Альвы, светлые и тёмные
В северных мифах описываются два волшебных народа, которые породили современных фэнтезийных эльфов и гномов, - это светлые альвы и тёмные альвы (свартальвы). Первые - красивые создания, чей облик «прекраснее солнца», а вторые живут в земле и на вид «чернее смолы».
При этом в игре мы встречаем отдельно светлых эльфов (многие убиты после бойни в Альвхейме), тёмных эльфов (они и погубили светлых; одни из противников Кратоса) и, собственно, гномов в лице Синдри и Брока. Судя по внешности, это именно что три разных народа.
Места
Мидгард
Срединный мир, где обитают люди и куда порой заглядывают боги. Что в мифах, что в игре это наша Земля с лесами, озёрами и горами. Вот только в God of War Мидгард представлен практически без мирных жителей. Мало того, что Кратос выбрал очень тихий и далёкий уголок, так ещё в последние годы стало холоднее и повсюду начала появляться нечисть — драугры и злые великаны.
Альвхейм
В мифах царство светлых альвов почти не описывается, так что разработчики могли дать волю фантазии. Они постарались показать этот мир разительно отличающимся от Мидгарда: с удивительной архитектурой, монументальными строениями, обилием ярких неземных растений и струящимся повсюду магическим светом.
Правда, на момент, когда в Альвхейме появляются Кратос и Атрей, там царят разруха и хаос — всё из-за того, что на дом альвов напали их тёмные собратья. Спартанец и мальчик отыскивают волшебный свет альвов, нужный им в путешествии, и заодно «чинят» дворец и изгоняют из него врагов. Даже жаль, что у нас нет повода здесь задержаться, — уж больно красив этот мир! Особенно в сравнении со следующим.
Хельхейм
Зловещее царство мёртвых, которым правит Хель, в мифах занимает невообразимо огромную территорию — нужно ведь куда-то вмещать все души умерших! Вопреки расхожему образу, этот мир напоминает скорее увядающий осенний лес с редкими садами и курганами, а не ледяные пустоши, показанные в игре (это скорее к Нифльхейму). Считается, что у Хель безграничная власть над миром имени себя и что богиня ощущает присутствие каждого обитателя и гостя. Перед вратами расположена «туристическая» область, которую странники ещё могут покинуть, но если они зайдут внутрь, то выбраться уже не получится — будь они даже богами (вспомним историю Бальдра). Весь мир окружён непроходимой рекой Гьёлль, а вход охраняют чудовищный пёс Гарм и великанша Модгуд.
Santa Monica взяли за основу более расхожее представление о Хель — здесь это мрачное, зловещее и очень холодное место, где вечно бушуют снежные бури и повсюду торчат ледяные глыбы. В путешествии по этому царству Кратос встречает не только воинственных мертвецов, но и то ли призраков, то ли галлюцинации — так Хель мучает тех, кто здесь оказался. Сперва мы видим образы из прошлого Бальдра, а затем сталкиваемся с самим Зевсом. Необычно наблюдать владыку Олимпа посреди пустошей ледяного мира!
Йотунхейм
Этот мир тоже не такое зловещее место, как принято считать. Обитель великанов представляет собой пустошь, усеянную огромными, пронзающими небеса горами. Помимо Каменных гор, в мифах упоминаются Железный лес и крепость-поселение Утгард.
В целом Йотунхейм из God of War примерно так и выглядит, вот только показывают его нам совсем немного — лишь в конце игры, когда Кратос и Атрей наконец-то развеивают прах Лаувейи. Главная достопримечательность этих мест — храм йотунов, где спартанец узнаёт свою судьбу.
Муспельхейм и Нифльхейм
В мифах сотворение мира началось после того, как мир огня Муспельхейм и мир льда и туманов Нифльхейм однажды сблизились друг с другом, и глыбы начали таять в пламени. Из этой воды появились инеистый великан Имир и корова Аудумла. Именно Имир позднее создал йотунов, а корова вылизала из камня Бури, прародителя асов.
Что Муспельхейм, что Нифльхейм — это дополнительные локации, которые в игре можно открыть, только если собрать особые рунические символы. В каждом из миров спартанца ждут суровые испытания, за которые он может получить ценные награды. В мире огня нужно сражаться с волнами врагов на аренах, а в мире тумана — совершать вылазки на постоянно меняющуюся территорию за отведённое время. Оба этих царства действительно похожи на свои прообразы, особенно удался вулканический Муспельхейм.
