"В некотором царстве, в некотором государстве жил да был Иван-кузнец, с виду храбрый молодец!.."
Примерно так начинаются некоторые народные сказки, где главный герой борется со злом на родных просторах, помогая простым жителям и выполняя волю батюшки-царя. Именно такой сюжет лег в основу новой игры Yaga, вышедшей на многих платформах 12 ноября. Но повторяет ли игра в точности славянский фольклор? Хороший ли конец у этой сказки? Всегда ли добро побеждает зло, а глупые и высокомерные люди остаются ни с чем? Постараемся разобраться во всем по порядку.
Мал бывал – сказки слушал, а вырос – сам стал сказывать
Созданием игры занималась румынская студия Breadcrumbs Interactive, основанная в 2016 году. Ранее компания несколько лет работала в области мобильных устройств, и однажды решила попробовать себя в разработке полноценной игры.
Идеи шли в разброс, мы бились головой об стену, карандаши были сгрызены, и в конечном итоге мы решили объединить нашу любовь к "рогаликам" и к повествовательным играм на основе выбора.
Так разработчики рассказывают о том, как создавалась данная игра. Yaga объединила боевую систему, основанную на навыках, с принципами Roguelike-игр, они же "рогалики" (поджанр ролевых игр, основными атрибутами которых являются генерируемые случайным образом уровни, пошаговость, и необратимость смерти персонажа). Всё это завернуто в повествовательный слой, который исследует славянскую культуру и устное повествование.
Это только присказка, а сказка впереди
Игра начинается с рассказа Бабы Яги о том, как неуважительно с ней обошелся царь, и она, дабы отплатить за неучтивость, прокляла его, указав, что свергнуть царя сможет только тот, кого преследуют ужасные несчастья. Но убить этого народного мстителя напрямую нельзя, так как владыка и его государство обратятся в прах. Царь, сделав выборку и проведя исследования, обнаружил, что Иван-кузнец идеально подходит на эту роль. И, чтобы избавиться от своего оппонента, царь вынужден придумывать неосуществимые цели, которые в конечном итоге должны привести к смерти кузнеца. Отсюда и появляются квесты - найди то, не знаю что, пойди туда, не знаю куда.
В сказках всё есть, да в руках ничего нет
Всю игру мы помогаем Ивану выполнять приказы Царя, какими бы они безумными ни были. Пройдя обучение и узнав, как кузнец лишился руки, мы приступаем к основному сюжету. У Ивана есть только при себе молот и хлеб, восполняющий здоровье, печь с наковальней, где можно улучшать и трансформировать оружие, и дом с матушкой, которая желает своему сыночку лучшую невесту. На протяжении всей игры Бабуля дает нам важные подсказки и родительские заветы. Именно мать рассказывает кузнецу о всезнающей Бабе Яге, которую необходимо задобрить прежде, чем просить у нее совета. Подарки для Яги необычные, и достать их можно в деревне у местных жителей, которые просто так ничего не дадут. Вот и приходится помогать населению и выполнять их поручения, чтобы хотя бы увидеть колдунью. Выполнив все поручения в деревне и задобрив Ягу своими подарками, Иван получит ответ на любой вопрос. Костяная Нога, готовая помочь нам во всём (в своих корыстных целях), укажет, куда должен главный герой отправится и кого побороть.
Жизнь, как в сказке, чем дальше, тем страшнее
На пути Ивана встречаются различные недоброжелательные существа, которых можно победить силой и смекалкой. В верхнем левом углу экрана расположены наши показатели здоровья и выносливости, за которыми нужно следить. Если Выносливость кончилась, то Иван не сможет драться или увернуться от атаки. Необходимо даже в бою делать небольшие передышки. Восстановить показатели можно зельями и едой, но они увеличивают показатель невезения, который расположен ниже основных характеристик.
Если полоска Невезения заполнится, то кузнеца настигнет Лихо, которое отберет случайные предметы из инвентаря. Лично у меня Лихо забирал улучшенное оружие и талисманы, которые защищали от негативных эффектов. Также Невезение можно увеличить, если выбирать определенные ответы в диалоге с персонажами (эти ответы помечены глазом, как на картинке выше) или попросить благословение в дорогу от священника или целительницы.
