюрреалистичные триллеры и трагедии, драмы личные и драмы социальные, темы одиночества и дружбы — многие игроки потратили уйму времени, чтобы пройти, а точнее, прожить их все.

The Beginner’s Guide — второй проект Дэйви Ридена, который продолжает играть с небанальным нарративом, но одновременно избавляется от вариативности The Stanley Parable, из-за чего, видимо, новая игра и не получила такого же резонанса. Она тихо вышла в самый жаркий период для рынка, поэтому заметили ее немногие. Почему автор не прилагал никаких усилий, чтобы пропиарить The Beginner’s Guide, становится понятно только после ее прохождения, на скудных титрах — кажется, для него это очень личная вещь. Даже несмотря на то, что сюжет, очевидно, полностью или почти полностью выдуман.

На этот раз рассказчик — сам автор игры, и фокус в том, что он говорит напрямую с вами. Да, привет, это я, разработчик The Stanley Parable, и я хочу показать вам коллекцию маленьких экспериментальных игр моей подруги по имени Кода. И первая ее игра — это даже не игра, а карта из Counter-Strike. На ней ничего не происходит, а все, что вы можете делать — просто ходить по кругу, слушая автора. «Это всего лишь первая попытка Коды делать игры», — говорит он и переключается на другую «игру».

The Beginner’s Guide — это путешествие по проектам начинающего разработчика, в котором Дэйви вместе с нами пытается понять, что хотел сказать автор. Игрок ничего не выбирает, как в «Стэнли» — напротив, его ведут за ручку. Ему показывают каждую важную деталь очередной игры-зарисовки.

Риден останавливается на каждой мелочи: вот Кода придумала загадку, и мы посмотрим, как она работает, а вот Кода установила фонарь в конце игры, а тут Кода сделала прикольную фигню, которую можно понять, только если покопаться в программном коде.

Но быстро оказывается, что автор не просто разбирает чужие проекты, а пытается обобщить их, найти в них связь. И вот так, постепенно, деталь за деталью, неловкими словами и эмоциями формируется история. Разбор полетов превращается в забавную байку, байка — в личную драму, драма — в исповедь, а исповедь — в зеркало нас самих.

Для этого Дэйви не понадобились какие-либо современные выразительные приемы: все создано на движке Source намеренно небрежно и максимально просто. Даже музыку он вполне мог использовать стоковую, как это сделали в Her Story, а не приглашать друга-композитора, который, в принципе, сделал то же самое — написал не слишком выдающиеся и примитивные музыкальные темы. Выделяется из них лишь очень трогательная, но короткая финальная песня.

Для игры все это второстепенно. Единственное, что важно — история. Автор взял необычные литературные приемы и соединил их с игровой интерактивностью. Причем сделал это настолько убедительно, что иные всерьез начали рассуждать, не нарушил ли Дэйви авторские права Коды. Не говоря уже о многочисленных расследованиях и теориях: кто такая Кода, настоящий ли это человек, а если нет, то был ли прототип.

Кем бы ни была Кода, это просто не имеет значения. The Beginner’s Guide — история не про инди-разработчика, не про отношения между ним и Дэйвом и не про самого Дэйва. Риден, намеренно или нет, заставил посмотреть на себя со стороны не только профессиональных критиков, но вообще всю активную часть даже не Интернета — общества, каждый день критикующего, обсуждающего, анализирующего других вместо того, чтобы заниматься собой. Тех, кто подсознательно проецирует на кого-то свои проблемы. Тех, кто настолько недоволен собственной жизнью, что лезет в чужие. А это ведь делают чуть ли не все: одни копаются в личной жизни актеров, режиссеров и певиц, другие — в проблемах своих друзей, выпивая с ними в пабе или на кухне.

А в реальности все мы, говорит автор, просто Джоны Сноу.


Beginner's Guide, the

Рецензируемая версия игры: PC

Плюсы:

  • Все без исключения;

Минусы:

  • Отсутствуют;

Оценка: 10.0

Вердикт: хороший рассказчик остается таковым в любых обстоятельствах.

Комментарии: 72
Ваш комментарий

Инди-проекты постепенно сдвигают ААА-игры на второй план. В них авторы всегда стараются придумать что-то новое, необычное, и это притягивает игроков, уставших от бездушных, однообразных конвейеров.

80

Alleskey "почти" всегда я бы сказал. Ну и чем дальше, тем больше наблюдаешь абсолютно бестолковых и ненужных игр, сделанных на коленке и выброшенными в стим "на авось". :-(

15

PG, я тебя не узнаю. Ты болен?