Рагнарёк
Согласно мифам, убийство Бальдра — одно из событий, что предшествовали Рагнарёку. Считается, что это поворотная точка, после которой Гибель богов стала неотвратима. В игре катализатором событий служат действия Кратоса и Атрея. В финале Мимир подтверждает, что грядет Фимбулвинтер — холодная зима, которая продлится три года. Это ещё один признак наступления Рагнарёка. Более того, если игрок продолжит исследовать мир после завершения основной сюжетной линии, то в Мидгарде пойдёт снег.
Очень похоже, что Santa Monica сделают Кратоса одним из действующих лиц в грядущей Гибели богов. С одной стороны, спартанец скорее обрадуется, когда узнает, что скандинавские боги вот-вот поубивают друг друга. С другой, Кратос не даёт в обиду смертных и их мир, и, вероятно, он постарается сделать всё, чтобы остановить Рагнарёк или как-то изменить его ход.
В мифологии Рагнарёк начнётся с того, что Фенрир разорвёт свои цепи и проглотит Солнце (которое успеет перед своей гибелью породить другое Солнце — так викинги описывали затмение). Мидгард погрузится в хаос, на земле будут бушевать землетрясения и ураганы — они разрушат горы и вырвут с корнями деревья. Из океана всплывёт Йормунганд, что приведёт к всемирному потопу (не очень логично с точки зрения физики, но так гласят мифы). А прямиком из врат Хельхейма появится Нагльфар — корабль из ногтей мертвецов, на котором Локи приведёт армию инеистых великанов в Асгард.
Из Муспельхейма в город богов по мосту Биврёсту отправится другая армия — огненных великанов во главе с владыкой Суртом. Асы объединятся против гигантов, и начнётся последняя битва, выжить в которой должны два сына Тора. Только вот в God of War Магни уже пал от руки Кратоса
Скорее всего, продолжение God of War охватит как минимум часть событий Рагнарёка — и создатели игры наверняка их интерпретируют по-своему. Взять хотя бы Локи, который в мифах должен «освободиться от пут» и возглавить великанов. Означает ли это, что настоящий бог раскроет свою истинную сущность? Или же мальчик настолько зарвётся (как это было примерно в середине игры), что решит оставить Кратоса и пойти по своему пути?
Конфликт Кратоса и Атрея хорошо вписывается в пророчество, которое мы увидели в конце God of War. И, что ещё важнее, в логику мира этой игры: боги обречены умирать от рук своих детей. То, что Бальдр пытался прикончить мать, — нормальный ход вещей для Атрея, ведь он полагает, что именно таков удел богов. И уж как-то подозрительно спокойно он обдумывает в конце игры, а не придётся ли ему со временем прикончить Кратоса.
Что, если студия убьёт спартанца и попрощается с титульным персонажем франшизы? Хотя игроки ещё не успели привыкнуть к его обновлённому образу, такой шаг напрашивается сам собой — Кратос уже давно заслужил покой и отдых. А его роль мог бы занять скандинавский бог войны Тюр, путешественник и мудрец. Впрочем, выстрел из пророчества можно истолковать как угодно — вплоть до того, что Кратос и Атрей просто разыграют сцену убийства, чтобы кого-то обвести вокруг пальца. Локи ведь всё-таки бог обмана!
Тор
В истинной концовке игры Кратоса и Атрея «спустя годы» навещает сам Тор. Сын Одина появляется очень пафосно, а на вопрос о том, кто он такой, лишь показывает Мьёльнир. Можно предположить, что бог пришёл отомстить спартанцу за смерть своего сына. Это мысль напрашивается сама собой и вполне соответствует прямолинейному характеру Тора из мифов.
