История жанра RPG, часть первая. Веселые старты

На досуге вспомнилось, что в комментариях (и не только) к нашему скромному циклу исторических докладов о становлении жанра шутеров от первого лица (для тех, кто в силу каких-то чудовищных обстоятельств все это пропустили и, безусловно, искренне об этом сожалеют, лишний раз ссылаюсь на первую, вторую, третью и заключительную части собственного словоизвержения) не раз мелькали предложения организовать серию аналогичных статей про ролевые игры. Что ж, самое время взяться, на мой взгляд, ибо скоро… ну, Fallout 3 выходит, как минимум. Мда, неубедительно. Ну, да и ладно, к чему тужиться, выискивая причины – просто сделаем. Что называется, почему бы и нет? Особенно учитывая, что автору этих строк в кои-то веки не лень…

Точка. Не пятая

Не обойдусь без короткого вступления о популярности и важности жанра как такового. Однако на всякий случай рекомендую особо чувствительным поклонникам ширпотреба, попкорна и наклеек на яйца продолжить чтение со следующего абзаца. Принято считать, что самый популярный жанр в индустрии – это, конечно, шутеры. Они всегда хорошо продаются, легко проходятся, охватывают наибольшую аудиторию и не очень сложны в разработке. Однако с тех пор, как стали крайне популярны интернет опросы, и почти все владельцы сайтов кинулись штамповать интерфейс-опросник для своей странички, ситуация несколько изменилась, ибо конкретно на игровых порталах, что вполне логично, повыскакивали таблички с предложением клацнуть мышью по любимому жанру. Так вдруг и выяснилось, что не все так просто, как казалось бы – порой показатели графы «RPG» зашкаливали далеко за рубеж стрелялок. Ситуация примерно схожа с положением дел в кинематографе, где всегда, вроде как, «рулили» боевики, держиморда Шварценеггер и «дайхард» Брюс Уиллис, а на деле в хит-парадах соседствуют с первыми цифрами преимущественно драмы и прочее душевное кино типа «Форреста Гампа» и «Зеленой мили».

Причины примерно одни и те же: жрать попкорн «вкуснее» на показах красивой, стильной чуши типа того же «Особо опасен», такие вещи интереснее обсуждать в курилке и проще понимать. Ну, как шутеры. А редкой породы шедевры принято смотреть молча, не жуя. Потом так же молча обдумывать, молча постигать глубину мысли, молча покупать золотое издание и ставить на видное место. Здесь, как в RPG, на первом плане всегда характеры, диалоги, сюжеты внутри сюжетов и мотивы поступков. Ролевые шедевры типа Fallout проходятся и перепроходятся годами, пусть не молча, но куда как более тихо, чем искрящиеся и полыхающие огнем военных столкновений стрелялки. А потом, увидев опрос, ты не можешь не кликнуть по «RPG», хотя и прошел-то всего, может быть, одну, но помнишь ее в деталях до сих пор, несмотря на то что последний раз видел лет десять назад. Строго говоря, ролевые игры – единственный жанр, который можно таки подогнать под определение искусства, соответственно гениальная RPG может быть этого самого искусства произведением. Одна из формулировок гласит, что искусство – это эстетическая, художественно-образная форма духовной деятельности, результат субъективного, чувственно-эмоционального отношения человека к миру. Плюс ко всему воспринимается искусство всеми органами человеческих чувств, что не менее важно нынче, когда большинству игр из всего многообразия органов чувств необходима лишь пятая точка. Ну, да ладно, что-то я «уехал». На человеческом языке все вышесказанное будет звучать так: RPG рулят. Точка. Теперь ближе к делу.

«Сначала было слово…»

В стародавние времена, когда компьютеры были большими, а игры маленькими, - год эдак 1975, если что – зародился жанр, определить который конкретнее и короче, чем «афтар, плюс пицот!» нельзя до сих пор, ибо программист-гидрогеолог (звучит почти как адронный коллайдер, правда?) Уиллиам Кроутер (William Crowther) создал невероятный, невиданный ранее мир – автономный, доступный каждому, открытый и «живой». Текстовый. Нет, Colossal Cave не была первой ролевой игрой, она вообще не была таковой и как-то ее классифицировать даже пытаться не имеет смысла. На всякий случай повторюсь, это 1975 год, друзья – до первого (исторически) эпизода «Звездных войн» еще два года и десять лет до тетриса. Colossal Cave - это сразу и квест, и адвенчура (кстати, одно из ее названий - Adventure), и ролевая игра, и «бродилка», и логическая… Черт, да это все в одном флаконе, причем во времена, когда немногочисленные геймеры увлеченно рубились в примитивнейший пинг-понг (однако мультиплеерный – аж для целых двух человек) Ральфа Баера, всего через три года после выхода первой в истории консоли!

