на главную
об игре

История на кончиках пальцев: какая часть Assassin's Creed самая достоверная?

Сегодня состоялся релиз Assassin's Creed Shadows. Действие игры происходит в Японии XVI века и она уже подверглась значительной критике за исторические неточности и культурные искажения.

В этом материале мы попробуем разобраться, насколько верно изображена история в прошлых частях Assassin's Creed, пытаясь оценить ее историческую достоверность.

С момента появления серии игр Assassin's Creed от Ubisoft, вопросы о ее исторической точности остаются предметом горячих обсуждений. Подобно вечному противостоянию ассасинов и тамплиеров, существуют две противоположные стороны: одни критикуют серию за явные исторические неточности, а другие игнорируют эти расхождения, ценя в игре богатство исторического контекста и предпочтение отдают общему смыслу, а не деталям.

Кто из них прав? Давайте попробуем разобраться и выяснить, какая именно прошлая часть саги Assassin's Creed наиболее исторически точна.

Assassin's Creed

Первая встреча с ассасинами состоялась более восемнадцати лет назад, когда началась эпоха седьмого поколения игровых консолей. Игра переносит нас в Святую Землю времен Третьего крестового похода — одну из самых известных военных кампаний в истории, что является довольно рискованным выбором для видеоигры, стремящейся выделиться среди множества конкурентов (особенно в тот период, когда Ближний Восток не был особенно приветливо воспринят западной аудиторией). Тем не менее, это был удачный выбор, ведь скрытая война между ассасинами и тамплиерами действительно происходила в это время и на этом участке земли.

Правильность исторических событий

Нельзя не заметить, что создатели игры, Патрис Дезиле и Джейд Реймонд, не слишком строго придерживались реальных дат и событий Третьего крестового похода, что касается времени, мест и обстоятельств гибели многих персонажей, встречающихся в игре.

Например, Вильгельм Монферратский умер от естественных причин в Тире, а не в Акре, как это показано в игре. Робер де Сабле, главный антагонист игры, умер в 1193 году, через два года после событий игры, а не в ходе дуэли, как утверждается в сюжете. А Аль-Муалим (или Рашид аль-Дин Синан), наставник ассасинов из Масиафа, тоже скончался в 1193 году.

Однако в игре можно найти и явные несоответствия с реальностью, такие как изображение Мечети Скалы с золотым куполом, который был добавлен в 1959 году, поскольку оригинальная структура была разрушена вскоре после постройки в 691 году.

В игре отсутствует упоминание о еврейском населении, а также есть элементы, которые не были характерны для того времени, например, готический собор в Акре и использование термина «крестовый поход», который был введен в обиход только в XIX веке (в то время европейцы называли его «итер» или «перегринатио», а мусульмане — «франкской войной»).

Кроме того, арабский народ, как правило, рассматривал борьбу с франками как незначительное событие на фоне внутренних конфликтов, и только после смерти Саладина его коалиция распалась.

Ассасины и тамплиеры: неожиданные союзники?

Интересной особенностью является тот факт, что реальные ассасины гораздо чаще сотрудничали с тамплиерами, чем с другими группами, считавшимися их соперниками. Это было настолько очевидно, что они открыто взяли на себя ответственность за убийство короля Иерусалима Конрада Монферратского, чтобы защитить репутацию Ричарда I Львиное Сердце, которого могли несправедливо обвинить в подстрекательстве.

Интересен и французский акцент Ричарда I, который легко не заметить за русским дубляжом, но его наличие не стоит игнорировать, поскольку большинство современных произведений развлекательной индустрии часто забывают о том, что во времена Третьего крестового похода часть английских земель находилась на территории Франции, где Львиное Сердце провел большую часть своей жизни. Кроме того, французский язык был официальным языком правительственного аппарата в период правления династии Плантагенетов.

Assassin's Creed 2

Вторая игра в серии стала настоящей вехой, закрепившей место Assassin's Creed в культурном контексте последних лет (главная тема игры, Ezio's Family, стала своего рода гимном франшизы, несмотря на то что она отсутствовала в первой части).

Именно в этой главе история Эцио приобрела масштабы, которые увлекли игроков на долгие двадцать три года, охватывая период с 1476 по 1499 год, и погружая нас в Италию эпохи Ренессанса — историческую эпоху, которая традиционно не была точно воспроизведена в медиа.

Путь Эцио к роли наставника итальянской фракции ассасинов переплетался с реальными (хотя и приукрашенными) политическими интригами того времени. Мы становимся свидетелями заговора Пацци, восхождения папы Александра VI, гибели дожа Мочениго и захвата Флоренции Савонаролой (в DLC). В общем, в Assassin's Creed II событий гораздо больше, чем в первой игре, но опять же, многие из этих событий были адаптированы для создания игрового опыта, приближенного к реальности.

Каковы реальные события на улицах Флоренции?

Начнем с очевидных отклонений от реальности. Вилла Аудиторе в Монтериджони, представленная в игре, — вымышленное место, которое не имеет аналогов в реальной тосканской деревне.

Заговор Пацци, как он изображен в игре, выглядит как результат действий нескольких дворян, в то время как на самом деле заговорщиков было около ста человек. Множество из них не успели скрыться в таких городах, как Сан-Джиминьяно, и были пойманы на окраинах Флоренции, где их затем жестоко казнили.

Нападение на Медичи произошло не снаружи собора, как это показано в игре, а прямо внутри храма.

Италия Ренессанса: идеализированная эпоха

Одним из несоответствий является сцена с убийством архиепископа Сальвиати, которое было изображено как действие Эцио. В действительности Сальвиати был казнен на площади в Сан-Джиминьяно, что привело к цепочке событий, включая отлучение города от церкви, восстание местного духовенства, поддержанное Лоренцо Великолепным, который потребовал отставки папы, а также вмешательство Неаполя, что в итоге вылилось в Паццинскую войну. Конфликт завершился военной победой папской коалиции и трудным миром.