44

Это что, предновогодний фэйк? Слова автора, между прочим: -все создано на движке Source намеренно небрежно и максимально просто -не слишком выдающиеся и примитивные музыкальные темы -Игрок ничего не выбирает Хммм... так получается визуальная новелла со слабой музыкальной темой, убогой графой и небрежным исполнением.. Конечно, 10/10)))

29

А Алису Американ МакГи можно расценивать как сюрреалистичный проект? Думаю да, и она сделана куда лучше, но ей не дадут 10/10, так ведь;-) Что ж зачитаю вам итоги рецензии на Американ МакГи Алису того же самого автора: Плюсы: дизайн всего; проработанный мир; хороший сценарий и постановка; боевая система и головоломки. Минусы: слабый саундтрек. Вердикт: завораживающее продолжение, но с другой атмосферой. Оценка 8.5 То есть минусов больше у Begginner's Guide, а оценка выше. Может объясните?

24

Таких игр все больше и мне кажется систему оценок вообще стоит сменить на что-то типа: играть обязательно, желательно поиграть и т.д.. 10-бальная шкала подходит только ААА играм. А с учетом того, что артхаус заполняет гейминг все больше и больше, отдельная система будет не лишней. P.S. И да в игре посыл типа такой был?

Спойлер

Он конкретно задрал чувака, который просто делал то, что ему нравилось, начав искать в его "играх" скрытый (несуществующий) смысл. В итоге он начал рассказывать всем, что Кода душевно тронутый, ибо в его играх вот такой вот посыл и рассказывая дружкам получал одобрение(что ему нравилось). В итоге Коду он достал, после чего тот послал его на черыре стороны. Вывод: хватит искать смысл там, где его нет.

22

Я смотрю, что многие сюрреалистические игры записывают в шедевры. Ну что же, погляжу пожалуй, что сиё чудо из себя представляет, авось тоже понравится. Но 10 баллов для инди, пусть и хорошего (наверное), как-то многовато.

20

Аlex_Pro вот согласен с тобой полностью. тот же стенли, хоть и шедевр, но все же на 10 не потянет.

3

"Вы дурак, поздравляю" "Наши пользователи - наше богатство"

20

Ну не знаю... Стэнли все таки был удачнее. Игра хорошая, но порой моменты затянуты... На мой взгляд около 7-8 баллов.

19

11 затяжек неведомой дури из 10

18

Надо было добавить в итоги года номинацию - неадекватный обзорщик ПГ. Я даже знаю кто бы там победил. Хотя нет. Diamond тоже достойный кандидат.

17

Аlex_Pro У кислого адекватная рецензия была на NFS как минимум.

2

Kosh13 Адекватная - не значит профессиональная.

3

Аlex_Pro Что-то я сомневаюсь что любители могут писать профессионально. А если и могут то на таких сайтах они долго не задерживаются.

7

SOMA Берлинский поставил 6 баллов, записав в минусы

Спойлер

Много вторичности; Слабая картинка; Неоднозначный геймплей;

Все эти минусы, если включить идиота, скорее походят для этой игры. Видать Берлинский включал идиота, когда писал обзор на сому.

16

Гоша Берлинский Гениальный ответ. Все прям стало на свои места. Я играл в обе Алисы и обе они достойные проекты. Если у вас личные предпочтения в играх, то Вам не надо рецензии писать. =) И я Вас, кстати, не оскорблял, чтобы писать мне такой ответ.

15

а мне понравилось) было интересно посмотреть на примитивные уровни, в которых все-же есть душа)

14

10 из 10, у меня обман зрения ?

13

почему я даже не начав читать обзор уже знал, что автор будет Берлинский?

13

Адекватность где-то есть, но не здесь

13

Игра классная, тяжело оторваться - прошёл за один присест. Но 10/10 - это странный вердикт. Это же не кино и не книга всё-таки, так и оценивать её надо, как игру.

11

Ребят, давайте накатаем жалоб автору статьи. Он крайне неадекватно ведет себя. На обычный комментарий с вопросом начинает обсерать чужое мнение и делает попытки унизить достоинство человека. Его уже нужно было забанить пожизненно. Что он делает в редакции сайта, где за любое оскорбление дают предупреждение или бан? И, повторюсь: крайне неадекватный человек. Не зря минусами посыпают и часто хэйтят. P.s. У меня складывается впечатление, что сайт становиться неким подобием igm.

11

Да ладно) Неужели, надо покупать пока не поздно?

9

Гоша, ты, пожалуй, самый худший, а теперь ещё и непоследовательный обзорщик. Ты поставил 4 из 10 Cradle - намного более глубокой игре, только потому, что не понял сюжета (а точнее на захотел напрячь мозг и подумать над ним пару часиков). А ведь в Cradle был какой-никакой геймплей. Затем ты пишешь статью, в которой ругаешь инди-игры, а теперь нахваливаешь самый что есть инди-проект, причем и на игру-то не похожий.

