SEGA Saturn исполняется 30 лет: взлет и падение амбициозной консоли

В 1990-х годах мир видеоигр переживал масштабную трансформацию, как в техническом, так и в культурном плане, и в этом процессе SEGA занимала ключевую позицию.

Прорывы в области 3D-графики и вычислительной мощности изменили облик игр, и SEGA была одной из ведущих компаний той эпохи. В 1994 году она решила полностью погрузиться в новую эру, выпустив Saturn — консоль, ставшую значимой в истории игровых технологий. В этом обзоре мы рассмотрим ее происхождение, эволюцию, технические характеристики и интересные факты об этой легендарной (и любимой) приставке.

История создания консоли

После успеха Mega Drive/Genesis SEGA искала платформу, способную составить конкуренцию новым консолям, осознавая серьезную конкуренцию со стороны Nintendo и тот факт, что Sony разрабатывала собственное устройство. В начале 1990-х годов SEGA занимала лидерские позиции на рынке аркадных игр и пользовалась технологическим превосходством в 3D. В 1992 году компания начала секретный проект под названием «Project Saturn», целью которого было создание мощной консоли на 32-битной архитектуре, способной запускать графически сложные игры и поддерживать достигнутое в аркадных играх превосходство.

SEGA Saturn была впервые представлена в Японии 22 ноября 1994 года, что вызвало огромный интерес у фанатов. Выход в Северной Америке состоялся на пять месяцев раньше намеченной даты: 11 мая 1995 года американские игроки уже смогли опробовать консоль — стратегический ход, призванный укрепить ее позиции против Sony. Тем не менее, как окажется, все пошло не так, как планировалось.

Впечатляющие характеристики, но сложности для разработчиков

Технические характеристики Saturn были впечатляющими для своего времени, но одновременно сложными для разработчиков. Консоль была оснащена двумя процессорами Hitachi SH-2 с тактовой частотой 28,6 МГц, графическим процессором VDP1 для рендеринга объектов и VDP2 для фонов и управления графическими слоями. На бумаге консоль могла обрабатывать до полумиллиона полигонов и 200 000 текстур. Эта многопроцессорная архитектура должна была обеспечить превосходство в 2D-играх и продемонстрировать свои возможности в более требовательных 3D-играх.

Сложность системы создала значительные проблемы для разработчиков, усложняя достижение оптимальной производительности и требуя больших усилий для реализации определенных функций, таких как работа с прозрачностью. Лишь немногие разработчики смогли полностью раскрыть потенциал Saturn, создав шедевры, которые до сих пор впечатляют своим качеством и программированием.

В результате многие разработчики предпочли работать на новой платформе Sony, которая позволяла достигать результатов с меньшими затратами. Тем не менее, техническое превосходство оставалось на стороне 3D-графики PlayStation и великолепных 2D-аркад Saturn, поддержанных увеличением оперативной памяти до 4 МБ. Однако в условиях, когда 3D-графика доминировала на рынке, этот аспект выглядел устаревшим и стал одной из причин ограниченного коммерческого успеха консоли.

Тяжелое наследие Mega Drive

После ошеломительного успеха Mega Drive/Genesis компания SEGA заняла лидирующую позицию на рынке видеоигр, и надежда на светлое будущее казалась вполне реальной. Тем не менее, некоторые решения и особенности бизнеса не позволили ей достичь массового роста продаж. Во-первых, компания продолжала поддерживать свою 16-битную консоль, что демонстрировало нежелание SEGA расстаться с ней из-за значительного количества пользователей по всему миру. Выход дополнений, таких как 32X, даже после запуска Saturn, лишь запутал поклонников, вызвав недоумение из-за странной поддержки устаревшего поколения. Не стоит забывать и о «гибридной» консоли Mega CD. 32X оказался дорогостоящим провалом, который отвлек ценные ресурсы, которые могли бы быть направлены на успешный запуск Saturn.

В это время между японским и американским подразделениями SEGA сохранялось определенное напряжение из-за различных стратегических взглядов. В то время как Tokyo стремилась сосредоточиться на разработке Saturn, американское руководство было более озабочено сохранением доли рынка, завоеванной с помощью Mega Drive. Этот внутренний конфликт создал хаос в управлении общей стратегией компании.

Одним из наиболее запоминающихся событий в истории консоли стал E3 1995 года в Лос-Анджелесе. Это событие стало историческим и привлекло внимание множества знаменитостей, таких как Майкл Джексон, Принс и Стивен Спилберг. На выставке президент SEGA of America Том Калинске неожиданно объявил, что Saturn уже доступен в магазинах, хотя запуск должен был состояться через пять месяцев. Целью этого шага было помешать Sony, которая готовила выход PlayStation в США. Однако результат оказался далеко от ожидаемого.

Множество розничных продавцов не были вовлечены в ранний запуск, что вызвало недовольство и путаницу. К тому же, запасы на складах оказались рекордно низкими, и фанаты не могли рассчитывать на качественную линейку игр.

На самом E3 настоящий переворот произошел, когда представитель Sony Стив Рэйс вышел на сцену и объявил цену PlayStation: 299 долларов, произнеся всего три слова и опередив SEGA на 100 долларов. Это заявление стало ключевым моментом в начавшейся войне консолей.

