Сегодня мы поговорим о культовой франшизе, которая оставила значительный след в жанре стратегий в реальном времени — серии Command & Conquer.
Интересно, что за довольно короткое время своего существования серия разделилась на два основных сюжетных направления. Первая ветка, Tiberium, сосредоточена на борьбе за стратегический ресурс тиберий в мире, похожем на наш, но с элементами альтернативной реальности.
Вторая линия, Red Alert, переносит нас в иную версию истории, где благодаря вмешательству Альберта Эйнштейна удалось предотвратить Вторую мировую войну, а тиберий в этой вселенной еще не был открыт.
Ниже вы найдете список всех игр легендарной серии Command & Conquer по порядку их выхода.
Command & Conquer
Дата выхода: 31 августа 1995 года
Вышедшая в 1995 году Command & Conquer от студии Westwood Studios стала настоящим революционером в жанре стратегий реального времени (RTS). Успех игры был во многом предопределен опытом команды, создавшей такие шедевры, как Dune II, которая заложила основы жанра, и культовые RPG вроде Eye of the Beholder.
Идея C&C родилась из желания Westwood избавиться от необходимости платить за лицензии, как это было с "Дюной". Студия создала уникальный сеттинг: в центре сюжета — борьба между двумя фракциями — Глобальная Оборонная Инициатива (GDI) и Братство Нод (Nod). На кону — контроль над тиберием, ценным ресурсом, открытым на Земле.
Игра предлагала уникальный асимметричный геймплей: GDI делала ставку на мощь и броню, тогда как Нод использовала скорость и дешевизну. Это, наряду с улучшенным ИИ, переработанной механикой из Dune II и кинематографичными вставками из FMV, подняло тактический уровень игры на новую высоту.
Command & Conquer стала хитом. Оригинальный сюжет, харизматичный злодей Кейн и поддержка мультиплеера обеспечили успех: за два года было продано более 3 миллионов копий. Средняя оценка игры составила 9 из 10, а в 2007 году она стала доступна бесплатно.
Command & Conquer не только определила направление для жанра RTS, но и навсегда вписала свое имя в историю видеоигр.
Command & Conquer: Red Alert
Дата выхода: 9 ноября 1996 года
Command & Conquer: Red Alert, продолжение знаменитой RTS от Westwood Studios, предлагает игрокам погрузиться в альтернативную версию истории. В этой вселенной Иосиф Сталин стремится «освободить» мир от империалистов, начав масштабное наступление.
Игрокам предоставляется выбор: примкнуть к Советскому Союзу, чтобы нести красное знамя по миру, или вступить в ряды союзников, защищая Запад от советской агрессии. Этот выбор существенно влияет на тактику, так как каждая из сторон обладает уникальными юнитами, вооружением и стратегиями.
В игре представлено множество оригинальных прототипов, включая катушку Теслы, которая уничтожает врагов электрическими разрядами. Кампании обеих фракций насчитывают по 14 миссий, каждая из которых отличается разнообразием задач и локаций.
Для тех, кто ищет еще больших испытаний, Red Alert предлагает насыщенный многопользовательский режим. Игра заслуженно стала одной из самых культовых стратегий в истории жанра.
Command & Conquer: Red Alert 2
Дата выхода: 24 октября 2000 года
Command & Conquer: Red Alert 2 — официальное продолжение культовой стратегии, впервые выпущенной компанией Westwood Studios в 1996 году. Сюжет игры развивает события оригинала, предлагая игрокам альтернативные сценарии благодаря секретным советским экспериментам.
Игрокам вновь предстоит сделать выбор между сторонами конфликта: союзниками или Советами. В зависимости от выбора, задача будет заключаться в защите или завоевании мира, используя множество новых инструментов и возможностей. Среди нововведений — футуристические технологии и внедрение шпионов, способных проникнуть в самые охраняемые уголки вражеских баз.
Игра предлагает сорок новых однопользовательских миссий и добавляет тридцать уникальных юнитов и зданий, расширяя тактические возможности. Визуальная составляющая была значительно улучшена, чтобы использовать мощь современных видеокарт.
Command & Conquer: Red Alert 2 — это не просто стратегия, а захватывающее путешествие в мир альтернативной реальности, где от ваших решений зависит судьба мира.
Command & Conquer: Tiberian Sun
Дата выхода: 20 августа 1999 года
Command & Conquer: Tiberian Sun стала третьей частью знаменитой серии стратегий в реальном времени от Westwood Studios и принесла игрокам возвращение Кейна, погибшего в финале первой игры. Противостояние между GDI и Нодд вспыхнуло с новой силой, но теперь к ним присоединилась третья сила — тибериумные мутанты из сообщества «Забытые», которые играют важную роль в истории.