Другим важным моментом является возраст персонажей. Люди, такие как Родриго Борджиа, Лоренцо Медичи и Катерина Сфорца, кажутся намного старше, чем должны были быть в этот период. Катерина должна была быть замужем и иметь детей, но, поскольку ей и её окружению в тот момент было всего около тринадцати-пятнадцати лет, разработчики Ubisoft решили оставить это без изменений, не учитывая историческую точность.

Леонардо да Винчи в игре

Теперь давайте обратим внимание на Леонардо да Винчи. Мы можем принять, что военная техника, которую игроки используют в игре (и её продолжении), была лишь на бумаге, а не в реальной жизни. Также стоит отметить, что его пребывание в Венеции в период, когда он в действительности был при дворе семьи Сфорца в Милане, исторически неверно. Хотя Леонардо действительно иногда бывал в Венеции в 1490-х, он не жил там в период, который изображен в игре, между 1480 и 1488 годами.

Ренессанс и его реальная тень

В игре можно заметить и другие неточности, такие как идеализация Медичи, игнорирование социальных условий того времени, включая расизм и антисемитизм. Например, в 1515 году, вскоре после событий игры, в Венеции было основано первое еврейское гетто, а рабство также не учитывается в контексте.

Игра, по сути, больше фокусируется на образе Италии Ренессанса как утопии с её величественными зданиями и идиллическими деревнями, где единственным диссонансом остаются случаи бедности, скрытые на задворках этих красивых пейзажей и за стенами процветающих городов.

Assassin's Creed: Brotherhood

Начало Assassin's Creed: Brotherhood возвращает нас к моменту, на котором завершилась предыдущая часть: Эцио собирается покинуть строящуюся базилику Святого Петра и делает первые шаги по улочкам Рима, который вскоре станет доступным для более детального исследования.

Этот выбор акцентирует внимание на сердце Папского государства, ранее недоступного для свободного исследования, за исключением короткого эпизода в финале предыдущей игры. Примечательно, что сценаристы добавили осаду Монтериджиони — значительный исторический анахронизм, поскольку подобные военные методы не соответствовали реальным событиям того времени.

Рим на заре Ренессанса

Итак, Рим предстает перед нами как город, только начинающий свой путь к величию и стремящийся занять своё место в центре власти Италии Ренессанса. Это место, где ещё сохраняются элементы былого великолепия, а следы прошлых цивилизаций держат его в плену, но в то же время создают предпосылки для его восстановления.

Эцио становится символом Ренессанса, освобождая город от влияния Борджиа, восстанавливая процветание торговых мастерских и придавая новые силы для создания лучшего будущего. В этом контексте его действия кажутся вполне поэтичными и служат высокому делу.

Проблемы с образом Борджиа

Однако, стоит отметить, что Борджиа, несмотря на их репутацию, не были такими уж злыми или неприемлемыми. Наоборот, благодаря им Рим стал развиваться, и именно они заложили основы для того, чтобы город стал важным центром торговли, политики и искусства в XVI веке.

Семейная динамика в игре также несколько преувеличена, следуя пропаганде против Борджиа, развернутой Папой Юлием II, который, хотя и сыграл не самую положительную роль в истории, в игре изображен как спаситель от «злого» рода Борджиа. Эцио в этом процессе становится его союзником.

Образ Чезаре Борджиа

Что касается Чезаре Борджиа, то его изображение в игре не совсем соответствует реальности. Он не был психопатом, как это подается в некоторых источниках, а напротив — считался харизматичным и обаятельным человеком, хотя и действовал жестоко, когда того требовала ситуация.

Он действительно погиб в Виане, но не в схватке с Эцио, а попал в засаду, погнавшись за отступающими солдатами. Его пронзили пикой двадцать три раза, и он был лишён всего своего имущества.

Дополнительно стоит отметить, что болезнь Чезаре, развившаяся из-за сифилиса, заставила его носить кожаную маску в последние месяцы жизни, чтобы скрыть следы от заболеваний.

Таким образом, Борджиа, несмотря на свою краткосрочную политическую активность в Италии, оказались на стороне «зла» в игре. А идеалы Ренессанса, представленные группой людей с благородными намерениями, символизируют "добро". В помощь им приходят такие великие умы того времени, как Макиавелли. В игре его изображают как врага Борджиа, хотя на самом деле он был сторонником идеи Чезаре объединить Италию для защиты её от иностранных угроз.

Assassin's Creed Revelations

Revelations впервые за многие годы уводит нас за пределы итальянских земель (если не считать короткую поездку в Испанию в последней части) и переносит в Константинополь — место, где встречаются Восток и Запад.

Действие игры происходит в эпоху, предшествующую восшествию на трон Сулеймана I (в это время он ещё обучается), и описывает внутренние распри между различными силами, борющимися за власть. Мы встречаем османов, янычар и так называемых византийцев.

Кто такие византийцы?

Тех, кто здесь называет себя византийцами, в действительности можно было бы назвать римлянами — точнее, восточными римлянами, последними наследниками Империи, которая распалась в 1453 году. Сам термин "византийцы" был введен немецким учёным Иеронимом Вольфом в 1557 году и использовался на Западе, но на Востоке он не был принят до XVIII века, когда возродился греческий национализм.

Даже янычары, с их масками, напоминающими образы из фильма 300 Зака Снайдера, выглядят гораздо более эффектно, чем можно было бы ожидать от солдат Османской империи.

Исторические неточности и достоверность

Несмотря на несколько исторических неточностей (например, изображение захвата Масьяфа монголами, когда на самом деле ассасины были уничтожены по приказу мамлюкских султанов; упрощенное освещение вопроса о цыганах; возможность доплыть до Каппадокии на корабле), игра в целом предоставляет довольно точное изображение османского кризиса престолонаследия.