9

KeiranRosenberg Cradle - самое убогое и тупое, во что я играл в 2015 году. С новым годом!

-16

Гоша Берлинский Когда тебя уже забанят ?

12

Прохожу мимо,нет желания тратить на это время.

8

Серьезно? The Stanley Parable заслуживал высоких оценок, он был шедевром. Но это... тут по сути просто сборник односложных экспериментальных концепций, объединенных тонкой арт-идеей. Когда в The Stanley Parable была нелинейность и реальная реакция рассказчика на действия игрока. Тут этого нет.

8

Не можешь ты в объективные рецензии, Гога Белинский. Поставить какой-то сраной поделке о которой забудут через месяц 10 балов - это сильно. Идеального в мире ничего нет, а уж идеальных компьютерных игр тем более. P.S. Steam 9/10. Metacritic -76 User score - 7.3

7

Симулятор ходьбы не может быть 10/10, какой бы глубокой не была идея автора и как бы широко он нее не раскрыл. А давайте визуальные новеллы обозревать и тоже оценивать их, как игры?

7

У меня от этой игры только депрессия развилась, ну нафиг...

6

Это серьёзно? Больше, чем у ведьмака?

5

Я Вас понял...точнее ничего не понял. Все равно, удачи!)

5

В прошлом году одним из настоящих открытий стала The Stanley Parable Ошибочка. В позапрошлом.)

4

С обзором согласен. С оценкой - нет)

4

Какой там Witcher 3, давай The Beginner's Guide!!!

4

Удивительно автор статьи нагло нахамил пользователю в комментариях.Взрослый дядька вроде....

4

Какой тонкий троллинг автора. А хомячки и повелись: "Да, ито щидевер!!". Напоминает историю с картинами Джексона Поллока ;)

4

Вердикт: хороший рассказчик остается таковым в любых обстоятельствах. Типа, автор болга гений? Хе, хе... А игруля то дерьмовенькая.

4

10 жёлтых комочков снега из 10!

4

10 листиков ганжубаса из 10.

4

Согласен. http://coub.com/view/8euwf

3

какой на... Сноу.. Гендальфы мы

3

Не буду скрывать, я с неподдельным интересом ждал выпуска этой игры. От автора, не побоюсь этого слова, лучший игры 2013 года The Stanley Parable я ожидал многого. Дэви Риден смог безумную и интересную игру от которой я не смог оторваться до самого конца. И за The Beginner's Guide я сел с мыслю пройти игру до конца за один раз и получить новый игровой опыт. Через пол часа игры в моей голове крутилась мысль: "Что здесь вообще происходит?". Через час игры уже была мысль: "Что за бред на екране? ". Через полтора часа игры я уже думал:: "В этом же должен быть смысл? Надо же доиграть, наверное конец игры меня поразит". И знаете ребята... не поразил. Такой бредовой и скучной игры я в жизни не играл. Я понимаю, что найдутся люди, которые скажут, что игра гениальна, что игр с таким глубоким и нестандартным замыслом нет на рынке. Но знаете что.... я бы на вашем месте, одним прекрасным вечером еще раз запустил бы его первое творение и погрузился снова в "безумный мир" The Stanley Parable.

3

я хочу показать вам коллекцию маленьких экспериментальных игр моей подруги по имени Кода. Какая ещё подруга? Друг вообще-то. Он его по ходу рассказа всё время обозначает как "he", "him" и т.п.

2

Очередное Джорни, а игоря то нет. А вообще такую игру нужно ставить в один ряд с обучающими графическими уроками, для макса или када. Тоже идет "повествование", как что делать, и графон для начинающих. 10 из 10 как ИГРЕ, полюбому

-3

Купил, опробую самостоятельно.

-3

Теперь я понял, какаую игру года выберет пг...

-5

Не надо воспринимать 10 как "Она что лучше ведьмака!?". 10 баллов в своем жанре она наверно заслуживает. Лично мне не доставляет ходить туда -сюда и слушать философию какого то мужика. Но я в "прекрасном" не разбираюсь вобще. Вон даже Джаконду мазаниной считаю.

-5

Вот эта игра по праву заслужила десяточку, как от меня, так и от других уважаемых оценщиков и обзорщиков. А ведьмаку нужно было изначально поставить, как Метро 7 из 10, а может и меньше.

-17

Shеpard "Как обосрать Ведьмака в не имеющей вообще никакого к нему отношения статье". Гайд для начинающих

32