Вышла ADVENT (еще один вариант названия) на всех консолях, не раз обновлялась и реставрировалась, успела даже внести свою лепту в еще одну традицию: версия для легендарной консоли Atari 2600 содержала одну из первых в истории пасхалок – имя разработчика, аккуратно спрятанное буквально между строк. Какое все это имеет отношение непосредственно к нашей теме? Самое прямое. Позднее жанр обрел формулировку Interactive Fiction, что дословно означает «интерактивная литература», а синхронно зародился и похожий жанр, который условно можно назвать прадедушкой ММО-игр - Multi User Dungeon, MUD (в русских вариантах ТМИ как «текстовая многопользовательская игра» и МПМ как «мульти-пользовательский мир»). И представьте себе, в первых, простите, «мудах» уже были и прокачка персонажа, и исследование мира, и диалоги с квестами. Геймплей текстовый, локации примитивно-графические (клетки). Причем, уже тогда перемещение по миру было не просто движением с целью добраться до ключевой точки, а приключением, ибо игровые локации хоть и были лишь клетками, но имели собственные особенности – в воде герой тонул, в лесу плутал и прятался, на открытых пространствах подвергался воздействию погодных эффектов и так далее. Мир был, как правило, традиционно фэнтезийным, с магией и орками, с разными расами на выбор и прочими привычными сегодня атрибутами RPG.

И уже тогда игроки собирались в партии и дружно атаковали мобов, зачищали пещеры и изучали мир, общаясь между собой и с NPC (во втором случае работали ключевые команды) – были даже русские версии подобных ММО дографического периода. Все это сперва кажется диким современному игроку, привыкшему к сотням детализированных моделей оружия, анимированным диалогам и мимике в RPG, но вдумайтесь: по большому счету, мимика и графика – это все, что изобрели за тридцать лет. Традиционные основы ролевого жанра почти в полном объеме были заданы уже тогда.
Но прогресс не стоял на месте, индустрия развивалась, и ролевые игры начали медленно, но верно принимать более привычную для нас форму, величайшие шедевры эпохи «интерактивной литературы» скоропостижно умирали… Один лишь выжил, но какой! И по сей день культовая текстовая ролевая игра пользуется громадной популярностью, она успешно портирована на ICQ, мобильные телефоны, чаты и пейджеры, IRQ и прочие платформы, оставаясь эффектной, динамичной и увлекательной, но сохраняя при этом системные требования уровня 1975 года.

Первые шаги

Было бы несправедливо опустить тему настольных ролевых игр, но я и без того уже развернулся нехило, поэтому сосредоточимся, пожалуй, на пространстве виртуальном. Дежурную лишь фразу не могу не сказать: да, настольные игры также являются отправной точкой для зарождения компьютерных RPG, а именно – благодаря Dungeons & Dragons, культовой настольной ролевой игре и ее системе, разработанной в 70-м году Гэри Гайгэксом и Дэйвом Арнесеном (кстати, права на игру, а точнее систему правил, в России принадлежат издательству «АСТ»). Если кто не в курсе, «Подземелья и Драконы» - чистокровная, привычная всем нам RPG, только на бумаге: с уровнями, квестами, опытом и развитием персонажа. Кто ни разу не представляет себе, как это возможно и что вообще такое есмь настольная игра (не удивлюсь, если так дела обстоят у многих) – настоятельно рекомендую собрать пятерых друзей и попробовать.

В 1980-ом году вышла Ultima I: The First Age of Darkness за авторством ныне знатного и уважаемого Ричарда Гэрриота - первая полноценная ролевая игра на не менее полноценном (для своего времени) графическом движке, где был относительно оригинальный сюжет (землянин в параллельном фэнтезийном мире становится правителем и защищает вверенное государство от сил абсолютного зла), увлекательный игровой процесс и внятная ролевая система. В то же время родилась и еще одна легендарная серия - Wizardy, но все это, по большому счету, были еще эксперименты. Назвать первые части Ultima и Wizardy, а также Rogue, Akalabeth и dnd культовыми нельзя – первые шаги довольно быстро забылись, а самые удачные и действительно сильные проекты были у каждой серии еще только впереди. Более того, вскоре жанр обрел главное – популярность не только среди игроков, но и среди разработчиков, что само собой резко подтянуло рынок RPG на качественно новый уровень в середине восьмидесятых. Чего стоит одна только Interplay, прекрасно известная всем контора преимущественно благодаря Fallout...

