на главную
об игре

Elex - Дежавю и унижение

В далекие времена, когда мониторы были тяжелыми и пузатыми, системные блоки - белыми, а их начинка по мощностям проигрывала любому современному смартфону, были свои порядки и устои. Помимо прочего, не было принято осмысленно врать игрокам. Как правило, на прилавки ложилось именно то, что разработчики и обещали, иногда похуже. иногда получше, в зависимости от разных факторов. Но случаи, когда ответственные за пиар-компанию лица откровенно врали игрокам, были редки. Толи дело сейчас. Ситуации, когда нам вполне осознанно вешают лапшу на уши, встречаются на каждом шагу. No Man's Sky, ME: Andromeda и многие другие игры служат отличным, хотя и печальным, подтверждением этим словам. Поэтому многие игроки постепенно потеряли всякую веру обещаниям и рекламе.

И тут в богатом на различные релизы октябре 2017 года появляется игра, словно бы пришедшая из тех самых далеких и славных времен. Местами поразительно старомодная, своеобразная. Игра, которая сразу дает понять, что не намерена следовать современным трендам. В общем, она получилась именно такой, какой и обещали разработчики. Что само по себе ценно в наши дни. Впрочем, некоторым локальным тенденциям игра не изменяет. Её разработчик, немецкая студия Piranha Bytes, прогремел на весь мир своей Готикой. Потом был крайне удачный сиквел, и очень спорная третья часть. Настолько спорная, что Пираньи лишились прав на свою хитовую серию и взялись делать нечто новое. Но... получилась всё равно Готика. Даром что называлась иначе. Потом были ещё два продолжения, и каждый раз выходила Готика. Игры становились хуже и хуже, большая часть команды сменилась, но Piranha Bytes продолжали делать свои игры по одной схеме. В интернете даже шутка гуляет: «Если Пираньи когда-нибудь сделают гоночную аркаду, то там всё равно будет три фракции».

И вот на прилавки легла очередная Готика. На этот раз её окрестили Elex. И это снова типичная «игра от Пираний», но неожиданно хорошая и увлекательная. Потому что в кои-то веки мы видим развитие идей той самой Готики, а не их дословное повторение. И со времен Готики 2 это лучшая игра студии.

Буквально с самых первых крупиц информации о себе Elex начала удивлять. Пираньи решили уйти от стандартного для своих игр полного фентези-сеттинга, и в новой игре накрошили целый винегрет. Здесь и фентези с магией, мечами и щитами, и пост-апокалипсис с разрухой, и фантастика с боевыми роботами и плазмоганами, и традиционные три фракции, и мутанты, и джетпаки…

Когда Пираньи рассказали о своем новом сеттинге, многие восприняли это как неудачную шутку. Где это видано? Как это возможно? Сколько они там шнапса выпили? Как можно решить, будто стравить в бою огромного боевого робота и типичного выходца из Skyrim с мечом и щитом - это хорошая идея?

Действие Elex разворачивается на планете Магаллан. Это сестра-близнец Земли: тот же климат, примерно та же фауна, люди, города, автомобили и заводы. Однако, случается катастрофа: планета сталкивается с кометой, вызвавшей натуральный конец света. Цивилизация была уничтожена, от былого величия остались лишь разваливающиеся остовы зданий да ржавеющие автомобили. Выжившие вскоре выяснили, что с кометой на Магаллан попало необычное и могущественное вещество — элекс.

