на главную
об игре

Imperator: Rome. Очередной симулятор маляра?

Ровно две недели прошло с выхода Imperator: Rome в общий доступ (пресса и блогеры получили их еще раньше). Новая игра от Параходов сразу же получила высокие оценки изданий (за идею), ну а я хочу поделиться своим мнением о релизной версии Императора и ответить на вопрос заголовка.
В игре проведено более 30 часов: 2-3 часа обучающей компании за Рим, 20 часов за Деметию (племя в южном Уэльсе) и около 6 часов за галлов, обе партии на нормальном уровне сложности. В скриншотах прилагаю то, что меня порадовало больше всего.

==Общие впечатления==

Стоит оговориться сразу, что я большой поклонник шведской студии и с их играми познакомился еще в возрасте 4-5 лет. Imperator: Rome получился очень увлекающим для меня – в 10 вечера говоришь себе: «Сейчас закончу эту войну и пойду спать». Но не тут-то было! Просто так ты не уйдешь: вот тебе верность сразу всех полководцев на 40%. В итоге выходишь из игры, а часы показывают час ночи. Очень порадовала меня возможность быстро познакомиться с механиками Императора. Не приходится сидеть по несколько часов, читать дневники разработчиков и офигевать от того, как они все накрутили – все, кто играл в CK2 или EU4, меня поймут. В ванильной версии разберется даже неопытный игрок. Мне кажется, что я впервые могу такое сказать про игру шведской студии.

Так плохо было со зрением, что даже не заметила, что селедка протухла
Так плохо было со зрением, что даже не заметила, что селедка протухла

==Легкий старт?==

Первый раз я запускал игру уже с мнением «ничего нового, очередная ванильная покраска карты», которое сложилось у меня на основе стримов в предрелизную неделю. Учебная компания за Рим с огромным (4000 монет) бюджетом и быстрорастущими военными, гражданскими и ораторскими очками только укрепила мою уверенность. На юг полуострова я дошел где-то за полтора часа и стоял уже на границе с Сиракузами к концу второго часа игры. Не будь у меня необходимости восстанавливать армию перед войной с Этрурией и Сиракузами, то у меня ушло бы не более 130-135 минут на всю кампанию. 

«Ладно, Рим сильный, мощный, богатый и все такое. Тем более я был не Железным человеком (Ironman), а простым смертным… Попробую-ка я за племя в Британии в Ironman», — подумал я после такой простой партии за Вечный город. И вот тут-то мое мнение поменялось кардинально. Я начинал партию 7 раз, из которых 3 раза менял государство – меня выносили в первой же войне. В этот самый момент понимаешь, что стать маляром будет не так легко: такая привилегия есть у максимум 6 государств (Рим, Карфаген, Македония, Фригия, Селевкиды и Маурья). Начиная играть, я вообще не сомневался, что к 500 году ad Urbia condicta (50 лет от начала игры) я захвачу весь Альбион. Как же я ошибался! К 526 году я владел только территорией Англии и Уэльса, а захват Шотландии обещал растянуться еще не несколько десятков лет и часов на 5 реального времени. 
Практически такое же начало у меня было в Галлии. Правда, только с двумя перезапусками, но в обоих менял страну. 

Что это за несчастный случай?
Что это за несчастный случай?

==…и вот я закрасил 50 провинций в свой цвет==

Похвально. А теперь развлекайтесь с ними и своими кланами. Ах уже республика или монархия? Не беда. Вот вам вместо вождей кланов неверные полководцы, придворные или лидеры партий. Говорите, у вас все верны и преданны своему правителю? Ну тогда вот вам половина провинций, которые теряют верность. Плюнув на планы по очередной войне с тремя соседями, начинаешь заниматься внутренней политикой и пытаешься избежать гражданской войны, которая неуклонно приближается и вспыхивает через 13 месяцев. 

Глубокий вдох, медленно выдыхаем, «дальше идет непереводимая игра слов с использованием местных идиоматических выражений», полчаса бегаешь и осаждаешь все новые и новые столицы повстанцев. Спасибо Параходам: в патче 1.0.1 чутка они поправили повстанцев, и те теперь не создают себе новых столиц не пойми где, если вы займете предыдущую. Все, я победил повстанцев, предводителей повесил, а солдат помиловал. Можно я теперь начну войну с соседями? Попробуй, когда у тебя в армии из 12 когорт (одна когорта состоит из одной тысячи солдат) осталось полторы тысячи человек.

Жена застукала мужа с другим мужчиной в постели. O tempora!
Жена застукала мужа с другим мужчиной в постели. O tempora!

Интересно, не правда ли? А как же Альбион? Да дайте хотя бы Англию удержать! Тут понимаешь ценность каждого очка ораторского влияния, которые до этого 40 игровых лет сливал на верность полководцев и объявление войн своим прекрасным и замечательным соседям.