Также стоит отметить, что Константинополь в Revelations — один из самых реалистично воссозданных городов за всю серию.

Assassin's Creed 3

Пятая часть франшизы совершает значительный временной скачок, перенося игроков в эпоху зарождения современного мира. События разворачиваются в период Американской революции, позволяя нам пройти через её ключевые моменты: от Семилетней войны между Англией и Францией (где мы управляем Хэйтемом Кенуэем, отцом главного героя) до нарастающего противостояния между колонистами и британской короной. Всё это подано в фирменном стиле серии, сочетающем вымысел с историческими событиями.

Был ли выбор Коннора логичным?

Любопытен тот факт, что протагонист, принадлежащий к племени ирокезов, оказывается вовлечён в события революции, ведь большая часть коренного населения Северной Америки поддерживала британцев.

Логично предположить, что Коннор должен был бы быть изгоем среди своих, но в игре создаётся впечатление, что племя не проявляет интереса к войне, хотя в реальности всё было гораздо сложнее.

Кроме того, стремительный взлёт Коннора на фоне жёсткой социальной структуры того времени выглядит несколько неправдоподобно. Хотя, при определённых обстоятельствах, подобное продвижение, возможно, и могло бы произойти.

Влияние Голлива

Сражения в игре больше напоминают постановочные сцены из голливудских фильмов: масштабные, но в то же время излишне статичные и повторяющиеся. Безусловно, реальные боевые столкновения также имели напряжённые моменты, но их динамика была далека от того, что демонстрируется в игре.

Если анализировать глубже, можно заметить и другие несоответствия: персонажи появляются в местах, где они вряд ли могли бы быть (например, нападение Вашингтона на деревню Коннора, хотя на тот момент он уже покинул армию), а Бостон и Нью-Йорк выглядят куда более чистыми и благоустроенными, чем можно было бы ожидать для того времени.

В реальности же города страдали от разгула преступности, антисанитарии и социальных проблем, таких как массовая проституция, особенно усилившаяся во время войны.

Кроме того, некоторые исторические события трактуются весьма вольно: например, Бостонское чаепитие представлено в виде кровавого побоища, а тема рабства и расовой дискриминации практически не поднимается. Единственным напоминанием об этом становится финальный кадр с аукционом рабов, который служит своеобразным намёком на то, что революция не принесла свободу всем.

Assassin's Creed IV: Black Flag

Настал момент поговорить об одной из самых обожаемых, но в то же время противоречивых частей серии — Black Flag. Отказ от акцента на вечной борьбе ассасинов и тамплиеров позволил разработчикам сосредоточиться на более цельной истории, перенося нас в неспокойные воды Карибского моря в эпоху расцвета пиратства.

Здесь нас ждёт встреча с легендарными корсарами той эпохи, среди которых Чёрная Борода, Джек Рэкхем, Чарльз Вейн, Энн Бонни и Джеймс Кидд. Также в игре фигурируют их реальные противники, такие как губернатор Вудс Роджерс и перебежчик Бенджамин Хорниголд.

Сюжетная линия, связанная с этими историческими личностями, во многом основана на реальных событиях. В частности, сцены, посвящённые гибели Чёрной Бороды и судьбе Мэри Рид (известной как Джеймс Кидд), переданы достаточно достоверно.

Рабство как центральная тема

Black Flag стала первой игрой во франшизе, где проблема рабства получила серьёзное освещение. Любопытно, что Адевале, уроженец Тринидада, владеющий языком, довольно быстро поднимается по пиратской иерархии. Однако это практически не отражается на его отношении к судьбе тех, кто оказался в цепях.

Отсутствие разнообразия

Одним из заметных упущений игры можно считать недостаток пиратов, представляющих другие народы. В реальности значительную часть каперов составляли не только британцы, но и французы, испанцы, португальцы. Хотя Чёрная Борода и его соратники действительно оставили яркий след в истории, трудно не заметить, что их фигуры затмевают менее известных, но не менее значимых личностей, таких как Ла Бюз.

Assassin's Creed: Rogue

Assassin's Creed: Rogue занимает особое место в истории франшизы, став связующим звеном между предыдущим и новым поколениями как в контексте платформ, так и в развитии самой сюжетной линии серии.

Игра вновь переносит нас в Северную Америку, но на этот раз действие разворачивается во времена Семилетней войны с необычного ракурса — мы играем за ассасина, который сменил сторону и стал работать на тамплиеров. Интересно, что здесь эти "враги" выглядят более уравновешенными и даже симпатичными, чем обычно.

Знакомые персонажи снова появляются на экране: Адевале, наставник американского братства Ахилл, Хэйтем Кенуэй, Джордж Вашингтон и даже молодой Арно Дориан. Однако сам конфликт остаётся на заднем плане, а внимание сосредоточено на развитии отдельных сюжетных линий.

Этот проект больше других ориентирован на рассказ истории, при этом опираясь на реальные события, хотя и с определённой вольностью. К примеру, разрушительное землетрясение в Лиссабоне подаётся как ключевая катастрофа, сыгравшая важную роль в развитии научных исследований того времени.

Иронично, что одной из немногих исторических деталей, присутствующих в игре, является упоминание о пингвинах (Alca impennis), когда-то обитавших на побережье Северной Америки, пока массовая охота не привела к их исчезновению в XIX веке.

Assassin's Creed: Unity

Assassin's Creed: Unity — это неудачный старт серии на консолях нового поколения, который получил резкую критику с самого начала, однако нельзя отрицать, что игра оставила свой след в игровой индустрии, особенно благодаря своей уникальной атмосфере.

Париж времен Революции вызывает восхищение, во многом благодаря тому, что это ещё не современный мегаполис, а город, сохранивший элементы средневековья в сочетании с пышностью барокко. Важной частью игры становится Храмовая башня — часть бывшей цитадели тамплиеров, настоящего исторического памятника, который был разрушен Наполеоном в 1808 году.