Вскоре после этого население разделилось на три фракции. У каждой из них свои порядки и цели, и каждая по-своему хочет распоряжаться ценным ресурсом. Берсерки отказались от технологий, а с помощью элекса овладели магией, которая не только помогает им в бою, но и дает возможность создавать цветущие оазисы на любом клочке суши; Клирики используют элекс для восстановления и совершенствования технологий старого мира, являя собой эдакое про-религиозное Братство Стали; ну, а Изгои это такие анархисты, кладущие большущий болт на всё, кроме прибыли, и варящие с помощью элекса мощную наркоту. Есть и четвертая фракция, альбы. Они не стали заморачиваться и просто пьют элекс в сыром виде, что дает им огромную физическую мощь и выносливость ценой потери всяких эмоций. Альбы убеждены, что они являют собой новую ступень эволюции и планируют уничтожить остальные фракции. Как раз альбом и является главный герой игры, Джакс. Впрочем, альбом ему остается быть считанные минуты. По неизвестной пока причине свои же товарищи решают его казнить. Джакс ожидаемо выживает, но теряет свою экипировку и очищается от воздействия элекса. Теперь ему одновременно предстоит найти своё место в незнакомом ему мире, научиться ладить со своими эмоциями и отомстить.

Впрочем, не успеет игрок и пяти минут порулить Джаксом, как игра преподнесет первый сюрприз. И напомнит, как изменились за последние годы игры и мы сами. Дело в том, что мы привыкли, что современные игры берегут игрока. Простые стартовые зоны, где герою почти ничего не угрожает, развернутые подсказки, автолевелинг, в конце концов. Игрока словно за ручку ведут. Так делают очень многие современные игры, но только не Elex. Напротив, эта игра как будто получает удовольствие от ехидного глумления над игроком. Примерно через 15 метров от стартовой точки можно наткнуться на типичного для игр Пираний падальщика — петуха-переростка Кусаку. И вот этот самый петух может играючи заклевать героя даже на легком уровне сложности.

Дальше — больше. В Elex нет понятия «низкоуровневая зона». Всего в паре десятков метров от первого города можно нарваться на смертоносных противников, убить которых без эксплойтов вы сможете лишь к середине-концу игры. Совершенно пустяковое с виду поручение на сбор растений или поиск потерянного лука может столкнуть вас с какой-нибудь опаснейшей тварью. Впрочем, опасность для героя представляет вообще любой противник. Особенно поначалу. Чтобы более-менее комфортно жить в мире игры, нужно сразу понять одну вещь. Главный герой здесь — это самый низ пищевой цепочки. И ему предстоит проделать долгий путь к вершинам. Но будьте уверены, если выдержите, в какой-то момент сможете вернуться и надавать обидчикам по рогам. Прямо как в старой доброй Готике.

Но прежде чем это случится, придется разобраться с местной ролевой системой. Она до боли похожа на... ну, угадайте! Угадали? Правильно, на Готику. При получении нового уровня герой получает 10 очков характеристик и 1 очко навыка. Характеристики можно распределять самому: развивать силу, ловкость, стойкость, интеллект или хитрость. А вот навыкам придется обучаться у учителей. Поначалу игроку может показаться, что прокачать нужную характеристику до высоких значений будет легко. Однако, чем выше значение, тем дороже стоимость в очках. К тому же большая часть предметов, будь то броня, меч, или плазмоган, имеют требования не к одной, а сразу к двум характеристикам. Впрочем, какой-то особенной ролевой свободы здесь нету. Есть ряд полезных «мирных» навыков, которые настоятельно рекомендуется прокачать любому. А ввиду постоянного пересечения требований к характеристикам навыков и предметов, итоговый билд стрелка будет мало отличаться от рукопашного.

И несмотря на обилие стрелкового оружия (тут и луки, и огнеметы, и гранатометы, и ружья, и плазмоганы), Elex, как и предыдущие игры студии, про ближний бой. Потому что процесс стрельбы выполнен очень топорно. Ни отдачи, ни внятной баллистики, ни динамики. Отыгрывать стрелка можно, но это сомнительное удовольствие. Так что уповать остается на рукопашную. И вот тут боевка тоже может вас удивить. Приемов у героя не так много. Быстрый удар, сильный удар, перекат, отскок, блок. Удары складываются в комбо, а успешные комбо позволяют проводить особую атаку — особо мощный удар. Несмотря на кажущуюся простоту, закликать врага двумя кнопками тут не выйдет. Чтобы выстроить нормальное комбо, придется четко подгадывать момент для следующего удара и следить за шкалой выносливости и противником.