==Автор этого творчества чем вообще думал?==

Такой вопрос я задаю себе каждый раз, когда у меня заканчивается война, начинаются волнения в провинциях, заканчивается действие знамения. В игре есть пять важных ресурсов, которые и ограничивают вас в ваших желаниях: рекруты, военные, гражданские, ораторские и религиозные очки. 

Начнем с рекрутов. Это просто беда. Идея для Paradox не нова. Это было еще в Victoria 2, не говоря про EU4, которая является родителем Императора. Если прирост людских ресурсов в Европе в районе 100 был чем-то очень маленьким и угрожал вашим военным потребностям, возможностям и способностям, то в Imperator: Rome это нормальный прирост для таких государств как Македония или племен Галлии и Британии лет через 20-30 после начала игры при условии строительства зданий, увеличивающих число рекрутов от города, и захвата огромного числа новых городов. Играть на самой высокой сложности просто нельзя – никакого плюса по бюджету, прирост рекрутов 100 человек в месяц, денег на наемников нет, зато у ваших врагов три-четыре армии наемников по 16-18 когорт. В результате поражение в войне. Превосходно! А восстановление максимального числа рекрутов занимает около 20 лет, если начинать с нуля.

Ну очень нерешительный ИИ
Ну очень нерешительный ИИ

Следующими являются военные очки. Практически бесполезны – за них вводятся военные традиции, совершаются некоторые действия с персонажами. Прироста в 6 очков в месяц вам будет достаточно, а 8 это уже очень много. 

Гражданские очки, на мой взгляд, так же бесполезны и важны для трех-четырех ивентов, которые ну вообще никак не влияют, и для развития технологий. Но даже при игре за развитый Рим или Карфаген, который быстро открывает новые уровни технологий, хватает «гражданки», чтобы все открыть до нового уровня. Ну и для желающих переселить группу населения из одной провинции в другую – 20 очков гражданского влияния за группу.

Я ее высек, а она...
Я ее высек, а она...

Религиозные очки бесполезны как мешок с песком, привезенный в пустыню. Ну вот совсем. 200 очков раз в 5 лет тратиться на знамение, которое дает бонус к чему-то. 300 очков тратиться на повышение стабильности, которая падает раз в 30-40 лет при смене правителя. Ну ладно. 20 очков на триумф полководца или на попытку сдружиться с кем-то 50 очков (вариант «Зарезать в его/ее честь быка») выкладывается. Ну и еще 20 очков надо отдать на смену религии граждан, что вы не будете делать в первые лет 50 игры уж точно – просто не успеете дойти до другой религии.

Самые важные и самые трудно накапливаемые это очки ораторского влияния. За них делается все и вся в Императоре. Если при вашем правителе вы получаете хотя бы 8 очков, то это благословению Богов и надо зарезать всех пленных… А в среднем 5-6 в месяц, чего явно очень мало. Повод для объявления войны стоит 180 очков, введение нового закона – 250, культурная ассимиляция одной группы населения – 20 очков, а в городе живет по 8-10 групп населения, в результате получается ценник одной войны на один город. Да чтобы накопить на войну в среднем нужно 2 года! Это если все хорошие лапочки и вам не мешают. А еще есть неверные полководцы. Действие с ними стоит 20 ораторских очков. А еще есть у каждой провинции эдикт. По дефолту стоит смена эдикта 55 очков. Ее можно снизить технологиями, но это лишь лет через 50 при игре за племена и 30-35 при игре за Рим, Карфаген, Селевкидов и им всем подобным. 

Вот понесло же на охоту в 75 лет
Вот понесло же на охоту в 75 лет

Одним словом, два ресурса из пяти играют большую роль, но вы вряд ли когда-либо накопите достаточное количество. Очень неприятный факт. Да и обидный, когда пытаешься создать Альбион к 500 году ad Urbia condicta. А для этого нужны все провинции, которые можно заселить. И тут вы тратите очки на войны со всеми подряд, на переселение групп в города рядом с пустыми территориями, чтобы их колонизировать, чтобы в соседнем городе было хотя бы 10 групп. Да, тут нужно гражданское влияние. Но давайте просто посчитаем. В Британии 14 провинций. Чтобы взять провинцию в войне, вы должны захватить ее столицу, и она должно граничить с вашей территорией или территорией другой провинции, оговоренной в мирном договоре. Именно с провинцией, а не с городом. Так как каждая провинция разделена между тремя-четырьмя государствами, то нужно провести три-четыре войны. Начинаем подсчеты. 180х14х3.5:6=1470 месяцев (3.5 – это среднее количество государств на провинцию, если что) в среднем может уйти на сбор ораторских очков на создание претензий при самых неблагоприятных обстоятельствах, если больше ни на что не тратиться. Конечно, за одну войну по началу можно захватить провинции у разных государств, но дальше становится уже сложнее, так как границ становится меньше и меньше.