Но всё может быть сложнее — возможно, бог пришёл к Кратосу за помощью, понимая, что без него с Рагнарёком не справиться. Этих двоих друзьями точно не назовёшь — скорее товарищами поневоле. В игре герои описывают сына Одина как очень кровожадного и безжалостного бога, и наверняка первая их встреча завершится знатным мордобоем. Тор ценит храбрость в воинах и, возможно, даже на фоне смерти сына способен увидеть в Кратосе могучего союзника. Да и, похоже, Тор не очень-то крепко любил своих отпрысков: он избил Моди за то, что тот сбежал с поля боя
Линия валькирий и Фрейя
Хотя победа над валькириями — это дополнительное высокоуровневое (и очень сложное!) задание, на вселенную игры оно влияет даже больше основной сюжетной линии. Подумаешь, семейная драма Фрейи и Бальдра, — без валькирий мёртвые не могли попасть в Хель! Лишь после того, как Кратос освободил дев-воительниц (победить, чтобы освободить, — ох уж эти суровые скандинавские нравы!), в мире восстановился привычный порядок вещей.
Скорее всего, сюжетную линию валькирий объединят с линией Фрейи, которая теперь жаждет отомстить. Мы уже видели в финале игры, на что способна богиня. И теперь, когда спартанец убил её сына и ей больше нечего терять, Фрейя наверняка станет для него грозным противником. В новой части её могут показать в амплуа истинной предводительницы валькирий. Дополнительная интрига состоит в том, что в мифах не указано, выживет ли богиня во время Рагнарёка, — так что тут разработчики вольны придумать любой исход.
Асгард и прочие миры
Поклонники игры остались недовольны, что некоторые миры оказались закрыты. Кратос не может побывать в Свартальвхейме (жилище гномов), Ванахейме (обители богов-ванов) и Асгарде (твердыне богов-асов). Да и в Йотунхейм мы заглядываем совсем ненадолго.
Раз уж последняя битва разворачивается в Асгарде, туда наверняка наведается и Кратос. Интересно посмотреть, как разработчики изобразят зал Вальгаллы и прочие чудесные места. Правда, всю величественность Асгарда игроки вряд ли смогут оценить — великаны точно многое порушат.
Если Асгард станет во второй части конечной точкой путешествия, то Ванахейм — скорее промежуточным этапом. Можно предположить, что герои отправятся туда, чтобы найти союзников из числа ванов для последней битвы. Почти все ваны связаны с природой, лесами и плодородием, поэтому их мир наверняка будет выглядеть как цветущий лес с огромными деревьями.
Быть может, Кратоса пригласят домой Брок и Синдри — и он посетит Свартальвхейм. В мифах это место описывается как огромная разветвлённая сеть пещер, куда не заглядывает солнце. А ещё это отличный кандидат на роль мира-испытания, какими были Муспельхейм и Нифльхейм в первой части. Зловещие гроты, узкие пещеры и полчища врагов — что может быть лучше для проверки навыков?
Противники
В скандинавских мифах осталось ещё много персонажей, которых Santa Monica могут задействовать в сиквеле.
Из ключевых богов в God of War пока что не хватает только Хель и Одина. Приключения Кратоса будут неразрывно связаны с убийствами и смертью, а значит, повелительница мёртвых наверняка обратит на него свой взор. Кроме того, спартанцу и мальчику удалось ускользнуть из её царства и заодно немного его порушить — чем не повод наконец-то поговорить с этим безумным храбрецом по душам?
А вот Всеотец если и появится пообщаться с Кратосом с глазу на глаз, то, скорее всего, или в самом финале сиквела, или вообще в третьей части. Создатели запланировали три игры в скандинавском сеттинге — логично оставить самого главного бога под конец, как это было с Зевсом.
И, раз уж раз дело идёт к Рагнарёку, разработчики просто не могут оставить в стороне Фенрира и Сурта. Бой с владыкой огненных великанов можно обставить ничуть не хуже, чем противостояние с драконом, — в разных локациях при разных условиях. А столкновение с чудовищным волком Фенриром наверняка обернётся гибелью для Одина, как в мифах. Но кто знает, может, Кратосу дадут спасти Всеотца?
***
На протяжении столетий люди черпали вдохновение из мифов. Толковать события «Эдд» можно бесконечно, и поэтому авторам до сих пор не надоело к ним обращаться, а читателям, зрителям и игрокам — знакомиться с результатами их труда. И дело не только в переиначивании сюжета. God of War — это ещё и впечатляющий труд художников, дизайнеров и разработчиков, усилиями которых Девять Миров по-настоящему ожили.
Засунули спартанца в нордическую мифологию, теперь ждем Кратоса в африканских легендах и ацтекских мифах. Спартанец vs Кетцалькоатль.