У каждого вида монстров свои особенности и поведение в бою. Кто-то мощно атакует с разбега, другой скор на контратаки, а у третьего атаки накладывают кровотечение. Поначалу справиться даже с несложным (с виду) противником бывает нелегко. Несколько ошибок и привет, загрузка (благо, быстрые загрузки здесь действительно быстрые). Не упрощает дело и управление. Джакс довольно медленный и неповоротливый, для выполнения комбо нужно приноровиться к таймингам, а ещё в Elex не очень хорошо с хитбоксами: понять, отошли отошли вы с траектории удара, или нет, порой бывает практически невозможно.

Но при всем своем глумлении над игроком и не самом отзывчивом управлении у игры получается главное: она увлекает. Здесь чувствуешь, как растешь сам и как растет твой персонаж. Получил пару уровней, распределил характеристики, вложился в полезные навыки, вооружился получше, и вот удары Джакса стали сильнее, а его здоровье крепче. А пока персонаж качался, ты сам немного разобрался в игре, изучил монстров, стал опытнее и аккуратнее. Как итог, прогресс персонажа ощущаешь, как свой собственный успех. Elex заставляет адаптироваться, думать, осторожничать, хитрить. Да что там, она практически прямым текстом говорит в самом начале — иди делай поручения, наберись опыта да прикупи экипировку получше. А потом уже пытайся повоевать. И от этого совета не стоит отказываться, поверьте.

Тем более, что поначалу квестов действительно много. И в процессе их выполнения получится и героя прокачать, и спутником боевым разжиться, и денег заработать. Да и потом, это же Готика, ребята. Без квестов тут не примкнешь к фракции, а без фракции не получишь развития сюжета, а заодно самой мощной брони и кучи способностей. Правда, в этот раз можно довольно долго бегать без примыкания к одной из группировок. Другое дело, что избежать одной из своих фирменных болячек немцы не смогли: во второй части игры количество заданий резко сокращается. Но определенный интерес сохраняется до самого конца, что радует.

Сами задания здесь вполне типичные для Пираний. Хватает обычных почтовых заданий, «подай-принеси», «сходи-убей» и т. д. и т. п. Но есть и более сложные квесты с неожиданной развязкой. А самое главное, здесь очень многое можно решить 3–4 способами. И тут будет из чего выбрать. Какой-то вариант окажется симпатичен игроку с моральной точки зрения. Другой — принесет наибольшую выгоду. Третий будет самым справедливым. А четвертый наверняка в большей степени устроит нанимателя. Таких примеров полно. И выбрать порой бывает очень непросто. Тем более что игра не торопится объяснять тебе, к каким последствиям привел твой выбор. Только потом, спустя час, два, или больше, увидишь продолжение истории и выдашь: «вот бли-и-и-ин!».

Что характерно, оббежав по квестам почти весь игровой мир, игрок везде сможет найти себе занятие. Многие задания решаются мирно, а в иных случаях можно схитрить (стравить между собой разных монстров, к примеру, или быстро схватить нужный предмет и улизнуть на «джетпаке»). Помните, я упоминал, что у игры нет понятия «низкоуровневой зоны»? Так вот, однозначно высокоуровневых зон тоже нет. Везде есть как более слабые, так и более сильные существа. И если не задирать сложность выше нормальной, проблем не будет.

К слову о наполнении игрового мира, то он похож на то, что мы видели в первой и второй Готиках. Не настолько проработанный (размеры Магаллана превышают размеры Готики 3, на минуточку!), но вполне логичный и уютный. В наличии три климатические зоны (густые леса, пустыня и заснеженные горы), прорва старинных развалин, персонажей и заданий. Магаллан доверху наполнен секретами, опасными тварями и ценными находками. Согласитесь, ведь в этом есть своя прелесть: пробраться мимо опасной охраны и упереть крутой меч. И пускай вооружиться им ты сможешь не скоро, но зато сколько мыслей посвятишь тому, как здорово будет взять его в руки и покрошить обидчиков в труху!

