В фэнтезийном мире под названием Ивалис, где магия и технология переплетаются, разворачивается эпическая история Final Fantasy 12. Воинственная империя Аркадия вторгается в небольшое, но гордое королевство Далмаску, и спустя два года после поражения и оккупации юный вор Ваан пробирается в королевский дворец. Там он встречает принцессу Аше, законную наследницу престола, которую все считали погибшей. Объединившись с неожиданными союзниками, они отправляются в путешествие по землям Ивалиса, чтобы найти способ избавиться от тирании Аркадии и вернуть свободу своему народу.
Двенадцатая часть Final Fantasy привносит свежее дыхание в серию, представляя инновационную боевую систему "Active Dimension Battle" (ADB). Теперь сражения происходят в реальном времени прямо на игровом поле, без переноса на отдельную арену. Однако игроки по-прежнему могут использовать специальные меню для назначения команд своим персонажам, приостанавливая бой на время принятия решений. Арсенал доступных команд включает в себя атаки, магию, техники, использование предметов и уникальную систему «Гамбитов», позволяющую настраивать поведение персонажей в бою. Кроме того, в игре присутствуют «гостевые» персонажи, которыми управляет искусственный интеллект.
К другим нововведениям относится система гамбитов — мощный инструмент, позволяющий игрокам заранее определять действия персонажей в бою при возникновении определённых условий. Каждый гамбит состоит из трёх частей: цели, действия и приоритета. Цель указывает на дружественного или вражеского персонажа и содержит условие выполнения действия. Действие — это команда, которую необходимо выполнить, а приоритет определяет порядок исполнения гамбитов, если срабатывает несколько одновременно. Благодаря этой системе персонажи могут сражаться автономно. Но игрок всегда может вмешаться и отдать приказ вручную, который будет иметь наивысший приоритет.
В Final Fantasy 12, как и во многих других ролевых компьютерных играх, развитие персонажей происходит через накопление очков опыта после победы над противниками. С каждым новым уровнем характеристики героев автоматически растут, улучшая их боевые возможности. Максимальное количество очков жизни определяет, сколько урона персонаж может выдержать до гибели, сила влияет на физический урон, а магия — на эффективность заклинаний.