Дураки только в сказках удачливы
От выбора ответа зависит, какой у вас получится Иван и какой конец будет у сказки. На это также указывает начальное меню игры, где говорится, что это твоя история, которая может быть рассказана по-разному. Вы можете сделать так, чтобы у вас был Иван-дурак, который готов взять в жёны даже Бабу Ягу, а можете быть Праведным Иваном, который всем помогает и выгоды не ищет. Также в игре есть несколько концовок, которые необходимо увидеть самим.
Вы также можете повлиять на удачливость и характеристики главного персонажа, выбрав определенный день, когда Иван отправится в путешествие, и даже временной отрезок, к примеру, утром, когда кузнец только что восстановил свои силы и готов идти в бой.
Оружием овладеешь — врага одолеешь
Отдельно нужно остановиться на системе крафта и улучшения оружия. Начальное оружие - молот, который можно и нужно улучшать, чтобы быстро расправляться с врагами. Со всех существ, которых мы побеждаем, выпадает золото, руда, различные предметы, например, зубы или тёплые камни. Можно при переходе между локациями покормить ворона, который также может принести руду и редкие ресурсы, но только по одной штуке за раз. Сначала вы выбираете оружие, которое хотите улучшить. Затем во второй слот вкладываете ценный металл, который делает предмет более прочным или удачливым. В оставшиеся 3 слота можете положить найденные предметы, которые дают различные улучшения (например, защита от нечисти или разряд молний по врагам). Так вы сможете скомбинировать отличное оружие, которое не подведет в бою. Улучшать можно не только молот. Во время путешествия вы найдете различные оружия-насадки на правую отрубленную руку кузнеца (крюк, цепь, серп, медвежья лапа и другие), которые работают как вспомогательные средства.
Хороша сказка, да последняя
После гибели можно воскреснуть на том же месте, но с половиной здоровья и только один раз. Если умереть на той же локации второй раз, Ивану придется вернуться в безопасное место вне локаций, потеряв или сломав что-то из инвентаря, и пройти весь путь заново. Но всё уже будет по-другому: карта другая, случайные события новые, даже враги появляются теперь в других местах. Благодаря рандомной генерации мира вы не заскучаете, игра вам не даст расслабиться.
Сказка ложь, да в ней намек
После каждой успешно пройденной миссии нам дают выбрать "урок", который будет нам помогать в дальнейших испытаниях. Я выбирала то, что больше всего поможет Ивану, к примеру, помогая другим людям, Иван полностью восстанавливает свои показатели здоровья и выносливости, или, победив очередного врага, у кузнеца снижается показатель Невезения. Такой "урок" остается с нами до конца игры и поменять его нельзя.
Подводя итог, скажу, что игра основана на славянских сказках. Вы встретите не только широко известных персонажей фольклора (Кащей, Баба Яга, Марья Моревна и т.д.), но и таких, о которых не слышали (Букавац, Полудница, Полевики и др.). Как и говорилось выше, концовок в игре несколько, и от вас зависит, будет ли она хорошей для всех или грустной для кузнеца. Конечно, в итоге, всегда добро побеждает зло, но урок для каждого не в этом, а в том, что за свои поступки надо отвечать. Сказка вся, больше сказывать нельзя!
Спасибо за внимание!
Без русской озвучки играть в игру про славянский фольклор - ну, такое себе.
Ivan Urgant Нормально все играется. Тот же третий Ведьмак не только идеально воспринимается с английской озвучкой, но и должен играться исключительно с ней, если кто-нибудь по-настоящему хочет проникнуться сюжетом и героями.
Your Hair is Beautiful О да, особенно имена в английском варианте максимально аутентичны)) Погугли "Трудности Перевода" на 3-го ведьмака, там всё про английскую озвучку расписано по фактам.
Your Hair is Beautiful Слушай, пиши свои комментарии на ПГ теперь только на английском. Вдруг эти твои потоки лютейшего порожняка действительно будет лучше смотреться и восприниматься на английском языке?
Your Hair is Beautiful Слишком жирно, даже для вас.
Your Hair is Beautiful Та вы шо, правда штоль? И с чего бы тогда актера, озвучивающего Геральта, Реды назвали лучшим среди всех? Но нет, польские имена, названия и фольклор куда аутентичнее звучат на английском. "Tsiri" или там "Vodjmack", да? --- Кто-нибудь, верните ее обратно в розовую страну Барби и Пони.
Игра прикольная, музон шикарный))) Жаль только нет русской локализации...
Однорукий перс, меняющий насадки. Как оригинально. Прямь ДМК5 на минималках.