на главную
об игре

Совсем не аддон: рецензия на Total War: Attila

Если вам казалось, что вторжение гуннов на территорию современной Восточной и Центральной Европы — это главное в Total War: Attila, то вы ошибались. Основной исторический процесс, показанный в игре, — Великое переселение народов, которое было спровоцировано как критическими изменениями в климате, так и слабостью границ Западной Римской империи. Нашествие тюркских племен лишь подстегнуло немало народов к переселению на Запад и Юг. Кампания Attila демонстрирует нам целый набор глобальных изменений в Европе, которые во многом и сформировали ее современный облик. Харизматичный Аттила и знакомые исторические события скрывают за собой намного более интересные и важные процессы.

В некоторых моментах Total War: Attila далеко ушла от своей предшественницы, Rome 2. Эта игра ни в коем случае не дополнение, как может сперва показаться, а самостоятельный проект, действие которого разворачивается в совершенно другой эпохе. Завершение античности приносит свои, новые правила игры. Западная Римская империя занимает Испанию, Галлию, часть Африки и остатки Британии, но находится на грани краха. Провинции то и дело бунтуют, еды практически нет, а доходы падают с каждым годом. Численность армии значительно уменьшилась, и легионы теперь комплектуются за счет романизированных племен со всех уголков империи. Основой армии стали копейщики, тактика ударных пехотных кулаков сменилась глухой обороной, а на помощь им пришла кавалерия.

С варварами все проще. Варварские государства франков, саксов, аланов, вандалов, вестготов и остготов — это вариации того, что уже было в Rome 2. Выделяются разве что вестготы, которые могут нанимать римские войска в захваченных имперских городах.

Гуннские орды практически полностью состоят из всадников, которые с самого начала обладают весьма неплохими параметрами. Управлять ими сложно. Осада городов часто превращается в кошмар, но вид конницы, рвущейся в атаку, впечатляет. Игра за гуннов подарит вам совершенно новые впечатления! Здесь важна быстрая реакция и продуманная тактика.

Разнообразие войск в Attila уменьшилось — оригинальные подразделения можно пересчитать по пальцам. Важную роль стали играть осадные орудия, без которых нередко просто не обойтись. Сами осады стали на порядок сложнее: штурм города без использования таранов и башен приведет к серьезным потерям. В то же время на их создание уходит не один ход. Города-сателлиты получили оборонительные башни и какие-никакие стены, что позволяет эффективно защищать их даже небольшим гарнизоном. Более сложные осады — то, что делает войну в Total War: Attila не такой, как прежде.

В механике управления государством тоже появились свои изменения. Система должностей стала более наглядной. Любого аристократа или вашего родственника можно назначить на подходящую должность, но начинать им придется с самого низа, пройдя через всю карьерную лестницу. При этом у каждой фракции должности хоть и незначительно, но отличаются, отображая реалии государственного устройства. Так, у римлян есть два претора, а у вестготов, соответственно, лишь один верховный судья. Чем выше должность, тем серьезнее бонус для персонажа. Кроме этого, появилось подробное генеалогическое дерево. Также увеличилось количество политических происшествий: в каждом конкретном случае вы можете принять решение, которое повлияет на ваше положение в государстве. Вернулся и параметр лояльности, который теперь играет большую роль. Любой персонаж, к которому вы относились наплевательски, теперь может поднять мятеж и устроить гражданскую войну.

Процесс развития персонажа тоже был изменен. Теперь мы имеем древо умений: чтобы развить последнее из них, необходимо сперва открыть все предыдущие. Развивать один параметр «авторитета» или «рвения» не получится. В этом есть и определенные минусы. Линейка умений получилась одинаковой для всех: и для полководцев, и для появившихся в игре губернаторов. Линейки развития армий построены по такому же принципу.

А вот исследования изменились не так сильно. Древо технологий приняло иной вид, но сохранило свою прежнюю суть. За некоторые открытия, правда, теперь придется заплатить. В условиях тотального дефицита финансов это порой серьезно задерживает развитие ключевых технологий.

