Ну кому нужна война
Варгеймы появились еще прежде персональных компьютеров, поэтому неудивительно, что именно они стали одними из первых электронных развлечений и со временем породили множество разновидностей стратегий. Тем не менее, разработчики до сих пор умудряются придумывать что-то новое даже в столь почтенном жанре.
Greed Corp., вышедшая в начале прошлого года на Xbox Live и PSN, теперь добралась до PC. Пусть вас не обманывает ее яркая и легкомысленная внешность. За ней скрывается суровый варгейм с множеством путей к победе, которые не изучишь за день или неделю оттачивать мастерство здесь можно месяцами.
Основы, как и в любой хорошей стратегии с множеством тактических возможностей, очень просты: есть территория, разбитая на шестиугольники-гексы, есть несколько враждующих сторон, которые должны ее захватить и избавиться от соперников. Десятков разновидностей юнитов здесь нет одни лишь забавно выглядящие шагоходы. На своей земле они могут перемещаться в любое место, на нейтральной или чужой лишь на один гекс. Если там находятся чужие войска, на захват нужно потратить такое же количество своих шагоходов.
Строятся войска на фабриках, а деньги на их наем и возведение построек приносят все принадлежащие игроку гексы. И, конечно, шахты стоят они совсем чуть-чуть, а денег собирают двойное количество со всех окружающих гексов.
Цена жадности
С ними-то и связана главная особенность игры: каждый ход шахты срубают один слой земли, пока не уничтожают поверхность полностью и не рушатся вниз, увлекая за собой все стоящие на ней здания и юнитов. Чуть пожадничаешь и в буквальном смысле подпилишь сук под собой. Все знакомые тактические методы приходится переосмысливать прямо на ходу представьте, если бы в шахматах на каждом ходу исчезал кусок поля со всеми фигурами, не убранными из опасной зоны. Таким образом, при захвате новой территории постоянно приходится думать, как бы сохранить баланс между заработком и безопасностью, и ставить новые фабрики и войска так, чтобы их не снесло в бездну на следующем ходу.
А враги всегда рады помочь ведь собственные шахты можно взрывать, раньше положенного уничтожая все вокруг, причем не только гексы поблизости, но и те, что связаны с ними и находятся на грани обрушения. Порой такая цепная реакция способна уничтожить до половины карты сразу мне это довелось испытать на собственной шкуре, когда компьютерный противник таким образом изящно избавился сразу от меня и еще одного соперника.
Даже при таком скромном наборе возможностей путей к победе открывается огромное множество, но прибавьте сюда еще и пушки: отличный способ избавиться от врагов на расстоянии. Каждый выстрел сносит несколько вражеских шагоходов и снижает уровень атакуемого гекса, а при удачном попадании отправляет в тартарары все вокруг.
Эндшпили и цейтноты
Однако артиллерия дело очень накладное и рискованное. Орудие сначала надо построить, затем снабдить его снарядами (причем каждый стоит как десяток шагоходов), и лишь потом можно стрелять а такой роскоши, как лишнее время, у вас никогда не будет. Порой начинается настоящая гонка вооружений кто быстрее зарядит пушку или успеет довести до нее свои войска. Происходит это, как правило, под конец партии, когда от всей территории остается лишь несколько разрозненных кусочков: вся остальная поверхность к этому моменту уже разрушена неуемной добычей ресурсов. Сложно, пожалуй, вообразить более наглядный антивоенный посыл: в стремлении победить врага любой ценой сражающиеся полностью уничтожают собственные земли.
Обмен артударами не единственный способ завершить матч. За гигантскую сумму можно купить одноразовый транспортник, который доставит шагоходы на любое расстояние. Только вот на какой гекс их именно перекинуть, когда у противника своих юнитов и «вертушек» достаточно отдельная задачка. Иногда доходит до смешного: остается, скажем, три игрока каждый на своем клочке и каждый ждет, куда же именно полетит какой противник. Даже партия на одной и той же карте всякий раз будет проходить иначе: враги пробуют новые приемы, совершают разные ошибки, да и постоянно изменяющийся ландшафт вносит свои коррективы.
Хроники умирающего мира Прежде чем соваться к живым соперникам (играть можно как вчетвером за одним компьютером, так и через интернет), стоит изучить все премудрости местной тактики в одиночной кампании. Для выбранного жанра сюжетные миссии предваряются, пожалуй, даже излишним количеством текста так, история первой из четырех доступных рас посвящена великому исходу на север, подальше от алчных соседей, безжалостно уничтожающих землю ради наживы. Остальные стороны также получили по своей мини-кампании, с нарастающей сложностью и все уменьшающимся временем для каждого хода. Первые несколько битв проскакиваешь без задержек, но дальше начинаются настоящие проблемы компьютерные соперники спуску не дают, и в совершенстве владеют всеми хитростями. Впрочем, для открытия последующих миссий не обязательно побеждать во всех предыдущих почти выигранная партия тоже дает достаточно очков, чтобы продвинуться дальше. Кроме того, кампания хороший способ познакомиться с миром Mistbound, придуманным разработчиками. Как они сами говорят, Greed Corp. лишь первый проект на основе этой вселенной, где жадность обитателей привела к почти полному уничтожению планеты.
Что можно покритиковать, так это отсутствие хоть каких-то особенностей у сторон помимо внешнего вида если не уникальный юнит, так хотя бы какой-нибудь бонус у каждой из рас внес бы разнообразие в сражения. Кроме того, раздражает невозможность изменять масштаб окинуть поле боя целиком сверху было бы очень полезно, но камера прибита слишком низко к земле. Уж что-что, а столь банальное улучшение в версии для PC сделать весьма легко но нет, разработчики поленились. Что до звука и картинки, то от скачиваемой игры сложно ожидать каких-то высот, но для данного формата проект выглядит очень достойно юниты и строения отлично анимированы (мои любимцы шагоходы фрименов, похожие на деревянные гравицапы), на заднем плане играют бодрые рэгтайм-мелодии, и вообще все вылизано до мелочей. В общем, устанете покорять мир в Civilization V разрушьте его до основания в Greed Corp.