Идеализированная революция

Перед нами представлена несколько романтизированная версия Революции, в которой благие намерения переплетаются с фантастическими злодейскими замыслами, а речи зачастую либо чрезмерно добры, либо чрезмерно злые.

Конечно, в контексте тайных обществ не обойтись без теорий заговора, но в этой игре они порой становятся чрезмерно выдуманными. Например, голод в стране оказывается результатом скрытых манипуляций тамплиеров — хотя, если только они не стояли за извержением вулкана Лаки в Исландии в 1783 году, который вызвал ужасную погоду, уничтожившую урожай, эта интерпретация выглядит нелепо.

Хорошие и плохие персонажи

Разработчики снова прибегают к упрощению событий революции, превращая их в стандартную борьбу света и тьмы — подход, распространённый в развлекательных продукциях.

Так, в игре Робеспьер изображён как жестокий и безжалостный диктатор, а Жорж Жак Дантон — как идеалист, стоящий против революционного террора. Однако реальная ситуация была гораздо сложнее: Робеспьер был осторожнее своих соратников и пытался избежать открытой конфронтации, в то время как Дантон был одним из главных сторонников террора. Он же и стал основателем революционного трибунала, жертвой которого вскоре сам стал.

Пропуски в истории

В игре проигнорировано важнейшее событие — объявление войны в 1792 году, хотя это был поворотный момент Революции. Военную операцию поддерживала королевская семья, надеясь, что иностранное вмешательство поможет подавить внутренние восстания, в то время как радикалы, такие как Робеспьер, считали войну угрозой для Революции, опасаясь, что она приведет к диктатуре.

Кроме того, результат голосования по казни Людовика XVI в игре показан как 361 голос за немедленную казнь против 360, что создаёт излишнюю драму и изображает короля жертвой зловещих махинаций.

В реальности разрыв был гораздо более значительным: 394 против 321. Это искажает историческую точность и превращает короля в марионетку в руках тамплиеров, хотя на самом деле он был одним из тех, кто активно готовил вмешательство европейских держав.

Ассасины за всё хоршее, против всего плохого

В итоге сюжет сводится к тому, что ассасины помогают сторонникам конституционной монархии, в то время как тамплиеры манипулируют народом и поддерживают революционный террор. Классический подход, как и всегда.

Assassin's Creed: Syndicate

Assassin’s Creed: Syndicate завершает эру старой концепции франшизы, с её крюками и духом индустриальной революции. Однако главной исторической проблемой игры является размытие границ Британской империи.

Замалчивание проблем

События разворачиваются в разгаре процветания Британской империи, в викторианскую эпоху, но несмотря на это, Лондон, как её сердце, не вызывает ощущения настоящего мирового центра, которым он должен был быть в 1868 году — времени, когда город стал первым современным мегаполисом.

Проблемы бедности здесь показываются сквозь призму нескольких сирот, бродящих по улицам. Лондон выглядит не самым чистым, но всё же в лучшем состоянии, чем следовало бы ожидать от столицы Великобритании конца XIX века, когда трущобы, простиравшиеся по всем уголкам, оставались нерешённой проблемой.

При этом герои беспрепятственно плавают по Темзе, не ощущая последствий. Если даже река Сена в наши дни вызывает опасения у спортсменов, трудно представить, что могло бы случиться с теми, кто осмелился бы поплавать в Лондоне эпохи промышленной революции.

Борьба за статус-кво

Пока бедность в игре умело «смягчается», разработчики акцентируют внимание на противостоянии между группой повстанцев и британской элитой. Сюжет наделяет героев возможностью быстро завоёвывать Лондон, сражаясь с правящей верхушкой, словно пламя, быстро охватывающее лес.

Конфликт, сосредоточенный на классовой борьбе за «освобождение» города от аристократической власти, в реальной жизни выглядел иначе. К моменту событий игры в Великобритании уже были проведены реформы 1832 и 1867 годов, которые расширили политическое представительство для широких слоёв населения, ранее находившихся под контролем элиты.

Хотя демонстрации и забастовки с участием профсоюзов продолжались, игра сводит их к уличным дракам между бандами. Профсоюзы и их влияние на события остаются за пределами глубокого исследования, несмотря на то, что название игры предполагает их значимость.

Assassin's Creed Origins

В 2017 году серия Assassin’s Creed изменила свой вектор развития, обогатившись ролевыми элементами и переосмыслением концепции «истоков». Первый шаг на этом пути привел игроков в Птолемеевский Египет — период, часто воспроизводимый в культуре и медиа. Каждое появление Клеопатры на экране неизменно переносит нас именно в это время.

Птолемеевская эпоха: величие и упадок

Это уже не тот Египет, что был некогда могучей цивилизацией. Власть здесь принадлежит греческим правителям, а римляне рассматривают страну как будущую колонию. Главный герой игры — Байек, воин-меджай, некогда служивший защитником священных мест. Однако к моменту событий игры институт меджаев уже давно утратил свою значимость, а его роль стала скорее реликтом прошлого.

Мировоззрение Байека, основанное на политеистических верованиях, вступает в конфликт с убеждениями его супруги Айи, которая имеет греческое происхождение. Этот контраст отражает напряженные взаимоотношения различных культур в эллинистическом Египте. Если в семье героев эти различия находят баланс, то в окружающем мире разногласия приводят к серьезным потрясениям.

Разрозненный мир и иллюзия свободы

Эпоха Птолемеев — это время социального расслоения и напряженности. Однако в игре этот период представлен скорее как эра культурного взаимодействия и процветания, что во многом отражает официальную риторику самих Птолемеев.

Греческая знать контролирует ключевые государственные посты, тогда как местному населению практически невозможно пробиться в элиту. Власть сосредоточена в руках потомков Птолемея I, соратника Александра Македонского, что лишь усиливает разделение между эллинами и египтянами.

