Ровно две недели прошло с выхода Imperator: Rome в общий доступ (пресса и блогеры получили их еще раньше). Новая игра от Параходов сразу же получила высокие оценки изданий (за идею), ну а я хочу поделиться своим мнением о релизной версии Императора и ответить на вопрос заголовка.
В игре проведено более 30 часов: 2-3 часа обучающей компании за Рим, 20 часов за Деметию (племя в южном Уэльсе) и около 6 часов за галлов, обе партии на нормальном уровне сложности. В скриншотах прилагаю то, что меня порадовало больше всего.
==Общие впечатления==
Стоит оговориться сразу, что я большой поклонник шведской студии и с их играми познакомился еще в возрасте 4-5 лет. Imperator: Rome получился очень увлекающим для меня – в 10 вечера говоришь себе: «Сейчас закончу эту войну и пойду спать». Но не тут-то было! Просто так ты не уйдешь: вот тебе верность сразу всех полководцев на 40%. В итоге выходишь из игры, а часы показывают час ночи. Очень порадовала меня возможность быстро познакомиться с механиками Императора. Не приходится сидеть по несколько часов, читать дневники разработчиков и офигевать от того, как они все накрутили – все, кто играл в CK2 или EU4, меня поймут. В ванильной версии разберется даже неопытный игрок. Мне кажется, что я впервые могу такое сказать про игру шведской студии.
==Легкий старт?==
Первый раз я запускал игру уже с мнением «ничего нового, очередная ванильная покраска карты», которое сложилось у меня на основе стримов в предрелизную неделю. Учебная компания за Рим с огромным (4000 монет) бюджетом и быстрорастущими военными, гражданскими и ораторскими очками только укрепила мою уверенность. На юг полуострова я дошел где-то за полтора часа и стоял уже на границе с Сиракузами к концу второго часа игры. Не будь у меня необходимости восстанавливать армию перед войной с Этрурией и Сиракузами, то у меня ушло бы не более 130-135 минут на всю кампанию.
«Ладно, Рим сильный, мощный, богатый и все такое. Тем более я был не Железным человеком (Ironman), а простым смертным… Попробую-ка я за племя в Британии в Ironman», — подумал я после такой простой партии за Вечный город. И вот тут-то мое мнение поменялось кардинально. Я начинал партию 7 раз, из которых 3 раза менял государство – меня выносили в первой же войне. В этот самый момент понимаешь, что стать маляром будет не так легко: такая привилегия есть у максимум 6 государств (Рим, Карфаген, Македония, Фригия, Селевкиды и Маурья). Начиная играть, я вообще не сомневался, что к 500 году ad Urbia condicta (50 лет от начала игры) я захвачу весь Альбион. Как же я ошибался! К 526 году я владел только территорией Англии и Уэльса, а захват Шотландии обещал растянуться еще не несколько десятков лет и часов на 5 реального времени.
Практически такое же начало у меня было в Галлии. Правда, только с двумя перезапусками, но в обоих менял страну.
==…и вот я закрасил 50 провинций в свой цвет==
Похвально. А теперь развлекайтесь с ними и своими кланами. Ах уже республика или монархия? Не беда. Вот вам вместо вождей кланов неверные полководцы, придворные или лидеры партий. Говорите, у вас все верны и преданны своему правителю? Ну тогда вот вам половина провинций, которые теряют верность. Плюнув на планы по очередной войне с тремя соседями, начинаешь заниматься внутренней политикой и пытаешься избежать гражданской войны, которая неуклонно приближается и вспыхивает через 13 месяцев.
Глубокий вдох, медленно выдыхаем, «дальше идет непереводимая игра слов с использованием местных идиоматических выражений», полчаса бегаешь и осаждаешь все новые и новые столицы повстанцев. Спасибо Параходам: в патче 1.0.1 чутка они поправили повстанцев, и те теперь не создают себе новых столиц не пойми где, если вы займете предыдущую. Все, я победил повстанцев, предводителей повесил, а солдат помиловал. Можно я теперь начну войну с соседями? Попробуй, когда у тебя в армии из 12 когорт (одна когорта состоит из одной тысячи солдат) осталось полторы тысячи человек.
Интересно, не правда ли? А как же Альбион? Да дайте хотя бы Англию удержать! Тут понимаешь ценность каждого очка ораторского влияния, которые до этого 40 игровых лет сливал на верность полководцев и объявление войн своим прекрасным и замечательным соседям.
