Сегодня MMORPG делятся на два типа: одни копируют идеи предшественников, а другие пытаются привнести в жанр что-то свое. К сожалению, количество игр первого типа растет в геометрической прогрессии. Как же я устал от стандартного метода «копируем все с EverQuest, добавляем фэнтезийный мир и заворачиваем все это в красивую оболочку». Неужели у гейм-дизайнеров не осталось хоть немного фантазии или, как сейчас модно говорить, «креатива»? Жанр погряз в болоте штампов и лености самих разработчиков, которые просто не хотят придумывать хоть что-то оригинальное. Конечно, «работает – не ломай»: отличный принцип, но не для создания онлайновых ролевых игр. К счастью, не все такие ленивые. Нашлись-таки люди, сделавшие оригинальную и отличающуюся от остальных представителей жанра игру, и имя им – Nevrax. Сегодня я расскажу вам об одном из самых необычных MMORPG-проектов – The Saga of Ryzom.
Динамический мир
Действие игры происходит на планете Атис (Atys), являющейся большим деревом с корнями, стволом и обширными ветвями. Эта планета в прямом смысле живая, любое растение или животное является ее частичкой. Представители флоры и фауны взаимодействуют друг с другом – каждый организм имеет своих врагов или друзей. Один вид монстров может охотиться на другой, а защищать кого-то третьего. Согласитесь, необычно видеть со стороны такой вот естественный отбор. То же самое относится к группировкам NPC, разбросанным по разным уголкам планеты. Самым главным достижением разработчиков является то, что на Атисе постоянно что-то происходит. Часто проводятся игровые эвенты, которые не позволяют игрокам скучать. Нужно отметить, что они довольно разнообразны: от вторжений насекомых до детективных расследований и битв последователей Ками и Караван. Видно, что их сценарии составляются людьми грамотными, участвовать в этих мероприятиях очень интересно.
Только кожа и кости
Но есть чем заняться и помимо эвентов – например, добычей ресурсов с последующим созданием из них различных типов экипировки. Это один из самых лучших аспектов игры, в котором присутствует немалая толика реализма. После убийства монстра вы можете снять с него шкуру, зубы, глаза, кости и другие части тела, а не золото или наплечники, как в других MMORPG. Материалы для создания предметов сильно различаются по качеству, поэтому именно от них (в большей степени, чем от игрока) зависит ценность исходного продукта. Важную роль в добыче предметов играет динамическая система изменения погоды, благодаря которой геймеры как заправские грибники составляют свои приметы: в какие времена года, в каких погодных условиях и где можно достать тот или иной материал нужного качества. Благодаря продуманной экономике в магазинах всегда есть большой выбор предметов, но гораздо выгоднее самому делать себе экипировку из найденных материалов – все созданные игроками вещи превосходят на несколько порядков то, что продают «сторонние» NPC-торговцы. Поэтому в любой сильной гильдии всегда есть специалисты по производству различных шмоток на все случаи жизни.
Кто видел эльфов?
Атис населен разумными гуманоидными существами, называющимися Хоминами (Homins). Всего существует четыре племени Хоминов: Матисы (Matis), Фиросы (Fyros), Трикеры (Tryker) и Зораи (Zorai). Матисы – гордые наследники старой монархии призрачных лесов, которые стремятся восстановить свое разрушенное королевство. Высококультурные эстеты, хорошо знающие лесную ботанику, они являются расой романтиков и завоевателей. Матисы непоколебимо верят в то, что как каждая частица вселенной имеет свое предназначение, так и каждый Хомин обязан бороться за свое истинное место в обществе. Трикеры – хитрые гедонисты, друзья ветров и принцы озерных земель. Это прекрасные исследователи и изобретатели, которые вынашивают мечту о мире без жестокости и нетерпимости, без хозяинов и рабов. Фиросы – отважные воины из глубин суровых пустынь, которые ведут поиски ужасного Мифического Дракона. Решительные, верные и драчливые, Фиросы расценивают себя как самых великих воинов Атиса, выстроивших свое общество в соответствии со строгим кодексом чести. Зораи – полные тревоги мистики из темных и скрытых от глаз простых смертных джунглей, рьяно служащие живой планете. В своем поиске духовного просвещения Зораи стали очень близки к таинственным Ками. Каждая из рас имеет свою культуру, мировоззрение, традиции и веру. Вот так, никаких вам орков, эльфов, гномов и прочих фэнтезийных стандартных рас. Получите, распишитесь.
