Всем привет! Мною неоднократно было замечено, что все считают первой игрой в серии PES - "Goal Storm". И как только я натыкаюсь на такие видео или посты, то у меня в голове появляется один простой вопрос - "Почему?" Потому что там зародились механики, которые используются по сей день? Или потому что она стала трёхмерной? Но есть множество серий, которые меняли и своё название, и механики, но они считаются серией, почему тогда мы игнорим ранние футбольные симуляторы от Конами? В конце сразу прикреплю видео версию немного расширенного текста, так что, если кто хочет посмотреть именно геймплей, или совсем обленился читать, то - добро пожаловать в конец поста (много геймплея, поэтому советую только фанатам футсимов), а я начинаю.
Если совсем углубляться в историю, то началось всё 21 марта 1969 года, когда в городе Осаки Кагемаса Казуки открыл магазин музыкальных автоматов. Однако название своему бизнесу он дал "Konami Industry Co., Ltd" аж весной 1973 г., после того, как нашел себе партнеров Ёсинобу Накамы, Хиро Мацуды и Сёкити Иисихары, первые буквы которых и составляют название компании. Начало сотрудничества сулило перемены, так как компания начала производить аркадные автоматы, и всего лишь за один оборот земли вокруг солнца (за год) подняла свой инвестированный капитал с 1 миллиона иен (¥ 1,000,000) до 4-х, а уже к концу 70-х и того 40 миллионов. Хотя, не так быстро.
К середине семидесятых компания, создавая аркадные автоматы для игр, подумала: "А почему бы и мне не создать свою игру для этой чудненькой машины"? И уже в 1976 году выходит первая игра от Конами, которая получила название "Maze". Затем выходил ещё целый ряд игр:
Block Yard, Block Invader, Breaker, Destroyer, Super Destroyer, Car Chase, Astro Invader, Space King, Space King 2, Rich Man, Space Ship, Space Laser, Sidewinder, Barian, The Еnd, Amidar, Frogger, Scramble, Strategy X, Super Cobra, Tactician, Turtles, Ultra Dome, Video Hustler, Locomotion, Pooyan, Time Pilot, Tutankham, Gyruss и т.д.
К слову, сама компания тогда не могла, ну... издавать, что ли игры, поэтому до 1983 года их игры выпускались под брендами Leijac, Stern, Taito, Centuri и другими популярными на тот момент компаниями, которые пилили игры для аркадных машин. В 1981 году появляется логотип компании, и в Америке открывается филиал. А вот в 1983 году компания наконец всерьёз занялась разработкой и портированием своих уже популярных игр для на тот момент зарождающегося рынка игровых компьютеров и консолей.
Релизы были универсальными, идеи свежими, а самое главное - охват игроков был огромен, так как конами делали игры во всевозможных жанрах: спорт, шутеры, симуляторы, раннеры, платформеры, гонки, и т.д. Решимость компании всех впечатляла, да и впечатляет до сих пор. Ведь именно в конце 80-х в свет вышли первые части таких шедевров, как "Contra", "Metal Gear" и "Castlevania". А в 1985 году Конами выпускает целую серию игр по различным видам спорта, куда и входит их первый футбольный симулятор, который получил название "Konami's Soccer". И вышел он эксклюзивно для компьютера MSX.
Сама игра была заточена как под управление клавиатурой, так и джойстиком. А на джое мsх была всего одна кнопка. Стоит ли говорить, что и на клаву управление сделали одной кнопкой. Поэтому всё зависит от продолжительности нажатия. То есть, находясь у ворот, если кратко нажать кнопку действия, то игрок сделает пас, а если её зажать, то будет нанесён удар. Посреди поля, если мяч у вас, и вы кратко нажмет кнопку, то будет сделан пас, а если длинно - то удар. Ну а если мяч у противника, то при коротком нажатии управление переключится на ближайшего к мячу игрока, а при длинном нажатии будет выполнен подкат. Когда противник подходит к воротам, то управление переносится на голкипера, который ходит вдоль линии ворот, ну и мы можем видеть, куда будет бить противник, что как-то не логично что ли.