Сиквел отошел от стилистики оригинала, где конфликт был больше похож на военные действия 90-х с элементами фантастики. Теперь акцент сделан на футуристические технологии: лазеры, киборгов, антигравы и высокотехнологичное оружие. Каждый из участников конфликта получил новые юниты и здания, что вынудило игроков разрабатывать свежие тактики.
Игра сделала значительный шаг вперед с технической точки зрения. Новый трехмерный движок добавил глубины игровому процессу, а сцены с участием таких звезд, как Джеймс Эрл Джонс и Майкл Бин, придали сюжету кинематографичности. Мультиплеер также расширился, поддерживая до восьми игроков.
Сиквел разошелся тиражом в 2,5 миллиона копий за год, а критики поставили игре высокие оценки, в среднем 8/10. Атмосфера была на высоте благодаря проработанному визуальному стилю, видеозаставкам и запоминающейся музыке. Разработчики превратили игру в интерактивный фильм, установив новый стандарт для жанра.
Command & Conquer: Renegade
Дата выхода: 26 февраля 2002 года
В 2002 году Westwood Studios выпустила Command & Conquer: Renegade, уникальный эксперимент, который перенес игроков из жанра стратегий в мир шутеров от первого лица. Действие разворачивается во времена Первой Тибериевой войны. Игрокам предстоит взять под контроль капитана Ника «Хавока» Паркера, бойца спецназа GDI, сражающегося против Братства Нод.
Renegade отличается от остальных игр серии своей динамикой. Вместо управления армиями игрок выполняет опасные миссии в одиночку, разрушая базы противника и раскрывая секреты Нод. В игре сохранены ключевые элементы серии: узнаваемые юниты, оружие и элементы мира Command & Conquer.
Особенность проекта — инновационный мультиплеер с базами, где игроки могли атаковать или защищать структуры, используя наземные и воздушные юниты. Этот режим предвосхитил современные тенденции жанра.
Хотя Renegade получил смешанные отзывы с оценкой около 7,5/10, он разошелся тиражом более 250 000 копий. Игра стала ярким примером того, как знакомая вселенная может заиграть новыми красками, предложив поклонникам RTS попробовать себя в новом жанре.
Command & Conquer: Generals
Дата выхода: 11 февраля 2003 года
Command & Conquer: Generals, выпущенная в 2003 году, стала первой частью серии, разработанной EA Pacific после того, как Electronic Arts взяла франшизу под свой контроль. Игра представляет собой самостоятельную историю, не связанную с предыдущими частями.
События разворачиваются в недалеком будущем, где силы США и Китая объединяются против террористической организации Global Liberation Army (GLA). Игроку предлагается три кампании, каждая из которых состоит из 10 миссий, связанных общей сюжетной линией.
Каждая сторона конфликта уникальна: США делают ставку на высокотехнологичные войска и авиацию, Китай — на массовую пехоту и мощную технику, а GLA — на партизанскую тактику, фанатиков и химическое оружие. Такой подход к дизайну фракций делает геймплей за каждую сторону уникальным.
Generals стала первой игрой серии на новом 3D-движке SaGe, который позволил создать детализированную графику и эффектные спецэффекты. Проект получил высокие оценки за стратегическую глубину, динамику и новаторский подход, укрепив статус Command & Conquer как одной из ведущих RTS-франшиз.
Command & Conquer 3: Tiberium Wars
Дата выхода: 28 марта 2007 года
Первая игра серии, разработанная EA Los Angeles после закрытия Westwood. Сюжет переносит нас в период спустя 17 лет после второго пришествия Кейна. Внезапное появление инопланетной расы Скриннов добавляет третью сторону к конфликту.
Триквел получил среднюю оценку 8,5 из 10, отличную графику и динамичный геймплей. Мультиплеер вобрал в себя лучшие элементы предыдущих частей, привнеся и новые идеи. Однако лор игры не слишком учитывал события второй части, что разочаровало фанатов.
Третья полноценная часть серии стратегических игр-бестселлеров. Серия была запущена компанией Westwood и доработана EA Los Angeles - командой, в которой работают создатели оригинальной игры. Третья часть возвращается к истокам франшизы, как в плане механики, так и в плане сюжета. Игра посвящена дальнейшему развитию конфликта между Глобальной оборонной инициативой и террористами, известными как Братство Нод. Их безжалостный лидер по имени Кейн пытается завоевать мир с помощью титулованного тибериума - вещества космического происхождения. Геймплей построен по отработанной формуле и сосредоточен на сборе ресурсов, расширении базы и управлении войсками игрока в динамичных сражениях в реальном времени. В игре представлены юниты, впервые появившиеся в предыдущих частях, например танки Mammoth или самолеты Orca. Одновременно с этим было значительно улучшено визуальное оформление, в котором используется обновленная версия движка SaGE.
