на главную
об игре

"Fallout" - Fantasy Edition

Осада Авалона в свое время познакомила меня с жанром . Впервые я поиграл в нее в  далеком 2001 году. Как раз тогда родители купили моим старшим братьям другой компьютер взамен сломавшегося старого. ПК был приобретен с рук и на нем остались кое-какие файлы от прежнего хозяина: различная музыка, фотографии, а также, разумеется, видеоигры (по тем временам это все воспринималось чуть ли не как обретение богатого наследства). Помимо прочего была там и она — Siege of Avalon. Именно благодаря этой игре я и полюбил жанр. Даже когда через пару лет у меня появилась самая что ни на есть Diablo 2, об «Осаде Авалона» я продолжал вспоминать с большой любовью.

Надо сказать, что в том самом 2002 году я так и не успел пройти Siege of Avalon до конца — одним прекрасным днем пришлось форматировать «винчестер» из-за вируса, а затем с нуля ставить операционную систему. Диска с игрой у меня не было, а торрентов тогда еще не существовало в принципе. И лишь совсем недавно я вспомнил об этой игре и решил-таки ее пробежать от начала и до конца. Это получилось по-настоящему незабываемо.

Официальная русская версия игры может похвастаться качественным литературным переводом от Snowball
Официальная русская версия игры может похвастаться качественным литературным переводом от Snowball

Над разработкой Siege of Avalon работала студия Digital Tome, занимавшаяся также продажей и изданием книг. Это оставило заметный отпечаток на самой игре — ощущение того, что Siege of Avalon делали люди, любящие литературу, за время прохождения не покидает ни на минуту. Все это проявляется в очень красиво написанных внутриигровых текстах, а их здесь весьма изрядное количество: это и развернутые диалоги, и дневник персонажа, и то и дело попадающиеся книги или записки. Короче говоря, для полного изучения игры приходится заниматься чтением как минимум половину всего времени.

Действие Осады Авалона происходит в классическом фэнтезийном средневековье. Крепость Авалон уже много месяцев осаждают Ша’ахулы — местный кочевой народ зеленокожих полуорков. Кочевники ненавидят любое «насилие» над землей, в том числе земледелие и строительство. Нашим подопечным выступает юноша, который решил приехать в Авалон, чтобы навестить своего старшего брата Корвуса и передать ему печальную весть о смерти отца. Сама игра начинается с дневника героя. На первых страницах он рассказывает о том, как добирался до крепости на одном из кораблей снабжения, о том, как из всего флота лишь их судну удалось прорваться через блокаду. Практически сразу же после встречи братьев, Корвуса, давно ставшего влиятельным офицером, отправляют на ночную вылазку. Брат уходит, а нам выдают управление игрой.

Разработка плана спасение брата идет полным ходом
Разработка плана спасение брата идет полным ходом

Так как на дворе во время релиза Siege of Avalon было самое начало 2000-х, то и пред наши очи мир игры предстает в модной тогда изометрии. Многие сразу вспомнят Diablo 2, упоминавшуюся выше, но на самом деле по своему устройству «Осада Авалона» больше напоминает самые первые части Fallout. То есть если бы в параллельном мире разработкой The Elder Scrolls занимались бы отцы-основатели «Фоллыча», а не наоборот, то Arena и Daggerfall были бы примерно такими (если вы ничего не поняли из этого предложения, то ничего страшного — просто вы знакомы с видеоиграми не так давно). Короче говоря, представьте себе Fallout в фэнтезийном сеттинге: тут вам и глубокая ролевая механика с детальной проработкой боевых параметров; и тонкая настройка персонажа перед началом игры, влияющая на прохождение многих квестов; и обязательные несколько концовок.

С концовками и так все ясно, а вот об остальном стоит рассказать подробнее. Например, у нашего героя слабо развито восприятие — мы решили пожертвовать этой Не-Понятно-Зачем-Нужной характеристикой в пользу старой доброй силы, ловкости и т.п. Вот мы с упоением проходим квесты, наслаждаемся историей, красиво написанными диалогами, гуляем по крепости, находим различных NPC, всем стараемся помочь. Вот мы уже и тренировку молодого бойца прошли, и у доброго мага побывали, обучившись у него паре магических фокусов. Весело насвистывая (насколько это вообще возможно во время осады) и, пуская feriball'ы, мы натыкаемся на очередного просящего: оказывается, в замке есть предатель! Сэр Итер просит отобрать у одного офицера письмо, обличающее его измену. Мы приходим к изменнику в комнату и по-хорошему убедить его отдать послание не удается. Завязывается драка, звенит сталь, проливается кровь — письмо таки у нас. Давайте-ка его, на всякий случай, прочтем… Оказывается, на самом деле предатель — Cэр Итер, а мы только что убили невиновного, который еще не успел отважиться сдать товарища…

Если бы наше восприятие было прокачано подобающим образом, то мы бы заметили, что Cэр Итер странновато себя ведет (отображается приписками в диалогах), заметили бы некоторую нелогичность задания (почему офицер все еще не уничтожил улику против себя?), а также обратили бы внимание, на то как держит себя мнимый изменник при разговоре с нами: "На его лице читалась боль, и… сомнения, нерешительность, наверное. Пожалуй он и кричал-то на меня лишь затем, чтобы скрыть свои переживания. И это лицо, эти поступки принадлежат предателю?...".

