на главную
об игре
Europa 1400 - The Guild 23.10.2002
8.5 141 оценка

Обзор Europa 1400: The Guild

Вышедшая в начале «нулевых» Europa 1400: The Guild стала настоящим прорывом в жанре стратегий в реальном времени, экономических и градостроительных симуляторов и ролевых игр, подарив незабываемые впечатления и настолько высоко подняв планку, что преодолеть ее не получается до сих пор. Мало кому знакомой на тот момент немецкой студии 4HEAD Studios удалось, казалось бы, невозможное — выпустить в 2003 году прекрасную игру, анонсированную еще в 1997 году. Удивительная для долгостроя ситуация.

Загадочная трансформация

В подобных Europa 1400: The Guild играх сюжет играет далеко не ключевую роль, поэтому никого не удивляют логические ошибки в построении истории, но уж больно забавную завязку предложили немецкие разработчики. Протагонист (в обязательном порядке именно мужчина) живет в деревне, проводит беззаботное детство, гоняя палкой рыб, шлепая по лужам и воруя яблоки у соседей, но в определенный момент — судя по вступительной кат-сцене, в двенадцать лет — осознает, что пора двигаться дальше.

Как обычно бывает, родители снаряжают чадо скудным скарбом, выделяют мешочек с монетами, провожают, глядя в даль и давясь слезами, а затем закатывают пирушку, радуясь, что освободилась комната, которую можно сдать. Мальчишка вскоре пребывает в город, находит ночлег на каком-то чердаке с дырявой крышей и благополучно засыпает… А просыпается уже владельцем дома и здания, которое условно можно назвать мастерской. Как мальчишке удалось так быстро из обычного деревенского паренька дорасти до члена одной из самых уважаемых семей города? История умалчивает.

Но ладно, логики нет, и искать ее смысла тоже нет. На самом деле игра начинается с выбора города (Париж, Лондон, Мадрид, Милан и Берлин), который отличается от собратьев планировкой, к реальным историческим аналогам не имеющей отношения, и уровнем сложности. В одном городе предстоит конкурировать с тремя домами при общей легком уровне сложности, в другом — сразу с семью. Соответственно, возрастает и сложность. Затем нам предлагается назначить себе — то есть главному герою — родителей.

В стиле Бенджамина Баттона

Словно пародируя героя знаменитого рассказа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, создатели Europa 1400: The Guild дают возможность геймерам сначала поиграть за старика, а уже затем — за молодого героя. И нет, точной копии нет, но сходство все равно забавное. Когда первый протагонист мирно лежит в красивом гробу, игра предлагает вам выбрать наследника, изрядно удобряя сей процесс замогильным голосом и подходящей музыкой. Спустя годы (по меркам игры), в точно такую же ситуацию попадет уже сам наследник.

Преемственность — еще один важный элемент «Гильдии», пренебрегать которым не разумно. Игре будет совершенно плевать, что ваш герой самый богатый в городе, что он занимает высочайший политический пост, что половина всех сооружений принадлежит ему, а наиболее завидные женщины (в том числе замужние) жаждут его внимания, если у него не окажется детей, достигших нужного возраста, когда печальный день придет.

Причем это «плевать» распространяется даже на ситуацию, когда детей много, когда одному из них не хватает года до совершеннолетия, и когда жена еще не преставилась, то есть вполне способна взять управление семейной империей, пока выбранный наследник не подрастет. Жестоко, конечно, но, наверное, студия 4HEAD не смогла — не захотела, не подумала — проработать такой вариант развития событий.

И этот процесс не менее важен, чем выбор города, особенно в самом начале прохождения. Отец с матерью являются не простыми деревенскими ноунеймами, а вполне успешными мастерами своих профессий: ворами, ремесленниками, священниками, торговцами. Каждый из родителей отрядит протагониста некоторое количество умений. Позднее их можно будет дополнительно прокачать, но на старте лучше заранее определиться, какая профессия станет для главного героя первой и именно под нее подбирать родителей.