Command & Conquer: Red Alert 3
Дата выхода: 28 октября 2008 года
После успеха Command & Conquer 3: Tiberium Wars студия EA Los Angeles занялась созданием Red Alert 3. Игра вновь погружает нас в альтернативную реальность, где Советский Союз решает использовать машину времени, чтобы изменить ход истории. Устранив Эйнштейна в прошлом, СССР ослабляет Альянс и захватывает Европу. Однако неожиданно на сцене появляется новая сверхдержава — Империя Восходящего Солнца, чьи амбиции приводят к глобальному конфликту.
Три фракции — СССР, Альянс и Империя — получили собственные кампании из 9 миссий, доступные для одиночного и кооперативного прохождения. Каждая сторона обладает уникальными юнитами: у Советов появились боевые медведи и новые самолеты, Альянс сохранил классические технологии, а Империя удивляет футуристическими войсками, такими как трансформирующиеся танки, самураи с энергокатанами и псионики-школьницы.
Движок SAGE обеспечивает красочную графику, но мультяшный стиль вызвал споры среди поклонников. Критики оценили игру на 7,5 из 10, похвалив за геймплей, но упрекнув за схожесть с StarCraft в мультиплеере.
Спустя год вышло дополнение Uprising, которое запомнилось сумасшедшей кампанией за псионика Юрико и экспериментальными миссиями, однако не имело кооператива. Несмотря на смешанные отзывы, Red Alert 3 оставила свой след как смелый и нестандартный проект серии.
Command & Conquer: Red Alert 3 - Commander's Challenge
Дата выхода: 16 сентября 2009 года
Command & Conquer: Red Alert 3 - Commander's Challenge — спин-офф популярной серии стратегий, разработанный компанией EA специально для консолей. Этот проект является адаптированной версией дополнения Uprising, ранее вышедшего на ПК. Однако вместо классической сюжетной кампании игра предлагает уникальный режим Challenge Mode, где игрокам предстоит пройти более 50 разнообразных испытаний.
Выбрав одну из трех фракций — СССР, Альянс или Империю Восходящего Солнца, — игроки строят базы, собирают ресурсы и участвуют в битвах. Механика сохраняет традиционные элементы серии, но была упрощена для удобства управления на консолях. Сложность заданий растет, и для их выполнения требуется применение различных тактик.
Каждое пройденное испытание открывает доступ к новым юнитам, технологиям и задачам, стимулируя развитие стратегического мышления. Игра предлагает геймеру напряженные сражения и значительную реиграбельность, несмотря на отсутствие полноценной кампании.
Command & Conquer 4: Tiberian Twilight
Дата выхода: 16 марта 2010 года
Заключительная глава истории Кейна и тибериумных войн. Она получила самую низкую оценку в истории франшизы — 6,5 из 10, и разочаровала игроков отсутствием баз, ресурсов и глубокого сюжета. Первоначально задуманный как сетевая версия C&C3, проект впоследствии стал полноценной игрой. К сожалению, игра так и не оправдала ожиданий, и для нее не было выпущено ни одного аддона.
Четвертая часть легендарной серии стратегических игр, которая берет свое начало в 1995 году. Она была создана лос-анджелесским подразделением EA, которое занимается разработкой серии уже несколько лет. Игра продолжает сюжетную линию своих предшественников и фокусируется на отчаянной борьбе между GDI и Нод, чтобы остановить распространение Тибериума, который угрожает планете абсолютной стерилизацией. В распоряжении игрока две отдельные кампании, обе сочетающие в себе типичные для серии решения с рядом нововведений, привнесенных в механику геймплея. В игре отсутствует добыча сырья и присутствует разделение на классы. Вместо стационарных баз мы используем мобильные в виде гигантских шагающих машин, так называемых краулеров. Как и в Red Alert 3, кампанию можно проходить как в одиночку, так и в кооперативе, а мультиплеер позволяет играть вместе до 10 игроков.
Command & Conquer: Tiberium Alliances
Дата выхода: 15 декабря 2011 года
Command & Conquer: Tiberium Alliances — браузерная MMO-стратегия, созданная студией EA Phenomic при поддержке BioWare Victory. Это неожиданное продолжение эпической истории тибериумных войн, выполненное в формате free-to-play с микроплатежами.