In Jena we trust
Кроме доступных для игроков народностей в SoR есть две одинаково сильные и таинственные группы - Ками (Kami) и Караван (Karavan) - стремящиеся управлять судьбой Атиса. Каждая из них обладает уникальной силой и заявляет, что является истинным защитником планеты, а также предлагает свою защиту Хоминам – до тех пор, пока те следуют их правилам. Обе эти организации хранят в секрете свое происхождение и даже, возможно, свои истинные намерения. В течение веков они следуют разными путями, наблюдают друг за другом без явного противостояния. Их защита очень важна во время путешествий, в то время как их гнев может оказаться смертельным. Караван состоит из таинственных человекообразных существ, носящих черные одежды и шлемы, которые полностью закрывают их головы. Их предводительница – симпатичная зеленоглазая богиня Джена (Jena). Караван присутствует во всех регионах Атиса, за исключением главных корней планеты (ведь вы еще не забыли, что Атис – живая планета-дерево?). Несомненно, Хомины еще не исследовали территории, где бы не чувствовалось присутствие Каравана. Последователи Каравана живут в огромных металлических транспортных средствах и используют оружие, созданное по технологии, которая пока неизвестна цивилизации. В основном Хомины их опасаются.
Ками в свою очередь являются странными и сверхъестественными существами под предводительством таинственного Ма-Дука (Ma-Duk), которого никто никогда не видел. Они способны принимать различные формы: от бестелесных духов до странных невиданных млекопитающих. Ками очень сильно влияют на Атис и его обитателей, они неусыпно присматривают за царством растений и не допускают нарушения хрупкого равновесия планеты, за которой заботливо ухаживают. Никакое живое существо не может избежать их надзора и, следовательно, их гнева в случае нарушения законов сохранения природы. Как и Караван, Ками свободно путешествуют по землям планеты, стремясь заключить договора с достойными на их взгляд Хоминами в обмен на свершенные ими великие дела. Как вы уже поняли, тут у нас классическое противостояние природы против техники, но это только на первый взгляд – истина где-то рядом…
Долой клонов!
Как любой театр начинается с вешалки, любая MMORPG начинается с создания персонажа. Помимо банального выбора расы и пола игра предлагает вам детальное формирование внешнего вида героя: разрез глаз, размер подбородка, длину и толщину конечностей и, конечно же, – выбор прически, которую можно будет неоднократно менять в дальнейшем. Все это позволяет создать такого персонажа, какого вы хотите. Конечно, процесс не дотягивает до уровня StarWars: Galaxies и EverQuest II, но выглядит вполне достойно. Экипировка в игре тоже разнообразна. Кроме характеристик вещи они различаются по внешнему виду: экипировка разных рас выглядит по-разному, имеет свой неповторимый стиль и разукрашена в разные цвета, самыми редкими и почетными из которых являются черный и белый. С таким разнообразием появляются чисто эстетические мотивы: недавно я весь день искал определенные материалы, чтобы сделать себе комплект легкой красной брони. Впрочем, даже не смотря на это «клонированных» персонажей можно встретить на каждом шагу.
И жнец, и швец, и на дуде игрец
Неопытный игрок будет немного растерян, когда обнаружит, что в игре нельзя выбрать определенную профессию или класс. Дело в том, что классов здесь нет. Персонаж может стать кем угодно и делать что угодно. Есть четыре основных направления развития: fight, magic, forage и craft. Но это не все – впоследствии каждое направление разветвляется. Например, fight делится на melee и ranged, затем melee делится на 2 handed и 1 handed, а те в свою очередь разветвляются дальше. Шинкуя монстров мечом, вы будете получать опыт именно в ветку melee, добывая материалы – в ветку forage, то есть имеется что-то похожее на систему прокачки в The Elder Scrolls. Но главная особенность заключается в том, что вы можете развивать все это параллельно. Надоело быть воином? Хотите поливать врагов с безопасного расстояния из ракетницы или стать магом-огневиком? Легко. Не надо начинать нового персонажа – всегда можно поменять стиль игры без всяких штрафов и потерь, просто занимайтесь тем, чем хотите. Развивая персонажа все больше и больше можно сделать его профессионалом во всех направлениях.
Помню, как в 2003-ем году Nevrax обещала, что каждое новое действие в SoR, будь то удар или заклинание, будет создаваться игроками самостоятельно. Вы знаете, как ни странно, разработчики сдержали свое слово – в игре существует так называемый конструктор действий. Вы можете вкладывать различные компоненты, словно кирпичики, в какое-либо одно умение. Например, у меня есть 2 атакующих заклинания: lighting и fireball. Можно объединить их в одно и регулировать силу каждого, и чем сильнее и дальнобойнее будет заклинание – тем больше магической энергии оно будет стоить. Это нововведение придает разнообразие игровому процессу, часто приходится редактировать удар или заклинание для получения большей эффективности в бою. В целом процесс создания различных действий довольно увлекателен.