В центре внимания теперь экономика. Если раньше деньги требовались в основном для поддержания армий, то сейчас они нужны практически для всего. Платить придется и за исследования, и за содержание построек, и даже выкладывать катастрофически огромные суммы на перестройку городов. Просто трансформировать город другой культуры в свой теперь не получится. Мало того, что это стоит значительных средств, так еще и требует немало времени. Из-за этого быстрая экспансия невозможна: попросту не хватит ресурсов. В Total War: Attila нужно постоянно следить за состоянием своей казны, иначе, даже имея большую империю, можно остаться без армии и потерять возможность что-то изменить.

Способов заработка стало больше. Появились такие параметры, как плодородность почвы и уровень загрязнения, и теперь в разных регионах приходится устраивать разные типы хозяйства. Где-то лучше растет пшеница, а где-то можно заниматься исключительно скотоводством. Игнорировать эти параметры не стоит, так как правильное использование провинций сулит значительные выгоды.

Во время Великого переселения народов некоторые города были заброшены или разрушены. Для их восстановления требуется потратить золото и значительное количество солдат. Застраивать их приходится фактически с нуля. С другой стороны, любая армия может уничтожить город, если вы выберете эту функцию при захвате. Позже эту территорию можно заново заселить своими людьми. Учитывая стоимость перестройки чужих столиц, в некоторых случаях полное уничтожение — самый правильный выбор.

Визуально Attila выглядит немного хуже, чем Rome 2. Даже столичные города на глобальной карте выглядят как забитые деревни, а римские поселения с трудом можно отличить от варварских. Выглядеть лучше стали разве что выстрелы: огненные стрелы просто потрясающие. Фоновая музыка тоже не отличается разнообразием. Похожие друг на друга «кочевые» мелодии звучат и при игре за варварские королевства, и при игре за Рим.

Пожалуй, главное беспокойство вызывает та же проблема, от которой страдала Rome 2 сразу после своего выхода. Ход в игре продолжается слишком долго. Конечно, до нескольких минут ожидания, как это было в предыдущей части, далеко, но в определенный момент на карте появляется столько новых фракций, что ждать приходится слишком долго.

Как мы уже писали, Total War: Attila — ни в коем случае не дополнение, а полноценная игра с измененной механикой и пересмотренным балансом между войной и экономикой. Кроме того, она стала значительно сложнее. Сходу захватить половину Европы уже не выйдет. Несмотря на определенные проблемы, Creative Assembly в очередной раз выпустила хорошую игру в серии Total War, в которую стоит сыграть каждому.


Total War: Attila

Рецензируемая версия игры: PC

Плюсы:

  • Улучшенный баланс
  • Грамотно обновленная механика
  • Проработанная система экономики

Минусы:

  • Некоторое внешнее однообразие
  • Однообразная музыка
  • Большая продолжительность хода

Оценка: 9.2

Вердикт: Total War: Attila – еще одна отличная часть популярной серии, которую лишь слегка портят небольшие недоработки. Впрочем, то же самое можно сказать и о любой другой игре из линейки Total War.

Комментарии: 65
Ваш комментарий

Уже предзагрузил на Steam. На такие стратегии денег не жалко. Жанр к сожалению переживет не лучшие времена. В целом отличная игра вышла!

48

Уверен это будет эпичная игра

25

Здорово! Усложнили геймплей, добавили кучу всяких мелочей. Приятно, что религию усложнили, экономику сделали глубже, особенно если учитывать влияние на неё плодородность почвы под ногами. Да и период раннего средневековья для меня интереснее нежели античность. Все равно играюсь в основном за варваров. Все таки, в пятом веке наей эры они уже были не такими голож0пыми, как в третьем до н.э. А как тут не ущепнуть богатую империю, которая не может себя защитить? Куплю летом, на распродаже, когда выйдет еще пара-тройка DLC к ней. Игра стоит своих денег. Такими темпами в Medival 3 разработчики настолько усложнят игру, что она будет представлять собой Crusaedr Kings с графоном и битвами. И это круто! P.S. Печально, что со времен Empire на карту не наносят кольский полуостров. Надейюсь в части про средневековье они исправятся, а то как же играть за брутальных норманнов-скандинавов тогда?

