на главную
об игре

Десять лет назад: вспоминаем Sniper Elite

Те любители видеоигр, что могут похвастаться определенным стажем, подтвердят: выхода Sniper Elite никто не ждал. Нет, разработчики исправно пытались подогреть интерес видеороликами из грядущего проекта, но добились, пожалуй, обратного эффекта: как оказалось, игра о снайпере выглядит невзрачно. В окружении мутных текстур молчаливый дядька в неопределенной военной форме метко стрелял по грубовато выполненным моделям солдат, в которых с трудом угадывались красноармейцы. Легко могло сложиться мнение, что для нас готовят дешевую поделку, к тому же возмутительно непатриотичную. Впрочем, вскоре после релиза патриотизм привычно отошел на задний план: Sniper Elite дала действительно новые игровые ощущения.

С сюжетом игры связана отдельная история: будучи объективно неплохим, свежим и как минимум нескучным, он вызвал бурю негатива на постсоветском пространстве. Дело в том, что главный герой Sniper Elite — лучший снайпер армии США — стрелял не столько в последних, самых упертых фашистов, сколько в солдат СССР. На дворе стоял 1945 год, война стремительно шла к победе Союзников, и даже в Берлине остались лишь немногие кварталы, находящиеся под контролем нацистов. В это время командование американских войск предпринимает попытку завладеть ядерными разработкамі немецких ученых. И уцелевшие наци, и советская армия представляют собой одинаково досадную преграду для этих устремлений. Сквозь патрули красноармейцев наш снайпер прорывается с помощью верной винтовки, а недавние союзники подают бездыханными после метких выстрелов. Даже каменные сердца тинейджеров из ПТУ содрогались, когда раненый протагонистом боец на чистом русском — без привычного карикатурного акцента! — стонал и выдавал что-то вроде: «Товарищи, помогите! Всё, не могу больше, темнеет в глазах...».

Намеренно или случайно разработчики из Rebellion продемонстрировали реальную тактику некоторых особо изощренных снайперов. Еще во время Крымской войны 1853-1856 снайперы старались не убить противника, а ранить его. Крики раненых деморализовали солдат противника, а уход за ними истощал ресурсы врага. К тому же смельчаки, пытающиеся вытащить подстреленного товарища из-под огня, рисковали стать следующей жертвой стрелка.

Но сколь бы сильна не была бы обида за дедов, стоит признать, что британские разработчики не очень-то отступили от исторической истины. Ведь в реальности не успели солдаты двух армий — США и СССР — выпить по чарке вместе, встретившись на реке Эльбе на последнем этапе войны, как отношения держав начали ухудшаться; впереди были раздел Европы на политические блоки и продолжительная Холодная война.

Отдельно стоит вспомнить локализацию Sniper Elite от компании «Бука». В ней перелопатили весь сюжет, и главный герой стал советским военнослужащим и боролся сугубо с нацистами. Как воспринимать такую «глубокую локализацию» — личное дело каждого.

Игра смутила многих устаревшей графикой и сюжетом, но искушенные геймеры оценили главное: реалистичный и при этом зрелищный процесс снайперской стрельбы. Рядовой эпизод Sniper Elite выглядел так: герой с винтовкой за спиной бесшумным ужом долго и аккуратно ползет через руины и обломки к удобной позиции. Спешить не стоит, но и дремать не получится — автомобиль с целью вскоре появится на перекрестке и запросто может скрыться за углом. Устроившись поудобнее у разбитого окна, мы готовим оружие и ловим в прицел злодея в генеральской фуражке. Делаем поправку на дистанцию, после которой траектория пули начнет уходить вниз, сверяемся с направлением ветра, делаем упреждение, ждем момента, когда артиллерийские залпы утопят звук нашего выстрела в грохоте, задерживаем дыхание и жмем на спусковой крючок. Далее происходит то, за что многие простили игре и недостаток полигонов на моделях, и отсутствие модных эффектов: камера в изящном рапиде сопровождает пулю на всем пути от ствола до жертвы. Нечто подобное мы уже видели раньше, в боевиках о Максе Пэйне, к примеру, но студия Rebellion выжала из этого визуального трюка все соки до последней капли.

Достоинства Sniper Elite на этом не заканчивались. Игра демонстрировала один из лучших на 2005 год примеров искусственного интеллекта врагов. Солдаты действовали слаженно, под пули не лезли, а при обнаружении нашего снайпера устраивали настоящую травлю. Учитываю немалый размер локаций и их сложную структуру — изувеченные бомбежками многоэтажные руины, просторные военные базы, памятный аэродром из блистательной финальной миссии — подобная охота, в которой наш снайпер внезапно превращался из смертоносного хищника в загнанную дичь, предоставляла по-настоящему острые ощущения. Можно было попробовать схорониться в тихом подвальчике, но стоило помнить, что бдительные красноармейцы обязательно прочешут весь квартал.

Те любители экшена, что не стали удалять игру, скривившись от невыразительной картинки, вскоре замечали, что ее создателям удалось сгенерировать такую тонкую материю, как атмосфера. Берлин-1945 впечатлял. Пушечной канонадой на заднем плане, «собачьими боями» истребителей над головой, дымом, мусором и обрывками газет, которые ветер кружил над безлюдными улицами. Бранденбургскими воротами, в конце концов. Рассматривая в снайперский прицел бойцов противника, можно было заметить мельчайшие детали вроде нашивок, медалей и кокард на фуражках. Внимание к мелким деталям команда Rebellion проявила действительно пристальное.