Как только начинается игра, сразу же в глаза бросается то, что у МSХ не было плавного скрола, поэтому картинка постоянно дёргается, и это ой как мешает, особенно в середине поля может конкретно вас запутать со скоростью полёта мяча и вы просто потеряетесь в пространстве. По крайней мере со мной так было постоянно.
Собственно говоря, пару слов об ИИ. Очень часто компьютер теряется и начинает кидать нам варианты кому можно дать пас слишком быстро, и в итоге получается, что круглый летит совершенно не в том направлении, в котором задумывался. Так же камера слишком медленная, и хочется побежать вперёд, но увы, совершенно не понятно, есть ли там кто, и куда можно отдать пас, ведь камера тупит, а радаров тут никаких нет. Однако, сыграв в неё пару таймов, к управлению начинаешь привыкать, и всё не кажется настолько плачевно, и одной кнопкой можно играть.
Собственно говоря, система фолов тут отсутствует как таковая, а вот угловые и ауты работают так. Как только мяч уходит за линию, к нему начинает бежать ваш игрок и, пока он бежит, у вас есть три варианта, кому отдать сейчас пас. Попытаться с углового просто подать в штрафную или ударить по воротам не получится. Играем игру, и видим танцующую девочку, счет на табло, и … всё. Игра перезапускается. То есть да, тут нет никаких турниров, кубков, да даже хотя бы простой сетки типа: четверть финал, полуфинал, финал. Мы играем игру и всё.
Хм…, а что же будет, если сыграть в ничью?
Интуитивно все понятно. Стрелка двигается, и нам нужно вовремя нажать на кнопку удара, что сделать не так то и просто. Не просто, но возможно. Ещё, как оказалось, если вы не сделаете удар за 6 пролетов стрелки, то игрок сам ударит мимо.
По итогу, пенали я продул, потому что они раз в сто тяжелее самой игры. По секрету говоря, за всё время, сколько я катал конами сокер, шесть раз матч заканчивался ничьёй, и ни одну серию пенальти мне так и не удалось выиграть. Но в любом случае игра опять перезапускается.
Далее же я решил посмотреть, сильно ли отличается сложность игры, и был приятно удивлён, что при уровне сложности 2 и выше, стрелочка за моими воротами, куда собирается бить противник, пропадает, как в игре, так и в серии пенальти. И мой эээкспэрымэээнт завершился успехом. Так как реально каждый следующий уровень сложности был реально в сто раз тяжелее.
Знаете, как для 1985 года, игра не плохо играется, но вот эти вот дёрганья серьёзно портят впечатление. Звуковое сопровождение приятное. То что нет даже подобия какого нибудь турнирчика, это тоже минус. А вот графоний, и сложность, это сильные стороны игры. Конечно, если бы её портировали на нэс, тогда бы у неё был плавный скрол, и она бы выглядела на несколько голов лучше, но увы. Konami's Soccer так и остался эксклюзивом для МSХ, и это была довольно не плохая первая попытка создания футбольного симулятора.
Следующий футбольный симулятор от Konami вышел спустя три года, в 1988. Exciting Soccer: Konami Cup – именно так назвали своё следующее футбольное детище разработчики. Точнее это снова была линейка игр, куда входили бейсбол, баскетбол и собственно говоря футбол. Это был второй футбол для Nintendo Famicom, и первый для Famicom Disk System, поэтому для игры использовались гибкие диски.
На выбор нам дают 6 команд, у которых есть свои статы: сила удара, скорость бега, дриблинг, защита и удача. Сделав свой выбор, даём название клубу, и подтверждаем его. Да, игра выходила только на территории Японии, так что она есть только на японском.
Что тут можно сказать. Симпатичная графика и ужасное управление. Игроки часто притормаживают, хотя я просто бегу не отпуская кнопку. Комп часто мечется между теми, кому я могу отдать пас. Сами пасы тоже странные. Вот например, даю я ему пас, и вместо того, чтоб бежать на мяч, игрок делает что? Правильно, просто тупо бежит дальше в атаку. Поэтому когда даешь пас, нужно сразу же переключаться на ближайшего к мячу игрока, и возможно это будет тот, кому вы давали пас. Уже им подхватывать мяч и бежать дальше. Да что там, часто противники сами дают пас, а потом сами же и бегут за этим мячом. Зачастую я клацал на переключение игрока, а комп переключал мне между игроками, которые совсем находятся в стороне. Зачем? Ещё одна несправедливость по отношению к игроку. Почему, когда мяч у моего голкипера, недруг может подбежать и перехватить мяч, который я выношу в поле. А как только мяч попадает к вратарю противника, то меня автоматом переключает на дальних от него игроков, и подбежать к супостату с мячом попросту не разрешают. Это обидно, между прочим.
