Эх, сколько нам ещё предстоит увидеть игр жанра FPS? Много? Очень много? Наверное столько, сколько ещё будет существовать компьютерно-игровая индустрия. Нет, я не жалуюсь, но просто в скором времени никому поджанр «тупых стрелялок» не будет интересен. Какой смысл передвигаться по абсолютно заскриптованным уровням, раздавая стрекоча полчищам безмозглых врагов из четырёх видов «разнообразного» оружия? Попытки оживить игровой процесс поездками на разных видах транспорта и полётами в космосе могут заинтриговать, но это относится только к играм, в которых вышеперечисленные особенности (хмм... особенности? - прим. редактора) появились впервые. Ну, вы же помните этот рёв на Xbox: «Джипы как в Halo...», который, впрочем, продолжается и по сей день. А в принципе, что ещё можно придумать? Да ничего. Жанр, стартовавший в далёком 1993 году, уже начинает вымирать, в результате чего получаются всевозможные недоигры, призванные разве что выскрести из простого (зачастую западного, наши предпочитают подешевле) геймера заветные $49.99.
В далёком-далёком будущем...
К чему столь грустное и пессимистично настроенное вступление? Оно является прекрасным занавесом перед этим проектом. Вы же знаете, что мнение об игре начинает складываться после прочтения первых строчек вступления. Сюжет игры... Хотя применителен ли этот, с позволения сказать, термин к данной игре? Определённо нет, но что-то рассказывать в этой части всё равно придётся.
Местный сценарий воплотил бы в жизнь даже самый ленивый режиссёр. Действия игры разворачиваются в двадцать, разумеется, седьмом веке, не бойтесь, нашей эры. Человечество активно отвоёвывает у космоса всё новые и новые пространства (вы ещё не засыпаете?), с целью завоёвывания их и дальнейшее колонизации. Постольку-поскольку никакого иного варианта развития событий будущего, кроме как крайне неожиданного появления зелёных (а в нашем случае синих - прим. МОАА) инопланетян на фарфоровых блюдцах всемирное сообщество разработчиков не придумало, вполне естественным кажется тот факт, что некая кровожадная и, надо отметить, чрезвычайно плодовитая раса пришельцев под названием Breed (в переводе – племя, что очень символично) вдруг поселилась на самой, что ни на есть третьей планете от солнца. Стало быть нам, в лице специально созданных солдат, придётся носильным образом выселять порядком обнаглевших эксплуататоров. Сиё удовольствие растянется на приличное число уровней, не отличающихся особой оригинальностью от скопища огромного множества «серых» action’ов. Задания типа «взорви ракетницы, спаси вон тех, которые вон там», а также традиционные «зачисти всё вокруг стратегически важного объекта» являются родными для данного продукта. Хотя кто, впрочем, ждал чего-то иного. Заголовок в самом первом ролике гласит: it’s war. И точка тут, никакой, понимаешь, самодеятельности. Если положено проехать это место на танке, то непослушание карается громкими возгласами товарища комбата, дескать, куда направился. Однако про сценарий и смысл игры разглагольствовать надо не здесь. Всем и так всё ясно, поэтому приступим к геймплею, благо он получился побогаче фантазий об отдалённом будущем нашей родной планеты.
Изобилие
Начинать рассказ об игровом процессе очень непросто, ибо не знаешь, с чего приступить. Да, в него насильственно впихнули столько всякой всячины, что порой становится не по себе и неволей возникает вопрос: «А, собственно, зачем?». Ответ: «А кто б его знал». Однако благодаря этому, с позволения сказать, разнообразию игра и выплывает из чёрной канавы «крепких середнячков».