Воссоздание архитектурного наследия

С точки зрения архитектуры, Assassin’s Creed Origins демонстрирует невероятную детализацию. Настолько, что гипотеза об скрытой камере в пирамиде Хеопса, предложенная историками, позже нашла подтверждение после выхода игры.

Пирамиды здесь предстают в изначальном облике — ослепительно белые с золотым пирамидионом на вершине, а не в разрушенном виде, как их обычно изображают.

Александрийский маяк поражает своим величием, полностью соответствуя статусу одного из семи чудес света. Остальная часть города воспроизведена с учетом исторических документов и градостроительных планов.

Хотя игра не передает полного разнообразия населения и городской структуры (Александрия в то время была разделена на пять районов), обилие жителей помогает воссоздать ощущение жизни в многолюдном мегаполисе, где обитало до полумиллиона человек.

Романтика и страсть в исторических событиях

Однако именно в контексте исторических фигур игра делает шаг за пределы обычной «поэтической свободы». Если соперничество между Птолемеем и Клеопатрой в целом передано с точностью (изгнание Клеопатры, гражданская война, смерть Птолемея — хотя сцена с крокодилом добавлена для драматического акцента), то отношения между царицей Египта и Юлием Цезарем следуют традиционным, часто встречающимся в произведениях, сюжетным линиям — от фильма Джозефа Манкевича 1963 года до комиксов про «Астерикса и Обеликса».

Возрастной контраст между ними не так выражен, а их романтическая связь не подтверждается историческими источниками — настолько, что, по имеющимся данным, консул до своей смерти успел завести несколько других отношений.

Et tu, ассасин?

И вот момент смерти Цезаря. Как известно, его убили в результате заговора Брута и Кассия, однако в игре ассасины (в том числе и сами исторические заговорщики) под предводительством Айи наносят удар по «тирану».

Это, конечно, логичный ход, но в изображении этого знакового события есть несколько нюансов: образ Брута и Кассия как избавителей от тирании Цезаря, хотя, если следовать его биографии, Брут сам мог бы стать тираном, если бы не умер раньше; участие всего сената в заговоре, хотя на самом деле многие пытались остановить убийство; и, наконец, драматическое представление этого преднамеренного убийства, которое упрощает событие, сводя его к привычному разделению на добро и зло.

Assassin’s Creed Odyssey

Эллинская тематика, затронутая в Origins, стала основой для создания отдельной главы, посвященной Древней Греции. Odyssey переносит нас в V век до н. э., в самый разгар Пелопоннесской войны — одного из ключевых конфликтов древности, последствия которого оказали долгосрочное влияние на развитие мировой истории.

В игре предлагается выбор между двумя персонажами — спартанскими братом и сестрой, Алексиосом и Кассандрой. Независимо от выбора, мы оказываемся наемниками, готовыми сражаться на любой стороне, если за это хорошо платят. Однако уже на этом этапе возникает первая сложность: изображение женщин.

Женский вопрос в Греции

Odyssey стремится представить Кассандру как воительницу, которая может успешно интегрироваться в мужское общество и даже занять важные политические позиции. Однако на самом деле такая карьера для женщины в Древней Греции была бы крайне маловероятной, если не сказать невозможной (только в маске). Греческое общество, вероятно, было одним из самых патриархальных среди всех античных культур.

Вопрос о положении женщин в Древней Греции, и в Афинах в частности, активно обсуждали философы. Аристотель, например, утверждал, что женщины занимали биологически более низкое положение по сравнению с мужчинами, в то время как Платон, напротив, высказывал мнение, что женщины по своей природе равны мужчинам. Положение женщин в Афинах можно охарактеризовать как сложную и противоречивую систему ограничений, прав и свобод. Вопрос о статусе женщин можно исследовать через трагедии и комедии того времени, однако полагаться на эти произведения стоит с осторожностью, поскольку они нередко включают субъективные суждения авторов, что характерно для таких жанров. Лучшие ориентиры можно найти в риторических произведениях, сохранившихся до наших дней. В Древней Греции, включая Афины, были популярны риторические дебаты, которые часто записывались слушателями. Участники таких дискуссий нередко ссылались на различные законы, в том числе касающиеся женщин, и на основе этих законов можно сделать выводы о реальном положении женщин в обществе.

Некоторые древнегреческие писатели даже меняли родовые формы слов, чтобы исключить упорных женщин с лидерскими качествами из числа «женщин». Было бы любопытно, если бы игра показала, как общество по-настоящему реагировало бы на Кассандру, но Ubisoft предпочла упростить эту проблему и сделать её путь аналогичным пути Алексиоса.

Пелопоннесская война

Конфликт, в который нас вовлекает игра, — это война между Спартой и Афинами, но на деле в неё были вовлечены и другие государства, включая Беотию, Македонию и Персию.

Однако игра упрощает это противостояние, представляя лишь традиционное разделение на «красных» и «синих», создавая иллюзию реального выбора. В конечном итоге игра настраивает нас на поддержку Спарты — возможно, из-за происхождения главных героев, либо потому, что Спарта в действительности одержала победу в войне.

Особенно выделяется преувеличенная мощь спартанского флота, который на самом деле был гораздо слабее афинского. В ходе войны Спарта доминировала на суше, а Афины — на море, но в игре этот момент почти не отражен.

Голливвудские сражения

Система боя в Odyssey больше напоминает зрелищные голливудские постановки, чем реальные тактические столкновения античного периода. Вместо организованных сражений в фалангах нас ожидают хаотичные массовые драки, которые больше похожи на уличные потасовки из Syndicate.

Кроме того, Odyssey стала первой игрой серии, где мифология активно переплетается с историей, легенды смешиваются с реальными событиями. Это вполне оправдано, ведь многие античные источники сами по себе содержат не только факты, но и элементы художественного вымысла.