==Автор этого творчества чем вообще думал?==
Такой вопрос я задаю себе каждый раз, когда у меня заканчивается война, начинаются волнения в провинциях, заканчивается действие знамения. В игре есть пять важных ресурсов, которые и ограничивают вас в ваших желаниях: рекруты, военные, гражданские, ораторские и религиозные очки.
Начнем с рекрутов. Это просто беда. Идея для Paradox не нова. Это было еще в Victoria 2, не говоря про EU4, которая является родителем Императора. Если прирост людских ресурсов в Европе в районе 100 был чем-то очень маленьким и угрожал вашим военным потребностям, возможностям и способностям, то в Imperator: Rome это нормальный прирост для таких государств как Македония или племен Галлии и Британии лет через 20-30 после начала игры при условии строительства зданий, увеличивающих число рекрутов от города, и захвата огромного числа новых городов. Играть на самой высокой сложности просто нельзя – никакого плюса по бюджету, прирост рекрутов 100 человек в месяц, денег на наемников нет, зато у ваших врагов три-четыре армии наемников по 16-18 когорт. В результате поражение в войне. Превосходно! А восстановление максимального числа рекрутов занимает около 20 лет, если начинать с нуля.
Следующими являются военные очки. Практически бесполезны – за них вводятся военные традиции, совершаются некоторые действия с персонажами. Прироста в 6 очков в месяц вам будет достаточно, а 8 это уже очень много.
Гражданские очки, на мой взгляд, так же бесполезны и важны для трех-четырех ивентов, которые ну вообще никак не влияют, и для развития технологий. Но даже при игре за развитый Рим или Карфаген, который быстро открывает новые уровни технологий, хватает «гражданки», чтобы все открыть до нового уровня. Ну и для желающих переселить группу населения из одной провинции в другую – 20 очков гражданского влияния за группу.
Религиозные очки бесполезны как мешок с песком, привезенный в пустыню. Ну вот совсем. 200 очков раз в 5 лет тратиться на знамение, которое дает бонус к чему-то. 300 очков тратиться на повышение стабильности, которая падает раз в 30-40 лет при смене правителя. Ну ладно. 20 очков на триумф полководца или на попытку сдружиться с кем-то 50 очков (вариант «Зарезать в его/ее честь быка») выкладывается. Ну и еще 20 очков надо отдать на смену религии граждан, что вы не будете делать в первые лет 50 игры уж точно – просто не успеете дойти до другой религии.
Самые важные и самые трудно накапливаемые это очки ораторского влияния. За них делается все и вся в Императоре. Если при вашем правителе вы получаете хотя бы 8 очков, то это благословению Богов и надо зарезать всех пленных… А в среднем 5-6 в месяц, чего явно очень мало. Повод для объявления войны стоит 180 очков, введение нового закона – 250, культурная ассимиляция одной группы населения – 20 очков, а в городе живет по 8-10 групп населения, в результате получается ценник одной войны на один город. Да чтобы накопить на войну в среднем нужно 2 года! Это если все хорошие лапочки и вам не мешают. А еще есть неверные полководцы. Действие с ними стоит 20 ораторских очков. А еще есть у каждой провинции эдикт. По дефолту стоит смена эдикта 55 очков. Ее можно снизить технологиями, но это лишь лет через 50 при игре за племена и 30-35 при игре за Рим, Карфаген, Селевкидов и им всем подобным.
Одним словом, два ресурса из пяти играют большую роль, но вы вряд ли когда-либо накопите достаточное количество. Очень неприятный факт. Да и обидный, когда пытаешься создать Альбион к 500 году ad Urbia condicta. А для этого нужны все провинции, которые можно заселить. И тут вы тратите очки на войны со всеми подряд, на переселение групп в города рядом с пустыми территориями, чтобы их колонизировать, чтобы в соседнем городе было хотя бы 10 групп. Да, тут нужно гражданское влияние. Но давайте просто посчитаем. В Британии 14 провинций. Чтобы взять провинцию в войне, вы должны захватить ее столицу, и она должно граничить с вашей территорией или территорией другой провинции, оговоренной в мирном договоре. Именно с провинцией, а не с городом. Так как каждая провинция разделена между тремя-четырьмя государствами, то нужно провести три-четыре войны. Начинаем подсчеты. 180х14х3.5:6=1470 месяцев (3.5 – это среднее количество государств на провинцию, если что) в среднем может уйти на сбор ораторских очков на создание претензий при самых неблагоприятных обстоятельствах, если больше ни на что не тратиться. Конечно, за одну войну по началу можно захватить провинции у разных государств, но дальше становится уже сложнее, так как границ становится меньше и меньше.
