Индустрия полна открытий чудных. Одни под видом блокбастера продают симулятор открывания лутбоксов, другие — распиливают продукт на дюжину платных DLC. Третьи, как случилось с коллективом THQ Nordic, выпускают в 2017-м официальное сюжетное дополнение к хиту десятилетней давности. В комплекте — целый класс персонажа, новая кампания, гора предметов… Звучит дико? Мы тоже сначала не поверили, но это правда: легендарной Titan Quest дали ещё один шанс взойти на Олимп. А если точнее — в Асгард. Воскресит ли это интерес к классике или ей пора в адское царство Хелль?
Для ответа придётся вспомнить далёкий 2006 год, когда жанр hack'n'slash был на пике популярности. В те славные времена олдскульщики продолжали рубиться в Diablo II: Lord Of Destruction, а любители чего покрасивее — в Sacred: Underworld или Dungeon Siege II. У каждой из них была уникальная вселенная, свои достоинства и недостатки. Однако их многое объединяло — вы знали, что делать, но плевать хотели на мир, сценарий и всё остальное. И вот в это болото ворвался поток свежих идей: Titan Quest.
Сочетание лучших «классических» и передовых геймплейных решений вместе с отличной графикой поражало. Здесь переплелись история и вымысел: реальные достопримечательности и персонажи соседствовали с мифическими. Коренным образом отличалась и система навыков: в Titan Quest давали комбинировать умения двух боевых школ из восьми доступных. Вышедший год спустя сюжетный аддон Immortal Throne лишь закрепил успех: больше гибкости в прокачке (ещё одна ветка талантов), известных чудовищ, персон, красивых пейзажей... По такой же формуле делалось и свежее DLC. Но, увы, в 2017-м инъекции дополнительного контента уже не помогают.
Шедевральная халтура
Оригинал использовал три самых узнаваемых пантеона: античный, древнеегипетский и азиатский. В нём всё было на своём месте, и когда персонаж из простого спасителя родной хаты становился могучим убийцей Титанов, никаких вопросов не возникало. С чего же начинается Ragnarök? «У нас праздник намечается, но там за воротами что-то шумно. Наверное, пираты. Поди, герой, разберись». Отличная задача для великого богоборца, одолевшего пару часов назад самого Аида! Разумеется, никаких пиратов за дверями нет: только тритоны-русалки да очередная хтоническая тварь, которую небходимо убить.
Убедительная завязка? И это лишь начало сценарных небрежностей! После боя вас находит загадочная воительница с севера, оставившая свой народ в трудную минуту — и всё ради личной встречи. «Поди, — говорит, — герой, спаси и нас от гнева богов. Вот только корабль пришвартован у чёрта на рогах, топай пешком через полмира». Из подобных поручений и соткан местный «сюжет». В оригинальных кампаниях одни квесты логично перетекали в другие. Здесь же вместо цельного повествования — наспех набросанный и притянутый за уши набор событий. Подобный подход прослеживается во всём — от добавленных островов до расширенных умений персонажа.
Мастер на все руны
Мастер рун — выбор для скандинавского легендариума простой и понятный. В антураж пятой кампании он вписывается идеально; в баланс и механику — не всегда. Кое-где даже прихрамывает логика. Понятно, откуда у героя — грека по происхождению — скиллы предыдущих школ. Но где в античной Элладе обучиться ратным навыкам викингов, которых и не существовало до VIII века? Серия никогда не претендовала на историческую достоверность, но это уже ни в какие ворота.
К слову, ключевая особенность Titan Quest — возможность сочетать два набора умений — тут проработана слабо. Раньше у любой (даже самой нелепой на первый взгляд) связки можно было найти точки соприкосновения. С новой веткой умений упор явно делается на ближний бой и силовые решения с магической поддержкой. Направление, связанное с ловкостью и стрельбой не проработано, а чистый кастер с поддержкой рун — слаб. На «нестандартом билде» можно осилить первую сложность и пройти вторую, превозмогая боль. Третья, скорее всего, останется непокорённой. Получается, что взять в руки две дубины, обложиться баффами и пойти крушить черепа — единственно верное решение?
Доступную экипировку постарались разнообразить: добавили как скандинавские мечи и топоры, так и метательное оружие разных цивилизаций. Теперь лукам есть сразу несколько альтернатив, с различной скоростью атаки и дальностью (быстрее стреляешь — меньше расстояние полёта снаряда). Наконец, стрелки могут использовать другие связки навыков и активнее уничтожать монстров на средней дистанции, переключаясь по необходимости на дальнобойное и медленное оружие.
Сломано всё, но пейзажи красивые
Что подкупало в Titan Quest десять лет назад? Целостность и продуманность вселенной. В пещере обосновались какие-то черти, не любящие яркий свет. Сатиры осаждают деревеньку. Рядом с заболоченным Нилом поселились рептилоиды, а по пустыне шныряют шакалы. Геноцид фантастическим тварям учинялся по простой логике — вы мир спасали, а они взбесились из-за воскресших Титанов. В пятой же кампании большую часть времени вам досаждают… бандиты.
Под стенами Коринфа расположился такой лагерь беззаконников, что армия спартанского генерала Леонида позавидовала бы численности и качеству обмундирования головорезов. После отбытия в северные земли ситуация улучшается незначительно — встречаются тролли, тролли-наездники на вепрях, сами вепри… Р — разнообразие. Плюс сектанты. Да, добрую треть времени вы сражаетесь с полчищами каких-то оккультистов с признаками славянской культуры. То посох солнца с чем-то подозрительно напоминающим коловрат на навершии, то восклицания «ну вот, капуста остыла».