А любители хардкора по достоинству оценили высокую — но не безумную — сложность игры. Помимо опасных стычек с толковыми врагами, Sniper Elite имела иные непростые аттракционы. Игра часто заставляла переходить в режим жесткой скрытности, наказывая доморощенных Рэмбо. В Sniper Elite, в отличие от дивизиона схожих проектов, пользователь действительно ценил каждый патрон и гранату. Здесь еще один реверанс в сторону реализма: взяв с остывающего трупа трофейный ППШ, не стоило удивляться, что боекомплект почти израсходован — боец успел вдоволь пострелять по вам. Наконец, арсенал снайпера требовал немалой сноровки в обращении; мины и динамитные шашки приносили результат лишь при умелом, аккуратном использовании, а растяжки приходилось ставить, лично «натягивая» мышью или курком геймпада проволоку.

Sniper Elite можно заслуженно назвать игрой не для всех, но свою аудиторию она нашла и удерживает до сих пор. С 2005 вышли два продолжения и веселое ответвление про зомби в фашистских касках. Любителям серьезного вызова и неординарного геймплея стоит попробовать самую первую игру снайперского франчайза, несмотря на прошедшие десять лет.

Комментарии: 13
Ваш комментарий

Она вышла десять лет назад???!!!! О_О Мне казалось только вчера качал/устанавливал. О боги как я стар...

5

Помню эту игру)))) Моя самая первая игра на пк)))

3

да, в то время это была не халтура. недостатки у первого "снайпера" есть, мне например всегда не хватало возможности залезть куда угодно - выбор позиции был слишком ограниченным. но тогда казалось что это временно, что скоро будет лучше и намного; что скоро технологии шагнут далеко вперед и разрабы этим воспользуются, чтобы сделать таки шедевр (учитывая, что особо делать то уже ничего и не нужно было - главное просто тупо не налажать). вместо этого, во второй части разрабы мало того что так и не смогли уйти от "КоД на снайперках", так еще и по сути выпустили вместо новой игры с новыми возможностями кастрированный ремейк первой части. т.е даже не смогли сделать полностью первую часть в новой картинке, чуть дольше посидев над редактором карт - вот не смогли же? ну бывает, чо 3тья часть помоему такой получилась, что ее даже и упоминать то не стоит рядом с первой частью. имхую: или разрабы берутся за голову и делают с геймплеем то, что у них 10 лет назад действительно не было никаких возможностей реализовать; либо не стоит тратить ресурсы и огромные бюджеты на пшик, который не окупится - чтобы потом без взаимных обид

3

ну не такой уж она и отстой(тем более изначально) 30 Sep 2015: Sniper Elite Series Sales Pass 10 Million в то время мне она нравилась даже больше, чем все КоДы, которые один раз пробежал и забыл. "снайпера", не найдя ничего интереснее, и в сингле еще пару раз прошел потом, и в мп еще лет 5назад народ сидел. как сейчас- не знаю. "зомби" - говно, и зря они туда скатываются

2

Первая игра лучше и интересней !!! Диск с Лицензионной игрой до сих лежит в моей коллекции и часто её пере-прохожу !!! Жаль что Разработчики игру не довели до ума !!! Напрягало - ограничение сохранок при 1 прохождении - поэтому специально делаю одно контрольное сохраничение в начале миссии и сохраняюсь далее уже на следующей миссии (зная что-где и как) !!!

2

Играл от начала до самого закрытия. Мультиплеер был просто супер. Если бы не закрыли, то играл бы и сейчас.

1

Щас играю в Снайпер Элит2 очень нравится советую любителям стелса

0

До сих пор считаю еë лучшей в серии(не смотря на устаревшую графику)Музыка и звуки на заднем фоне наиболее атмосферно вписались в антураж происходящего. Ремейк вот именно этой части не помешал бы.

0

По правде говоря серия изначально была между категориями "отстой" и "зашквар". зачем делать подобные флешбеки, ума не приложу.

-2

Эх, идеального симулятора снайпера как не было,так и нет. Можно много говорить об Элитном Снайпере, и это действительно ХОРОШАЯ игра... но как симулятор именно СНАЙПЕРА она далека от идеала. Это скорее симулятор диверсанта, сдобренный средненьким стелсом и скучными перестрелками... Вторая часть оказалась полным трешаком из за жуткой линейности, идиотского ИИ, корявых обязательных перестрелок и еще более корявого, просто ужасающего стелса. И это очень-очень обидно, учитывая что тут лучшая баллистика и прицеливание, которые я когда либо видел (правда была еще какая то отечественная поделка с достойно баллистикой) Зомби Наци - трешак не достойный даже упоминания... А вот третья часть интересный момент - игра как минимум неплоха из-за редкого стелса, не совсем линейных локаций и неплохой системы прицеливания.... но все портит странный ИИ. Стрельнул - отбежал на 50 метров- вернулся - тебя никто не палит - глупость несусветная.

-3

"Учитываю немалый размер локаций и их сложную структуру — изувеченные бомбежками многоэтажные руины, просторные военные базы, памятный аэродром из блистательной финальной миссии." - автор очень... очень-очень преувеличивает, хех.) Зачастую было 2-4 возможных пути (по которым могли прийти как сами враги, так и наш ГГешка), а нередко путь был всего один, так то нечего тут о сложной структуре заливать... Про последнюю миссиию вообще смешно слушать, это же почти чистый кал оф дути по постановке, однозначно самый слабый момент игры.)

-4

'А любители хардкора по достоинству оценили высокую" - еще одна наглая ложь даже на высшем уровне сложности игра не бросала супер вызова. Нет, я не хочу сказать что она казуальна, это конечно не так, но и назвать ее хардкорной просто язык не повернется.

-4