Трек первый: Home - Decay
С чего началось ваше знакомство с играми? Быть может с диска, купленного в ларьке у дома? Или этот диск одолжил одноклассник? А может это был не диск, а желтый картридж для “Денди”? В Америке 70х познакомится с играми можно было на редких компьютерах или на одной из многочисленных приставок, например, на самых известных - Magnavox Odyssey или Atari 2600. Конечно, были еще аркадные автоматы в залах. Но иметь игровую приставку дома было все равно намного круче! Или нет? Давайте разберемся.
Так уж получилось, что в момент, когда приставки Atari были на пике популярности и задавали вектор развития игр в США и мире, в СССР об играх мало кто знал. Они конечно же были, но были вещью редкой и не имели никакой информационной и рекламной поддержки. Поэтому настоящий бум видеоигр в СНГ случился в 90е - когда яркие и захватывающие игры заполнили рынки, ларьки и магазины.
Вышедшая в сентябре 1972 года приставка Magnavox Odyssey была устройством аналоговым и просто проецировала световые точки на экран. И чтобы в нее играть, были нужны различные аксессуары, по типу карт, накладок на экран и кубиков для настольных игр. Хотя это была первая игровая консоль, а после нее была еще масса похожих, ни одна из них не могла дать игрокам того, чего дала консоль 1977 года Atari 2600.
На момент выпуска в библиотеке было всего 9 игр, но в последующие годы на нее портировали игры с аркадных автоматов, интерес к которым все 80е не знал предела. Американские подростки готовы были целыми днями торчать в этих плохо освещенных залах, дабы побить рекорды самых крутых игроков района. Мастерство игры, высокий счет, атмосфера соперничества и безостановочного веселья - все это было невероятно дорого и важно юным геймерам. И когда Atari позволили перенести частичку всего этого к себе домой, радости не было предела.
Atari 2600 не только предложила игрокам множество игр, но и показала игровым компаниям, как правильно их продавать. Картриджи упаковывались в красивые картонные коробки, над оформлением которых работали талантливые художники своего времени. Но и на этом маркетинговые чудеса не заканчивались - вместе с инструкцией к игре, в коробке можно было обнаружить комикс, рассказывающий историю игры. Так, например, было с Yars' Revenge.
Atari 2600 давала возможность попробовать нечто похожее на Steam - сервис Gameline предлагал игрокам скачивать игры через телефонный кабель по подписке. Правда, он не был популярным из-за высокой цены. Но большинству игроков это было не нужно, им вполне хватало возможности набирать большой счет в любимых играх, искать "пасхальные яйца" и обсуждать игры с друзьями.
Игры Atari и атмосфера, которую они вокруг себя создавали, были ярким впечатлением из детства, которое нельзя было забыть даже с годами. Несмотря на то, что Atari терял позиции на рынке, а консоль Atari 5200, выпущенная в 1982 году не смогла стать успешной, любовь игроков к играм Atari и 2600 никуда не уходила. Даже “Кризис индустрии компьютерных игр 1983 года”, в результате которого прибыль игровых компаний упала на 97 %, не изменил ровным счетом ничего - Atari все еще любили, хотя рынок был завален различными играми и консолями.
Трек второй: Sung - Thunder Love
В 1986 году компания Atari выпускает новую консоль - Atari 7800, которая имела обратную совместимость с играми от 2600 и могла быть дополнена модулями, превращающим её в компьютер. Однако, на тот момент эпоха Atari уже закончилась - на американский рынок в 1985 году пришла Nintendo со своей NES (Nintendo Entertainment System) и показала совершенно новый уровень игр и удобства. Сама же Atari по сути перестала существовать, распавшись на несколько компаний.
Простота игр Atari вышла им боком - новое поколение геймеров 80х не желало играть в примитивную живую классику и выбирало невероятно крутые и мощные консоли от Nintendo и Sega. Да и аркадные кабинеты японских компаний были лучше и интереснее. Похожая ситуация сложилась и в СНГ 90х - на фоне “Денди”, “Сеги” и даже PlayStation, игры Atari из далекого конца 70х мало кому были нужны, хотя и продавались на рынке в виде китайских консолей-клонов 2600 и портов/демейков для компьютеров. Лишь немногие геймеры открыли для себя крутость Pitfall! и Breakout, а также массы других игр.
Трек третий: The Midnight - Arcade Dreams
Итак, во что же играли геймеры конца 70х - начала 80х? Это целая куча игр, превратившаяся впоследствии в серии, многие из которых живы до сих пор.