23

Блин,я в раздумьях,что выбрать -

Спойлер

кульную статегию с сочным геймплеем или ОРДЕР на 5 часов прохождения с 2,5 часами катсцен за 4к?

?

16

Бомбардировщик ответ очевиден

13

Кто бы что ни говорил, а сейчас Рим 2 стал годным. И этого уже никто не сможет оспорить. Думаю, что Аттила будет не хуже. Всё-равно особо движковых правок не делали. Так что я ожидаю годной игры. Особенно после убеждающих видео от Тямыча.

13

st029 отключаешь в опциях показ ходов ИИ и будет вам счастье, всегда так было с Тотал Варами

12

Toxa95 В Аттиле его внесли кстати, правда маленький кусочек, но уже можно играть за норманнов-скандинавов

9

Toxa95 Так не было в V веке еще викингов! Они совершали свои походы в VIII-XI веках.

9

Следующей частью поди будет Медиевал. И это круто. А после хотелось бы увидеть новую Империю

9

Ну, как обычно, ждем около года и играем в полноценную игру))

8

D.Artist не понравилась замена стильных карточек юнитов на убогие 3D модельки - иконки юнитов в принципе нормально смотрятся, вернулись к классике серии хотя в Риме 2 тоже не плохие были (свой шарм в них был) а вот 3Д модельки построек в городах таки убогие, придется каждый раз читать при выборе постройки ибо все картинки одинаковые почти, лучше они бы их сделали как в Риме 2 или в Риме 1\Медиевал 2

7

Я огромный исторический гик, и, в первую очередь, я был фанатом истории Древнего Рима в период его становления и расцвета. Затем вышла Barbarian Invasion, и перевернула для меня все. Моим любимым историческим периодом стала эпоха великого переселения народов и ранее средневековье. За это я в вечном долгу у CA. Пройти мимо Аттилы для меня сродни преступлению, жду зп. Пускай кто-то еще скажет мне, что игры ничему не учат. Когда-нибудь мои дети будут влюбляться в историю благодаря ним, как я в свое время.

7

Безусловно игры серии, включая эту отличные. Но меня расстраивает больше всего система ДЛС. предыдущие части покупал как только выходили, а потом появлялись дополнения, которые по одиночки покупать не имело смысла. в итоге лишь после выхода следующей серии можно было купить всю игру со всеми ДЛС, по той цене, по которой она стоила на момент выхода. ну может чуточку дороже, процентов на 50-75, в зависимости от количества ДЛС, но не больше. Рим последний который я купил и начал скупать дополнения когда выходили, в итоге довольно скоро понял что уже заплатил 200% за одни ДЛС, и они всё ещё продолжают выходить. Так что теперь буду ждать пока все вырезанные куски из игры добавят в игру и куплю за 150% лучше, чем буду пытаться покупать всё с момента выхода и заплачу в итоге больше 1000% Ну и по поводу скорости хода, правильно тут высказался "Dr.Schmeisser" Если в Настройках отрубить слежение за ходом ИИ, то ход быстро заканчивается, вне зависимости от того сколько фракций ты открыл.

7

D.Artist Крутая вообще оптимизация... которая в основном 1 ядро до чертиков нагружает, и т.е. в конце игры когда сходяться куча армий в боях. особенно, когда отряд стоит на уровне большого кооличество юнитов, игра превращаеться в сплошной стоп кадр.

6

serg5555555 Не чувак, я, например, не понял. Давай рассказывай, почему она стала неудачной?(Баги, лаги и дисбаланс на старте не в счет: это уже все исправили, да и проблемы на старте Empire: Total War были куда страшней.)