Player vs. Player
Большинство игроков любят состязаться с другими, но есть и те, кому это не интересно. В Saga of Ryzom обе категории найдут себе занятие. Для пацифистов есть оригинальный и необычный мир, возможность противостоять нашествиям насекомых, превосходный крафтинг и прекрасные, часто проводящиеся эвенты. Для любителей вонзить меч в ближнего своего существуют гладиаторские бои на арене, специальные зоны свободного PvP, где можно нападать на любого персонажа, неплохо реализованная постоянная война за алтари последователей Ками и Караван. Но это все мелочи по сравнению с грядущим самым вкусным нововведением – Outposts. Это заставы, которые можно будет захватывать гильдиям и альянсам игроков. Само собой, их обладатели будут получать полезные бонусы. Вот там начнется настоящая война!
Красота и тишина
Визуально игра выглядит на твердую пятерку с плюсом. Конечно, графический движок Saga of Ryzom менее технологичен, чем у EverQuest II, но значительно превосходит его в плане производительности. На одном экране может быть несколько десятков игроков, и это без видимых тормозов и потерь в качестве картинки. Ландшафты выглядят практически как реальные, во время путешествий на своих двоих замечаешь множество мелких деталей: то змея проползет под ногами, то бабочка рядом пролетит или выскочит светлячок из высокой травы и осветит дорогу. Неплохо, но не без огрехов сделана шейдерная водичка. Радует правдоподобная анимация растительности: в озерном краю деревья колышутся во время шторма как настоящие. На небе можно увидеть соседние планеты и несколько больших звезд, согревающих Атис, так же как Солнце согревает нашу Землю. Все это дает игрокам почувствовать атмосферу живой планеты. Стоит также отметить работу аниматоров – движения монстров и игроков сделаны отлично, кроме того, они различаются у каждой расы, придавая представителям разных народностей индивидуальность.
Если с графикой все более чем отлично, то со звуком и музыкой у игры большие проблемы. Ответственных за эти компоненты нужно посадить на хлеб и воду. Музыки очень мало, а та, которая есть, отнюдь не радует слух. По сравнению с треками из EQ2, мелодии SoR кажутся похоронным маршем. Со звуками дела обстоят немного лучше, но не более. Единственное, к чему нет претензий – озвучка криков персонажей. Очень натурально. Так что выключаем музыку в игре и запускаем Winamp.
Бочка дегтя в океане меда
Кроме проблем со звуком и музыкой у игры есть еще один приличный недостаток – квесты. Большинство из них добавлены скорее для галочки – «чтобы было». Задания, которые дают NPC, сделаны оригинально и в тоже время странно – из информации разработчики смогли написать только конечные цели. Например, «убей столько-то монстров» или «сделай два комплекта такой-то брони». И это все без каких-либо вступлений и красочных речей. В то время как в EverQuest II практически каждый диалог озвучен, а задания довольно интересные и разнообразные, за Nevrax становится просто обидно. Обидно потому, что все это можно было реализовать, но, видимо, не судьба.
Интерфейс игры перегружен множеством разнообразных менюшек. Конечно, можно уменьшить их количество, но со временем понимаешь, что без многих этих окон играть очень неудобно. Управление персонажем реализовано практически как в City of Heroes или World of Warcraft. То есть бегаем мы при помощи стрелочек, но вот почему нельзя прыгать? Я понимаю, что, мол, тут не action, а ролевая игра, но с этой возможностью игровой процесс мог бы стать более динамичным. Опять недоработка.
Вместо эпилога
В самом начале Saga of Ryzom была словно нераскрывшийся цветок. За год после релиза она стала значительно лучше и сейчас производит впечатление полностью завершенного и целостного продукта. Эвенты становятся все интереснее, уклон в сторону PvP-составляющей явно идет игре на пользу – одним словом, Nevrax движется в правильном направлении. Saga of Ryzom – одна из лучших MMORPG на данный момент, и пропускать столь оригинальную игру точно не стоит.
P.S.: Бесплатно путешествовать по миру игры можно в течение семи дней. После этого периода придется платить абонентскую плату – 12.90€ в месяц.
Рейтинги:
Геймплей: 8.5
Графика: 9.0
Звук и музыка: 5.5
Интерфейс и управление: 8.0
Оценка автора: 8.5
Общий рейтинг: 8.0
Сейчас игра стала бесплатной до 125 уровня, при достижении которого если игрок хочет развиваться дальше покупается подписка за месяц 7.90 евро. За 3 месяца, полгода и год цена подписки снижается.
Отличная рецензия на отличную игру!!!:)
Алек так держать:D
Бугага, Олежка жжот В)
Alex все таки стал обозревателем MMOG на PG. ну - ну =)) Тогда с тебя графа лучшая MMOG 2006 года на церемонии награждения в следющий раз...
Не Alex, а Alec ;-)
Полностью согласен с оценкой!
Автору - респект!!!
Полностью согласен с оценкой!
Автору - респект!!!
Прекольна ;)
а скока трафика в час жрёт сея гама ?
Не замерял, но вроде где-то 3 в час. При рейдах и масс эвентах чуть больше.
Полный улет