Что можно сказать на счёт искусственного интеллекта. Он себя ведёт достаточно странно, и оттого не предсказуемо. Реально, в некоторых моментах они совершают совсем нелогичные поступки. Выходя один на один, они запросто могут развернуться и выбить мяч на свою половину. И вообще они ооочень часто отдают пас назад, когда этого совершенно не требовалось. Физика мяча очень странная, да и зацепиться за него иногда не получается, когда тот лежит по среди поля.
Интересно то, что сыграв несколько матчей, реально ощущается разница в уровне противников. То есть все эти статы тут не для галочки, и реально играют роль в уровне команды. А именно прокачивать тут можно удар, бег, дриблинг, защиту и удачу.
Сыграв матчей 10, я уже привыкал к физике, и каждая игра давалась всё проще. То ли это из-за прокачки, то ли и правда это дело привычки. Однако к концу турнира я вообще понял, почему у меня не получалось забивать голы в первом тайме, так как все мячи летели выше ворот. Дело в том, что тут есть система закрутки мяча. И сейчас я поведаю вам как это работает.
Как делал я: поворачивался под углом к воротам, нажимал удар, и держал кнопку вверх, чтобы мяч летел в сторону ворот. Однако после удара стрелки вверх и вниз на крестовине – это высота полёта мяча. То есть, держа кнопку вверх я отправлял мяч как можно выше. А теперь как нужно делать: становимся в исходную позицию и заведомо бьём чуть дальше ворот. Как только мяч пролетел четверть пути к воротам, резко нажимаем на "низ" и "лево" либо "право", в зависимости от того, с какой стороны били. И всё точно так же происходит, если вы бьёте в другие ворота. Ну, то есть в таком случае кнопки вверх и вниз на крестовине не отзеркаливаются. И вот таким образом можно легко и просто забивать из-за штрафной. И это лучший способ, так как внутри штрафной шанс забить очень мал.
Конечно, забегая вперед, скажу, что прокачка и опыт очень занимательная вещь, которая делает вас очень крутыми. И если вы потом попробуете пройти турнир в третий раз, зная как закручивать мяч, то игры становятся просто сказочными. Точнее, не сказочными, а бессмысленными, так как мы прокачиваемся, становимся сильнее, а вот в противнике этого не чувствуется, поэтому чем дальше играешь, тем становится легче и от этого скучнее. Уровень сложности поменять нельзя, и это просто фатально. Ну да ладно, вернёмся к нашему второму турниру. А его я завершил с чистой победой, и что же дальше?
Дальше идут титры, и нас опять выплёвывает в турнирную таблицу. Точнее, в новую турнирную таблицу, пройдя которую мы снова увидим те же титры, и всё это дело зациклено. Только после последнего матча в турнире нам не дают бонусного балла для прокачки. В принципе, на этом можно считать игру пройденной. Хотя можно было бы пройти ещё с десяток турниров, чтобы на максимум прокачать команду, но я не думаю, что это что-то измерит, тем более, что пройдя третий турнир, играть в неё уже не очень-то и интересно. Так что считаю, что эта игра пройдена. Последнее, что можно сказать, - это то, что Konami Cup - действительно хороший скачок по сравнению с первым футбольным симулятором. Есть отличная графика, хороший саундтрек, интересная система прокачки своего клуба, и немного недоделанный геймплей. Если бы противник хоть как нибудь становился сильнее, я уверен, что сидел бы за джоем намного дольше, а так… остаётся лишь брать перерыв и начинать игру сначала, более слабой командой, тогда интерес возвращается.
Так или иначе, проиграв в неё часа три, несмотря на все недостатки, у меня остались положительные эмоции. Геймплей бодр, звуки объёмны. Как для 1988 года, я думаю это был отличный продукт. Наверное. Но это не точно, так как сам я появился только спустя 4 года. Как и следующий футбольный симулятор от конами, который получил название Konami Hyper Soccer. И выпущен он был в 1992 году для приставок NES.