Такого разнообразия слотов под шмот до сих пор не встречал в других играх.
Такого разнообразия слотов под шмот до сих пор не встречал в других играх.

В Siege of Avalon есть открытый мир, который открывается постепенно. Структура прохождения напоминает… GTA: завершили главу — открылись новые локации, а в старых появились новые задания. Только вот мир здесь очень камерный: половину времени игрок проводит изучая крепость, а в остальное время совершает несколько вылазок на близлежащие территории. В первой главе дают побродить по предместьям и побить Ша’Ахулов, засевших там. Во второй мы изучаем древние катакомбы под крепостью и боремся с пробудившейся нечистью. В третьей — гуляем по примыкающему к крепости лесу и спасаем от злобных кочевников единорога. И так далее.

Что касается боевой системы, то на первый взгляд она может показаться примитивной. Все дело в типичном для любой изометрической RPG управлении: нажали левой кнопкой мыши на землю — передвинули персонажа, нажали на сундук или дверь — открыли их, нажали на NPC — начали разговор, нажали на врага — герой побежал вступать в бой. То есть у нас тут вроде бы то-самое «закликивание». Только вот в игре есть две главных боевых характеристики: защита и атака. Каждая из них зависит не только от качества доспехов и оружия, но и от прокачки самого персонажа. Так ловкость позволяет лучше уклоняться от ударов, а значит увеличивает конечный показатель защиты, а сила позволяет наносить более ощутимые удары. При этом и само снаряжение проработано детально: мечи наносят в основном режущий и колющий урон, а топоры — рубящий; кольчуги защищают лучше от одного вида урона, а кирасы от другого. Здесь даже учитывается такое, что часть урона доспехами отражается, а часть поглощается! Короче говоря, продумано и реализовано все что связано с боем очень даже основательно.

На старом компуктере были такие долгие загрузочные экрана, что я на протяжении очень долгого времени думал, что игра зависает после прохождения первой главы)
На старом компуктере были такие долгие загрузочные экрана, что я на протяжении очень долгого времени думал, что игра зависает после прохождения первой главы)

К сожалению, во время сражений с врагами заметить можно, разве что, то, насколько быстро протагонист машет мечом, пускает стрелы или fireball'ы. Математически-то все работает прекрасно, но, из-за ограниченного бюджета и технологий тех лет, разработчикам не удалось создать визуально-глубокие бои. Вы не увидите как враги промахиваются по уклонившемуся герою (он просто не вскрикивает и не теряет здоровье), не увидите как рикошетят стрелы. Все это разумеется не недостатки, ведь многие игры в те годы были прекрасны механически, но достаточно примитивны графически — роскошной анимации и физики еще просто не было.

Возможно после Diablo 3 или Pillars of Eternity «Осада Авалона» может показаться слишком архаичной. В каком-то смысле это действительно так, ведь ей уже целых 16 лет… Однако если вы не прочь иногда покопаться в классике, а также любите хорошее фэнтези, то вполне возможно вам понравится и эта игра.

Спасибо мне Роману Петрову за статью.

Комментарии: 4
Ваш комментарий

пекабир Я думаю более уместно будет сравнить графику с baldur's gate 2 или Icewind Dale 2. А долбиться можешь куда угодно

3

XanderDeKoz шо там 2д спрайты, шо тут. то что руки в то время у изометрищиков из жопы растут никого не волнует

0

Специально восстановил пароль, чтобы прокомментировать. Это шикарная игра! Сам буквально в декабре про неё вспомнил и долго-долго искал название, потом ещё дольше мучился с оптимизацией для игры на Вин 8, но, в конце-концов, это полностью стоило затраченного времени. Оказывается, Digital Tome занималась книгами - это, действительно, многое объясняет в плане сюжета и всей атмосферы игры, детальных описаний событий, диалогов и даже совершенно побочных историй. Видел комментарий одного из разработчиков игры под фанатским видео на Ютубе, к сожалению из-за недофинансирования продолжения игры (предположительно озаглавленном "Pillars of Avalon"), проект не состоялся. Было бы очень интересно получить достойное продолжение или предысторию данного шедевра. Приятно было узнать, что и здесь есть ценители Siege of Avalon! :) Кстати! Кто может посоветовать что-то из уже существующих игр, примерно сравнимых с Осадой Авалона по атмосфере? Не прочь поиграть как-нибудь.

1

Рад, что не один я такой задрот) Я думаю ближе всего будет классика D&D (Icewind Dale, Baldur's Gate) или Divine Divinity. Если по-свежее, то Pillars of Eternity. Кстати, расскажи как решил вопрос с оптимизацией

0