6

Бомбардировщик Так себе вброс. У тебя даже PS4 нет. Или на GameCube решил брать? Iasthope Да там только Дания и совсем мелкий кусок от полуострова, а хочется именно Скандинавию, чтобы совершать набеги на Англию, захватить Исландию с Гренландией (с Северной Америкой, ога). Размечтался я. Такая же карта с вероятностью 90% будет...

5

Anddruxa Ни разу такого не было, даже в ранних билдах игры. Если у тебя проц тот что в профиле, на нем бы игру я точно запускать не рискнул...

5

alexandr1988 Дак я про Средневековье и говорил. Мечтал, так сказать, о Medival 3.

4

Пока что не вижу особого смысла смотреть в сторону Аттилы, контента кот наплакал, будут баги и плохая оптимизация в любом случае, традиция уже. Рим 2 сейчас в самом наилучшем состоянии, огромное количество контента, оптимизация просто божественная, недавно запускал, игра шла 60 ФПС вообще без малейших просадок на версии 2.2.0 в очень масштабных замесах, ИИ подтянули заметно, модов целая куча и годных, доведенных до ума среди них достаточно, фракции есть любой вкус и т.д. Судя по обзору, не очень рад однообразию городов, в Риме с этим все ок было, а также очень-очень не понравилась замена стильных карточек юнитов на убогие 3D модельки, зачем они это сделали - не ясно... Так в целом впечатление положительное, потенциал у игры громадный.

4

Anddruxa сам ты гуамно! в твоих постах между строк ясно можно понять, что у тебя мозгов просто нет хватает на РИМ2, поэтому ты и обсираешь игру. достаточно было просто написать, что тебе игра не понравилась, только и всего. иди ОРДЕН купи за 4000. самое то для тебя игруха. ниче делать не надо, просто сиди кинцо смотри.

4

Обожаю игры этой серии, будем гамать как и в Рим и средневековье и т.д.

3

Отличная игра! Экономика и Бои стали намного интереснее. Теперь здания больше денег требует. Нужно следить за религией, загрязнение и т.д. Убрали в боях шанс выигрыша и остаток людей после хода. Радует. В роме 2 я в основном не сражался. Ну может так-пару раз за всю игру. Здесь же я по большей части сражаюсь(хотя если лень и большой шанс выигрыша, то пропускаю) Но вот оптимизация и отсутствие крови разочаровало сильно. Но все же игра классная.

3

Отличная игра! Усложнили геймплей, экономика стала глубже, религия тем более тоже усложнили, но она так и не исправило свои основные недостатки: из-за резервных фракции очередь после хода остался долгим и утомительным (иногда достигает очереди до 5 пяти минут) да и от оптимизации стоит оставить лучшее, оно было не ахти как и во 2-ом Риме.

2

Эх когда же империю сделают новую. Люблю 18 век

2

Блин, каждый раз играя в игры этой серии я смертельно скучаю по саундтрэкам Total War: ROME. Запилить бы их сюда. А то эти криворукие мелодии бесят больше всего. Никакой атмосферы не создают.

2

что-то подозрительно все на выход рима 2 похоже :)

1

Простите. Но Вы так критикуете эту игру, как будто Есть огромный выбор хороших стратегий... Эта наверное в топе из 5 лучших стратегий... Не услышал похвалы об этой игре и тем более конкретной похвалы за какие либо аспекты...

1

Завтра уже буду играть))

0

посмотрим что выйдет с Аттилы, думаю ОЧЕНЬ сложная часть серии будет

0

Так она ж токо завтра выйдет, а сегодня обзор О__О

0

Lawgun Выпуск игры-аддона это уже стандартная практика CA, тот же BI быль самостоятельным аддоном, как и FOTS, которые стоили ненамного меньше основной игры.

0

Долгий ход ИИ - это кошмар, прохожу мимо, пока не наладят.

0

первую недельку подожду и почитаю отзывы а там видно будет покупать или нет.

0
0

http://www.metacritic.com/game/pc/total-war-attila госпаде еще один хороший экз ПК...

0

Iasthope И все же игра вышла 11:00 17.02.2015

0

когда уже медивал 3 сделают

0

Надо как-нить приобщиться к серии таки.