Почти левел-ап

Что ж, «первый квест»… ну, не то чтобы комом. По крайней мере, надеюсь на это. Увы, отведенный объем подошел к концу, а рассказать получилось относительно мало, все самое интересное еще впереди. Однако уже сейчас каждый, кто внимательно прочитал все вышенаписанное, закрыв глаза и сосредоточившись, легко поймет, что получил перк «знаток» начального уровня и целых девятьсот очков опыта – чуть-чуть не дотянули до нового уровня. Но упущенное мы в обязательном порядке наверстаем примерно через неделю, и следующий материал будет, разумеется, еще интереснее, ведь речь пойдет уже о культовых, эпохальных ролевых проектах, таких как Bard’s Tale, Pool of Radiance, Eye of the Beholder, Might&Magic и, конечно, о легендарной Diablo, что в кратчайшие сроки жестко лишила ролевой девственности великое множество игроков по всему миру. Будет жарко.
Оставайтесь с нами!

Комментарии: 22
Ваш комментарий

Ну что... вступление отличное!!!! +1000 RavenCrowleR'у!

0

Да, действительно классно написал, приятно читать. Это не лесть, это правда и тчк

0

Всё! Бросаю подписку на жрналы буду тока пг читать )

0

Один лишь выжил, но какой! И по сей день культовая текстовая ролевая игра пользуется громадной популярностью, она успешно портирована на ICQ, мобильные телефоны, чаты и пейджеры, IRQ и прочие платформы, оставаясь эффектной, динамичной и увлекательной, но сохраняя при этом системные требования уровня 1975 года. это про какую-то конкретную игру?

0

Приятно читать, из меня аж прет ностальгия, что же будет, когда про шедевры напишешь?)))))

0

(причмокивает) Еще порцию, пожалуйста; и спасибо шэф повару;)

0

ZaraZ, к сожалению, злобный редактор не пропустил гиперссылку, при этом ничего не дополнив - угробил суть. Изначально фраза такая: Один лишь выжил, но какой! И по сей день культовая текстовая ролевая игра пользуется громадной популярностью, она успешно портирована на ICQ, мобильные телефоны, чаты и пейджеры, IRQ и прочие платформы, оставаясь эффектной, динамичной и увлекательной, но сохраняя при этом системные требования уровня 1975 года.

0

Обажаю RPG, с нетерпением жду продолжения статьи.

0

Сложно читать о том, чего не знаешь... серединку пропустил, уж извините. Жду продолжения, ибо мелькают знакомые названия :)

0

Зря, ACawer, если человек не стремится к познанию чего-то нового, пусть это и "хорошо забытое старое"; он начинает умирать... (пардон за флуд, но очень уж тема душераздирающая - "RPG, как много в этих трех буквах". Может, наверное, даже поспорить с Великим русским словом;)...)

0

Да, написано интересно, с нетерпением жду продолжения. RavenCrowleR, тебе респект!

0

Так а в самом деле, как можно поиграть в IF по аське (джабберу)?

0

хммм -.- был очень неприятно удивлен, когда не нашел у автора в списке любимых игр ни БГ, ни П:Т ;( тем не менее, первая часть статьи понравилась. Жду 2ю.

0

А что за текстовая игра а третьем скрине? Почитал диалоги, понра )))

0

Просто одна из многих - сейчас уж трудно сказать.

0

ИМХА среди экшенов выходят отличные игры, шедевры выходят среди рпг. Приятно читать, из меня аж прет ностальгия, что же будет, когда про шедевры напишешь?))))) да-да, не испорть, тут много чувствительных фанатов) Типо меня)) Статья класс) Хотелось бы увидеть больше, конечно, но задумка супер, так что терплю до следующих частей ;) Да и, Макс, я тебя боюсь, когда ты до KotOR'а дойдешь))

0

black2knight, не факт, что дойду. Пока не решил, на каком году остановиться. Да и если дойду - чего я ему сделаю? Я KotOR люблю. Особенно второй. Особенно если на днях таки выйдет восстановительный проект от Team Gizka. Вторая часть рассказа будет завтра... тьфу, сегодня уже, то есть. Там охват значительно больше, чем в первом куске.

0

RavenCrowleR, я просто опасаюсь большого размаха, все-таки игра прекрасная ;) А по годам, пиши лучше вплоть до настоящего времени, тем более серии начавшиеся несколько лет назад, поддерживаются и продолжаются до сих пор (Например, серия TES: Arena и Daggerfall появились на свет в далеких 94/96 годах, а Oblivion вышел недавно). Конечно, для более-менее современных игр есть свои обзоры, но всегда интересно услышать еще одно мнение автора или мысли (или просто мини-описание игры) другого мастера слова в общем альманахе). Особенно, если игра когда-то сильно понравилась). З.Ы. За проектом Гизок тоже давно уже слежу) Надеюсь они оправдают моих/наших надежд.

0

Класс! RavenCrowleR, спасибо, очень интересно!

0

RavenCrowleR, спасибо огромное! великолепная статья))

0