В первую очередь в нашем распоряжении в основном не один герой-одиночка по прозвищу Рэмбо, а небольшая группа из неуниверсальных солдат. А неуниверсальные они потому, что чётко прослеживается их специализации: я, мол, командир, вон та девица – снайпер, этот инженер и так далее... К чему, спрашиваете, эта тактическо-симуляторская мишура? Вопрос исключительно риторический, ибо на практике все бойцы одинаковые и ни у кого очков опыта-экспы не прибавляется. Хотя, например, у медика много аптечек, которыми он может поделиться при ранениях товарищей. Но нам это только плюс, так как в случае неожиданной гибели одного воина игра не заканчивается, и мы перевоплощаемся в его собрата по оружию, хотя подобные манипуляции можно делать и когда никто не пострадал. Посему уровень можно проходить раза три-четыре, не перезагружаясь. Однако и здесь есть свой подвох. Дело в том, что наш каждый персонаж с детства обучен держать в руках только 2 (два) вида оружия. Я, конечно, понимаю, что Halo принята за образец в нашем случае, и что игра решила заделаться симулятором, но хотя бы один ствол добавить-то можно было. Возвращаясь к вопросу о подвохе: почти в каждой миссии нам придётся иметь дело со снайперами/объектами, сильно удалённые от нашей персоны, вот и приходится водить с собой рядом за ручку тётю с любимой винтовкой киллера, периодически в неё «вживляясь». Да, можно отобрать у несчастной винтовку с оптическим прицелом, отдав ей свою, а стоило ли делать такое в, подчёркиваю, «аркадном шутере»? Надо думать, нет, хотя всё рассмотренная выше особенность, скорее плюс, нежели минус. Далее у нас по плану разговор про оружие. Раз уж на дворе двадцать какой-то там век, то и средства уничтожения захватчиков соответствующие. Мощнейшие автоматы, базуки, дробовики... Словом, полный боекомплект. Патронов для автомата дают обычно около тысячи, а поскольку для ликвидации одного супостата требуется два-три выстрела, можете прикинуть среднее количество врагов (не бойтесь, не пятьсот) на уровне. В отличие от нас противник вооружён отвратительными энергетическими пук(г)алками. Дело в том, что одним попаданием они отнимают один единственный хит поинт из ста. Чувствуете разницу? Это ещё не всё... Подобное оружие сомнительного качества можно ещё и подбирать (!). Оказалось, что собрать можно десятки тысяч подобных зарядов для этих водяных пистолетов, вот вам и весь баланс. Ситуацию в нашу пользу склоняет AI противников. Они мало чем отличаются от сомалийцев из Delta Force: Black Hawk Down и больше напоминают стадо безобидных муравьёв, нежели суровых конкистадоров. Тем не менее, управляя всякой там артиллерией, они способны нанести нам серьёзный урон: целятся на удивление метко.
Теперь пойдёт речь о главной «фишке» игры – об управлении техникой. Как и обещано, можно не только покататься на танке или багги, но и полетать на вполне себе космическом корабле. Начнём с первых. Управление реализовано хорошо, особых трудностей не возникает, главное удобно расположить раскладку клавиатуры. Разрешается пострелять из турели, а при управлении танком, так и вовсе из трёх видов ракет: простые, направляющиеся по восходящей траектории и самонаводящиеся. Если с «обыкновенными» всё понятно, то последние представляют куда больший интерес. Цель (зачастую – летательный аппарат), которая может быть атакована этим оружием, обводится в красный или зелёный квадрат, а затем в него стремится вписаться ромб того же цвета (однако только тогда, когда вы выбрали именно эти торпеды). При состыковке данных геометрических фигур можно смело спускать курок, теперь врагу никуда не деться. Подобное решение оказалось, на мой взгляд, просто отличным, но минус заключается в том, что захватить можно только один объект за один раз: пока мы тут прицеливаемся, остальные совершенно безболезненно нас бомбардируют. Можно, конечно, попытаться сбить самолёт и ракетами без заморочек, но уж очень трудно предугадать траекторию соперника. Плюс ко всему танк умеет валить деревья и безжалостно давить всё на своём пути. Правда и тут без нюансов. Наше родное бронированное средство передвижения чрезвычайно не любит всякие камни, в изобилии расположенные на отведённых для миссий локациях: при случайном столкновении на небольшой скорости с самым обыкновенным камешком, единицы брони медленно, но верно уменьшаются. Ну да ладно придираться, всё равно реализована езда очень и очень неплохо. Похожие эмоции вызывает полёт на реактивном самолёте. Да, перед первым полётом настоятельно рекомендую пройти туториал, дабы разобраться с управлением. Не то, что оно неудобное, просто не всем понравится раскладка по умолчанию. Сам полёт особой сложности не представляет и сделан в духе «аркадных леталок». Можно совершать виражи, делать «мёртвые петли», стрелять из вышеупомянутых ракет по остальным кораблям, словом здорово. Огорчает лишь, что нельзя по своему желанию сесть в самолёт и таким вот альтернативным способом порядочно сократить численность врагов. Словом, с техникой получилось всё здорово.
Может я бы и смиловался над игрой и нарисовал побольше баллов, но это меня разразило. Речь идёт о миссиях на время. К чему простому экшену это надо? Подобное проявление вполне характерно для аркад а-ля Grand Theft Auto, где это подбавляет задора и драйва. А здесь оно мало того, что просто бессмысленно, так ещё и порядком раздражает. За одиннадцать минут надо перебить все летающие истребители, побороть пришельцев и ликвидировать все ракетные установки, а после этого спасти остатки отряда от всё пребывающих бойцов Breed. Может для Operation Flashpoint это и нормально, но здесь... Ситуацию обостряет тот факт, что сам счётчик с тикающими секундами можно попросту не заметить, так как расположен он в нижней части экрана и зачастую сливается с окружающими ландшафтами. Словом, не самое удачное решение. Лично я всегда скептически отношусь к подобным забавам.