Яркие игры

Saturn оставил яркий след в истории видеоигр, благодаря каталогу, наполненному инновационными и запоминающимися проектами. В период своего существования с 1994 по 2000 год было выпущено около тысячи игр, однако большинство из них предназначалось для японского рынка, и с 1998 года SEGA отказалась от разработки программного обеспечения для американского и европейского рынков. Несмотря на то что консоль оказалась между PlayStation и Nintendo 64, многие её игры полностью использовали возможности сложной аппаратной платформы, предлагая уникальный опыт, который фанаты до сих пор помнят с любовью. Не забудьте про конверсии Sega Rally и Daytona USA, Burning Rangers, Guardian Heroes и всю серию «Virtua», включая Virtua Cop, Virtua Fighter и House of the Dead.

Одной из самых популярных игр стала Panzer Dragoon Saga — ролевая игра, полностью раскрывшая потенциал консоли. Она сочетала в себе исследование на летающих драконах и пошаговую боевую систему, предлагая захватывающее повествование и уникальный сеттинг, который помнят до сих пор. Западное издание игры стало одной из самых редких и востребованных.

Еще одной культовой игрой стала Nights into Dreams, созданная Юдзи Накой (автором Sonic). Эта игра произвела революцию своим визуальным стилем и инновационным опытом полета, предоставляя игрокам чувство свободы, которого они никогда не испытывали ранее. Nights также стала одной из первых игр, поддерживающих аналоговый контроллер, подчеркивая внимание SEGA к новым технологиям ввода. 3D Control Pad, который опередил контроллер N64 на две недели, получил внутреннее прозвище «контроллер Спилберга», так как знаменитый режиссер-энтузиаст первым протестировал его во время визита Sonic Team в Японию.

Помимо всех этих великолепных 3D-игр, Saturn прекрасно справлялся и с 2D-играми, что делало его идеальной платформой для таких проектов, как Radiant Silvergun, серия Street Fighter, Dungeons & Dragons, Thunder Force V и множества других файтингов и шутеров, что способствовало его успеху и популярности среди поклонников жанра.

Ограниченные издания

Первоначальная версия консоли, известная как Model 1, выделялась дизайном с овальными кнопками и прочной конструкцией. В то же время более поздняя версия Model 2 имела более низкую себестоимость, получив незначительные изменения в эстетике и функциональности, такие как круглые кнопки. Ограниченные выпуски были ориентированы на коллекционеров и энтузиастов, предлагая различные цветовые схемы и логотипы известных брендов.

К примеру, издание Derby Stallion Edition, основанное на популярной игре о лошадях, имело характерный бело-золотой стиль. Ещё одной культовой версией стала Skeleton Saturn с прозрачным корпусом, который позволял видеть внутренности устройства. Этот уникальный дизайн (позже частично использованный в прозрачном варианте первой консоли Microsoft Xbox) захватил воображение фанатов и сделал эту модель особенно желанной на рынке коллекционеров.

Кроме стандартных и ограниченных изданий, выпущенных непосредственно компанией SEGA, существовала специальная версия Sega Saturn, созданная сторонней фирмой JVC и получившая название V-Saturn. Эта компания, ранее производившая CD-проигрыватели для Saturn, была также известна за создание мифической WonderMega для SEGA.

Консоль от Victor имела немного измененный дизайн по сравнению с оригинальной моделью. На корпусе был нанесён логотип V-Saturn, а сам корпус был окрашен в более темный оттенок. Кроме того, анимированное приветствие при запуске также отличалось. Тем не менее, внутренне эта версия почти ничем не отличалась от других моделей Saturn, сохраняя ту же архитектуру и совместимость с играми. В Японии сторонние версии, такие как Hi-Saturn от Hitachi (которая поставляла процессоры для Saturn) и Samsung Saturn, получили распространение и стали частью стратегии Sega по увеличению своего присутствия на рынке без необходимости самостоятельно производить каждое устройство.

Преждевременная смерть и бессмертие в сердцах фанатов

Несмотря на успешный старт в Японии, SEGA Saturn так и не смогла конкурировать с PlayStation в США и Европе, где Sony установила своё господство.

К концу 1995 года PlayStation удалось продать 800 000 единиц в США, тогда как у Saturn этот показатель составлял лишь 400 000. В 1996 году, благодаря ценовой войне, PlayStation начала существенно обгонять Saturn по продажам. В результате, к концу этого года количество проданных PlayStation в Америке достигло 3 миллионов, что более чем в два раза превышало продажи Saturn, которые остановились на отметке 1,2 миллиона.

Сложная архитектура консоли, отсутствие знаковых игр на старте и ограниченная поддержка со стороны сторонних разработчиков привели к постепенному уходу от этой платформы.

Не в силах изменить ситуацию, SEGA сосредоточила свои ресурсы на разработке Dreamcast, оставив Saturn на произвол судьбы и на бессмертие в сердцах фанатов. Несмотря на свои недостатки, консоль Saturn обладала впечатляющими характеристиками, высоким качеством сборки и солидной игровой библиотекой.

Комментарии: 0
Ваш комментарий