0

Игра на первый взгляд очень даже не плоха, но стоит углубиться так сразу вылазят ощутимые - Например : после хода игра зависает на 2 минуты и развисает если вовсе не выкинет, компании довольно-таки сложное даже играя за вроде бы как легкую фракцию сталкиваешься с большими трудностями, что для новичка каким я в прицепе и являлся много не разбирихи (откуда и почему бежит армия или голод как бы подсказки включать то же не особо охота) Возвратясь к ходам Ну прям целая вечность между ходами если ещё и карта довольна хорошо открыта то можно успеть покурить . Так же к - можно отнести и загрузку битвы и выход из нее . Что можно сказать оценки 9 я бы ей точно не поставил хотя и очень ждал, a дал бы 6-7 м , ожет после апдейта что-то измениться !

0

могу сказать,что все каловые мелочи Рима 2 преобразованы в лучшую сторону в этой игре. Рим два раза ставил и удалял, а в эту активно играю. Очень хорошая игра, достойная предшественников, хотя пару модов всё равно закинул, радиус и на юниты.

0

Фуфло, а не игра не покупал и не собираюсь Рима-2 хватило, выйдет таблетка буду тянуть...

-1

D.Artist профиль составлен давно и не обновлялся, сейчас Ай-кор -5. у Знакомой тоже ай-кор 5 (Хасвел) наблюдались теже самые лаги, в раннем билде так вообще опа. А по факту Рим первый я перепроходил разными фракциями и т.п. во втором сил хватило лиш 1 раз его осилить,увы игра слив (был сделан предзаказ в Стиме,до сих пор плююсь и жалею потраченных денег на данное недоразумение ) Я конечно понимаю, что сейчас стратегий мало и т.п. ААА класса но увы... Рим-2 уж сильно подорвал мою веру в креатив. так что свои денежкм я потрачу лучше на ремастер Хоумворда, нежели на это... .

-2

Графон стал куда хуже,вместо понятных карточек заменили на стремные модельки но самое плохое это то что перенесли карту в верхний правый угол.

-2

Пока отличий от Rome 2 не заметил,воспринимается всё таки как аддон. FoTS более на самостоятельную игру тянул.

-2

Очередная попытка выманить деньги, не более. ROME 2 купил, а вот эти платные бесполезные дополнения не собираюсь...не стоят они этих денег!

-2

AlexKHAB C Дубами - Колдунами увы сложно спорить.

-3

Как всегда завышенная оценка для игры этой серии. Но хотя, учитывая отсутствие должных конкурентов в этом жанре, то оценка более менее адекватная.

-4

Как только выпустят длс с кровью можно будет брать , тобишь на летней распродаже

-4

лишь слегка портят небольшие недоработки.

Видать у аффтора склероз, а анон помнит и не прощает.

-6

Не надо "ля-ля". Я помню точно такую же историю с Total War Rome, когда вышла Barbarian Invasion и называлось это аддоном, а не новой полноценной игрой, которой нужно срочно ставить 10 из 10, потому что с Total War Rome 2 сильно облажались на старте и потеряли в деньгах, а всего-то надо было тестить лучше свой продукт и выпускать игру спустя год сразу как Emperor Edition. Достаточно просто сравнить масштаб этой новоявленной "игры" и Total War Rome 2, чтобы понять, что это аддон, как ни посмотри.

-8

По правде говоря не вижу никаких отличий от Рима 2. А учитывая что РИМ 2 это самая неудачная версия..Ну вы поняли, аттилу брать желания нет никакого

-8

serg5555555 да ладно, хуже Сегуна 2 быть не чего не может

-11

чтоб кто б не говорил, и какие рецензии не писал. Рим-2 гамно ( увы есть с чем сравнивать сами же креатив в этом постарались своими более ранними и намного более интересными проэктами) , а Атилла есть переделанный Рим-2 т.е. то же гавно тока с другим более специфичным запахом, увы.

-21

Пожалуй, пройду мимо и подожду Средневековье. Рима 2 хватило.

-32