Подытоживаем геймплей. Он получился на редкость разнообразным и распухшим, но это ещё не говорит о его качестве. Свободы действий мало для таких-то локаций: нам предстоит пробовать разнообразия игрового процесса по частям. Вот здесь полетайте, здесь покатайтесь, а здесь извольте на своих двоих. Неплоха задумка с вживлением элементов тактики, вот только развить её маленько, чтобы бойцы действительно отличались друг от друга. А вообще всё это могло быть оценено на порядок выше, если бы не товарищ Far по фамилии Cry. По сравнению с этим зубробизоном Breed смотрится немного не к месту: ничего нового, есть весьма неплохие свежие идеи, но они настолько сырые, что назвать это оригинальностью не поворачивается язык.
Too little, too late
Именно так лаконично и крайне точно мой коллега с западного сайта gamezone охарактеризовал графику данного продукта. Да, она хороша: отличные модели персонажей, зданий, красивое небо и феерические спецэффекты. Всё это смотрится неплохо, даже хорошо, но не более того. Плюс неудачными получились деревья, те самые злополучные булыжники и земля, к тому же вода смотрится слегка квадратной. Ещё бы год назад можно было, не задумываясь ставить за графику твёрдую восьмёрку, но после появления Сами Знаете Кого все старания команды Brat Design никак не в силах никого удивить. Масла в огонь подливает то, что появилась игрушка на целом одном диске, что кажется по меньшей мере несерьёзным в наше время. Обидно, ничего не скажешь. Звуки неплохи, реалистичны, все эти шорохи и движения машин и самолётов сделаны качественно. Музыка оставляет самые приятные впечатления: местами отличный рок, мелодии, слегка напоминающие оные «Звёздных Войн», здесь весьма кстати. Беда только в том, что выключается музыка только тогда, когда ей этого захочется. Порой довольно крупные сражения проходят в полной тишине, что не есть хорошо. Схалтурили.
Про управление я где-то уже говорил. Надо отдать должное разработчикам, они попытались сделать его удобным, встроив даже специальные опции раскладки клавиатуры. Но такое обилие действующих кнопок не может быть очень удобным, ведь постоянно находятся повторяющиеся. Кнопок быстрых сохранений/загрузок нет, так как (я не упомянул, но имейте в виду) почти все F-клавиши заняты под раздачу команд напарникам типа «стоять», «прекратить огонь», «перегруппироваться» и им подобных. Но в целом играть можно с комфортом.
***
Итого. Итого у нас вполне себе неплохой FPS, сдобренный много чем интересным и местами необычным. К огромному сожалению, он оказался чужим на этом празднике жизни. Абсолютно ничего нового, взятая как подражание модель Halo, хотя сам Breed разрабатывался около четырёх лет. Что всё это время разработчики делали – неизвестно. После Far Cry на неё мало кто обратит внимание. Скажу честно, я бы и сам её вряд ли купил. Тем не менее, времени, потраченного на игрушку, я не жалею. Она, бесспорно, достойна большего, чем звания «выше среднего». Однако на фоне здоровой конкуренции у меня нет другого выбора. Западные акулы пера и вовсе безжалостно спускают её в канализацию. Заелись мы, а что делать. Раз выпускаете потенциально хитовую игру, то она, увольте, должна соответствовать требованиям рынка в полном объёме, а не частично, ибо почти на каждый плюс найдётся свой минус. Поэтому самый повод обратиться к Valve и ID Software: а может и не стоит так тянуть, чем чёрт не шутит, Breed разрабатывался четыре года...
Рейтинги
Геймплей: 7.0
Графика: 7.5
Звук и музыка: 7.5
Интерфейс и управление: 6.5
Новизна: 5.0
Общее впечатление: 7.0
Да, похоже это провал года. От игры ждали многого, в том числе хваленый движок Abscured на проверку оказался весьма и весьма средним. На мой взгляд ребята просто подкачали с датой выхода: выйди она на год раньше была бы хитом (кстати причин по которым она не вышла в прошлом году просто нет: игруха маленькая прорабатывать нечего) а ребята тянули до последнего. Слава богу что она вышла до HalF-Life 2 СТАЛКЕРА, и DOOM 3, а то бы ее вообще никто не заметил.
Впрочем для команды из 5 человек довольно неплохо.
Ох что-то тяжело игра пошла после ФарКрая....
а вот и я через 10 лет....