Заметно и то, что Пираньи старались наполнить игру контекстными историями. Здесь достаточно много записок как из старого погибшего мира, так и из мира нового. Дневники, записки и аудио-послания поведают какую-то информацию об игровой вселенной, фракциях и их укладе. Встречаются и скелеты а-ля Bethesda, которые одним своим видом должны рассказывать некую простенькую историю. Иногда даже получается.

Приятно удивила техническая часть игры. Мы привыкли к тому, что игры Пираний на выходе страдают плохой оптимизацией и обилием багов. В этот раз всё гладко. Ну... почти. Мелкие баги встречаются, но в глобальном плане всё гладко. Хороша и оптимизация. Понятно, что графически Elex давно устарела. Само собой, что ни на какой motion capture здесь не хватило либо денег, либо сил, либо и того и другого. Но при этом игра выглядит вполне сносно. В процессе прохождения я очень часто сворачивался в Alt-Tab, оставляя игру в таком состоянии на часы, и она продолжала исправно работать без вылетов, тормозов и иных проблем.

А вот звук подкачал. Первое время просто диву даешься, насколько дешево и ненатурально звучат некоторые звуки. А уж когда я полез на первую лестницу… мда. Со временем привыкаешь, но стойкое ощущение, что даже в первой Готике звук был лучше, не покидает до самого конца. В корзину можно отправить и саундтрек. Мелодии в игре звучат уместные, но совершенно не запоминающиеся. Ничего даже близкого к уровню 1-2 частей тут нет, а про великолепную Готику 3 и говорить нечего. Студии очень не хватает герра Розенкранца.

Впрочем, за титул «самое неудачное в Elex» борется ещё и интерфейс. Он некрасив, неудобен (уверен, не каждый игрок сразу поймет, где тут выносливость, но даже зная, куда смотреть, это неудобно), громоздок. При этом игра ещё и темнит. Здесь вообще нигде не указано, сколько у героя хп, выносливости и сколько он наносит урона за удар. Этой информации в игре просто нет! Также и многие навыки героя. Даже если написано «+10 хп», как понять, много это или мало? Хочется верить, что с патчами внесут ясность.

Ответ на вопрос «удалась Elex или нет?» зависит от того, какую цель преследовали разработчики. Если ставка была на старую аудиторию, хорошо знакомую с играми студии, то удалась однозначно. Elex является развитием идей первых Готик, и своя порция ностальгии «старичкам» обеспечена. На данный момент это лучшая работа студии после первой и второй Готик. Да и сами «старички» хорошо приняли игру — её обсуждают, делятся секретами и опытом, на моих глазах тема с обсуждением игры на одном форуме выросла на 80 страниц с момента релиза.

Но при этом нельзя отрицать того, что Elex это нишевый продукт. Кого-то отпугнет её устаревшая графика, другой не выдержит насилия со стороны местной фауны, а кто-то скажет, что после «Ведьмака 3» тут слишком унылые сюжет и персонажи. Игре не хватает лоска и интересных идей для того, чтобы привлечь новую аудиторию. Одного необычного сеттинга маловато. Так что если целью было привлечение новых игроков, то вряд ли можно говорить об успехе. Хотя время покажет.

Игру могу настоятельно рекомендовать тем, кто в своё время получал удовольствие от Готики, и сейчас хотел бы поиграть во что-то подобное. Подойдет игра и тем, кому не хватает РПГ в открытом мире, при условии, что вы готовы понять игру и научиться в неё играть. Если же вы не большой любитель напрягаться, или же не терпите устаревшую графику и корявую анимацию, лучше пройти мимо.