Дизайн уровней же отличается настолько, что диву даёшься: словно две разные игры сшили воедино. Унылые коридоры с зубодробительным количеством высокоуровневых мобов перемежаются великолепными пейзажами. Заснеженные холмы сменяются припорошенными низинами. Тёмный лес превращается в высокогорье, где гуляет морозный ветер и растут густые кустарники и заросли можжевельника — словно из туристической брошюры, приглашающей открыть удивительный мир Норвегии. В таких местах сердце фаната бьётся с удвоенной частотой: хорошо-то как, красотища…
Города и побочные квесты тоже сделаны с любовью — как в хороших RPG вроде «Готики». Заблудиться в городе? Легко. Застрять на дюжину минут, расспрашивая о местных происшествиях, персонажах и легендах, — привычное дело, и в этом чувствуется влияние «новой школы».
Постоянное дежавю
Из-за дикого сочетания старого доброго Titan Quest и того, что разработчики постарались вынести из современных хитов, вас ни на минуту не покинет ощущение «где-то я уже это видел». Пейзажи напоминают о провинции Скайрим, отдельные квесты и задания — о Diablo III. В некоторых тематических зонах царит атмосфера безысходности и зловещей угрозы, как в Dark Souls. Да и общие заигрывания с «чужой» стилистикой выдают источники вдохновения авторов на раз-два. И чем-то это ощущение даже прекрасно.
Оригинал 2006 года радовал глаз пасторальными пейзажами, этого не отнять. Но чтобы изометрическая hack'n'slash научилась ещё и пугать окружением, заставляла с опаской заглядывать за угол и напряжённо всматриваться в туман? Это что-то новенькое.
Рагнарёк
Год назад классическую Titan Quest переиздали на мобильных платформах. Будь скандинавский апдейт приурочен к этому событию — никто бы и слова худого не сказал. Но на большом экране, в привычной обстановке, сидишь и… Увы, не то.
Несмотря на все «подтяжки лица», в 2017-м Titan Quest не выглядит современной. И дело не в ней, а в жанре, который за десять лет изменился до неузнаваемости. Пусть из конкурентов выжили немногие, но они — настоящие ветераны, закалённые в боях за целевую аудиторию и её кошельки. Серия Diablo сначала сформировала концепцию изометрической hack'n'slash, а потом через непрерывные доработки и упрощения возвела её в абсолют. Прокачка умений здесь была выпилена, как класс, вариативность практически нулевая, бал правит экипировка. Соревнуются в личном скилле, удаче и упорстве (вещи-то надо нафармить, прежде чем штурмовать рейтинговую таблицу).
Path of Exile аналогичным образом создали для онлайна, хоть и во многом противопоставили третьей «Дьябле»: максимум кастомизации, размеренная динамика, сложнейший крафт и торговля на аукционах. Что в Diablo планомерно пускали под нож, здесь берегли и развивали. Главное, что обе игры заточены под гринд и соревнование.
Что с остальными? Франчайз Sacred скорее мёртв, чем жив, Grim Dawn от авторов Titan Quest слишком долго ползла до релиза, The Incredible Adventures of Van Helsing — отличное развлечение, но на один раз.
Зато Titan Quest осталась собой. Это хорошая сюжетная RPG (старые-то акты хуже не стали) с кооперативным прохождением и десятками вариантов прокачки. «Классика не стареет», — скажете вы. И будете правы. «Но и не цепляет так, как раньше», — ответим мы. И тоже не ошибёмся.
Плюсы:
- лучшие механики из Titan Quest всё ещё работают;
- новое оружие разнообразит геймплей для лучников;
- от дизайна отдельных эпизодов захватывает дух;
- полная локализация (звук и текст);
- в игре появились штаны.
Минусы:
- дизайн некоторых противников, предметов и локаций;
- очень слабый сюжет новой кампании;
- местами озвучка персонажей отвратительна;
- баги с предметами и квестами.
Кто бы что не говорил...Старая добрая игра Titan Quest Отличная...Сюжетка мне понравилась...Обязательно ее ещё разок перепройду:)И кстати у Titan Quest до сих пор есть маленький культ игроков (ЗАДРОТОВ)
2006 жанр диаблоклонов уже был потрачен и непочетен а чуть поже от игр с тактической камерой и вовсе хотелось срыгнуть однако прогрессивное человечество понимало что будущее за qwe win and to press X стилистически титан квест отпугивала своим стилем и мифологий широченную аудиторию своей древней грецией египтом и прочим междуречьем что было как то малость стремновато. плюс там как то выглядело не очень серьезно все как то но за пришествием лет уже как то сложно дать оценку. все что было в титан квесте это физика и графон. шевелящийся травон и сатиры разлетающиеся по пузиксу. крутое освещении и бесшовность. Как сказали бы теперь некоторые ПеКа индивидуумы - игра без души. унылая и угрюмая с цветастым графоунзеном. с унылым копиистом из страниц учебника истории для 5-го класса примерно таким был титан квест. мы живем в эпоху, которую пека учоные назовут - эпоха ЭчДи ремастеров и переизданий, великого возрождения игор и обратной совместимости. для ностальгирующего игрока это добрый повод вернуться и помянуть игру детства дабы узрить воочию разницу между шедевральной горизонт хорайзон и величественной унчартор 4 конец дрейка было бы странным не правильным если дополнение делало из одной другою несовместимую с виндовс хп. в чем возможно и возможно упрекнуть игру то в недостатке эпичноусти. но ежели припомнить диаблу 2 там было в аддоне примерно то же но там был крутой финальный бос. а вот на счет озвучки как то не помню. по моему на дисковой версии она была. хотя я могу и пека ошибаться уже не помню чета
MunchkiN 616 большие ничего не пишу, никогда