Существует множество игр, которые крепко стоят среди эталонов определённых жанров видеоигр, будь то шутер, RPG, RTS, пошаговые стратегии и т.д. Однако, иногда серии игр меняют свой жанр.
Два из наиболее известных примеров: серия Warcraft, о которой думаю вы и так наслышаны достаточно, и серия X-COM, что прославилась как, вероятно, лучшая серия пошаговых стратегий в истории геймдева, но при этом однажды отходила от этого жанра в 2001-м с игрой X-COM: Enforcer (была ещё The Bureau XCOM Declassified, тоже шутер от 3-го лица, которая официально тоже относится к серии XCOM, но скорее может считаться независимым спин-оффом, чем полноценной частью серии). Однако, в итоге все дальнейшие игры были именно в жанре пошаговых стратегий.
Но бывают случаи когда известные серии игр переходят в новый жанр ни один раз и порой навсегда отходят от первоначального жанра. Именно о таких трёх сериях я сегодня и хочу вам поведать.
SWAT (Police Quest)
Подробно о данной серии игр я уже рассказывал в одной из своих статей, поэтому не буду много рассказывать. Если вам интересно, оставлю ссылку на статью с подробным рассказом о серии.
Серия Police Quest, в дальнейшем переименованная в SWAT, является старейшей из всех в списке. В 1987-м она начиналась как графическая адвенчура. После она по разу становилась квестом с элементами стратегии и пошаговой стратегией в стиле X-COM. А в 2000-х закончилась двумя играми в жанре тактического шутера от первого лица.
Таким образом почти за 20 лет существования, серия трижды меняла жанр, но не смотря на это добилась больших высот, получив почти во всех частях признание критиков, хорошие продажи и добрую память фанатов.
Parasite Eve
Серия игр Parasite Eve является практически забытой, но всё же важной частью истории студии Square, для которой первая часть игры стала первой с рейтингом Mature (17+).
Первая игра была в жанре JRPG с элементами хоррора и вышла в 1998-м году на основе одноимённого романа в жанре ужасов, а в её разработке приняли участие авторы Final Fantasy. Первая часть имела большой успех, критики хвалили игру за кинематографичность, дизайн уровней, главную героиню и игровой процесс, сам автор книги Хидэаки Сэна похвалил игру, заявив что был впечатлён как разработчики превратили его роман в игру.
Square решились на продолжение и уже менее чем через 2 года в конце 1999-го вышел сиквел, который отошёл от жанра JRPG, став по сути клоном нашумевшей в то время (а ныне легендарной) серии Resident Evil (что неудивительно, ведь часть команды разработки состояла из нескольких разработчиков RE), принеся конечно и некоторые свои особенности. К 2004-му общее количество проданных копий перевалило за 1 млн. копий, а игра в целом имела неплохие оценки. Однако, после этого про серию забыли. В 2003-м году Square и Enix слились в одну крупную компанию и в дальнейшем выпустили немало игр по сериям Final Fantasy, Kingdom Hearts, Dragon Quest и Drakengard, и это не считая издания чужих игр.
Лишь в декабре 2010-го фанаты получили вместо третьей части спин-офф под названием The 3rd Birthday (иронично то, что первоначально 2-я часть задумывалась как раз как спин-офф, но в итоге создатели решили сделать полноценное продолжение), ставший игрой на портативной приставке PlayStation Portable, на смену которой через год придёт провальная PSP Vita. Игра вновь поменяла жанр, став ролевым шутером от 3-го лица. Игра как часть серии получилась спорной, но как игра для портативных приставок была вполне достойной. А также она дала игрокам концовку, которую можно считать завершением истории.
Итог. Все три серии игры были представителями разных жанров: JRPG, Survival и шутер. Если вы захотите опробовать данную серию, то первые две части были переизданы на Playstation Network, также, на все части есть эмуляторы, так что если вы ПК-боярин, то можете её оценить.
Аллоды
Двухмерная RPG с элементами стратегии Аллоды: Печать тайны, ставшая дебютом отечественной студии Nival, была одной из первых российских игр со времён Тетриса, что получила признание не только в СНГ, но и на западе. Сиквел был сделан уже через год и немногим отличался от первой части.
Однако уже следующая часть сильна изменила серию. Проклятые Земли хоть и не носит номерное название, но является частью серии Аллоды. Первоначально игра должна была называться Аллоды 3: Возрождение, но Nival ушли к новому издателю в лице 1C, а права на серию остались у издательства Бука, что в итоге привело к тому, что игра практически никак не связана с 1-й и 2-й частью. Но главное, что игра стала трёхмерной полноценной RPG, большую часть которой приходилось проходить по стелсу. Проклятые Земли была высоко оценена прессой, считалась на момент 2000-го года одной из лучших в графическом плане игрой на ПК (тени перемещались в реальном времени в зависимости от времени суток и это в игре начала века). Хоть в игре и были минусы, например если вы брали напарников (что будут с вами лишь на одном из континентов), то опыт распределялся неравномерно и в итоге в какой-то момент вы могли попросту быть не способны пройти игру (т.е. смысл в напарниках отпадает полностью). Через 6 лет выйдет слабое продолжение Проклятые Земли: Затерянные в Астрале с другими героями, которое получит плохие оценки, в основном из-за отсутствия инноваций и слабой боевой системы.
Но в 2010-м году Аллоды пошли по стопам Warcraft. Именно в этом году выходит ММО Аллоды Онлайн, которая имеет довольно спорную репутацию. С одной стороны, она стала одной из популярнейших ММО, сделанных в РФ, у неё есть шарм, свои особенности и отсылки. С другой просто бешеный донат... что неудивительно для игры free-to-play, издатель которой Mail.ru.
Таким образом, серия из RPG с элементами стратегии со временем стала ММО RPG, по пути побыв трёхмерным Stealth RPG.