Комментарии: 26
Ваш комментарий

Годный текст,про годную игру

20

Неоднозначный отзыв, но вполне годный. Правда про смартфоны погорячились. Понятно, что сарказм, но какой-то уж слишком сарказм.

16

Станислав_Батькович Вы уже более 100 часов в ELEX наиграли?

2

xaldei1991 На днях будет больше 100 часов. Пока 95.

7

Станислав_Батькович Мой первый комп (2000г) 120 пень и 16м оперативы S3 видюха, какой нах сарказм?

4

Толковый и интересный обзор

15

Отличный обзор, суть понять можно

10
Так что если целью было привлечение новых игроков, то вряд ли можно говорить об успехе.

Амадеус Вайдман геймдизайнер и сценарист Piranha Bytes: в приоритете глубина, а не простота в освоении, маленькая группа ценителей, а не макисмально широкая аудитория.

9

Я люблю готику! Первая офигенная РПГ была! Мнение автора адекватное. Кто играл и кому понравилась готика-однозначно брать,остальные мимо

7

игра сначала очень зашла. Но в какой-то момент, по щелчку пальцев мобы стали слишком простыми и игра пытаясь реабилитироваться пихает их десятками за раз, а боевка под это вообще не запилена. Да и сюжет, особенно в конце, ниже среднего

6

Игра сделана только на 70-80%. Куда не плюнь, недоделано. А так в 2017 аудиторию не захапать. Старичики пройдут и забудут, ибо первая готика лучше. А новички уйдут в более приятные игры. Почему не выпустить игру в декабре-январе, допилив всё, что недопилено? Учитывая, что разрабатывали игру уже другие "пираньи", всё выглядит издевательством над поклонниками. Мир мёртв ,не развивается,и крутится только возле гг. Нпц в городах абсолютно плевать на всё, пока ты их прямо не сагришь. Парочка черепков вынесет город на изи. Привет балансу. То же самое с оружием - первое время будешь насасывать, а потом насасывать будут враги. Исследование мира не поощряется. Убить пару монстрюг в руинах ради 50 валюты и туалетной бумаги, ну такое... ИИ напарников так и остался на уровне первой готики, а местами даже хуже. Бои лучше обходить стороной, где можно, ибо сражаться нереально никак, кроме огнемёта и гранат. К графике вопросов нет, кроме воды из 2005 года и освещения. И есть ещё куча недочётов, включая экономику, сюжет и некоторые другие аспекты. Вот всё, что выше перечислил, можно было запилить на 100%, а получили то, что получили... И не надо оправдывать их маленьким бюджетом и штатом. Вон ларианы какую шедевральный ориджинал син 2 запилили, хотя ресурсы тоже были ограничены. И как бы я не любил первую готику, печально заявлять, что всё это похоже на конвейер - у них даже баги из игры в игру скачут, равно как и некоторые текстурки.

6

Validos Бредовое сравнение пошаговой партийной ролевой игры Divinity: Original Sin II на которую только кикстартер 2 ляма отвалил. Да по сути эта та же первая часть только не мало нового, но главное всё тоже.

Validos написал: Почему не выпустить игру в декабре-январе, допилив всё, что недопилено?

Может банально денег не хватило, игру то долго делали. Аудиторию уже захапали не смотря на слова Амадеуса Вайдмана геймдизайнера и сценариста Piranha Bytes:"в приоритете глубина, а не простота в освоении, маленькая группа ценителей, а не максимально широкая аудитория" Да что уж мелочиться то мы вообще 2ю часть готики возьмем и освежим память, "безусловно" это лучше ELEX:

&t=348s

3
Игре не хватает лоска и интересных идей для того, чтобы привлечь новую аудиторию.

Автор, я не знаком со старыми играми пираний,. Элекс это первая игра - но она меня сильно затянула. Хоть я еще и не прошел игру до конца, но я её записываю в свой список лучших игр, потому что в неё вложили душу.

