на главную
об игре

Обзор Victoria 3 - стратегия с большой буквы

Большие, комплексные и глубокие стратегические игры, в последнее время, появляются довольно редко. Сложная разработка и небольшая аудитория любителей подобного жанра останавливает многие компании. Но если такие игры выходят, то они оказываются идеально ограненными алмазами. И хвала Paradox Interactive, что Victoria 3 получилась именно такой.

Стоит сразу понимать, что новичков жанра глобальных стратегий в общем, и игр серии Victoria в частности, новинка может испугать. Она будет выглядеть крайне непривычно, а интерфейс с множеством вкладок и опций введет в ступор. Но вся магия заключается в том, что это только на первый взгляд. Игра, на удивление, очень лояльна к новичкам и помогает в себе разобраться.

Действие игры происходит в промежутке с 1836 по 1936 года. К этому моменту Европа успела оправиться от Наполеоновских войн, Великобритания начинает утрачивать экономическое и политическое лидерство, а на дальних берегах южной и северной Америки начинают возникать новые силы, которым предстоит сыграть решающую роль в формировании картины мира. Этот период истории реального мира богат на события, открытия и глобальные перемены, так что погрузиться в него с точки зрения стратегической игры само по себе интересно.

Вам, как игроку, предстоит взять под свое управление одну из стран, и постараться приложить все усилия, чтобы она продолжила свое существование на карте. На самом деле, как таковых понятий “Победа” или “Поражение” в игре нет. Цели на каждую партию вы устанавливаете себе сами, а не конфликтность большинства стран позволят даже державе с уничтоженной экономикой и раздираемой гражданскими восстаниями худо-бедно дотянуть до 1936 года. Так что да, в Victoria 3 важен не столько результат, сколько процесс.

И процесс тут — мое уважение. Для людей знающих невероятная комплексность Victoria 3 вполне понятна, но для людей не особо понимающих, что их ждёт, я постараюсь провести понятную аналогию. Представьте себе велосипед. Красивый, современный, с переключением скоростей и какой-то электроникой. Вот это Civilization VI. А Victoria 3 — это некий футуристичный, и вроде как двухколесный, транспорт которым с первого взгляда даже непонятно как управлять. Но это непонимание вызвано не какой-то зашкаливающей сложностью, а тем, что вам дается возможность контролировать буквально всё.

И про контроль всего — это было сказано не для красного словца. Игрок может (и должен) выбирать направления развития технологий и общественных норм, определять развитие каждого региона путем постройки зданий, распределения налогов между слоями населения, способов ведения той или иной деятельности и общего внимания к инфраструктуре и культуре. Цены на сырье и продукты также под вашим контролем, не говоря уже о политических взаимоотношениях, которые куда сложнее схемы “друг, враг и нейтрален”. А я уже поминал про политический курс и распределения влияния и поддержки различных слоев населения?

И все вышеперечисленное — это даже не начало, а, скорее, перечисление пунктов интерфейса. Любое принятое вами решение отражается более чем в одной области. Решите строить фермы — помещаете промышленникам. Захотите нарастить производство полезных ископаемых — крестьяне вас осудят, а рабочий класс потребует улучшения условий. И в Victoria 3 нет каких-то абсолютно хороших или плохих решений. У всего есть свои последствия, которые вполне ожидаемы и близки к реальности. Вот, казалось бы, что плохого в том, чтобы улучшить инструменты, подняв качество и эффективность работы фермерских хозяйств? Все правильно — труд может упасть в цене, или фермам потребуется меньше работников. Нужно это заранее учесть и подготовить “пути отхода”.

Помимо того, что любое решение является непростым, у вас всегда есть несколько вариантов достижения ваших целей. Предположим, есть проблема: слишком низкая стоимость древесины на внутреннем рынке. Сбыть её соседним странам не получится — у них с древесиной все в порядке. Как поступить? Victoria 3 не даст вам четкого ответа (даже в процессе того, что именуется “обучением”), но её инструментарий предлагает огромное количество вариативности. При этом каждый выбранный путь решения, может иметь долгосрочные последствия. Может быть протяните новый торговый путь до другого континента, в будущим получив сильного союзника? А может пора начать активное строительство и улучшение уровня жизни и транспортной доступности в регионах? Или закрыть часть предприятий, переводя экономику на другие ресурсы? Или скупить еще больше древесины, чтобы через 30 лет диктовать цену всему миру? Решать вам, и только вам.

Так, что-то я вас совсем запугал. На самом деле все описанное выше — это детали. Если вы хотите просто процветать, то достаточно следить за четырьмя показателями в левом верхнем углу. Если они всегда увеличиваются, то в вверенном вам государстве всё стабильно. Но это просто скучно. В таких масштабных играх куда интереснее задаться вопросом “А что, если…?” и идти реализовывать задумку. Тут инструментарий, который предлагает Victoria 3 работает на все 200%. Закрепить присутствие Великобритании в Северной Америке? Да кто ж вам мешает. Сделать из Швеции сверхдержаву? Если на то будет ваша воля. Используйте политику, заключайте союзы, давите на страны и улучшайте положение жителей собственной страны — и у вас все получится.

