Ну привет, мой не в меру любопытный несовершеннолетний друг, или великовозрастный ветеран цифровых полей битв жмакнувший на этот блог в надежде пустить ностальгическую слезу. Сегодня поговорим с вами о эре расцвета шутеров от первого лица последовавшей за выходом игры Doom. Конкретно сегодня я бы хотел потыкать палочкой в одну из частей квадралогии Heretic-heXen, а именно в Hexen.
Ничего не поняли и предыдущего предложения? Ну давайте попробуем в предысторию. В 1994 году компания raven software решила выкатить миру Heretic, шутер на базе модифицированного движка Doom, отличающийся от всех прочих своими механиками, глубокой проработкой лора и необычным фэнтезийным сеттингом. Одной из основной фишек игры стала возможность подбирать и использовать различные предметы и артефакты. Геймплейно я бы не сказал что она была дико затягивающей, но сюжет важен, важен для понимания происходящего. Главный герой игры - эльф по имени Корус, родной мир которого раздирается на части Змеиными всадниками. Эти змеиные всадники есть вселенское зло местного пошиба. Они сначала захватывают миры заселяя своими демоническими армиями, а потом пожирают их. Иногда действую чуть тоньше и захватывают разумы сильных колдунов дабы те своими руками подготовили мир к пришествию всадников. В первом heretic вам предстояло конкретно так пояснить одному из всадников, а именно Д.Спариллу, что он не прав. Эльф пришёл к успеху, самый слабы из трёх всадников был скукожен, два других решили - ну его нахрен этих эльфов. Но кушать хочется и вот один из оставшихся в живых змеиных всадников, Кронос, решил заглянуть в мир людей Хексен и тут мы плавно подлетам к нашему шурупу программы.
Полное название игры Hexen: Beyond Heretic как бы намекает нам на то, что игра является прямым продолжением. Вполне уже понятно что скукожить предстоит очередного главгада из троицы и вроде всё понятно - хватай топор руби всё что видишь, но тут опять же есть лор. Мир Hexe уже давно понял что магия - это огромная сила которой можно и нужно управлять. Имеешь силу - имеешь власть, рассудили властительные и сильные, да и давай делить сферы влияния, да так увлеклись этим делением и классовом расслоением, что те кто и силой не вышел, да ещё и в магии не шибко преуспел живут хуже чем те самы 99% известных микробов под гнётом туалетного утёнка. В игре три крупных ордена - орден, собственно, магов, во главе с Мелинкиром, орден воинов с самым отчаянным надерателем задниц Зедеком, и церковь, благополучно сидящая на обеих стульях и возглавляемая Традуксусом. Вот всех этих троих ребят, владеющих мощными артефактами, Кронос склонил на свою сторону и даровал артефакты некромантии. Ребята обрадовались новым цацкам и переметнулись на тёмную сторону оставив мир катиться в ещё большую задницу, чем та в которой он прибывал. Итого - нам нужно взлезть в шкуру представителя одного из орденов, взять в руки что-то максимально тяжёлое и начинать процесс истребления троих перебежчиков и самого главгада, попутно сметая попавших под горячую руку демонов. И вот сейчас мы подходим к самому интересному. Нет, не к геймплею.
Поговорим о механиках. Тут от движка оригинального Doom осталось лёгкое напоминание в виде некоторых элементов визуала, в остальном перелопачено многое. 1 - это реализация трёх разных классов. Точнее даже четырёх, но об этом позже. Воин, паладин и маг. Помимо внешних отличий отличаются они и набором оружия, а так же названиями уровней сложности. помимо эти, относительно понятных отличий, отличались у них и характеристики. Скорость влияет на скорость передвижения и атаки в ближнем бою, Сила так же отвечает за ближний бой, магия за максимальный запас разных видов маны, а броня - за процентное снижение урона. Да. В противовес вполне понятным и простым механикам Doom-оподобных игр, в Хексен реализована своя система брони в которой 0 означает получение полного урона, а 20 - практичеси полное его блокирование.
Броня может повышаться в зависимости от используемых артефактов, коих тут стало в разы больше относительно Херетик, так и понижаться, но не может стать ниже базового значения. Уже начал мало помалу разрываться шаблон? Крепитесь, дальше ещё интереснее.
В игре присутствует несколько типов урона - физически, огненный, ледяной, молния и взрыв. Последнее, это скорее способ распределения урона, но всё же. Помимо уязвимости некоторых монстров к конкретному типу, например кентавры получают максимальный урон от молний, зачастую меняется анимация смерти. К примеру - нанеся смертельные повреждения оружием атакующим льдом, вы превратите врага в глыбу льда и разобьёте её, при этом трупа не останется, а если противник мог взорваться, то взрыва не произойдёт. Видов оружия у каждого из классов всего 4, включая стартовое, но некоторые из них обладают разными эффектами в ближнем и дальнем бою, а так же могут использоваться как при наличии маны, та и при её отсутствии. К примеру, у клерика есть оружие змеиный посох, которое в ближнем бою вытягивает жизнь у противника, а у война есть топор который при наличии маны нужного типа становится дальнобойным оружием.