Грань между реальностью и вымыслом

В целом, игра балансирует между исторической достоверностью и допущениями. Например, Перикл скончался не в результате заговора, а стал жертвой эпидемии. Архитектура воссоздана красочно и детализировано, пусть и с повторяющимися элементами, что соответствует античным описаниям. Статуи, наконец, предстают в раскрашенном виде, а не беломраморными или окислившимися, как привыкли их видеть в музеях.

Любопытно, что в игре отсутствует Олимп — знаковая природная достопримечательность Греции. Это можно было бы использовать для интеграции руин Первой цивилизации или хотя бы ввести отсылку к богам, которые так и не были найдены.

В игре представлено множество исторических деталей, и, как правило, они соответствуют действительности. Сотрудничая с археологами, разработчики из Ubisoft создали весьма правдоподобную, хоть и не абсолютно точную, реплику Афин. Некоторые важные для сюжета локации основаны на реальных археологических находках, таких как остатки зданий и улиц — например, холм Акрополь и площадь Агора. Святилище Аполлона в Дельфах в игре также отражает реальные архитектурные элементы, включая колонны, статуи и расположение сокровищницы.

Кроме того, игра справедливо отошла от широко распространённого мифа, что Древняя Греция была полностью выстроена из белого камня и мрамора. Художники, опираясь на исследования археологов, воспроизвели в игре более разнообразную палитру цветов, учитывая пигменты и краски, которые использовали древнегреческие строители. Например, некоторые статуи в игре ярко раскрашены, что соответствует реальным находкам.

Кроме того, в игре присутствуют исторические личности — такие как скульптор Фидий, создавший знаменитую бронзовую статую Афины, оратор Алкивиад и основатель медицины Гиппократ. Однако все эти персонажи выступают скорее как фоновая деталь и не оказывают значительного воздействия на сюжет. Важное отличие — они не становятся жертвами героев игры, благодаря чему не требуются значительные изменения в их биографиях.

Леонид, наконец, избавился от гипертрофированной маскулинности, навеянной фильмом Зака Снайдера и комиксами Фрэнка Миллера. В Odyssey он представлен более реалистично — как закалённый в боях шестидесятилетний царь, который перед лицом персидской угрозы ответил Ксерксу знаменитым: «Приди и возьми».

Assassin’s Creed Valhalla

В Valhalla разработчики из Ubisoft переносят игроков из античного мира в раннее Средневековье, в разгар эпохи викингов. В отличие от предыдущих частей серии, здесь с самого начала очевидно, что представленный образ этих воителей формировался под влиянием массовой культуры — от XIX века до наших дней.

Викинги глазами поп-культуры

Образ викингов в игре соответствует распространённому стереотипу: это брутальные, но харизматичные бойцы, покрытые татуировками, готовые принять смерть в бою ради места в чертогах Одина. Такой взгляд действительно находит отражение в записях арабского путешественника Ахмада ибн Фадлана. Однако стоит отметить, что в своих заметках он описывал скандинавских купцов-воинов Восточной Европы, чьи традиции и внешний вид отличались от представленных в игре северян, хоть их родина и находилась на территории современной Швеции.

Между тем, англосаксонские хроники рисуют совершенно иной образ. Викинги предстают в них как изысканно одетые люди, увешанные украшениями, уделяющие большое внимание своей внешности и гигиене. Их манеры и ухоженность делали их привлекательными для женщин, а не агрессивно-грубыми варварами, покрытыми тёмными рунами и боевыми узорами, как их часто изображают в художественных произведениях.

Любопытно также, что большинство викингов, о которых шла речь в английских источниках, были датского происхождения. В то время как норвежские мореплаватели чаще осваивали берега Ирландии и Шотландии. Поэтому выбор в качестве главного героя норвежца Эйвора, чья история разворачивается преимущественно в Англии, вызывает вопросы с точки зрения исторической точности.

Ubisoft решила добавить в игру больше снега, что, возможно, связано с тем, что викинги в массовом сознании часто ассоциируются с зимними пейзажами. Разработчиков не смутило, что конец IX века в реальной истории был аномально тёплым, поэтому в виртуальной Британии снег покрывает землю даже в тех местах, где температура зимой редко опускалась ниже нуля. В эпизодах, происходящих в Норвегии, снег практически не исчезает, что также не соответствует исторической реальности.

Скандинавская мифология в центре внимания

Значительная часть сюжета Valhalla связана с норвежской мифологией. Возможно, это объясняется тем, что сохранилось больше письменных свидетельств о скандинавских богах, чем о реальном процессе завоевания Британии викингами.

Хотя даже этих источников недостаточно для полноценной реконструкции древних верований. Конечно, художественный вымысел — неотъемлемая часть игры, но когда среди мифологических существ появляются синие йотуны, больше напоминающие персонажей Джека Кирби, чем фигуры из преданий, это неизбежно вызывает споры.

Безрассудные воины или расчетливые тактики?

Тактика викингов в игре представлена с некоторыми неточностями. Хотя они действительно были искусными бойцами и мастерскими налётчиками, в открытом сражении с хорошо подготовленной армией их шансы на успех заметно снижались. Это подтверждается редкими крупными битвами, где они терпели поражения. Поэтому викинги, как правило, выбирали для атак места, где могли рассчитывать на преимущество — такие как беспомощные монастыри, маленькие деревни или торговые пункты. Они вряд ли бы решились на штурм крепостей с мощными укреплениями, если только не имели для этого веских причин (как, например, в осаде Парижа).

Что же делало викингов настолько страшными для своих современников и интересными для историков? Их ключевым качеством была способность к гибкой тактике и умение находить уязвимые места у врага. Викинги умели терпеливо ждать, пока ситуация не окажется на их стороне, и действовать там, где их не ждали. Это были прагматичные и харизматичные авантюристы, готовые силой взять то, что им было нужно, если обстоятельства позволяли. Кроме того, они активно участвовали в работорговле, что было характерно для народов того времени, и подтверждается различными историческими источниками, в том числе англосаксонскими хрониками.