- PONG - Игра, с которой начался коммерческий успех Atari. Хотя игра уже присутствовала на приставке Magnavox Odyssey, именно её версия от Atari стала абсолютным хитом. Игровой автомат приносил невероятно высокую прибыль и по сути был электронной версией настольного тенниса. За игрой в Pong люди находили друзей и будущих супругов, по игре проходили локальные турниры среди друзей. Pong стал прародителем мультиплеерных игр и геймдизайна. После появления понг-консоли Home Pong в 1975 году, весь тираж которой был распродан, многие производители стали выпускать свои понг-консоли, часто ужасающе плохие и неудобные. Даже в СССР была своя понг-консоль “Турнир” 1978 года, впрочем, не одна она. Вам может казаться, что Pong устарел, но нет - каждый год выходит какая-то новая адаптация этой игры, с измененными механиками и кастомизацией. Но и оригинал с составе сборников продается на всех платформах. В 2020 вышла игра Pong Quest, добавляющая в игру RPG-механику. К сожалению, игра была зверски уничтожена другим понгом - бывшие разработчики из PopCap выпустили Hypergalactic Psychic Table Tennis 3000, с озвучкой от Марка Мира и кучей юмора. Да и стоил он намного дешевле.
- Asteroids - Не менее значимая для индустрии игра, послужившая основой для всех космических стрелялок. Простота и лаконичность игры соседствовала с невероятной сложностью - инерция заставляла ваш кораблик лететь навстречу вездесущим астероидам, а тарелки часто добивали потерявший управление корабль. Игра получила массу версий и духовных наследников, самый свежий релиз вышел в конце 2021 года - Asteroids: Recharged содержала кооператив, достижения, механику поверапов и челленджи. Asteroids, как и Pong, часто встречается в массовой культуре. Увы, версия Asteroids для Atari 2600 была лишь жалкой тенью настоящего, аркадного Asteroids.
- Breakout - Игра, к которой приложили руку Стив Джобс и Стив Возняк. Правда, только к схеме. Была своеобразной попыткой сделать Pong для одного игрока. Игра оказала огромное влияние на казуальные игры и получила массу ремейков и перезапусков. Самый последний вышел в феврале 2022 - Breakout: Recharged. Часто игру путают с Arkanoid от Taito, и стоит признать, они похожи. Вот только Arkanoid вышел в 1986, а Breakout в 1976 году.
- Centipede - Еще один классический шутер, посвященный истреблению огромных сороконожек, падающих вниз на игрока через грибное поле. Игра была настоящим хитом, которая привлекла к себе множество девушек геймерш. В каком-то смысле, Centipede повезло больше других игр Atari, поскольку в 2015 году она получила очень красивую и захватывающую роль в фильме “Пиксели” - сороконожка вышла очень крутой! Версия Recharged тоже вышла недавно.
- Space War! - Оригинальная игра 1962 года была научной разработкой Массачусетского технологического института и представляла собой дуэль двух космических кораблей. Версия от Atari была похожа на Asteroids. Интересно что годы спустя, Space War стала использоваться Valve как игра, на примере которой разработчикам объясняется функционал Steam. Пиратские релиз группы часто используют эту игру в качестве заглушки для обхода защиты Steam.
- Adventure - игра 1980 года была создана на основе текстового приключения 1977 года Colossal Cave Adventure для компьютера PDP-10. Многими считается основоположником жанра адвенчура. Нашумела своим пасхальным яйцом, которое представляло собой комнату с именем разработчика - Джозефа Робинетта . Именно оно вдохновило писателя Эрнеста Клайна на написание романа “Первому игроку приготовиться”.
- Night Driver - Были у Atari и гонки. В 1976 году Atari выпустили аркадный кабинет с игрой Night Driver, в которой игроку приходилось ехать по петляющей трассе на огромной скорости. В 1980 году улучшенная версия игры вышла на 2600. В 2018 году вышел ремейк для Android, вдохновленный эстетикой ретровейва, но популярности он не снискал.
- Missile Command - Игра, требующая от игрока умения мыслить наперед и предугадывать действия противника. Каждая новая версия игры для современных консолей, будь то PS1 или Xbox 360, все дальше уходила от оригинала и лишь в 2020 Atari запустили линейку игр Recharged и выпустили новую версию Missile Command, наиболее похожую на оригинал. Возможно, вам покажется, что игра похожа на типичную мобилку (без доната) - так оно и есть, но нельзя отрицать, что блестящий и умный геймплей остался на месте.
