Бог инди-проектов про бедные тоталитарные полицейские государства нежданно-негаданно ниспослал вашему покорному ключ от бета-версии игры под названием Beholder.
Ну, как бета-версии — в стародавние времена, когда Steam, студии разработчиков и прочие кикстартеры еще не успели перевернуть всю нашу терминологию вверх дном, попавший в мои загребущие руки клиент обозвали бы «демкой». Затравка, час геймплея с базовым контентом и читаемое обещание про то, что в полной-то версии игры будет больше всего на свете, и вообще.
Плюс, на глаз клиент готов уже процентов на 98% с оставшимися двумя процентами багов-заусенцев. В конце-то концов, какая еще может быть бета-версия у двухмерного рисованного кукольного домика?
Ладно, прекращаю ворчать и придираться к формулировкам. Ближе к делу.
Вы когда-нибудь играли в «Как достать соседа»? Было такое развлечение в нескольких сериях пряток по двухмерному дому с кухонными диверсиями, саботажем душевых и бананами в коридорах. Развлечение это быстро приедалось, но своя изюминка в нем все-таки была.
Так вот, Beholder – это «Как сдать соседа властям». Старый цирк с мебелью и очумелыми ручками переехал в Арстотзку, а бодрые шутки со взрывающимися микроволновками сменились на скрытные поиски запрещенной литературы и сделки по контрабанде. Поздравляем, теперь вы — владелец трехэтажного доходного дома на шесть квартир (плюс жилой подвал) и сравнительно верный полицейский соглядатай. Ваша задача содержать дом в порядке, выведывать всякое про квартирантов и выполнять задания партии. А еще у вас жена, двое детей и ворох сопутствующих проблем. Счастливого, как говорится, доносительства.
Антураж у игры соответствующий. Наш новый дом — дом старый, обшарпанный, с грязными дешевыми меблированными комнатами с низкими потолками. Его обитатели — не люди, но черно-белые человеческие тени, каждая — со своим личным анекдотом a la «1984», скудными пожитками и трепетным отношением к дефицитным товарам. Периодически у дома останавливаются характерные микроавтобусы с надписью «Полицейский хлеб»; накрывает все это счастье низкое непробиваемое свинцовое небо.
Вот в такой обстановке геймеру и предстоит освоить три главных игровых механики: скрытные рейды по квартирам, диалоговую дипломатию и бюрократическую волокиту имени Papers, Please.
Первое — как раз про то, как достать соседа. В смысле, как достать компромат на соседа, поставив ему в прихожую скрытую камеру и порывшись в его комоде. Выжидаем момент, когда в нужной квартире никого не будет, аркадненько втыкаем видеоприборы и прочесываем шкафы. Все просто.
Диалоги же у нас традиционно двигают вперед историю и позволяют изящно решать глобальные задачи. В бете самые масштабные танцы с бубном нужно было крутить с семьей из квартиры номер 1. Глава семейства оказывается бывшим собственником нашего домика и счастливым обладателем волчьего билета от властей. Начальство требует, чтобы товарищ съехал с номера. Можно даже без жены. Но само собой, найти в его спальне запрещенную книгу далеко не так интересно, как найти нужные соседские ниточки, за которые можно вытащить квартиранта как из, ээ, квартиры, так и из беды. Вон, бюрократ сверху уже готов таки выдать нам одну важную бумажку за бутылку виски…
Параллельно придется периодически заполнять формуляры. Кто в какой квартире живет, где работает, с кем в какой связи состоит, чем занимается и чему питает слабости.
Я не знаю, каково оно будет в финальной версии Beholder, но бете так удачно удается сочетать эти три элемента, что игра буквально идет сама собой. Ты вертишься белкой в тоталитарном колесе, одни заботы разрешаются, другие приходят, директивы выполняются, секреты записываются, и все это — на одном дыхании. Хочется одновременно и оборудовать в доме целый шпионский рай с тучей камер, и узнать, что же там дальше будет с жильцами, и вообще.
Но, конечно, случаются у Beholder’а свои грабли. Хоть бета-демо и может похвастать компактным набором логичных и понятных заданий, из колеи выбиться таки можно, причем квестовый тупик не всегда сразу очевиден. Напорешься на такой подводный камень, и вместо того, чтобы оперативно искать план Б, сидишь и думаешь, что еще нужно сделать, чтобы история сдвинулась с мертвой точки.
Есть свои странности и у интерфейса. Пачки предметов почему-то перекладываются из инвентаря только по одной штуке за раз. Ну или игра несильно очевидно подсказывает нужный хоткей. Также раздражает не всегда адекватная реакция клиента на команды мышки. Клики, направленные в темные неразведанные камерами комнаты сейчас кривые — в помещение нельзя просто войти, мышка либо цепляется за мебель, либо просто не регистрирует клик.
Ну и мои личные придирки. В ответе на последний вопрос анкеты ветерана беты Beholder, посвященный моим впечатлениям-замечаниям-пожеланиям я честно признался, что считаю пролог игры чуть топорным. Власти могли бы назначить главного героя, не знаю, просто членом какой-нибудь программы «Образцовый дом», сначала просто присмотреть за одним жуликом и уже потом постепенно наращивать масштабы слежки-пропаганды-прочего. Сейчас же полицаи на-гора выдают всеобъемлющую экспозицию, приглушая интригу завязки. Раз уж брать Papers, Please за образец, то можно было бы и постепенное нагнетание движухи перенять.
Понятно, что скорее всего в полной версии градус бытового тоталитаризма будет повышаться по мере прохождения игры. Просто, как мне кажется, стартовую точку можно было бы устроить, мм, «поспокойнее», что ли.
Демо-бета Beholder о часе геймплея тянет на семь или даже восемь инди-баллов из десяти. Проекту еще нужно будет суметь удержать свой приятный ритм в большом плавании и рассказать достаточное количество интересных историй, чтобы оправдать выданный аванс, но задел студии Warm Lamp Games удался удачный.
Крутая игра,месяц ждал бета тест