И да, роль боезапасов, как вы уже догадались, в игре исполняла мана. Мана бывает двух видов, по количеству дополнительного оружия (последнее использует обе). Простенькая треугольная даёт синюю, более серьёзная кубическая - зелёную и наикрутейшая многогранно-красная пополняет запас и той и другой. Думаю сопоставить оружие с маной проблем не составит. Ну а про предметы я вообще скромно умолчу, правда два отметить стоит - один, который вызывает вам в союзники огромного минотавра с молотом, который правда не может атаковать боссов, и тот что способен превратить противника в свинью. К слову, игрока тоже могут превратить в хрюшку, в таком случае ваше хп зафиксируется на 40 единица и бить вы сможет только тараня своим пяточком. И проходит эффект или со временем или с использованием определённого зелья.
Ну вроде как по механикам в игре всё и теперь можем...а нет, не можем. Хотя нижесказанное уже непосредственно поясняет за геймплей. Сама игра, чтобы вы понимали, не особо большая и спокойно проходится за 4-4,5 часа. Если знать куда идти...каждый эпизод это не набор замкнутых арен, что было свойственно прочим играм- наследникам Doom, тут всё гораздо интереснее. Дело в том что между локациями можно и нужно перемещаться. Дошли до закрытой двери к которой нет ключа? Пробегите назад, возможно где-то пропустили рычаг или не разбили пару статуй. Для движка Doom сохранять состояние предыдущих уровней было довольно сложной задачей, но ребята смогли, выкрутились и сделали игру с интересным миром. Да, Heretic сделал шаг в направлении более умных шутеров, но Hexen по-настоящему далеко ушёл в этом плане.
Ладно, давайте уже по самой игре хоть немного поговорим, а то я опять кучу вашего времени просрал на непонятные вещи. И вот тут есть небольшая проблемка...по игре мало что можно сказать. Сами локации запоминаются от и до. Разная стилистика оформления, красивые готические пейзажи и архитектура, очень сочные спрайты монстров которые при сравнительно небольшом разнообразии не набивают оскомину. Графика была на весьма приличном уровне, что не удивительно, ведь солидную часть геймплея приходится проводить в боях на короткой дистанции и художникам с программистами пришлось нехило так извернуться, дабы игрок не резал глаз об пиксели подходя к монстру на расстояние удара.
На удивление много объектов поддаются разрушению - разбивающимися витражами уже тогда мало кого можно было удивить, но лично я испытал нехилый прилив новый эмоций когда случайно разнёс какую-то статую. И да, я остервенением пустился бить всё что попадалось под руку. Я был маленьким и злым, смиритесь, мне можно.
Ладно-ладно. В самом начале игроку предстоит пройти испытание огнём, льдом и сталью пройдя эпизод 7 порталов, затем пробраться сквозь лес теней напрямки к семинарии Ересиарха. Там вдоволь порезвившись можно попасть в замок скорби, откуда прмяхонько к главгаду, прям через некрополь. Да, по сторонам во время экскурсии глазеть можно, но сильно не засматривайтесь. Игра не особо проста, даже на самом низком уровне сложности, так что не сильно замарачивайтесь. Если у вас получится вычищать локацию за локацией, а так же разобраться со всем разнообразием артефактов - вам будет в разы легче, чем игроку который как берсерк несётся через уровни. Но фишка Hexen в том, что в игре достаточно небольшой потолок силы, который достигается очень быстро и дальше перед вами остаются только толпы монстров, крепкие боссы и тактика. Только тактика и умение помогут пробежать эту игру.
В целом - моя однозначная рекомендация. посмотрим, может пройдусь по всем четырём играм. К слову почти у всех них есть вполне приятные переиздания с улучшеной графикой, но на мой вкус картинка в Hexen и так отличная и её возраст лишь подкидывает очков атмосферности.
Всем спасибо за внимание! Ах, ну да, видеоверсия!
Давно проходил, ну тут скорее Heretic больше подходит под список, если сравнивать как шутеры, потому что концепт хексена ближе к Action-Adventure с нихреновыми такими головоломками (обе части).
dony lucker Все верно сказал
dony lucker В принципе да. Так же, в принципе, ещё и РПГ-элементов в игре в достатке. Да, без полноценной прокачки и инвентаря, но вполне себе. В своё время она мне реально порвала шаблон. Сел, думал монстров постреляю, а тут какие-то штуки, хитрости, предметы и прочее.
Офигенная игруля с замороченными сложными многоуровневыми локациями. Атмосферная донельзя. Залипал в нее сутками напролёт в далёкие школьные годы. Сейчас вышли hd текстуры и я думаю повторить свой забег на максимальной сложности..Эх..были времена..
...
Чёрт, статья кайфовая, но скрины отвратительные. Почему не запустить и не заскринить Hexen на порте Zandronum? И будет без этого мыла и в HD. К тому же Zandronum держит fake 3d спрайты оружия (это когда 3д модель рисуется исходя из 2д спрайта кубиками) и некоторых вещей, которые авторы задумали ещё в 1995 году.
да тоже помню . вещь . жду полноценный римейк