3

poyapov Браво, во тебя прорвало то на ветках, вот только он не знаток, а бегунок который пройдя игру для галочки не погрузился в мир и не вник и не прокупил пачек и т.д.

3
Validos написал: Учитывая, что разрабатывали игру уже другие "пираньи", всё выглядит издевательством над поклонниками.

Какие другие? Вы о чём? Михаэль и Штефан то что они сделали отдельный филиал Piranha Bytes Red по небольшим конфликтам, это не говорит о том что команда другая, Михаэль и его команда из Пираньей Ред принимала полное участи в создании игры ELEX. Икен и Вайдман тоже старые игроделы они ещё в 3 Готике засветились и работали они на основном филиале Пираний, ммм команды старые просто разошлись по филиалам что-бы меньше налог платить, Пираньи как и были составом в 20-30 человек так и остались. Если там-бы произошли резкие изменения в составе шума было-бы больше чем шум от самой игры.

3

JuvialS Любому игравшему в готику очевидно после 2-3 часов игры в ELEX, что речь о других пираньях полный бред.

8

Обзор шикарен, интересен. Поддерживаю вышеизложенные комментарии по поводу истинных намерений Пираний: цель не угодить новой аудитории и не стрясти с них бабла по-больше (то, что является болезнью современной игроиндустрии), нагрузив игрока второсортным говном с красивой графикой и пафосными героями. Цель- ГЛУБИНА и КАЧЕСТВЕННАЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСЬ мира игры в угоду тем самым "старичкам". Именно они-основа деятельности Пираний, именно они ценители и главная аудитория; ради них все это создано, и только ИХ мнение важно для Пираний. "Старички" и оценили по-достоинству. Ведь Готика- это не фотореалистичная графика на самых последних дровах радеона или нивидии, это не легкая прогулка с попутным решением задач аля :" нажму лкм и проблема решена". Это тажелое, но увлекательное приключение, где каждый шаг дается невероятными усилиями, когда простая просьба "подай-принеси-зачисти" превращается в настоящий ад. Все как в жизни-ничто не дается легко. А теперь еще это и абсолютно бесшовный, ОГРОМНЫЙ виртуальный мир-таким сейчас даже крупнейшие геймстудии мира похвастать не могут. И плевать, что графа отстает от возможностей сегодняшних видеокарт- в Элекс`е важна атмосфера, как и в Готиках 1/2. В плане атмосферности графика Элекса прекрасна, тем более имея такой замах на размеры, наполненность и бесшовность мира игры. Пираньи вложили в Элекс свою душу-это чувствуется в каждом уголке/закоулке игры, где все сделано в ручную и с такой любовью к своему творению, что даже становится больно, от того что такие игры выходят раз в десятилетие. В общем, с выходом Элекса, я снес с компа весть тот игровой высер, которым довольствовался последние 10 лет. Для тех, кто в век фотореального интерактивного рендеринга еще играет в Готику 1/2 : ELEX- идеальный выбор.

2

GOTY же Хотя фракции вообще не понравились. Все 3 фракции конченные фанатики. Вот если бы можно был освою фракцию слепить и обустроить в Истоках.

0

Игра хорошая и интересная, но судя по steamspy, продажи ужасные - всего 117 тысяч за месяц. И возможно, что одной из причин такого, является параллельные продажи новой Divinity OS 2. Я вот тоже взял DOS 2 и теперь полностью поглащен ею. Elex покупать и играть пока не хочу из-за DOS 2. Им бы действительно стоило повременить с релизом

0

poyapov Не берёжешь ты свой пукан

0

я ж говорил, что лютый фейл будет

-1

Не читал, но от себя скажу, что это одна из самых крутых рпг в мире. Надо просто признать что без всех недостатков это уже будет другая игра.

-2

И надо было столько текста писать. Такие статьи меня всегда напрягают.

-28

Rottan ну по твоим постам я понял, что чукча не читатель, чукча игратель. Тебя масыч ждёт последний

3