Однако в игре викинги из Valhalla показаны менее жестокими, чем на самом деле были. Группа Эйвора придерживается определённых норм чести, чтобы игрокам было проще себя ассоциировать с героем. Хотя настоящие норвежцы в реальности были беспощадны — они не оставляли врагов в живых, не жалели женщин и детей, и не стремились даровать легкую смерть.

Разграбление монастырей в игре в целом соответствует историческим набегам. Викинги действительно часто нападали на святые места, и их первое вторжение в Англию началось с захвата Линдисфарнского монастыря. Монашеские сокровищницы часто содержали золото, а кладовые были полны еды. Более того, монастыри обычно охранялись слабо или вовсе не имели охраны.

Стоит отметить, что главный герой почти не использует мечи, которые в игре встречаются крайне редко, в основном у самых богатых персонажей. Мечи в IX веке были роскошью, поэтому обычные норвежские воины пользовались топорами и луками. Кстати, использование двух топоров в бою было довольно популярным среди викингов. Однако метание оружия в врага норвежцы не практиковали, так как их топоры не были сбалансированы для дальних бросков.

Assassin's Creed Mirage

Предпоследняя часть серии возвращает нас на Ближний Восток, где мы снова оказываемся в центре событий, знакомых по первой игре, с акцентом на ключевое значение для ассасинов таких мест, как Аламут и Аббасидская Персия. Хотя масштаб игры существенно меньше, чем у предыдущих частей, Mirage удаётся передать историческую атмосферу гораздо точнее, что мы уже отмечали в отдельном обзоре.

Несмотря на несколько сюжетных пробелов (например, восстание зинджей, в котором мы участвуем, но причины которого остаются неразъяснёнными), мир игры гармонично сочетает историческую точность с элементами идеализации.

Тот факт, что в реальной истории Багдад был разрушен монголами в 1258 году, позволил создателям воссоздать столицу как символ всего исламского мира той эпохи — разнообразного мультикультурного перекрёстка, который по этим характеристикам значительно превосходит Египет эпохи Птолемеев или Грецию, представленные в предыдущих частях серии.

Используя немногие сохранившиеся исторические свидетельства, которые представлены в простом, но информативном игровом Кодексе, разработчики изобразили Багдад как город, где переплетаются языки разных народов и сливаются религиозные мелодии. Кроме того, взаимодействие персонажей, их приветствия и поведение в игре более точно отражают общественные отношения, характерные для исламского мира, что придаёт сеттингу игры уникальную атмосферу и достоверность. Всё это делает Mirage важным вкладом в понимание тысячелетней истории, полной тайн и загадок, которые предстоит раскрыть.

Какая часть Assassin's Creed является наиболее исторически точной?

Итак, мы снова возвращаемся к основному вопросу: какая из игр серии Assassin's Creed наиболее верна исторической действительности? Ответ на него не так прост, даже если учесть всё, что было сказано в этом материале. Теоретически, можно составить список факторов, подсчитать ошибки и точные факты, а затем выставить отметки.

Однако сам вопрос не всегда отражает сущность серии. Assassin's Creed — это всегда была и остаётся исторической фантастикой, где реальные события и личности служат основой для вымышленного рассказа. Это история, наполненная неожиданными поворотами, драмами, персонажами, к которым можно привязаться, и антагонистами, которых хочется ненавидеть.

Наличие сюжета уже ставит под сомнение возможность игры быть абсолютным историческим документом. История всегда подаётся через чью-то субъективную точку зрения, а значит, не бывает полностью беспристрастной.

К тому же, многие источники, на которые опирается наша историческая наука, сами по себе являются субъективными интерпретациями, отражающими взгляд их авторов. Примером могут служить различные трактовки образа Сократа у Платона и Ксенофонта, мифологические элементы в описаниях Фукидида о Пелопоннесской войне, рассказ Снорри Стурлусона о норвежских традициях или же записки Марко Поло. Это означает, что рассказывать о прошлом невозможно без нарратива, который связывает события и факты в единую картину.

История, конечно, включает в себя точные даты и важные моменты, но её истинная ценность — это не сухие факты. Очарование истории заключается в том, как она подаётся, ведь именно способы её представления заставляют нас переживать, будь то в фильмах, книгах или искусстве. История — это не просто набор данных, это целые повествования, которые окутывают эти данные, независимо от того, изложены ли они победителями или побежденными.

С течением времени каждое историческое событие может стать частью мифа. Поэтому ожидать абсолютной исторической точности от серии игр, где главные герои борются в нескончаемой войне тайных обществ и используют мистические артефакты древних цивилизаций, было бы довольно наивно.

Игры Ubisoft скорее следует воспринимать как способ познакомить игроков с историей, пробудить их интерес и подтолкнуть к более глубокому изучению. За пределами развлекательной индустрии существуют работы, не ориентированные на массовую аудиторию, но способные дать более глубокое и всестороннее понимание событий, сыгравших ключевую роль в истории человечества. Время не стоит на месте, и сегодняшние или будущие открытия могут изменить или опровергнуть то, что мы когда-то считали бесспорной истиной.

А как вы думаете? Как вы воспринимаете серию Assassin's Creed и насколько важно для вас её соответствие историческим фактам? Поделитесь мнением в комментариях.

Комментарии: 65
Ваш комментарий

Мираж с огромнейшей натяжкой и только в плане соответствия региона и названия серии, так как Ирак и Иран соседние государства, а ассасины члены религиозно-военизированного формирования отдельного государства исмаилитов-низаритов, активного в XI−XIII веках, которые базировались в горах современных Ирана и Сирии. Все остальные части мимо лишь потому, что "Ассассин Крид Валгалла" звучит также нелепо, как "Самурай Крид Валгалла". На этом околоисторичность думаю точно всё, разница между IX и XI веком намекает.