- E.T. the Extra-Terrestrial - Скандальная игра 1982 года, которую почему-то считают причиной кризиса индустрии компьютерных игр 1983 года, хотя это не так. Была одной из множества игр, захороненных на свалке города Аламогордо и ставшей одной из причин раскопок этой свалки. Хотя игра была сделана по мотивам фильма Стивена Спилберга “Инопланетянин”, с фильмом у нее было мало общего. Игра стала культовой среди коллекционеров и заняла важное место в игровой культуре. Кому интересно - смотрите документалку “Атари: Конец игры”. А видеоблогер AVGN снял фильм посвященный вымышленной истории этой игры - Angry Video Game Nerd: The Movie.
- Pac-Man - В 1980 году Namco создали настоящий хит - Pac-Man был безумно популярен. Но это была сложная игра, с логикой которой слабая на начинку Atari 2600 справится не могла. Atari кое-как удалось создать похожую по геймплею на оригинал игру. В 1982 игра поступила в продажу и по сути стала худшей версией Pac-Man. Однако, было продано 7 миллионов экземпляров.
- Yars' Revenge Одна из самых необычных игр Atari. получившая достойный ремейк. Это самая продаваемая оригинальная игра для Atari 2600, но посмотрев на нее сейчас, вы вероятно не поймете, как играть. Игрок управляет насекомоподобным существом по имени Яр, который мстит врагам за разрушение одного из своих миров, Разака IV. В 2011 вышел ремейк Yars' Revenge, являющийся линейным шутером. Игра была явно вдохновлена аниме и отличалась оригинальным дизайном персонажей.
- Frogger - Хит от Konami, изданный в 1982 на 2600. Интересно, что игра имела огромное количество успешных сиквелов.
- Haunted House - Одна из первых компьютерных игр в жанре survival horror, разработанная и выпущенная компанией Atari для приставки Atari 2600 в 1981 году. Ремейк 2014 года Haunted House: Cryptic Graves с треском провалился.
- Pitfall! - В 1982 году компания Activision выпустила для Atari 2600 одну из самых известных своих игр. Это был платформер про сбор сокровищ и преодоление препятствий. За набор 20 000 пунктов игрок мог получить от Activision специальную нашивку - прообраз будущих достижений. Было продано 4 млн экземпляров игры.
- Space Invaders - Игра, которая больше всего наследила в поп-культуре. Куда не пойди - везде можно встретить пришельца из Space Invaders. Игру создал Томохиро Нисикадо в 1978 году и издателем её выступила Taito. Это был хит, влияющий на доступность монет в Японии! В 1980 году Atari лицензировали её для выпуска на 2600. После чего её продажи консоли возросли в четыре раза.
- Battlezone - Из-за использования псевдотрёхмерной графики от первого лица, а также "видоискателя", к которому приставляет лицо игрок, Battlezone считается первой игрой, использующей технологию виртуальной реальности. Оригинальная версия подарила миру знаменитые горы - символы жанра ретровейв и неоновые танки. Версия для 2600 отличалась и делала игру больше похожей на мультфильм.
Игр для Atari 2600, как впрочем и игр Atari было невероятно много. Главное, что стоит о них сказать - они были первыми и были по-настоящему интересными. У них могла быть ужасная реализация и графика, но сами механики были цепляющими и хорошо проявляли себя в будущих играх. Успех Atari сначала среди автоматов, а затем и домашних консолей сделал компанию легендой видеоигр.
Трек четвертый:Megan McDuffee - Everything And Nothing
Atari проиграли рынок японским консолям. Новые консоли и компьютеры Atari были неудачными. Но бренд все еще жил и добрался в XXI век. В нулевые годы Atari все больше и больше ассоциировалась с изданием сторонних игр. И хотя они продолжали выпускать свои старые игры, делать их ремейки и даже запустили серию ретро-консолей Atari Flashback совместно с AtGames, для молодого поколения игроков Atari не значили ничего. Особенно на фоне крайне неудачных игр по известным сериям. В конце-концов все закончилось банкротством американского отделения в 2013 году. Осталось лишь французское. Хотя по сути ни первые, ни вторые не были Atari - они лишь купили бренд и активы.
В феврале 2013 года финансовый консультант и юрист Фредерик Шене стал новым генеральным директором Atari. Ему досталась полумертвая компания с кучей долгов, которая, впрочем, зарабатывала 2 миллиона евро в год…Шене сократил число сотрудников с 200 до 20, снизил свою зарплату до 1000 евро в месяц и принялся поднимать компанию. Он хорошо понимал, что бренд Atari имеет огромный потенциал и его можно применить более эффективно.