Но один вам совет — лучше не начинайте войны. В большинстве глобальных стратегий ваш покорный слуга имеет привычку играть от агрессии, как только создает достаточно крепкую экономику и производство. Видя уровень проработанности и взаимосвязанности Victoria 3 я долго не решался следовать своим привычкам, но долг обзорщика заставил меня посягнуть на земли соседнего государства. просто так пойти и объявить войну не получится. Для начала, нужно немного “ухудшить” свои взаимоотношения со своим будущим противником, во всеуслышание заявить, что какой-то регион вам интересен, и если звезды сойдутся верно, то можно будет начать захватнические действия. При том лучше сразу понимать чего вы хотите — может вам достаточно контроля над территорией или зависимости другого государства? Далее, еще до начала конфликта, вам нужно привлечь на свою сторону союзников, дав определенные обещания (смену режима, передел территории и т.п.). И дальше начинается очень долгий и сложный процесс.

Поверьте, если вы считаете, что роль в войне должна ограничиваться передвижением фишек по глобальной карте, то вам не понравиться быть главнокомандующим в Victoria 3. Нужно принимать решения и касательно передвижения ваших войск, и по работе с населением охваченных конфликтом территорий, и общей стратегии наступления. Может быть, стоит отдать какой-то регион и ударить с моря, а может не стоило помогать союзникам в заранее проигрышной битве? А ещё технологии производства оружия оставляют желать лучшего, ведь нарезные стволы появятся через пару месяцев.

И самое удивительно в этом, что несмотря на возможную душность всего написанного выше, Victoria 3 очень интересная и увлекательная. Вы сами не замечаете, как включаетесь в процесс, в то время как еще 10 минут назад не могли понять как построить больше сталелитейных заводов.

Пару слов о графике и музыке. Визуально игра выглядит приятно. Интерфейс может показаться перегруженным, но это не так — он максимально удобен и продуман. Вам даже не приходится запоминать, что и где находится. В крайнем случае — можно включить показ подсказок, которые помогут быстро сориентироваться за что и какой пункт/кнопка отвечает. Карта мира, на удивление, проработана. С геймплейно точки зрения нет большого смысла в максимальном приближении, однако даже тут разработчики не стали халтурить и уделили внимание деталям.

Музыкальное сопровождение ненавязчивое, приятное и состоит из мелодичных оркестровых композиций. На хорошей акустике и в правильном расположении духа под OST Victoria 3 можно приятно отдохнуть, представляя себя аристократом на живущим на рубеже веков. И это то что нужно, для подобной игры.


Такие игры как Victoria 3 заставляют, с одной стороны, грустить о том, что стратегические игры выходят редко, и особого выбора у любителей этого жанра нет. Но с другой — уж лучше получать редкие, но добротные игры, чем поделки бездушных конвейеров.

P.S. Весь текст в игре полностью переведен на русский язык, так что с пониманием происходящего проблем будет чуть меньше.

Плюсы:

  • Глубокие и проработанные механики;
  • Приятный визуал;
  • Атмосферный саундтрек;
  • Затягивающий геймплей;
  • Низкий “порог вхождения” и дружелюбность к новичкам.

Минусы:

  • Чересчур сложная экономика;
  • Явный уклон в дипломатию.

Оценка: 8.0 из 10

Вердикт: Victoria 3 — это, практически, идеальная глобальная стратегия, которая точно понравится фанатам жанра, и может увлечь новых игроков. Если вы хотели попробовать что-то подобное, но всегда боялись, то Victoria 3 сможет стать лучшей первой игрой.

Комментарии: 42
Ваш комментарий

Минусы:

Чересчур сложная экономика;

54

вот вот в играх от парадокс это не минус это фича

28

У всего должны быть разумные приделы. В какой-то момент ты ловишь себя на мысли, что тебе проще смириться с потерями и оставить все как есть) Немного перемудрили, правда.

-3

В прошлой части экономика тоже была непонятной, но это было не из-за сложности, а непроработанности и отсутствия глубины, дай бог что вы имели ввиду простой шок казуала

7

тогда ждём, пока дополнениями допилят.

2

Игра почему-то хуже 2. Нужно ждать дополнения. Как с крусейдерс, там без доп и обновлений делать нечего

3

Сложная экономика? Это шутка? Там товары лишние в конце дня просто исчезают)) Сложная, блин, экономика))

19

по сравнению с предыдущими играми парадокс - эта откровенно слабая

8

Думаю проблема как всегда в том что игру опять загоняют в рамки. Сделали бы уже что-то в стиле Age of Empires, только в своем сеттинге и думаю народ был бы

-3

Зачем делать суррогат и пародию на Age of Empires, если есть сама Age of Empires?