Представим, что наследник достиг нужного возраста и даже отучился в самых престижных школе и университете, повысил уровень своих навыков. Но их все равно меньше нужного (это гарантированно) и того уровня, который был у отца (это возможно). Ругать за такое решение разработчиков не стоит. Во-первых, никто не обещал легкой игры, во-вторых, протагонистом становится другой человек. И плевать, что у него идентичный набор выученных профессий с предшественником, но личные качества — другое. Ведь так?

Тридцать сребреников

У Europa 1400: The Guild совершенно удивительная система искусственного интеллекта, способная доставить как неприятности на низком уровне сложности, так и быстренько прикончить, используя нелицеприятные методы, на высоком. Забавно, конечно, когда геймер, построивший империю на воровстве и грабежах, гневно возмущается, что конкурент опорочил его имя в памфлете и подкинул бомбу-вонючку, сорвав производство на целый ход. Но бывает и такое.

Europa 1400: The Guild
Europa 1400: The Guild

Для достижения целей — не важно, хотите вы стать самым богатым или влиятельным, заняв высокий пост, — придется использовать нечестные методы борьбы. И даже предавать друзей. Другим семьям это не понравится, но если умело подгадать момент и выделить на грязные делишки солидную сумму, можно в кратчайшие сроки пусть не избавиться, но серьезно притормозить развитие конкурента. А полученная к тому моменту высокая должность, огромная сумма на счету и влиятельные союзники могут гарантировать, что ответных действий против вас компьютерный соперник принимать не станет.

Заработок, все-таки, является главной целью игры. Не важно, какую задачу вы выбрали перед началом прохождения, все в конечном итоге упирается на количество накопленных монет. Хотите улучшить дом? Сначала извольте получить титул, который выдается только по достижению определенного финансового состояния. Хотите получить больше возможностей по взаимодействию с ИИ? Извольте получить титул. Привилегии? Тоже титул. Высокая должность? Титул, благосостояние, использование дорогих предметов, дающих кратковременную прибавку к, например, харизме, подкуп, угрозы. И да, все это тоже стоит денег.

Europa 1400: The Guild
Europa 1400: The Guild

На старте руководить единственным предприятием придется самостоятельно. Можно, конечно, сразу доверить это дело ИИ-мастеру, но, во-первых, решения он принимает плохие, во-вторых, тогда вам будет нечего делать, в-третьих, вы быстро потеряете все деньги и окажетесь в тюрьме за долги. The End. Поэтому, если у вас не совсем туго с математикой и логикой, лучше повременить с наймом ИИ-мастера. Он не сможет определить, когда пришло время улучшать производственное здание, покупать и продавать ресурсы и товары.

Цены не статичны. Порой даже выгоднее пропустить продажу продукции на текущем ходу, дождаться взлета стоимости на следующем и сорвать куш. А перед отправкой повозки на рынок (и с рынка) не забывайте проверить ее состояние (необходимо всегда чинить) и снарядить самой дорогой охраной. В Europa 1400: The Guild на повозки умудряются нападать даже тогда, когда ей нужно проехать от здания до рынка всего шагов пятнадцать-двадцать. Умом игрушку не понять, в игрушку нужно верить.


Продолжение «Гильдии», включая все дополнения к нему, не сумели приблизиться к уровню первой части. И далеко не факт, что когда-нибудь выйдет игра, настолько же атмосферная, захватывающая и продуманная — за исключением некоторых вопиющих логических провалов, которые можно списать на долгострой и период разработки. Стоит признать, что 4HEAD Studios удалось создать по-настоящему классный симулятор/RTS/RPG, способный увлечь на многие часы. В итоге Europa 1400: The Guild получает 8,5 баллов из 10.

Комментарии: 1
Ваш комментарий

Да, помню в этой игре готов был проводить дни напролет, только она гадина этакая постоянно у меня вылетала и била сохранения, но атмосфера была зачетная и игра все равно затягивала. А потом вышла вторая часть которая была уже хуже, ну а про аддоны от Nordic games я вообще молчу они были ссаниной. Может 3-я часть будет нормальной, хотя ее опять же делают по заказу Nordic games, а у этих людей ничего святого нет и очень низкие стандарты качества.

4