
Вопрос: Может быть, это прозвучит глупо, но мне интересно: если я покупаю игру спустя годы после ее релиза — кто получает мои деньги?
Это не звучит глупо. На самом деле, даже удивительно, насколько непрозрачен этот процесс. Когда вы покупаете игру, деньги переходят из рук в руки. Но в чьи руки? Куда эти деньги идут и в каком количестве?
Представим гипотетическую лицензированную игру. Мы рассмотрим как вариант ее розничной продажи, так и цифрового распространения. В будущем, я, возможно, вернусь к этой теме и расскажу про вариант с подпиской и freemium. Но сначала давайте поговорим про наиболее обычные случаи.
Скажем, наша игра называется «Голодные игры 4: Голод не тётка». Она стоит на полке в розничном магазине Bal-mart или Warget недалеко от вашего дома. Вот как можно отследить цепочку её поставки:
Ваш розничный магазин (“ритейлер”) закупает игры у дистрибьюторов или напрямую у издателя. Они помечают копии на отгрузку и продают их вам, извлекая прибыль. Здесь появляются термины «продажа» и «отгрузка». Когда говорят про отгрузку 4 миллионов копий, это значит, что розничные магазины и сети купили 4 миллиона копий и выставили их на прилавки. Если потребители не покупают продукт, то у магазина появляется куча товара, за который были уплачены деньги, но который невозможно продать. Магазин в таком случае несчастлив. Когда говорят о продажах 4 миллионов копий, это значит, что 4 миллиона копий были проданы конечному потребителю. Цифры продаж всегда ниже цифр отгрузок. Если у ритейлера остается слишком много непроданного товара, то он либо терпит убыток, избавляясь от него по сниженной цене, либо пытается вернуть свои вложения. Счета за доставку товара со складов в магазины и накладные расходы для организации продажи оплачивает ритейлер. Но за расходы на поставку игр на склады ритейлеров, а также по производству и упаковке игр берет на себя издатель.

Японский ретромагазин игр Omocha Souko. Фото: famicomblog.blogspot.ru
Обычно издатель зарабатывает на отгрузках, а не на продажах (хотя, разумеется, его очень волнуют цифры продаж). Однако издатель не оставляет все деньги себе. Им приходится делиться выручкой со многими людьми, остальное — оставлять себе. Если издатель распространяет игру цифровым способом, а не в рознице, тогда свой процент с продаж имеет платформа цифровой дистрибуции. Steam, App Store, Origin, PSN, XBLA, и Google Play берут порядка 30% от каждой продажи на своих платформах.
При продаже игры на консолях, лицензионный сбор получает производитель конкретной марки консоли. Так зарабатывают Sony, Microsoft и Nintendo на тех играх, которые не разрабатывают сами. Так они возвращают убыток, который образуется при продаже устройств. Они получают прибыль с каждой проданной игры, даже если не разработали ее сами. Размер лицензионного сбора варьируется в зависимости от издателя и производителя консоли, а также типа игры. Таким образом появляется и важный стимул появления эксклюзивов: представьте, что, например, Microsoft хочет сделать нашу гипотетическую игру эксклюзивом на Xbox One. Они предлагают отменить сбор за процесс сертификации и снизить (гипотетический) лицензионный сбор с 30% до 10% в обмен на соглашение об эксклюзивном выпуске продукта, плюс бесплатная реклама на XBL и других медиа и изданиях, принадлежащих Microsoft.