0

ассасины ни когда и не претендовали на историчность. буквально в каждой части был дисклеймер, поясняющий, что в первую очередь это художественный продукт.
а не как в фильмах ужасов "основано на реальных событиях"

10

Да и приписка их вечная "Эта игра разрабатывалась и создавалась командой с различными верами, религиями и суевериями...

2

После запуска игры написано: "Все персонажи вымышленные...итд". О какой достоверности речь, сверхразумы блин.)

8

части про америку и пиратов используют реальные события и имена людей. несмотря на надпись.

0

Другие части тоже используют.

0

История тоже пишется людьми.

Поэтому что правда, что ложь мы не можем точно знать.

А тем более судить об ней по играм.

3

Вкратце:

Какая часть Assassin's Creed самая достоверная?

- Мы вам не скажем. Решайте сами.

2

Статья странная. Не столько анализ, сколько пересказ.

2
К
К

К вопросу об исторической достоверности: Я просто оставлю это здесь...

1

К вопросу об исторической достоверности, просто оставлю это здесь

4

Кстати, к вопросу об исторической достоверности - как насчет Яблок Эдема и других артефактов, которые появляются в каждой серии?

2

Никакая.

По многолюдным улицам ходит разряженный как петух главный герой, увешанный оружием с ног до головы- и никто его в упор не замечает. Достоверно прям ппц, остальное уже не важно.

1

Ты сейчас любую игру описал, кроме тех, в которых оружие из воздуха материализуется.

0

Неужели адекватная статья про ассасина? Все части это допущений, романтизация, вымысел в историческом сеттинге. Совершенно согласен, что эти игры побуждают изучать историю, а не учат ей (хотя вики в играх и исторический режим этому способствуют). Просто забавно как народ бомбит из-за того, что сделали с Ясуке, но всем норм что сделали с Борджиа теми же =)

0

А вот хочу что бы создали Ассасина в России ( не тот 2д платформер) что бы вместо императора был шоколадка, вот бы я хотел посмотреть реакцию таких как ты

0

А где ты видишь, что б вместо императора была шоколадка? Кажется серия если и берет исторических персонажей, то может меня их поведение, характеры и роль в том или ином конфликте, но замены цвета кожи я не видел

1
А где ты видишь, что б вместо императора была шоколадка?

А теперь внимательно перечитай мой комментарий и вникни о чём шла речь

0

Так повторяю, где ты видишь, что б исторической личносте сменили цвет ?

1

А где ты видел японцев чёрными ?

-1

Каждая часть почти в чём то да историческая, во всех частят присутствуют в том или ином виде исторические личности или знаменательные события того времени, но полностью назвать серию Ассасинов историческими нельзя.

0

Ассасин помойка. Ну не такая помойка как якудза ведь это просто худшая серия за все время сущестованиия гейминга как такогово

0

Ну, скажем так: помойка, с интересными моментами, основанными на реальной истории.

Я так в школе, например, про Савонаролу делал доклад. Увидел персонажа, поискал настоящую информацию, сделал доклад, получил 5. Педагог по истории была очень удивлена, ибо до меня никто не делал по этому историческому персонажу доклад.)

Но в целом - согласен с заявлением. Последние части реально помоечные. После пиратов уже вообще делать нечего было. Последнее что-то стоящее - музыка в синдикате (из главного меню).

0

Серия игр крайне исторична, но об этом почти никто не знает, т.к. историчность её герметична, что изначально было целью создания.

0
С течением времени каждое историческое событие может стать частью мифа. Поэтому ожидать абсолютной исторической точности от серии игр, где главные герои борются в нескончаемой войне тайных обществ и используют мистические артефакты древних цивилизаций, было бы довольно наивно. Игры Ubisoft скорее следует воспринимать как способ познакомить игроков с историей, пробудить их интерес и подтолкнуть к более глубокому изучению.

Автор, проснись. Последнею игру данной серии ( Shadows ) - вынесли на обсуждение в парламенте Японии, премьер-министром, который поднял вопрос о том, что Assassin's Creed Shadows не только загрязнило их культуру, но так же будет загрязнять сферу туризма, в их стране. И знаешь что, иди ка ты им расскажи, как следует относится к играм от UBISOFT.

-2

Это просто игра, с вымышленной историей, нигде не говорилось, что она претендует на истоическую достоверность. Вообще не пойму претензий к играм, фильмам, книгам, музыке, что они что-то там искажают и оскорбляют. Возможно у министра личные претензии, вот и бесится.

1

Конечно, взять имена реальных исторических людей, и изменить их ориентацию, в угоду DEI программы - это исскуство )

0

Не играл не в одну из частей так что сложно судить :)

-2

Ни в одну не играла и не собираюсь! Уверена что вся серия мусор.

-2
Как вы воспринимаете серию Assassin's Creed

Assassin's Creed я всегда воспринимал исключительно как фэнтези с магией(артефакты предтечей это обычный аналог магических предметов из любой фэнтези) и никогда не видел в серии никакой научной фантастики или историчности. Однако Assassin's Creed всегда с уважением относилась к историческим эпохам, не смотря на весь вымысел сюжета игр.

А теперь случился Ассасин в Японии и много публичных высказываний Ubisoft про историчность и про уважение к японской культуре, только вот игра этого уважения НЕ показывает ни в каком виде. Лучше бы Ubisoft меньше языком чесали в случае с Ясуке. Короче, Assassin's Creed это фэнтези с магией, но не более того, кто бы что ни говорил. Но быть фэнтези не значит, что можно засунуть негра в японскую эпоху и сделать вид, что с игрой всё ок. Особенно после публичных высказываний Ubisoft про историчность и уважение культуры... Точка.

-3

Негра в японскую эпоху завезли не юби, а португальцы

3