Что ж, даже не знаю с чего начать. За эти 4 года студия разработки игр успела поменять название c Konami Co., Ltd. (from Jun, 1991 to May, 2000) на Konami Industry Co. Ltd. (from Mar, 1969 to Jun, 1991), открыть парочку дочерних филиалов по миру и выпустить уйму хороших игр. В числе которых находится серия Hyper Sports, куда и входит наш Konami Hyper Soccer.
По сути, игра вышла на восьмибитку, а значит места для полёта фантазии меньше, чем в предыдущем симуляторе, и это чувствуется на качестве саундтрека. Нет, он здесь тоже драйвовый, зачётный, но слышно, что набор инструментов скуднее. Далее же геймплей.
По сути, он очень бодр. Особенно когда привыкаешь, опять-таки, к физике этого мира. Графика интересна, да и система прокачки снова присутствует, но о ней чуть позже. К минусам пожалуй отнесу то, что на экран совсем ничего не выводится. Ни табло счёта, ни название команд, ни время до окончания тайма. Порой это просто супер неудобно. На этом, в принципе, минусы и заканчиваются. Впервые в нашем распоряжении не выдуманные команды, а реальные сборные, коих тут двадцать четыре: Германия, Нидерланды, Италия, Аргентина, Франция, Испания, Англия, Бразилия, Польша, Уругвай, Венгрия, СССР, Швеция, Чехословакия, Камерун, Ирландия, Япония, Корея, США, Мексика, Австралия, Шотландия, Колумбия и Югославия.
Что ж, начинаем турнир, выбираем команду и попадаем в этакую настройку команды, где можно выбрать тактику и прокачивать статы: скорость, техника, нападение, защита, удар и снова удача. Но тут нам за победу насыпают куда больше очков.
Как можно было заметить по скринам, тут нет стрелочек над игроками, поэтому не понятно за кого именно вы играете в данный момент. Но ответ очень прост. Вы играете сразу за всех. Да, именно. Все, кто попадает в экран, движутся одинаково. Игроки все безымянные. Управление опять-таки ограничено, так как на джоях от nes было всего две кнопки с крестовиной. Но ,как нам показывает игра, двух кнопок вполне достаточно. К физике опять-таки нужно привыкать. А если её совсем понять, то можно будет делать интересные вещи. Хотя и не обошлось без минусов.
Пасы всё также в никуда. И к тому же их сила оставляет желать лучшего. Кипер часто боится сделать шаг на встречу к мячу, а система фолов опять таки отсутствует. Но в целом, играется очень бодро. И с одной стороны, на экране нет ничего, что могло бы вас отвлекать, но с другой - хочется банально посмотреть сколько времени осталось до конца тайма или матча. Да и радарчик лишним не был бы, но сделали как сделали. Так же интересно сделаны повторы голов. Да, они обобщенные и имеют не так уж и много вариаций, но согласитесь, для денди это выглядит очень круто.
Пройдя квалификационные матчи, мы попадаем в чемпионат, который состоит из четырёх игр. И сразу же о пеналях. Если в предыдущем проекте мяч еле летел к воротам, и после удара можно было среагировать, быстро прыгнув в нужную сторону, то тут надеяться можно только на свою удачу. Выбираем одно из шести направлений и ждём чуда.
Финальная заставка, ииии... это конец. Игра запускается заново.
Да, вот такая незамысловатая игра заняла у меня часа три-четыре. При этом сказать, что я всё это время скучал… я не могу. Да, когда я второй раз переигрывал, дабы проверить, всё ли будет точно так же, было лень начинать сначала, непрокачанной командой, но тем не менее, я играл не без удовольствия. Разве что ещё раз скажу, что табла со временем не хватает, и это просто ужасно бесит. Однако это игра, которая весит всего-ничего 8 бит, то есть один байт. Не килобайт, а байт. Поэтому все эти мелочи ей простительны. Это отличный симулятор, в который весело погонять с друзьями. Хотя в детстве на денди мы больше предпочитали Tecmo World Cup Soccer. И если глянуть на картину с высоты птичьего полёта, то можно заметить, что именно в этой части появились многие черты, которые до сих пор присутствуют в футбольных симуляторах. Начиная от расположения камеры и прокачки, которая хоть и увеличилась в количестве пунктов, однако была позаимствована от предшественника. И заканчивая полноценным кубком, повторами голов, радостными празднованиями, большой вариативностью ударов по воротам, возможностью играть головой, настройками тактики, реальными сборными командами и т.д. Хоть игроки здесь были условные, не было системы замены игрока и имён, однако, как я считаю, фундамент был заложен именно здесь.