Главный офис Sony. Фото: classicalite.com
Если игра основана на лицензии (как «Голодные игры», NFL или «Микки-маус»), то здесь также существует процесс перехода денег из рук в руки. Держатели лицензий вырабатывают контракты с издателями. Они могут получить долю от продаж игры либо фиксированную плату либо некое сочетание первого и второго. Кроме того, обычно существуют связанные с лицензиями правила, например: «Джеймс Бонд всегда сражается достойно и никого не убивает — за исключением случаев, когда возникает прямая угроза его жизни» или «Вам не разрешается показывать игроков высшей бесбольной лиги дерущимися».
Команда разработчиков также иногда получает процент от продаж, однако он ограничивается и контролируется. Им уже платили зарплату за их работу в ходе создания игры, но часто существует некий бонус или роялти с продаж игры, который является наградой за высокие продажи. Это небольшая цифра, но в общей структуре продаж она играет роль. Часто требования для выплаты бонусов это сочетание показателей продаж и оценки игры на Metacritic. Смысл подобного — избежать выплаты награды за производство плохой игры с высокими продажами. В такой ситуации издатель скорее вознаградит усилия отделов маркетинга и лицензирования. Подобные бонусы и роялти выплачиваются в первый год продаж. После этого команда прекращает их получать — как правило, потому, что показатели продаж спустя этот период времени слишком низкие.
Иногда бывает так, что команда разработчиков сотрудничает с издателем, а не работает на него. В таком случае между ними существует некий контракт, в котором прописаны сборы за дистрибуцию, маркетинг и прочее. В таком случае команда разработчиков получает бо́льшее вознаграждение с продаж (обычно ценой отказа от получения регулярной зарплаты в ходе разработки).

Respawn Enterteinment — независимая студия, сотрудничающая с Electronic Arts по программе EA Partners. Фото: wikipedia.org
Если вы покупаете старую игру, все зависит от того, где именно вы ее купили. Если это ритейл, то, скорее всего, ваши деньги получает непосредственно магазин, в котором вы делаете покупку: дистрибьютор ведь уже давным-давно получил оплату за отгрузку. Магазин в этом случае просто пытается избавиться от остатков товара. Если же вы делаете покупку онлайн, то уплаченная сумма разбивается на проценты и уходит соответствующим получателям, указанным в соглашении (платформа цифровой дистрибуции, издатель, держатель лицензии и т.д.)
хороший блог, интересный
Первый нормальный блог от этого юзера😀
Ничего себе, вот так сидят уже давно не поддерживаю игру, да и забыли уже что выпускали, а тут бац и денюжка капает))
MarinaMandarin это миф, дальше стима деньги не уходят. Лишь чисто символические копейки разрабу, ибо процесс непрозрачен, и продажи может отследить лишь владелец магазина, но никак не разраб.
Altanhan В смысле непрозрачен? Стим предоставляет разрабам/издателям статистику продаж поштучно, с информацией в какой стране и когда были совершенны покупки. Плюс статистика того, у скольких пользователей игра находится в вишлисте. Другое дело, бывает такое, что издатель скрывает от разработчика точные цифры продаж. И до суда дело доходило, а недавно к Галёнкину стучалась какая-то студия с вопросами, потому что Steam Spy показывал им кардинально другие цифры от того, что говорил издатель, и они больше верили Steam Spy :)
NPhysicist вот именно. Отчет придумать и прислать - влегкую. Реальных цифр не узнают разрабы никогда.
Altanhan Откуда ты знаешь?)) Причастен к этой индустрии или просто догадываешься?)
У разработчиков идет сдельная зарплата от выполненной работы. То есть сделал модельку персонажа, получил за это денежку. А на продажах игр зарабатывают издатели игр.
Demon_DDD Не обязательно сдельная, чаще всего просто зарплата по трудовому договору - столько-то в месяц и все. А продажи волнуют только издателей.
А за Titan Quest кто деньгу получает? Iron Lore и THQ (разработчик/издатель) закрылись.
Получает тот у кого права на игру. Тоесть как правило это издательства или его учредители. В любом случае все зависит от контракта. Плюс понятие покупки старой игры тоже растяжимое. Если это игра уже была выкуплена продавцом под реализацию но у него зажелась то только он. В отличии от нас там за бугром с этим проблем нет там целый компании этим занимаются защитой т.н. прав авторов. У нас если мне память не изменяет 2-3 конторки которые у всех на слуху. Как часто в прессе видно что они высылают автором причитающееся им но и сами разумеется живут хорошо. Либо за часть авторских либо за то что авторы платят им т.н. взносы за т.н. защиту их прав. Всякое и тоже все зависит от контрактов... choa учредители этих издательств и получают.
Как я понял, если я куплю thief gold на gog никто из разработчиков несуществующей нынче looking glass не получит ни рубля? Зачем тогда покупать...?