Сюжет переносит игроков в конфликт между GDI, Нод и мутантами «Забытые», которые похищают Тацит — артефакт из предыдущих частей серии. В результате две враждующие фракции вынуждены объединиться, чтобы спасти Землю от угрозы, исходящей от мутантов.
Геймплей представляет собой браузерный подход: игроки получают базу на окраине глобальной карты и развивают ее, захватывая территории, добывая тибериум и сражаясь с другими участниками. Главной целью является контроль над центром карты, где разворачиваются основные события.
Несмотря на простую механику, напоминающую Travian и подобные стратегии, Tiberium Alliances оказалась успешной в своей нише, получив среднюю оценку 8/10. Она порадовала качественной реализацией и стратегической глубиной для браузерного проекта.
Однако формат игры не соответствовал ожиданиям многих фанатов. Отсутствие Кейна, привычной RTS-механики и разветвленного сюжета вызвало разочарование у тех, кто ждал полноценного продолжения франшизы. Tiberium Alliances стала экспериментом, который хоть и добился успеха среди поклонников браузерных игр, но не оправдал ожиданий аудитории классических Command & Conquer.
Command & Conquer: Rivals
Дата выхода: 4 декабря 2018 года
Command & Conquer: Rivals — мобильная стратегия, которая сделала ставку на командные сражения и удержание точек. Игроки могут выбрать одну из двух фракций — GDI или Нод, и сражаться за контроль над ключевыми платформами вокруг ракетной шахты. Главная цель игры — захватить и удержать эти важные точки на поле боя, что требует тактического подхода и быстрого принятия решений.
Хотя сама игра получилась достаточно увлекательной для мобильной платформы, формат явно разочаровал преданных поклонников серии. Rivals ограничена мобильным интерфейсом, что накладывает определенные ограничения на геймплей. Игра имеет сильно упрощенную механику и примитивный сюжет, что делает ее далеким от того, что фанаты ожидали от полноценной части франшизы.
Как и в случае с Tiberium Alliances, Rivals могла бы быть интересным проектом, если бы не ограниченные возможности мобильной платформы. Это хорошая игра для поклонников жанра мобильных стратегий, но далеко не то, что ждут те, кто любит классические стратегии на ПК.
Command & Conquer: Remastered Collection
Дата выхода: 5 июня 2020 года
После нескольких неудачных проектов для фанатов серии, Command & Conquer Remastered Collection стала долгожданным возвращением к истокам франшизы. Ремастер, разработанный студией Petroglyph Games, включает в себя обновленные версии классических игр C&C и Red Alert. Игры сохранили оригинальный геймплей, но были улучшены визуальные эффекты, интерфейс и добавлены современные функции, такие как поддержка разрешений высокой четкости.
Коллекция была продана значительным тиражом и пробудила надежду на возможное полноценное продолжение серии. После того как проект Generals 2 был отменен в 2013 году, а попытка с мобильной Rivals не оправдала ожиданий, ремастер стал важным шагом в возрождении франшизы. Хотя Rivals принесла интерес к серии, поклонники все еще надеются на более глубокое возвращение к классическому игровому процессу на ПК.
Хотя прошло уже четыре года, а мы до сих пор не увидели анонса ни новой части, ни второй части сборника ремастеров.
Command & Conquer: Legions
Дата выхода: конец 2024 года
В 2023 году Electronic Arts анонсировала Command & Conquer: Legions, мобильную стратегию, продолжившую историю тибериевых войн. Игра предлагает фанатам серии погрузиться в знакомую вселенную, где GDI и Братство Нод объединяются перед лицом новой угрозы. Зловещие киборги и инопланетные захватчики становятся главными противниками, и игроки, став командующими, должны сплотить силы, чтобы остановить катастрофу.
Legions привнесет элементы PvE и PvP сражений в реальном времени, где игроки могут взаимодействовать друг с другом, выполняя миссии или сражаясь в битвах. Игроки также будут встречать культовых героев и злодеев из всей франшизы, что добавляет ностальгии и глубины. Игра сохраняет привычные элементы жанра RTS — добычу тиберия, строительство баз и создание юнитов, но адаптирует их под мобильный формат, обеспечивая увлекательные стратегические сражения с возможностью кооперации или конкуренции.
Начавшись как игровой аналог Dune, серия Command & Conquer (C&C) быстро обрела уникальность, превратившись в культовую франшизу с верным сообществом поклонников. Долгое время эти игры служили эталоном для всех стратегий в реальном времени. Однако к концу 2024 года у нас до сих пор нет уверенности в возвращении серии.
// Андрей Князев
в свете последних событий // Дмитрий Иванов
// Олег Соколов