И следующий футбольный симулятор от konami появился на свет уже через год, в марте 1993 для Аркадного автомата [Model GX101] игра под названием "Premier Soccer".
К слову, по рейтингу самых распространённых игр, "премьерка" набрала 4 бала из 100, так что стоит ли говорить, что во всём интернете нет ни одной фотки этого автомата. Однако, сам образ для эмуляции есть, так что давай те уже поскорее посмотрим, что она из себя представляет.
А именно игра нас встречает заставкой и демо игрой. Из которой уже понятно, что геймплей тут оооочень динамичен.
Нажимая старт, на заставке нам дают выбор, играть против искусственного интеллекта либо же против второго игрока. К слову, второй игрок сможет подключится в любой момент игры, но для этого нужно будет в автомат закинуть ещё одну монетку, так как на одну монету может играть только один игрок. Выбираем игру против компьютера, и тут нам предоставляется выбор сначала региона, из которого вы хотите выбрать команду, а к слову, тут можно играть только за сборные. И после выбора региона выбираем страну, и на всё это дело тут дается 20 секунд, иначе будешь играть за тех, на ком ты был в момент когда закончилось время. И на выбор у нас 40 сборных команд из любого конца земли. Быстро выбираем себе команду, и тут нам снова дают право выбора камеры, и снова не дают времени на рассуждение.
Выбор камеры здесь действительно меняет графику. Всего камер, как мы уже поняли, четыре. Первая, это ближе всего расположенная к игроку камера. При таком выборе на наших экранах будут довольно красивые, детализированные, огромные спрайты. Однако, как бы красиво это не выглядело, играть так не очень-то и удобно. Ведь, где находятся твои товарищи по команде не понятно, камера слишком близко, чтоб в неё кто-то ещё поместился, а радара с расположением игроков тут ещё нет. Следующая камера показывает нам игру с более далекого расстояния. Так конечно спрайтики не такие красивые, однако играть куда приятнее. Чувство стадиона даже как-то улучшается. Ну и крайние две камеры ещё больше отдаляются от земли, причём разница в них не сильно-то и отличается, в принципе. По крайней мере, на глаз её практически не видно, но она есть. И чем дальше мы отдаляем камеру, тем менее детализированными становятся игроки, что так–то логично.
Выбрав команду, нам показывают турнирную таблицу, которая состоит из четырех пар. Геймплей в игре динамичен просто пипец как, и к нему нужно привыкнуть. Есть всего две кнопки, поэтому управление ограничено. Игроки не умеют ускорятся, и мне этого очень не хватало. Признаюсь, разбалованный современными симуляторами, к отсутствию возможности ускорится я привыкал долго. Да даже в Konami Hyper Soccer можно было ускориться. Ещё к чему я долго привыкал, так это к тому, что мы не можем просто отдать слабенький пас. Есть только навес, удар по воротам, подкат, и игра корпусом (которую я впоследствии научился использовать вместо ускорения). Также, с первой игры я понял, как это не удобно, когда за тебя переключает игроков компьютер, а ты сам этого сделать не можешь. Так как ИИ делает это крайне невовремя и неудобно. Не перечесть случаев, когда я бежал за противником, и в момент когда можно делать подкат, компьютер переключал меня на другого игрока. Или случаи, когда игра сама не могла понять, за кого мне дать поиграть, и в итоге противник пробегает мимо защиты пока искусственный интеллект хаотично мне перекидывает управление с одного игрока на другого.