Под руководством Шене прибыль Atari стала расти - более чем в два раза. Этому способствовал не только новый курс - на выпуск своей консоли и ретроигры, но и само время. На дворе стоял бум синтвейва, видеоблогеры и пресса активно рассказывали о старых играх и они были интересны новому поколению игроков, старые игры прекрасно себя чувствовали на EBay, появилось множество портативных устройств для выпуска игр, да и кинематограф обратил внимание на игры Atari - вышедшая в 2015 году фантастическая комедия “Пиксели” во всей красе показывала персонажей их классических игр. А затем были “Blade Runner” и “Первому игроку приготовиться”, в которых Atari упоминались в хорошем свете.
Игры Atari стали доступнее - если раньше сборники Atari Flashback были консольной экзотикой, то новый сборник классических игр Atari Vault прекрасно себя чувствует и на ПК. Изменился подход к изданию игр - теперь новинки получали достойный Steam релиз с достижениями и прочими возможностями. А новая консоль Atari VCS не повторила судьбу Steam Machine, а просто стала “домашней консолью” компании. Ну и конечно, Atari снова начали выпускать ремейки своей классики и серия Recharged ничем не уступает современным аркадам.
Вам может казаться, что игры Atari это что-то устаревшее и примитивное, но влияние их игр можно обнаружить буквально везде. В мини-играх Terminator: Resistance и механике Peggle. В серии игр Tank Universal, Battlezone, игре Saints Row 3 и Nuke Zone. В музыкальном космическом шутере Beat Hazard и леталке Super Bit Blaster XL. Даже те, кто не ориентируется на геймплей и стилистику игр, часто копируют эстетику коробок Atari для своих промо компаний. Atari оставили огромный след в игровой и массовой культуре.
Сколько бы ремейков своих игр Atari не выпускали, ничего не мешает нам вернуться к первоисточнику и попробовать испытать то, что чувствовали игроки в золотой век компьютерных аркадных игр.
потому что к концу ссср атари была уже устаревшая консоль, ее новая версия была дорогая и не популярная и не имела крутых игор. в 90х годах в снг продавался атари клон но это было достаточно сомнительным приобретем потому что была сильная реклама денди, в последствии сеги и для нее были игры. а на каком нибудь *рембо* то нет.. поэтому это было чета экзотическое.
все перечисленные игры были переписаны для спектрума и аналогов и в начале 90х они выглядели примитивными по сравнению с другими играми. одна элита чего стоила. но и спектрум быстро ушел в чулан вместе с кассетным магнитофоном как только завезли азиатские тв приставки
Спасибо за статью, вспомнил замечательные классические игры.
Яички в "Ну погоди" все равно прикольнее ловить.
У меня еще была похожая игра, где биатлонисты стреляли по мишеням
Atari у меня была. Джойстики были крепкие. А игры казались интересными, тогда воображалка работала, дополняя все квадратики смыслом лицезрения)
Это вы в предверии тотального ноугеймса решили такую ретроспективу устроить?
Нет, приурочил к раздаче в EGS
Про "ноугеймс" в процессе
Это мы смотреть
Мне отец в 90-м, привёз клона Атари 2600 под названием Rambo с вшитыми сливками игр - там были и фроггер, и питфал, мужик с лопатой три репки от кротов защищал, и вот это вот всё. У одного из первых в союзе была вменяемая игровая консоль домашняя. У одноклассника старший брат вообще был люто прогрессивным и у него в спектрум и msx гоняли. А потом отец в 91-м привёз мне MicroGenius(Стиплер её как Денди Классик толкала) и Рэмбо был забыт и отдан кому-то там.
Был клон атари 2600, любили мелкие с другом поиграть, хотя денди/сега тож был. Потом разбил джойстики и выкинул её, мелкий дурак(
Загуглил цену. Первая же ссылка 50 590 рублей. Ох...ть
Первой приставкой, на которой мне довелось поиграть, была именно Atari 2600... Правда было это в начале 90-х... Ностальгия :-) И именно pong sports)...
ни че не понял кто обьяснит
Довольно интересная стена текста. Начинаешь читать через строку уже где то на середине поста. Такие вещи неплохо было бы сопровождать озвученным видео вариантом. Если нет возможности озвучивать самому, то куча сайтов с озвучкой в помощь.
На Ютубе много обзоров игр Atari и их консолей.
Я не занимаюсь созданием видео в принципе, у меня нет столько ресурсов. Мне больше нравится учиться писать интересные блоги.
Дак не обязательно делать из этого шоу, как у АВГНа или Пиксель Девила. Вставил несколько картинок, добавил видео, наложил сверху озвученный текст. Для этого большого бюджета не надо, достаточно обычного видеоредактора. Стена текста, какой бы интересной и познавательной она не была, это стена текста и читать её утомляет.
Я наоборот люблю читать. Даже текстовый блог писать очень утомительно. а с видео я бы вообще месяцами парился.