1

Эх 2 вика в моём сердечке

7

вряд ли можно поверить вашему обзору, когда ценители стратегий её "уничтожили" отзывами в стиме.

5

То чувство, когда минусы (в понимании автора) - это плюс для тебя, фаната второй части)

3

Вчера поиграл несколько часов.

Реально уныло, ЦК3 или стелл реально интереснее.

Сидишь на своих территориях в центре Европы, развиваешь области. Все. Весь геймплей.

2

А ты что маляром хочешь быть и красить всю карту?

7

нет, но и строить домики ради непонятной цели - тоже

1

конечно, что за цель кому-то домики строить, пущай сами строятся)

1

Угу, игра, в целом, не плоха. Только одно мне поясните. Вот строится промка, инфраструктура, урбанизация растёт. Рынок наполняют промышленные товары... Как, самка собаки, уровень жизни при этом умудряется не возрастать, а порой даже падать, причём в такие низины!? Товары относительно дешёвые, налогообложение, на позднем этапе игры, сделал прогрессивным. Все товары присутствуют, разрабатываются. Но уровень жизни скачет вниз, радикалы от уровня - РАСТУТ, и их никак не снять! Итогом стало то, что против меня пол-России встало в революции.

Как, скажите мне, играть с этим уровнем жизни? С читами только?

2

Давно же известно, что чем лучше условия жизни, тем больше сомневающихся что "тигре мяса не докладывают" и растет недовольство. Люди хотят меньше работать и больше получать, от этого стремление к смене "проворовавшейся власти". Реальный пример - Ливия, достаточно обеспеченная страна была, которую разрушили собственные жители.

-7

хз я рашку сделал топ1 в мире к концу игры. Мне понравилось очень.

-4

Тоже с радикалами бодаюсь, более менее помогло подавление оппозиции, с 200к радикалов до жалких пары тысяч и 500к патриотов

1

Стратегия с большой буквы Цена. Если бы параходы не отменили для всех стран региональные цены...

Плюсы:

Глубокие и проработанные механики; - ага га, на релизе у параходов, верим верим. Через сколько патчей и длц кардинально поменяют механики?

Приятный визуал; - главный плюс для стратегии

Атмосферный саундтрек; - второй важный плюс для стратегии

Затягивающий геймплей; - это параходы, изменят еще по десятку раз все

Низкий “порог вхождения” и дружелюбность к новичкам. - дотеры заинтересуются?

2

Пока что, слишком сырая, слишком недоработанная и странная очередная стратежка от Параходов. Как бы не повторила участь императора Рима

2

Корректором пользуйся ради Бога. Без слез на сей опус не взглянешь.

1

Короч сотнями часов зависать в ней

1

Вот почему в open-source нет таких фанатов...давно бы наплодили, хотя бы внешним видом, чем содержимым.

1

это херота, а не стратегия... автор настоящих стратегий не видел

1

Игра норм мне понравилось, ток достали вылеты.

1

На мой взгляд кастрировать военку было слишком глупое решение, она как могла заставлять игрока проявлять вовлечённость в игру, а так выходит симулятор ожидания, поставил что нибудь строится и исследоваться, а затем ждёшь, с войной также поставил строится сделал пару изменений, провел пара дипломатических действий и ждёшь сначала начало войны, а затем её окончание

-2

Стратегия с большой буквы - Это RED ALERT

-2

Скорее 4X динамика, вовремя зашедшая детям в 00-х

1

Это что, миру - мир? Нет войне? Абсолютно не интересно. Строить ради того что бы строить, полный бред. Развитие и строительство нужны для наращивания сил и возможностей в войнах! Без милитаризации любая стратегия пустышка.

-2

Нет. И цива слишком легкая

4

циву сравнивать с викой это как репу сравнивать с космическим линкором оснащенным варп двигателем и плазма пушками

1

Только вместо шестигранников там "регионы" и, вроде как, нет ни онлайна, ни генератора случайных карт.

1

Для кого они штампуют эти унылые таблички

-6

Известно для кого! Для обитателей всяких "хрущевских фавел" такие игры позволяют переиграть историю своего безликого безвестного "гондураса". А так как население подобных стран часто ещё и любители не слишком качественного спиртного, то для их хмельного мозга и придумали игру, где можно не напрягаться стрессами, никуда не надо спешить, не изучать построения войск, не выбирать высоты, не планировать город и осаду города соперника. Сиди себе над кроссвордом и щёлкай клювом по всплывающим сообщениям. Ни стратегии, ни тактики - одни лишь сообщения: "Барон де Голодран сумел убедить смердов, что он лучше герцога Вонюччи! ОК/Отмена/Сарказм".

-2