Также странно, что свободные всегда исполняет защитник, а управлять вратарём мы никак не сможем. Это дело на себя опять-таки берёт компьютер. Да и если уже перечислять всё, что бесило во время игры, то нельзя не упомянуть то, как тяжело ухватиться игроком за мяч, когда тот лежит посреди поля. Это просто миссия не выполнима. Так или иначе, первую игру я слил со счётом 2:1. Думал, что игра начнётся заново, но нет. На экране появился контин, и как оказалось потом, контов тут просто не ограниченное количество.
Система штрафных довольно простая и интуитивно понятная, так что можно забивать если у вас руки не из… как у меня. С аутами тут тоже все интересно, уйти самому в аут или угловой у вас не получится, вокруг поля как не видимая стенка, из-за этого данные ситуации здесь случаются довольно-таки редко. Зато вот на удары издалека через себя и в падении тут никто не скупится, из-за чего игра выглядит довольно зрелищно.
Признаюсь честно, рост уровня сложности тут реально чувствуется, однако выиграв кубок, нам показывают конечную заставку. И только я подумал, что я красавчик, как игра мне предложила сразиться с более сложной командой, на что я с удовольствием согласился. Игра началась бодренько, и даже на волне предыдущей игры я умудрился открыть счет, но это продлилось не долго. И как бы я не старался, это было просто без шансов. Ну хорошо! Ща всё будет, подумал я, и был готов переиграть матч, однако вместо этого мне сказали: "давай поскорее пиши как тебя там называют на три буквы, у тебя есть 20 секунд"!
Что ж, попытка номер два. И начинаем всё с самого начала.
Отработанная тактика: заходишь с фланга как можно ближе к вратарю и навешиваешь на другой конец ворот. Очень велик шанс, что там будет именно твой член команды.
Собственно говоря, пройдя экстра команду, нам представляется возможность лицезреть имена тех людей, которые сделали это чудо, далее снова вводим своё имя, и возвращаемся в меню. Однако, после окончания этой игры, у меня в голову закралась мысль, что это я играл на среднем уровне сложность, а что же там будет на харде???
Как оказалось… ничего. То есть, походу, игра и так с каждым матчем прибавляет к сложности, Экстра команда, это и есть ИИ самого сложного уровня, так что я думаю пришло время подводить итоги.
Конечно же, если сравнивать её с Konami Hyper Soccer, то скачок в лучшую сторону весомый. Количество команд увеличилось в два раза, появилась система фолов, улучшилась физика мяча и игроков, скорость геймплея, а о том, как похорошела графика и говорить не стоит. Конечно нельзя не учитывать, что у разрабов была большая свобода действий, так как они не были ограничены картриджем на 8 бит, и ребята этим отлично воспользовались. Футбол получился красочным, шустрым от чего и зрелищным. А самое главное, он реально затягивает, что и нужно для игры, разработанной для аркадного автомата.
Далее компании сулили перемены. Буквально через месяц, в апреле 1993 года штаб-квартира компании переезжает в Минато-ку, Токио. Происходит ряд действий, которые меняют политику компании и уже в 1994 году эксклюзивно для SNES выходит следующий футбольный симулятор, который получил название International Superstar Soccer, положившая начало серии ISS.
17 января 1995 года произошло Великое землетрясение Хансин-Авадзи, одно из крупнейших землетрясений в истории Японии, и здание Конами было сильно повреждено. И если первые футбольные игры делали Konami Industry Co. Ltd., то на этот раз футбольчик доверили свежеиспеченному подразделению Konami Computer Entertainment Osaka. И тут, перешарив весь интернет, я так и не нашел решения на одну несостыковочку. Студия была основана в 1995 году, как раз после того самого землетрясения. Однако, годом ранее, она умудрилась выпустить игру. Да. Может они уже не официально существовали, а потом их просто зарегистрировали в реестре, или бог его знает. Просто тайна покрытая мраком. Однако, эта игра действительно заложила целую серию ISS, вывела геймплей на новый уровень и т.д. Поэтому встречайте, следующее поколение футбольных симуляторов от конами: International Superstar Soccer, о котором мы уже поговорим в следующий раз. Если вам конечно это интересно. А на этом я буду заканчивать, спасибо, что дочитали до конца, и оставляйте комментарии, в какую из сегодняшних игр вам захотелось поиграть самому ну или какая больше всего понравилась. Всем пока.