==39% положительных отзывов в Steam==
У меня стоит немецкий Steam, и читаю я немецкие отзывы. И я встретил минимум отзывов с большим пальцем вниз из-за багов. Да, они есть. Они есть в локализации, в «вечном» перемирии, из-за чего мне пришлось отказываться от успешно начатой партии за племя галлов и запускать за другое, так как Параходы сделали смену правителей от запуска к запуску. ИИ тупит в какие-то моменты.
Но это провал. Это худший результат шведской студии за всю ее историю для версии 1.0. Остается надеяться, что Paradox учтет жалобы игроков к выпуску патча 1.1, который планируется уже в июне. Говорить о качестве, к сожалению, не приходится. Хороший возврат к CK2 и EU4, к их механикам и задумкам, но игра очень страдает из-за своих собственных механик, которые были очень некачественно протестированы. Даже не понятно, чем занимались люди из тестирующего отдела студии, если было выпущено такое… Мне, честно говоря, обидно. Ждем патча и надеемся на разумность студии, не выпускать еще одну версию с багами и косяками.
В заключении отвечу кратко на вопрос из заголовка. Нет, это не симулятор маляра и на покраску всей карты у вас уйдет много времени, что вам раньше надоест и взбесит из-за продолжительности осад и ассимиляции населения новых территорией, которое вечно недовольно.
Самая слабая игра парадоксов , ожидал большего , даже с учётом того , что все их игры становятся на 100 процентов играбельными , только после выхода нескольких длц
gloccc Предыдущий рим был еще слабее. Так получилось что именно рим у них проходняк перед основными проектами. Император еще играбельным вышел, в отличие от прошлого.
toito Что то я не знаю никаких предыдущих игр серии Рим от парадоксов
gloccc Europa Universalis: Rome
https://store.steampowered.com/app/23420/Europa_Universalis_Rome__Gold_Edition/?snr=1_1056_ajaxgetfilteredrecommendations_&curator_clanid=4117016
zudmitt Это аддон к совершенно другой игре
gloccc 2008 – Europa Universalis: Rome крайне слабая игра.
А ещё за военные очки можно дороги строить, отрядами минимум в 10 когорт.
Samuil84 Это кто-то делает?))) Extor Menoger Ну по сути смесь Европы с Крусадерами. Только не самая лучшая gloccc 39% отзывов с большим пальцем вверх говорят сами за себя. А задел под DLC шведы оставили огромный - вся восточная Германия и праславянские племена вообще не затронуты.
YourgenAP Будут обновления сто пудов! Всё выглядит слишком сыровато.
Oleg_49171780 В июне вроде патч 1.1 "Помпеи" должен выйти. А дальше только через полгода с первым ДЛЦ
YourgenAP Я пробовал =)
Samuil84 оно серьезно помогает? я просто как-то вообще не заметил эффекта на полях Британии
Я бы многое простил, но боёвка из Европы уже в печенках сидит.
Wlados3d Ну боевка все-таки изменилась. Можно выбрать тактики, но работает это как-то через одно место
Из всех вышедших стратегий только Тропико 6 и Anno 1800 выстрелили нормально.
Arthur Morgan RD2 только вот проблема. Эти игры нельзя назвать стратегиями в самом понимании этого слова. Это все-таки больше градостроительные симуляторы
Наиграл часов 30-40. Да это симулятор маляра. Как это не прискорбно. Контент просто пожалели. Оставили для ДЛС. Больше на ранний доступ или бета тест похоже.
_Salar_ Если играть за Рим или Карфаген, то да. За племена можно закрасить карту, но надоедает это однообразие "Собрал армию - напал - захватил" Никита Войнов Да кто знает, кто был в этих регионах во времена Рима. Вот под них прям есть участок карты уже нарисованный, но он пока недоступен. ColonelJason Это конечно да, но такое же было время и в феодальную эпоху, которая в СК2. Но в СК2 это не было самоцелью. А в Императоре из-за недоразвитости механик сената/совета, управления персонажами это оказалось самоцелью, как в Хойке, чего, на мой взгляд, не должно было быть. Ну а для совета и семьи ждем какой-нибудь а-ля Конклав
Ужасная игра,а после запрета нанимать войска и воевать сначала только ополчением играть за страны не входящие в топ вообще невозможно. Остается нам играть только так как задумали разработчики. Хлам а не игра.
Очередной рескин уневерсальной европы