==39% положительных отзывов в Steam==

У меня стоит немецкий Steam, и читаю я немецкие отзывы. И я встретил минимум отзывов с большим пальцем вниз из-за багов. Да, они есть. Они есть в локализации, в «вечном» перемирии, из-за чего мне пришлось отказываться от успешно начатой партии за племя галлов и запускать за другое, так как Параходы сделали смену правителей от запуска к запуску. ИИ тупит в какие-то моменты. 

Но это провал. Это худший результат шведской студии за всю ее историю для версии 1.0. Остается надеяться, что Paradox учтет жалобы игроков к выпуску патча 1.1, который планируется уже в июне. Говорить о качестве, к сожалению, не приходится. Хороший возврат к CK2 и EU4, к их механикам и задумкам, но игра очень страдает из-за своих собственных механик, которые были очень некачественно протестированы. Даже не понятно, чем занимались люди из тестирующего отдела студии, если было выпущено такое… Мне, честно говоря, обидно. Ждем патча и надеемся на разумность студии, не выпускать еще одну версию с багами и косяками. 

В заключении отвечу кратко на вопрос из заголовка. Нет, это не симулятор маляра и на покраску всей карты у вас уйдет много времени, что вам раньше надоест и взбесит из-за продолжительности осад и ассимиляции населения новых территорией, которое вечно недовольно.

Комментарии: 25
Ваш комментарий

Самая слабая игра парадоксов , ожидал большего , даже с учётом того , что все их игры становятся на 100 процентов играбельными , только после выхода нескольких длц

7

gloccc Предыдущий рим был еще слабее. Так получилось что именно рим у них проходняк перед основными проектами. Император еще играбельным вышел, в отличие от прошлого.

0

toito Что то я не знаю никаких предыдущих игр серии Рим от парадоксов

0

gloccc Europa Universalis: Rome

Спойлер

https://store.steampowered.com/app/23420/Europa_Universalis_Rome__Gold_Edition/?snr=1_1056_ajaxgetfilteredrecommendations_&curator_clanid=4117016

1

zudmitt Это аддон к совершенно другой игре

-1

gloccc 2008 – Europa Universalis: Rome крайне слабая игра.

0

А ещё за военные очки можно дороги строить, отрядами минимум в 10 когорт.

0

Samuil84 Это кто-то делает?))) Extor Menoger Ну по сути смесь Европы с Крусадерами. Только не самая лучшая gloccc 39% отзывов с большим пальцем вверх говорят сами за себя. А задел под DLC шведы оставили огромный - вся восточная Германия и праславянские племена вообще не затронуты.

0

YourgenAP Будут обновления сто пудов! Всё выглядит слишком сыровато.

2

Oleg_49171780 В июне вроде патч 1.1 "Помпеи" должен выйти. А дальше только через полгода с первым ДЛЦ

0

Samuil84 оно серьезно помогает? я просто как-то вообще не заметил эффекта на полях Британии

0

Я бы многое простил, но боёвка из Европы уже в печенках сидит.

0

Wlados3d Ну боевка все-таки изменилась. Можно выбрать тактики, но работает это как-то через одно место

1

Из всех вышедших стратегий только Тропико 6 и Anno 1800 выстрелили нормально.

0

Arthur Morgan RD2 только вот проблема. Эти игры нельзя назвать стратегиями в самом понимании этого слова. Это все-таки больше градостроительные симуляторы

0

Наиграл часов 30-40. Да это симулятор маляра. Как это не прискорбно. Контент просто пожалели. Оставили для ДЛС. Больше на ранний доступ или бета тест похоже.

0

_Salar_ Если играть за Рим или Карфаген, то да. За племена можно закрасить карту, но надоедает это однообразие "Собрал армию - напал - захватил" Никита Войнов Да кто знает, кто был в этих регионах во времена Рима. Вот под них прям есть участок карты уже нарисованный, но он пока недоступен. ColonelJason Это конечно да, но такое же было время и в феодальную эпоху, которая в СК2. Но в СК2 это не было самоцелью. А в Императоре из-за недоразвитости механик сената/совета, управления персонажами это оказалось самоцелью, как в Хойке, чего, на мой взгляд, не должно было быть. Ну а для совета и семьи ждем какой-нибудь а-ля Конклав

3

Ужасная игра,а после запрета нанимать войска и воевать сначала только ополчением играть за страны не входящие в топ вообще невозможно. Остается нам играть только так как задумали разработчики. Хлам а не игра.

0

Очередной рескин уневерсальной европы

-6